В современном мире ничего не стоит на месте. Куда ни посмотри, везде можно проследить глобальные изменения новизну и современные технологии. То же можно сказать и о компании «Скаэтон», которая под воздействием развития этого тренда изменила вектор своей работы в пользу разработок и производства беспилотних авиационных комплексов (БАК).
Компания разрабатывает и поставляет беспилотные летательные аппараты (БПЛА) класса «малый тактический», и сверхлегкие самолеты. Видение развития компании заключается в разработке высокоавтоматизированных авиационных платформ, назначения для использования в сложных условиях и отдаленных территориях. Одним из таких решений является Raybird 3 — беспилотный авиационный комплекс серийного производства класса «малый тактический» для различных долговременных миссий, ISTAR решений и поисково-спасательных операций.
О том, что авиационно-производственной компании ООО «Скаэтон» удалось на рынке, в интервью ИА «ОПК» рассказал директор предприятия Николай Николаевич Топтун.
Николай Николаевич, я слышал, что компания «Скаэтон» была основана в 2006 году и делала упор на разработку легких спортивных самолетов? Как изменилась концепция работы компании в последующие годы, и какие главные направления деятельности после начала российско-украинской войны?
В 2006 году была создана авиационно-производственная компания «Скаэтон», и мы действительно разрабатывали и выпускали легкие спортивные самолеты. В 2015 году было принято решение о разработке беспилотного авиационного комплекса (БАК) тактического класса. Я не думаю, что война, каким то принципиальным образом повлияла на наше решение. Скорее – это общая концепция того, что во всем мире в авиации, автотранспорте человек вытесняется роботами от управления и, когда пройдет 10 -15 лет, людям не будут давать ни летать на самолетах, ни управлять машинами. Все будут делать автопилоты и роботы. Понимая это, мы пришли к такому решению и взялись за эту непростую задачу.
— Существуют ли у компании конкуренты в Украине в ее сегменте деятельности?
Мы считаем, что конкурентов нет, но это очень неоднозначно. Наши БАК относятся к классу малых тактических беспилотных аппаратов весом до 25 кг и временем полета 10 и более часов. Я не знаю других компаний в Украине, которые обладали бы подобными параметрами.
На данный момент компания специализируется лишь на создании тактических беспилотных аппаратах?
Для того, что бы сделать что-то хорошо, необходимо сосредотачиваться и концентрировать усилия на чем то одном. Или на узком направлении, как это в войне, например, для того что бы прорвать оборону соперника нужно сосредотачивать удар на узком участке фронта, также во всех сферах. Пытаться сделать все одновременно – это значит не сделать ничего или сделать все плохо. Мы разработали и выпускаем один тип беспилотного авиационного комплекса — это Raybird-3 для международного рынка. Также есть версия и для Украины. Цифра «3» в названии – это не версия, а размах крыльев. Эти два беспилотных авиационных комплекса отличаются некоторыми параметрами, как отличается военная техника и техника двойного назначения. В частности для гражданской версии отсутствует шифрование и т.д. По времени полета и по дальности они практически одинаковые.
Как вы видите перспективу работы «Скаэтона» на международном рынке? Является ли вектор работы «на экспорт» более благоприятным для компании в коммерческом плане?
Однозначно, потому что внешние клиенты покупают за коммерческую цену. В Украине для наших военных норма прибыли ограничена на покупные изделия 1% и на работы до 20%. По сути, в сумме это 2-3% прибыли можно получить. За эти деньги невозможно ни развиваться, ни существовать. Можно было бы существовать, если бы эти заказы были не прерывными. Для того, чтобы существовать, получая 1% или 2% прибыли, не развиваясь, не ведя каких-то либо разработок, а просто выпускать продукцию как производственное предприятие нужно что бы поток заказов был непрерывный. Если мы хотя бы месяц простаиваем, мы умираем.
Ваш беспилотный авиационный комплекс был награжден грамотой Книги рекордов Украина за самый длительный полет? Как складываются дела у международных компаний. Могут ли они конкурировать со «Скаэтон»?
Международные компании достаточно активно ведут конкуренцию. В общем, во всем мире существует около пяти коммерческих беспилотных комплексов нашего класса, я сейчас не говорю о военных. Часть из них могут летать 20 и больше часов, но при этом у них крейсерская скорость в среднем 70-80 км/час. В нашем же случае, крейсерская скорость 120 км/час, соответственно за тоже время мы проходим больше расстояние. К примеру, если мы контролируем какой-то участок границы, то за один и тот же период времени наш беспилотный авиационный комплекс сможет проконтролировать больший участок, если мы проводим аэро-фото-съемку площадей или каких-то линейных объектов, то мы за тоже время больше сделаем работы. То есть наша эффективность во времени опережает на 30-40% всех конкурентов существующих в нашем сегменте.
Какова потребность Украины в поставках Вашей продукции?
Наверное, этот вопрос нужно задавать Вооруженным силам Украины. Если они готовы открыть эту информацию, я думаю, они ее скажут. Я не могу сказать, что государство блокирует нам работу. Но, что касается помощи со стороны государства, то ее нет. Но она нам и не надо.
Каким образом происходит набор кадров в компанию? Вы ориентируетесь на молодежь или же на опыт?
Мы ориентируемся больше на специалистов, которые способны решать производственные или другие задачи, которые стоят. У нас работают люди самых разных возрастов, начиная от 18 лет и заканчивая 66 годами. На данный момент на предприятии работает больше 50 человек.
Как вы оцениваете потенциал предприятия на ближайшие три — пять лет?
Пока что в ближайших планах у нас нет создания нового комплекса. Это достаточно затратная процедура и в ближайшие годы мы будем доводить до совершенства существующий самолет, развивать производство, увеличивать производственные мощности.
Сколько за последние пять лет удалось реализовать продукции, в смысле, поставить в ВСУ или другие формирования?
Количество поставленных комплексов я называть не буду. Могу только сказать, что первый комплекс мы поставили в 2019 году.
Полезная нагрузка беспилотного авиационного комплекса Raybird-3 5 кг. Что можно установить на самолет?
Полезная нагрузка может быть самая различная. Это могут быть фотокамеры, массивы фотокамер, гиростабилизированная видеокамера -одно, -дву или –трехдиапазонная. Это может быть радар синтезированной антенной, над которым мы работаем совместно с компанией «Радионикс», могут быть различные ретрансляторы связи для обеспечения каких-то удаленных районов покрытия. Фантазия клиента может определить то, что мы поставим на самолет.
Можно ли в будущем ваш Raybird 3 превратить в ударный БАК?
Я думаю, что нет. Насколько я знаю, на сегодняшний день не существует оружия, которое было бы эффективным, и которое в то же время смог бы поднять наш самолет. Он не разрабатывался как ударный, в нем нет системы наведения и системы управления вооружением. Это будет уже совсем другой комплекс. Если кто-то когда то создаст такие ракеты, то это уже будет не Raybird-3, а что то другое.
Какая система обучение операторов БАК?
Все зависит от того, с каким опытом приходят к нам курсанты на обучение. Если это люди, которые уже имеют опыт управления различными беспилотными летательными аппаратами, то это происходит немножко быстрее. В среднем это происходит 1-1,5 месяца. Инструктор, который в дальнейшем сможет обучать новые кадры, проходит обучение 2,5 – 3 месяца.
В случае летальных ситуаций, компания «Скаэтон» занимается ремонтом БАК?
Если беспилотник упадет, ремонтировать его бессмысленно. Он разбивается. Естественно, мы как производитель выпускаем все необходимые запасные части и кроме того они входят в комплект поставки. Клиент способен сам производить ремонт, меняя различные модули. Наша политика и наши принципы – это модульность комплексов. То есть, силовая установка это отдельный модуль, который крепиться 4 винтами и имеет 1 конектор. Мы его отсоединили, открутили 4 винта, взяли другой, закрутили 4 винта, подключили конектор. Все – установка заменена.