ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ТАКТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ L3HARRIS В ВСУ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Этот материал подготовлен совместно Главным Менеджером корпорации Harris Global Communications Inc. по Восточной Европе Вольдемаром Курмом и сотрудниками ООО «Радио Сатком Груп», представляющего корпорацию в Украине. Материал ориентирован на государственных менеджеров и экспертов в сфере обороны и безопасности страны, руководства Министерства Обороны Украины и Генерального штаба, специалистов в области систем управления боем и тактической связи, как главного компонента этих систем. Авторы материала приветствуют инициативы по созданию национальной дискуссионной площадки для обсуждения вопросов оснащения армии, Национальной гвардии и пограничной службы и готовы принимать участие в соответствующих мероприятиях по нашему направлению. Авторы считают, что предлагаемый материал может служить основой для дискуссии в части систем связи и управления. Корпорация направила в соответствующие структуры данные материалы и специальные ценовые предложения для Украины в первых числах марта текущего года, однако официальных ответов мы по сей день не имеем. Это обстоятельство и вынудило нас опубликовать материал, поскольку, на наш взгляд, обозначенные в нем проблемы и предложенные по ним решения не терпят отлагательства.

 

Контекст вопроса и два важных аспекта для воюющей страны

Программы военно-технической помощи США, как важнейший фактор принятия решений

Поддерживая Украину, Президент и Правительство США в рамках программ помощи FMF и ERI, USAI (начиная с 2014 г. и по сей день) продолжают обеспечивать поставки новейшей техники связи, которая является лучшей в мире и давно стала стандартом тактической связи де-факто в армиях стран НАТО. Поэтому техника и технологии связи производства L3Harris не нуждаются в рекламе. Опыт их боевого применения множеством армий мира показывает это во всей полноте. В Украине особенно наглядно возможности наших технологий демонстрирует опыт ВМС, ДШВ и Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, где эти технологии используются наиболее эффективно.

До настоящего времени поставки техники L3Harris проводились правительством США на безоплатной основе в рамках указанных выше программ. И такие поставки продолжаются в возрастающих объемах. Исключение составил контракт на поставку тактических радиостанций коротковолнового диапазона на сумму 10.5 млн. долл. США и несколько последовавших за ним незначительных по объемам контрактов на поставку тактических радиостанций ультракоротковолнового диапазона. За последние годы в Украину по программам помощи поставлено несколько тысяч радиостанций общей стоимостью 230 млн. долл. Только в 2020 г. В Украину по программе USAI будет поставлено техники тактической связи на сумму около 70 млн. долл. США. Итого к концу года общая стоимость поставленных в Украину средств связи, услуг по обучению личного состава и услуг по монтажу оборудования на объектах силовых структур составит до 300 млн. долл. США, что составляет по текущему обменному курсу около 7,5 млрд. грн.

Понятно, что в условиях жесткого дефицита собственных средств такого порядка Украина не смогла бы полностью насытить подразделения армии и НГУ новейшей техникой КВ диапазона и обеспечить первоочередную потребность в технике УКВ/ДМВ диапазона подразделений ДШВ, ССпО, морской пехоты, а также береговых частей и кораблей ВМС. Очевидно, что существенное снижение объемов помощи или ее прекращение в этом сегменте имело бы тяжелые последствия для систем управления войсками, подразделениями и армии в целом.

Сертифицированные корпорацией сотрудники уполномоченного представителя в Украине и авторизованного сервис-центра L3Harris – ООО «Радио Сатком Груп» — за период с 2012 по настоящее время обучили многие сотни специалистов ВСУ, НГУ и Госпогранслужбы. За этот же период как за счет финансирования Правительства США, так и за счет собственных оборотных средств без привлечения бюджетного финансирования только на подвижные объекты ВСУ, НГУ и ГПСУ командой ООО «Радио Сатком Груп» установлены сотни радиостанций. В последнее время командование войск связи в переговорах с американской стороной в лице Европейского командования концентрируется на увеличении количества радиостанций за счет средств, выделяемых американской стороной на установку радиостанций и обучение персонала. МО выделяет средства на монтажные работы и обучение личного состава, однако этим работам не хватает системности. Так, во многих учебных заведениях проводится обучение личного состава использованию оборудования Harris, но при этом проблема обучения и повышения квалификации связистов в войсках эффективно не решается.

Качество монтажных работ, производимых ремонтными бригадами войск связи оставляет желать лучшего, и как следствие, часто приводит к нештатной работе оборудования и даже выходу его из строя что сказывается на вопросах гарантийных обязательств компании перед пользователем. .

Опираясь на наш опыт работы непосредственно в войсках, начиная с 2014 г. по сей день и знание реальной ситуации позволяет сделать следующие выводы:

а) эффективность использования новейшей техники связи, поставляемой по программам помощи Правительства США находится на непозволительно низком уровне как по объективным, так и по субъективным причинам. Обозначим три: в массе своей недостаточная квалификация персонала, отсутствие концентрации техники Harris в подразделениях, тщетная попытка одновременного использования несовместимых связных платформ в войсках;

б) на сегодня количество техники, полученной по Программам Правительства США и уже используемой в армии, НГУ и ГПСУ, подготовило почву для качественного перелома ситуации, создало возможность насыщения техникой Harris отдельных подразделений по полному штату. А следовательно – получить наконец полноценный эффект от применения передовых  технологий, особенно в системах управления боем;

в) и главное: продолжение значительных поставок техники Harris по программам помощи, многотысячный парк этих радиостанций в войсках и абсолютное соответствие этой техники требованиям и стандартам НАТО уже создали все основания для того, чтобы эта техника стала базовой платформой тактической связи в Вооруженных Силах Украины.

 

Выбор базовой телекоммуникационной платформы

Работа непосредственно в войсках, прежде всего в рамках программ помощи Правительства США — проектов FMF, ERI, USAI – вынуждает нас прийти к выводу об отсутствии в Вооруженных Силах Украины законченной концепции организации тактической связи и, соответственно, внятно сформулированных критериев выбора базовой телекоммуникационной платформы.

С учетом евроатлантического курса Украины, такими критериями, на наш взгляд, должны быть соответствие ТТХ приобретаемой техники стандартам связи НАТО, причем прежде всего по таким параметрам, как совместимость систем криптозащиты, основных режимов работы, технологий поддержки систем управления боем. Имея такого серьёзного противника, как Российская Федерация, ВСУ должны обладать достаточным перевесом в техническом обеспечении управления войсками и оружием.

Кроме того, должна учитываться опасность оснащения подразделений ВСУ средствами связи различных производителей. Такой подход может привести не только к значительному затруднению управления подразделениями, но и в отдельных случаях к частичной или полной потере координации между задействованными подразделениями, что плачевно скажется на управлении операцией. Не говоря уже о том, что это является значительной дополнительной нагрузкой для системы технического обеспечения и обучения личного состава.

Немаловажным аспектом живучести систем связи является также надёжность средств связи.

Для принятия решения о выборе базовой коммуникационной платформы в первую очередь, должна быть определена система управления подразделениями и требования к этой системе. Из этого должны вытекать требования к системе связи, которая призвана обеспечить эффективное функционирование системы управления После этого необходимо сформулировать технические и оперативные требования к системе связи и только потом, основываясь на всей этой информации и учитывая прочие факторы, нужно принять решения о выборе базовой связной платформы и производителя оборудования.

Выбор в пользу того или иного производителя должен производиться по критерию минимальной цены исключительно и только в том случае, когда ТТХ продуктов аналогичны и их функционал полностью соответствует требованиям системы управления. Причем это должны быть не бумажные декларации, а реально подтвержденные параметры ТТХ в полевых (в идеале – в боевых) условиях. Любой другой подход опасен и в пределе программирует долгосрочное технологическое отставание и низкое качество управления подразделениями в реальных боевых действиях.

Примером такого неправильного и стратегически опасного подхода, на наш взгляд, является ситуация с техникой производства компаний «Aselsan» (Турция) и «Elbit Systems» (Израиль). По нашей информации их появление в Украине было результатом политических решений, а не осознанным военно-техническим выбором по ясно сформулированным военными связистами критериям.. Насколько нам известно, военные были поставлены перед фактом этого выбора и были вынуждены провести сравнительные испытания радиостанций только «Elbit» и «Aselsan» без участия техники других производителей. В частности, представители и техника L3Harris для участия в испытаниях не приглашались, а наши попытки принять в них участие были проигнорированы. Что касается двух соперников на этих сравнительных испытаниях, то их авторитет на мировом рынке тактической связи хорошо иллюстрируют приведенные ниже диаграммы (рис. 1 и 2).

Они показывают, что и «Aselsan» и «Elbit» занимают весьма скромные позиции в получении своей доли в распределении мирового «пирога» в 2018 г. Это факт. Очень важен ответ на вопрос: а кто именного покупает их технику и в каком количестве? Естественно, Турция, и в больших объемах. Это понятно. Но даже Азербайджан, дружественная Турции страна, убедилась в ненадежности системы связи, построенной на основе техники «Aselsan» в ходе вооруженного конфликта 2016 года в Нагорном Карабахе. А совсем недавно, контракт на поставку турецкой техники разорвали ОАЕ. Причина – низкий технический уровень и невыполнение заявленных производителем ТТХ. Очевидно, что принятие решения о выборе базовой платформы (в данном случае — в УКВ/ДМВ сегменте) в результате сравнения возможностей продукции только двух производителей – ошибка, которая в условиях длительного военного противостояния с Россией будет иметь тяжелые последствия.

 

 

Рис. 1                                                                       Рис. 2

 

Мы понимаем, что быстро и полностью удовлетворить огромные потребности армии, НГУ и ГПСУ в технике УКВ/ДМВ диапазона в условиях жесткого дефицита средств невозможно. Кстати, это один из аргументов тех, кто предлагает закрывать указанную выше потребность техникой малобюджетных, но несовместимых платформ и тем самым программирует «вавилонское столпотворение» в сфере тактической связи. Мы же считаем, что нужно выбрать базовую платформу исходя из понятных объективных критериев, а после этого, даже привлекая других производителей, требовать соответствующей функциональности и совместимости их продукции с базовой платформой.

 

 

Вероятные причины практического отсутствия закупок техники L3Harris за средства Государственного оборонного заказа

Понятно, что МО Украины имеет крайне ограниченный бюджет на приобретение новейшей техники тактической связи. Тем не менее, серьезные суммы расходуются на приобретение средств связи других производителей, продукция которых несовместима по своим ТТХ, не может работать в интегрированных сетях и не в полной мере соответствует стандартам НАТО и заявленным характеристикам. Это означает, что практическое отсутствие финансирования на приобретение продукции L3Harris имеет другие причины. Главными мы считаем две.

          Первая — восприятие поставок техники по программам помощи США, как фактор демотивации

Весьма вероятной причиной того, что бюджетные средства на приобретение техники L3Harris практически не выделяются (за исключением небольшого количества запчастей и некоторых аксессуаров), является отношение военных чиновников к поставкам радиостанций на безоплатной основе в рамках программ военно-технической помощи Правительства США (FMF, USAI). По нашим наблюдениям, ежегодно возрастающие объемы поставок радиостанций и сопутствующего оборудования, серьезное финансирование программ обучения личного состава и значительные средства, выделяемые на установку техники на объекты ВСУ, НГУ и Госпогранслужбы, сформировали в соответствующей среде установку — «дадут бесплатно, зачем тратиться».

Между тем, представители американской стороны не воспринимают эту позицию как нормальное положение дел, особенно на фоне существенных средств, выделяемых на приобретение турецкой техники. Даже с учетом того, что это кредиты турецкой стороны. Такое неприятие является вполне понятным, поскольку США тратят на помощь Украине деньги американских налогоплательщиков. Американская сторона заинтересована в эффективности использовании тех средств, которые они выделяют на поддержку ВСУ.  По опыту работы с другими странами мы имеем все основания утверждать: практическая демонстрация заинтересованности, подкрепляемая пусть незначительными, но уверенными шагами на пути эффективного использования техники и её содержания,  стимулируют продолжение такой помощи.

И наоборот, если отношение украинской стороны к помощи на безоплатной основе будет таким же как сейчас, объемы поставок техники связи L3Harris могут быть значительно сокращены или же, при определенных условиях, прекращены вообще. Те, кто хорошо знает картину оснащения новейшей техникой подразделений ВСУ и масштаб реальных потребностей, понимают, что такое развитие событий имело бы катастрофические последствия.

Напрашивается очевидный вывод о том, что на этом направлении в определенных кругах высокого уровня сформировалась устойчивая позиция: «зачем тратиться, американцы и так дадут». Опасность такой установки представляется нам очевидной.

 

Мифы о продукции L3Harris от противников и дилетантов

Второй вероятной причиной является то, что в профессиональной среде, в среде военных и государственных чиновников ангажированными либо профессионально неподготовленными должностными лицами активно раздувается несколько мифов, культивирование которых практически исключает привлечение корпорации L3Harris к активному участию в модернизации систем тактической связи ВСУ, а именно:

  • миф о неприемлемо высокой цене техники L3Harris, при этом всячески подчеркивается низкая стоимость радиостанций Aselsan. Цена радиостанций Harris берется из текстов контрактов международной технической помощи Правительства США (программы USAI, ERI и FMF). Это открытые документы, в которых указана цена, по которой Правительство США приобретает оборудование у корпорации. Эта цена никак не может служить цифрой для сравнения стоимостей разных производителей. Мы уже несколько лет пытаемся пояснить представителям ГШ ВС Украины, что стоимость радиостанций можно четко сформулировать только зная номенклатуру, количество и комплектацию в рамках конкретного государственного заказа/запроса/контракта. Внятного запроса по такой форме мы так ни разу и не получили.

Представители ГШ и МО с завидным постоянством твердят о том, что радиостанции Aselsan существенно дешевле. При этом на самом деле они не владеют информацией о реальной схеме ценообразования с нашей стороны. Более того, ориентация на технику, которая чаще всего незначительно дешевле, но серьезно отстаёт как по техническим возможностям, так и надежности, программирует будущее многолетнее отставание систем тактической связи армии от потребностей управления частями и подразделениями при ведении современной войны. И уж тем более не даёт технологичного преимущества перед противником

Реальные переговоры заинтересованных сторон всегда приносят результаты. Миф о высоких ценах на Harris был разрушен еще в 2015 году подписанным МО контрактом на коротковолновые радиостанции Harris MPR-9600 второго поколения (Falcon II), режимы работы которых совместимы с режимами радиостанций RF-7800H третьего поколения (Falcon III). Военные чиновники не любят об этом вспоминать. Более того, в рамках добровольно взятых на себя обязательств силами и за счет ресурсов своего представителя в Украине корпорация Harris выполнила работ и услуг на сумму около миллиона долларов США. Этого никто «не заметил». И, наконец, например в нашем предложении от 6 марта 2019 года, направленном по запросу ГУЗИС ГШ от 29.12.208 г., цена УКВ радиостанции для линейных ББМ была более чем низкая. В декабре наш представитель напомнил о предложении и попросил ускорить ответ. Ответа нет по сей день. Комментарии излишни.

И в завершение по теме цены абсолютно очевидный тезис: до тех пор, пока цена, а не соответствие техники и технологий тактической связи стандартам НАТО будет решающим фактором принятия решений, страна будет неэффективно тратить огромные суммы, а армия – не иметь современной и постоянно развивающейся платформы тактической связи.

  • миф о неготовности развернуть производство на территории Украины и выполнить требования офсетного законодательства. Начиная с 2014 г. корпорация и ее представители неоднократно обращались в различные инстанции с предложениями о сотрудничестве, включая производство радиостанций в Украине. В 2015 году мы вели активные переговоры с МО в лице генерала Игоря Павловского и представителей ГУЗИС ГШ. Мы проинформировали о своей готовности начать производство и сделать соответствующие инвестиции, но при условии, что объемы закупок будут достаточными, чтобы эти инвестиции имели коммерческий смысл. В ответ на наш запрос по этой теме, нам было заявлено о готовности закупать настолько незначительное количество радиостанций УКВ диапазона в год, причем безо всяких гарантий, что вкладывать десятки миллионов долларов и разворачивать производство на таких условиях не станет ни одна компания. Поэтому переговоры закончились ничем. А мы и сегодня готовы развернуть производство УКВ/ДМВ радиостанций в Украине и процесс подготовки производства уже идет. Надеемся, что в ближайшее время и законодательство Украины в части таможенных правил ввоза продукции двойного и военного назначения, и налоговое регулирование будут способствовать разворачиванию производства.
  • миф относительно социального эффекта от разворачивания производства в Украине – увеличение занятости населения. Развеять этот миф очень просто. Силами нашего представителя в Украине (ООО «Радио Сатком Груп» и его дочернего предприятия «Константа Армор») мы готовы производить до 200 и более персональных портативных радиостанций в месяц силами 10 человек. Естественно, мы готовы и к большим объемам, лишь бы у ВСУ были ресурсы на приобретение техники.
  • миф о возможности удаленного несанкционированного воздействия на работу радиостанций (например, их дистанционного отключения) со стороны представителей США. На самом деле мы получили заключения Госслужбы спецсвязи и защиты информации о том, что радиостанции L3Harris не ведут перехват аудиоинформации и не управляются дистанционно.
  • миф о пассивности корпорации в части попыток соревноваться с другими производителями. Наши многочисленные письма и предложения о сотрудничестве, направленные в период 2014 – 2019 г.г. во все возможные инстанции, включая премьер-министра, министра обороны и его заместителя, начальника связи Вооруженных Сил Украины остались без какой-либо реакции. Как и наше последнее ценовое предложение, ориентированное прежде всего на самый массовый сегмент тактической связи УКВ/ДМВ диапазона – линейные и командирские боевые машины, командно – штабные машины.
  • миф о готовности передачи технологий изготовления радиостанций Украине одними производителями, и неготовности сделать это корпорации L3Harris. Корпорация уже сегодня готова приступить к сборке радиостанций в Украине. На начальном этапе речь идет о сборке радиостанций на модульном уровне. При этом все технологии этого процесса будет переданы компании производителю – нашему представителю в Украине, их персонал пройдет обучение и будет готов к серийному производству. Хотя, как и понятно, для этого шага L3Harris должен получить разрешение от Государственного департамента США. Корпорация имеет определённый план, который, я уверен, должен заинтересовать украинскую сторону. Это поэтапное увеличение технологических возможностей производства. Хотя тут важно понять другое. Никто и никогда не передаст абсолютно всю информацию, касающуюся высоких технологий. Устаревших да, новых – никто и никогда!

И дело не только в контроле передачи технологий третьей стороне, дело также и в коммерческой стороне вопроса. Но это не означает, что корпорация не научит, как это оборудование производить, обслуживать и ремонтировать, вплоть до компонентного уровня. К тому же у корпорации L3Harris есть реальный опыт реализации подобных программ в других странах, включающих производство.

  • миф о сложности техники Harris, не позволяющей ее эффективно использовать в нижнем тактическом звене. Этот тезис усиленно культивируется теми, кто не желает учиться, осваивать новые возможности управления подразделениями с применением новейших цифровых технологий связи, как это часто бывает, не хочет отказываться от традиционного управления подразделениями посредством голосовых команд. Опыт обучения сотен специалистов ВСУ, НГУ и Госпогранслужбы ясно показал, что главными проблемами по этому направлению являются: крайне низкая начальная квалификация большинства военных связистов, текучка кадров в подразделениях связи, непонимание командным составом возможностей современных средств связи в структуре систем управления боем, и, наконец, отсутствие эффективной системы подготовки военных связистов в ВСУ. Кроме того, по мнению связистов, работающих с радиостанциями разных производителей, техника Harris наоборот выигрывает в части понятности и простоты программного обеспечения и интерфейса пользователя. Также специалисты Harris в данный момент работают над внедрением украинского интерфейса радиостанций и планируют его имплементацию в следующем обновлении программного обеспечения, которое произойдет летом 2020 года. И еще один момент. Это может показаться на первый взгляд странным, но квалифицированные пользователи из числа военнослужащих высказались категорически против украиноязычного интерфейса. Мотив прост – однотипность меню как со специфической англоязычной компьютерной лексикой, так и с аппаратурой членов Альянса. Новый вариант интерфейса предусматривает переключение на нужный пользователю язык.

Указанные выше мифы формируют соответствующее мнение в среде должностных лиц (в том числе и высшего эшелона), принимающих решения в этой сфере. А проекты таких решений, очевидно, готовят люди, не имеющие достаточной информации, а зачастую и достаточной квалификации в части современных технологий связи, систем управления боем и требований, выдвигаемых к этим системам в условиях современной войны.

 

Таковы главные причины отсутствия закупок техники L3Harris за средства Государственного оборонного заказа. Их искусственный характер очевиден. И одна из задач данного документа – донести эти причины до лиц, принимающих важные решения в оборонном секторе Украины, и экспертного сообщества.

 

Краткая характеристика сложившейся ситуации в области тактической радиосвязи – наше видение

На сегодня, на наш взгляд, ситуация в сфере тактической связи (в том числе и в сегменте L3Harris) может быть охарактеризована следующим образом.

  1. Сложившаяся ситуация в сфере тактической связи влечет за собой невозможность построения многоуровневых систем управления боем, усложнение процессов технического обслуживания, ремонта и, что наиболее важно, усложнение эксплуатации разнородных платформ в пределах подразделения. Что еще более усложняет проблему подготовки специалистов и систематического повышения их квалификации.
  2. Нам неизвестен объем контракта с турецкой компанией «Aselsan». Однако по целому ряду косвенных признаков в рамках этого контракта в приемлемые сроки закрыть или хотя бы решающим образом обеспечить армию нужным количеством техники УКВ/ДМВ диапазона невозможно. Перспектива остается непонятной. Это обстоятельство только усложняет ситуацию.
  3. Решение о массовом приобретении турецких радиостанций мы считаем глубоко ошибочным. Поскольку мы выполняем задачи по сопровождению проектов USAI непосредственно в войсках и активно работаем с производителями вооружений и военной техники, нам доподлинно известно, что техника «Aselsan» имеет сомнительную репутацию в силу ее очевидного технического несовершенства. Заявленные производителем характеристики на практике не выполняются. В том числе и те, которые необходимы для надежного и полноценного функционирования систем управления боем. Для нас это не является новостью, поскольку, как уже говорилось выше, те немногие страны, которые закупили эту технику для своих нужд, вскоре обнаружили её серьезные недостатки. В частности, проблемы с использованием этой техники в условиях применения средства РЭБ российского производства (например, Азербайджан, 2016 г., Нагорный Карабах). Хотелось бы подчеркнуть, что продукция «Aselsan» не является нашим конкурентом в принципе. ТТХ и возможности техники L3Harris, прошедшей не одну войну и используемой армиями более чем 100 стран мира, является стандартом де-факто для стран НАТО и имеет недостижимый для турецкого производителя технологический уровень.
  4. С учетом содержания предыдущего пункта очевидно, что фактический выбор техники «Aselsan» в качестве базовой платформы в УКВ/ДМВ сегменте не только не решит проблему скорого и полного насыщения подразделений новейшими радиостанциями, но и создаст целый ряд проблем, изложенных далее.
  5. Тысячи радиостанций производства L3Harris, используемые в армии, как мощный количественный фактор, обусловили возможность обеспечить максимальную концентрацию техники однотипных платформ в пределах частей и подразделений. Это решит проблему локальной совместимости в нижнем тактическом звене и обеспечит эффективное функционирование систем управления боем независимо от специфики подразделений.
  6. Как показала практика применения техники и технологий L3Harris подразделениями НГУ, ССпО и ВМС, использование этой техники и технологий в качестве единой платформы позволяет не только обеспечить надежную защищенную связь, но также дает большой системный эффект, в разы облегчает подготовку связистов, обеспечение технической поддержки, постоянное обновление программного обеспечения. Также средства связи L3Harris обеспечивают взаимодействие подразделений различных стран во время совместных операций и учений в рамках НАТО как на море, так и на суше.
  7. На сегодня, на наш взгляд, серьезными недостатками также являются:
  • обучение личного состава проводится в ограниченном объеме, проблема обучения и повышения квалификации связистов в войсках стоит очень остро, особенно с учетом текучести кадров;
  • средства на квалифицированную установку техники связи на бронеобъекты, КШМ и стационарные узлы не выделяются, практика установки радиостанций на технику силами ремонтных подразделений войск связи показала чрезвычайно низкий уровень подготовки персонала и соответствующий результат работы;
  • ремонт техники L3Harris планируется осуществлять силами ремонтных подразделений, подчиненных Командованию войск связи и кибербезопасности. И это притом, что квалифицированными кадрами, знающими технику и способными ее ремонтировать, эти подразделения не обеспечены. Кроме того, оперативное обеспечение ремонтных подразделений запчастями и комплектующими по линии оборонного заказа невозможно в силу инертности этой схемы. На сегодня ситуацию спасает то, что техника L3Harris практически не ломается и имеет многолетний ресурс. При общей многотысячной численности радиостанций L3Harris в Украине зафиксирован 41 гарантийный случай (0,78% от общей численности) и 162 единицы (100 радиостанций и 62 единицы сопутствующего оборудования) — выход из строя в силу разных причин. Таким образом, за пять лет по разным причинам вышло из строя всего 1,9% от общей численности радиостанций и аксессуаров. Тот, кто владеет статистикой выхода из строя прочей техники связи понимает, что это фантастические показатели.

Мы понимаем, что быстро насытить сегмент УКВ/ДМВ сегмент с учетом общих потребностей армии, национальной гвардии и пограничной службы в короткие сроки нереально. Тем более, что наши предложения относительно решения этой задачи, направленные в ГШ и Минобороны еще в 2015 году, были не только не приняты, но даже тщательно не изучены. Однако постоянное наращивание объемов поставок техники L3Harris по линии программ помощи Правительства США при условии одновременного приобретения техники Министерством обороны Украины в рамках программы FMS (Foreign Military Sales) и/или по каналам концерна «Укроборонпром» могли бы существенно ускорить этот процесс.

 

Опасности и риски «консервирования» текущей ситуации в части приобретения, использования, технической поддержки и ремонта средств тактической связи

Текущая ситуация является опасной сейчас и программирует серьезные риски в ближайшем и отдаленном будущем. Кратко проблемные моменты можно сформулировать следующим образом.

Совместимость радиосетей ВСУ тактического звена управления, оснащенных техникой разных производителей, без участия интегрирующих коммутационных узлов (командно-штабных машин, комплексных аппаратных связи и проч.) в принципе невозможна. А предложения создать «интегрирующие» компоненты, обеспечивающие транзитную совместимость разнородных радиосетей и отдельных радиостанций, на уровне «рота – батальон» могут предлагать те, кто просто не понимает, как осуществляется управление боем в современной войне. Такие идеи, генерируемые, как ни странно, должностными лицами уже обновленных структур ГШ, внушают серьезные опасения.

Межвидовая несовместимость систем связи внутри ВСУ крайне опасна. С одной стороны – ДШВ, морская пехота, флот и подразделения береговой обороны, ССпО, радиотехнические войска, а с другой – сухопутные войска, частично ВВС, танковые и ракетно-артиллерийские подразделения. В принципе частичную совместимость оборудования различных производителей обеспечить можно, но с потерей качества и функционала, а также за счет дополнительных расходов. От интеграции разнородных несовместимых сетей больше всего пострадают надежность и оперативность работы. Кроме того, существенно повысится уязвимость интегрированных сетей. Выход из строя «интегрирующего» звена приводит к выходу из строя системы управления боем в целом.

Несовместимость УКВ/ДМВ тактических радиосетей НГУ и ВСУ. НГУ оснащена исключительно техникой Harris и Моtorola. Таким образом эффективное взаимодействие частей и подразделений НГУ и ВСУ обеспечено не будет. Кроме того, наличие дополнительных элементов в разнородной сети существенно снижает ее надежность и живучесть.

Заблаговременное приобретение запчастей и комплектующих для ремонта радиостанций за бюджетные средства – очень медленная процедура с негарантированным финансированием в нужный момент. В условиях возможного обострения ситуации на фронте, разворачивания активных боевых действий возникнет массовый выход техники из строя. Быстрое ее восстановление выйдет на первый план. При этом текущая статистика выхода из строя отдельных компонентов и узлов станет неактуальной. Предсказать заранее перечень необходимых запчастей будет невозможно. Именно в таких условиях длительная процедура закупок по линии государственного оборонного заказа решит проблему только частично. А оперативный ввоз запчастей к радиостанциям L3Harris представителем корпорации в Украине невозможен по формальным причинам, которые должны быть срочно ликвидированы.

И последнее. Использование отсталых в технологическом смысле и несовершенных платформ, особенно с учетом приобретения значительных объемов такой техники, обеспечит запрограммированное технологическое отставание систем тактической связи на годы вперед. Особенно негативно это проявится в невозможности построения на базе разнородной сети связи эффективно работающих современных систем управления боем.

 

Предложения

Выбор базовой телекоммуникационной платформы ВСУ, НГУ и ГПСУ

Как говорилось ранее, для принятия решения о выборе базовой телекоммуникационной платформы в первую очередь необходимо:

а. определить функционал систем управления подразделениями разных уровней и требования к этим системам (если такие требования уже сформулированы, и мы просто о них не знаем – прекрасно);

б. требования к системе управления боем и ее функции определяют ТТХ системы связи, техники и технологии тактических коммуникаций, обеспечивающих полноценное функционирование систем управления;

с. и только после этого необходимо сформулировать технические и прочие требования к системе связи, как элемента системы управления боем. Эти требования и являются критериями выбора техники и технологии, определяющими принятие решения о выборе базовой платформы тактической связи и производителя радиостанций и сопутствующего оборудования.

В Европе главными критериями выбора телекоммуникационной платформы вооруженных сил является соответствие стандартам НАТО в области систем тактической связи и управления боем.  На наш взгляд, недавно подтвержденный евроатлантический курс Украины предполагает аналогичный подход, который и должен быть реализован.

И, безусловно, при выборе базовой платформы критерий цены должен учитываться только при прочих равных условиях, т.е. одинаковых реально продемонстрированных ТТХ. Соответствие техники и технологий базовой платформы тактической связи стандартам НАТО, надёжность, гарантированное и постоянное обновление программного обеспечения, надежная защита информации и способность эффективного противостояния средствам РЭБ противника должны быть решающими факторами принятия решений.

 

Приобретение радиостанций

Мы предполагаем, что приобретать определенное количество техники и новейших систем управления боем Министерство обороны может и в рамках текущего бюджета. Однако условиях жесткого дефицита бюджетных средств необходима поддержка правительства в виде финансовых гарантий для осуществления проекта оснащение прежде всего ВСУ новейшими образцами техники связи. Эти ежегодные закупки должны быть значительными. Именно при таком подходе и количество, и качество, и цена оборудования будут обеспечивать решение задачи.

Мы уверены, что такой путь, инициированный политическим и военным руководством Украины, найдет понимание и будет приветствоваться Правительством США. Более того, это несомненно будет способствовать и стимулировать продолжение поставок в рамках программ помощи Правительства США. Оба канала поставок насытят потребность ВС Украины в кратчайшие сроки.

 

Порядок оснащения Вооруженных Сил, НГУ и ГПСУ техникой базовой платформы

Уже сейчас количество и номенклатура используемой в войсках техники позволяет строить высокотехнологичные сети связи и управления, обеспечивающие самый высокий уровень надежности, защищенности и стойкости в условиях активного противодействия средств РЭБ и РЭР противника. Однако для этого необходимо концентрировать базовую технику и технологию в пределах подразделений. Элементы такой концентрации имеются только в ВМС, ССпО, а также в НГУ, где и наблюдается самая высокая эффективность применения техники L3Harris.

Например, в соответствии с известным приказом НГШ, в структурах ДШВ, ССпО, морской пехоты, флота применяется исключительно техника L3Harris как в УКВ/ДМВ, так и в КВ диапазонах. В качестве второго этапа напрашивается аналогичное решение для радиотехнический войск, ПВО и ракетно-артиллерийских подразделений. При этом важно начать переход к организации связи прежде всего тактического звена по полному штату и в соответствии с подходами, которые культивируются в армиях НАТО. Мы готовы предложить соответствующие технические решения.

 

Повышение эффективности использования новейшей техники связи, поставляемой в рамках программ помощи Правительства США

Эта задача является критически важной независимо от того, как будет воспринята данная записка в остальной части ее содержания. Всем причастным к формированию и реализации этих программ известно, что решения о дальнейшем наращивании или, как минимум, сохранении масштабов помощи критически зависят от эффективности ее использования. Уровень этой эффективности тщательно отслеживается, и американская сторона хорошо знает реальное положение дел. А оно таково, что эффективность по главным параметрам, а именно – непосредственно применение и уровень подготовки личного состава, оставляет желать лучшего. Понятно, что эффективность должна обеспечиваться независимо от того, оборудование закуплено или поставлено на безоплатной основе. На повышение эффективности ориентированы наши предложения, детально изложенные ниже.

 

Обучение личного состава. В этой части мы предлагаем:

а. Разработать единую систему обучения личного состава. Предусмотреть ежегодное выделение средств для армии, НГУ и ГПСУ на обучение специалистов. Предусмотреть полноценное оснащение учебных подразделений техникой. С нашей стороны, мы в рамках учебных программ готовы работать как в подразделениях, так и в учебных заведениях, видовых учебных центрах армии и других силовых структурах. Особое внимание в учебных программах и мероприятиях по их реализации предлагаем уделять подготовке командного состава, а также практическим занятиям в поле.

б. Командованию Войск Связи и кибербезопасности/управлению J6 ГШ разработать и организовать исполнение «Порядка подготовки операторов и администраторов тактических радиосетей L3Harris». Со своей стороны мы готовы предложить проект такого документа. Аналогичный документ предлагаем подготовить соответствующим структурам НГУ и ГПСУ.

в. Подготовить и издать сборник полевых наставлений по применению систем и сетей связи L3Harris в условиях реальных военных действий, как несущего компонента систем управления боем различного уровня. Мы готовы подготовить к изданию такой документ и частично профинансировать его печать. Соответствующая работа уже ведется.

г. Предусмотреть углубленное изучение техники и технологий L3Harris, включая систему управления боем hC2 курсантами последнего курса военных ВУЗов. Предусмотреть краткий курс подготовки будущих командиров – выпускников военных учебных заведений независимо от их профиля. Мы готовы на безоплатной основе оказать практическую помощь преподавательскому составу. Такая работа нами также уже ведется.

 

       Установка оборудования на технику. Установка оборудования на технику и стационарные точки должна производиться квалифицированным персоналом, прошедшим специальное обучение сертифицированными специалистами корпорации, с использованием соответствующих инструкций и оформленной в надлежащем порядке документации. Поэтому мы предлагаем:

а. в составе ремонтных подразделений войск связи и соответствующих структур НГУ и ГПСУ предусмотреть штатные должности монтажников радиооборудования. Мы готовы провести их обучение и постоянно повышать уровень их подготовки в нашем учебно-сервисном Центре в Киеве;

б. продолжить уже ведущуюся сейчас работу с КТЦ МО по подготовке инструкций по установке на различные бронеобъекты, командно-штабные машины и другую технику. Мы уже сейчас ведем эту работу;

в. при формировании государственного заказа на поставки бронетехники, командно – штабных машин, комплексных аппаратных связи, машин управления систем ПВО, ракетных комплексов и проч. предусматривать разработку проектной документации с учетом установки техники L3Harris. Мы готовы предоставить необходимую помощь конструкторам и разработчикам военной техники и вооружений. Предусмотреть установку радиостанций и сопутствующего оборудования в процессе изготовления техники.

г. установку новой техники связи на объекты в подразделениях вести под контролем сертифицированных представителей производителя, дабы обеспечить корректность выполнения технологии и во избежание снятия гарантийных обязательств производителя вследствие неправильной установки. Предусмотреть выделение средств подразделениям на оплату услуг по авторскому сопровождению монтажа;

д. предусмотреть ежегодное выделение средств для армии, НГУ и ГПСУ на техническую поддержку, квалифицированную установку радиостанций на объекты и военную технику, и обязательно – на изготовление монтажных комплектов для каждого типа ББМ, командно-штабных машин и комплексных аппаратных связи. Важно понимать, что монтажные комплекты должны изготавливаться исключительно в соответствии с конструкторской документацией корпорации L3Harris, а доступ к ней регламентируется правилами трансфера оборонных технологий (ITAR).

 

Для оперативного ремонта техники предлагается уже сейчас дать возможность представителю корпорации права спецэкспортера, включить предприятие в соответствующее Постановление Правительства. Представитель имеет возможность за счет собственных средств оперативно (до месяца – двух) ввозить компоненты радиостанций и обеспечить ими процесс ремонта.

 

Организация производства радиостанций в Украине

Производство радиостанций в Украине предлагается организовать в УКВ/ДМВ сегменте, требующем быстрого насыщения и являющего массовым. Соответствующее предложение с нашей стороны предусматривает поэтапный переход длительностью в несколько лет от модульной сборки к более детализированной. Обязательным условием реализации варианта является гарантированное приобретение Министерством обороны определенного количества оборудования на каждом этапе и пропорциональное стоимости этого оборудования инвестирование. Реципиентом инвестиций будет резидент Украины, частная компания, находящаяся под полным организационным, финансовым и технологическим контролем L3Harris. Очевидными особенностями являются: наличие взаимных долгосрочных обязательств, прогнозируемость и гарантированная оплата заявленных объемов поставок. Упомянутое выше предложение со стороны L3Harris сейчас проходит окончательное согласование в корпорации. Ключевым условием успеха в этом деле является сама возможность ввозить компоненты и комплектующие радиостанций (которые являются продукцией военного назначения) украинским производителем и приемлемая налоговая нагрузка этого процесса.

 

Синхронизация законодательства в сфере сертификации и систем криптозащиты

По нашему убеждению, простейшим и логичным путем преодоления явного содержательного и юридического конфликта, препятствующего полноценному использованию возможностей техники и технологий L3Harris в ходе боевого применения является рассмотрение и доработка законодательной базы касательно данной темы. Существующее законодательство значительно отстаёт по времени от технологий и от тех возможностей, которые предоставляют современные технологии.

 

Заключение

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что мы не требуем никаких особых условий и предпочтений. Мы готовы активно участвовать в строительстве новой армии, которая станет полноправным партнером сил Альянса. Надеюсь, данный документ будет тщательно изучен и предлагаемый нами подход будет использован на практике. Мы открыты для конструктивного диалога и готовы начать его немедленно.

 

Вольдемар Курм,

главный менеджер по Восточной Европе,

Harris Global Communications Inc., L3Harris Technologies, Inc.

Сергей Чепель,

генеральный директор ООО «Радио Сатком Груп»,

представитель Harris Global Communications Inc. в Украине

Поделиться публикацией