Вооруженный конфликт на востоке Украины стал первым прецедентом столкновения двух школ разработчиков систем защиты бронетехники – российской и украинской – имеющими общие советские корни. Поскольку основные центры проектирования и производства советских изделий в этой области остались в РФ, а их разработки были запатентованы в РФ, Украине после распада СССР де факто пришлось создавать с нуля целую новую отрасль оборонно-промышленного комплекса. И эта задача была успешно решена. Новый импульс работе отечественных создателей систем защиты бронетехники дала российская агрессия. С какими прежде неизвестными вызовами пришлось столкнуться разработчикам, какие новые системы были созданы за годы войны, и насколько востребованы украинские изделия на мировых рынках, информационному агентству «Оборонно-промышленный курьер» рассказал директор Государственного предприятия «Базовый центр критических технологий «Микротек» Сергей Швыдкий.
– Как развивался «Микротек» после начала войны на востоке Украины?
– В 2014-м году мы потеряли российский рынок, и доступ к российским комплектующим. В таких комплексах активной защиты как «Заслон» и «Шершень» они составляли до 80% комплектующих, соответственно эти изделия мы не могли производить. В следующие два года мы провели научно-техническую работу, которую финансировало Министерство образования и науки, направленную на импортозамещение, и разработку нового приёмно-передающего модуля – радиолокационной системы комплекса активной защиты «Заслон». Мы полностью заменили российские комплектующие американскими, причём даже не двойного назначения, а гражданскими. Изготовили три образца приёмно-передающих модулей, собрали два боевых модуля, и летом 2017 года провели успешные испытания. На данный момент комплексы «Заслон» и «Шершень» находятся на завершающей стадии запуска в серийное производство на мощностях государственного предприятия Машиностроительная фирма «Артём», где сейчас настраивается технологическая линия. Там будут собирать модули, в то время как вся электроника – радиолокационный датчик и т.д. – собирается на производстве «Миркотека». Таким образом, мы сотрудничаем с «Укроборонпромом» в качестве генерального разработчика, у нас лицензионный договор, мы ведём техсопровождение, получаем роялти. Осенью 2017-го года, в ходе выставки «Зброя та безпека 2017», был подписан первый экспортный контракт с турецкой фирмой Aselsan. Турецкий рынок сейчас открывает для нас большие перспективы, в силу сложных политических отношений Анкары как с ЕС и США, так и с РФ, которая не поставляет Турции свои комплексы динамической защиты.
– Помимо замены комплектующих, есть ли изменения в новых комплексах «Заслон» и «Шершень» в сравнении с прежними изделиями?
– Новые модули можно устанавливать на всю машину в количестве шести штук, в отличие от прежнего варианта, когда шёл один модуль на один борт – танк или БМП. Раньше имелась проблема одновременного срабатывания нескольких модулей, которая теперь устранена. Новый комплекс активной защиты универсален, подходит как для танков, так и для лёгкой бронетехники. Меняется только активный заряд, который слабее на лёгкой технике, чтобы избежать повреждения самого борта. Также внедрена новая радиолокационная система обнаружения, которая не конфликтует с другими локаторами. Всё это входит в комплексы, которые будут поставляться по контрактам в Турцию, в рамках модернизации танка М60-А3 Sabra. Первые поставки намечены на конец марта-начало апреля.
– Есть ли новые разработки в области динамической защиты?
Что касается динамической защиты, наши специалисты работали в зоне боевых действий на востоке страны – изучали реальное боевое применение динамической защиты. На основе этих исследований, появились совершенно новые концепции защиты бронетехники. Совместно с Харьковским конструкторским бюро машиностроения им.Морозова (ХКБМ), одна из этих концепций уже реализуется Украиной в одной из восточных стран. За счёт некоторых доработок один слой комплекса динамической защиты «Нож» отклоняет бронебойно-подкалиберные снаряды производства стран НАТО (При критических углах встречи). Снаряд делает каверну, и уходит в рикошет. В 2016 году проводились испытания наших новых комплексов ДЗ в присутствии иностранных заказчиков, представителей ЦНИИ ВВТ, ДВТП МОУ и главного бронетанкового управления ВСУ. В течение двух недель макеты всех проекций машины с динамической защитой подвергались различным испытаниям, от вибрации, действия высоких и низких температур и поражения напалмом, до обстрелов из различных типов вооружения. На основе родившихся после этих испытаний концепций появилась опытно-конструкторская работа «Щит». Она предполагает оснащение танков Т-80, Т-72 и Т-64 нашей новой динамической защитой – соответственно, «Щит-80, Щит-72 и Щит-64». Это разработки на основе комплекса «Нож», но с рядом изменённых характеристик. Таким образом, все типы танков, состоящих у нас на вооружении, будут переоснащаться этими новыми комплексами. Ими уже оснащаются модернизированные танки Т-72АМТ, демонстрационный образец которых был представлен Киевским бронетанковым заводом в августе 2017-го.
Что касается нашего комплекса ДЗ «Дуплет», совместно с ХКБМ мы разработали его новую версию, и сегодня можно сказать, что этот комплекс не имеет аналогов в мире по своим характеристикам. В рамках испытаний мы обстреливали макет башни с комплексом ДЗ «Дуплет» из пушки танка Т-64 125-мм выстрелом 3ВБМ17 с бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ42 «Манго», в ноль градусов с расстояния в 200 метров. После попадания и внедрения в башню остаётся 50 мм. При обстреле под углом комплекс отклоняет снаряд в рикошет. Этот обновлённый вариант «Дуплета» будет устанавливаться на башни танков Т-80 и Т-84 в связи с необходимостью скорейшего обеспечения защиты танков в условиях войны.
– Есть ли интерес у стран НАТО к этим разработкам?
– По итогам успешных испытаний, «Укроборонсервис» подписал контракт с одной из восточноевропейских стран НАТО на поставку более 500 наших комплексов динамической защиты. У этого государства имеется очень большой парк танков Т-72 – более 900 единиц – и они намерены модернизировать 500 из них. В этом проекте мы участвуем через «Укроборонсервис» в части динамической защиты, а ХКБМ им.Морозова через «Укринмаш» – в части модернизации башни. В январе мы прошли показательную сертификацию. То есть, это первая страна НАТО, которая сертифицировала нашу продукцию, и заказывает наши комплексы.
Также стоит отметить, что танк «Оплот», который завод им.Малышева поставит в США, будет оснащён комплектом ДЗ «Дуплет».
– Какие новые концепции защиты бронетехники появились в ваших разработках?
– Не все из них можно озвучивать. Один из совершенно новых концептов – разработка навесной модульной динамической защиты. Раньше динамическая защита была только навесной или встроенной. После анализа поражений в реальном бою, и с учётом пожеланий наших военных, была разработана, и уже прошла ряд испытаний, в том числе за границей, навесной модульной конструкции. Это было мотивировано повышением живучести самой ДЗ. Если в обычной навесной конструкции попадание в один контейнер в результате фугасного действия «сдувает» 80% других, то в модульной попадание в один контейнер оставляет соседние неповреждёнными. К тому же, у неё отличная ремонтопригодность – замену модуля легко осуществить в полевых условиях, без сварки и т.д.
– Какова ситуация с российским присутствием на рынке, и российскими разработками?
– На сегодняшний день у нас с РФ сложился определённый паритет. Например, мы работаем в Пакистане. По соседству – Индия, где прочно обосновалась РФ. А отношения этих двух государств исключают одновременную работу на обоих рынках. Такая же ситуация и в ряде других регионов. Но следует отметить, что в силу постоянной проверки в условиях реальных боевых действий, которые, к сожалению, продолжаются у нас в стране, на наши изделия в мире существует огромный спрос.
Что касается разработок РФ в области активной и динамической зашиты – и наши, и российские специалисты являются представителями одной школы. И то, что мы сегодня видим на российских «Арматах» и «Бумерангах» – например, модульный комплекс встроенной динамической защиты «Малахит» – всё это тоже имеет в основе своей разработки 80-х годов, которые продолжают совершенствоваться. Они даже визуально схожи с нашими изделиями, потому что имеют общее происхождение.
– Какие ещё разработки вы сегодня ведёте?
– Мы осуществляем изготовление зарядов для испытаний противоминной стойкости. Все работы, связанные непосредственно с подрывом, выполняем мы. Также Министерство образования и науки сейчас заказало и профинансировало исследование, в рамках которого мы ведём расчёты противоминной стойкости. Мы создаём лабораторию быстропротекающих процессов, будем заниматься моделированием противоминной стойкости, сбором и подрывом макетов, затем сбор объекта с установкой датчиков, которые мы закупаем с помощью компании Plasan. Поставки также осуществляются без посредников, по прямой лицензии. Всё это делается в интересах Минобороны, у которого есть программа сотрудничества с Минобразования.
– Каков уровень зависимости от иностранных комплектующих в ваших разработках?
– Уровень значительный. Технологиями в этой области изначально владели только США и СССР. Мы сегодня получаем комплектующие из Соединённых Штатов, однако в силу работы через посредников их стоимость весьма велика. Если бы имелась возможность работать напрямую, цена изделия могла бы снизиться вдвое, а скорость поставки удвоиться. Альтернативой американским комплектующим в последнее время выступают европейские. В рамках запуска серийного производства на «Артёме» мы использовали некоторые комплектующие из ЕС – поставки быстрее, цена ниже, но необходимо дождаться завершения испытаний на этих комплектующих чтобы говорить об их качестве.