По словам ведущего научного сотрудника Научного центра Воздушных сил при Харьковском национальном университете Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба Геннадия Камалтынова, сегодня единственным сегментом украинской ПВО, в котором наблюдается развитие и подъём, является радиолокация. Прогресс в этой области в огромной степени является заслугой разработок Светланы Кошевой – генерального конструктора ХК «Укрспецтехника». Это предприятие одним из первых в независимой Украине начало возрождение военной радиолокации, реализуя проекты по модернизации советских, и разработке современных украинских РЛС. Одной из первых таких разработок, ожививших отрасль после коллапса СССР, позволивших сохранить ценные кадры, и вновь двинуться вперёд, стала модернизация радиолокационных станций П-18, начатая в конце 90-х годов.
П-18 являются одними из самых массовых, простых и дешевых станций, до сих пор находящихся в эксплуатации, как в странах СНГ, так и за рубежом. После распада СССР ремонт данных РЛС стал затруднен из-за снятия с производства их устаревшей элементной базы, а замена этих станций на перспективные РЛС, разработанные в 80-90 годы, требовала значительных финансовых затрат. Наиболее эффективным решением этой проблемы для Украины тогда стала модернизация РЛС П-18, с целью доведения её возможностей до уровня современных РЛС. Эту задачу взяла на себя ХК «Укрспецтехника».
«Разработку мы выполняли путём замены устаревших блоков приемной части аппаратуры, и установкой аппаратуры обработки принятых сигналов в цифровом виде, с отображением на цифровых дисплеях, с собственной разработкой необходимого программного обеспечения. Эта модернизация без радикальных изменений очень существенно улучшала характеристики и надежность РЛС» – вспоминает Светлана Кошевая. «Дело в том, что одним из проявлений технического совершенства РЛС П-18 явилась ее модернизационная способность, благодаря которой стало возможным качественное улучшение ее характеристик путём перехода на современную элементную базу – внедрения микропроцессорной техники, использования новейших на то время достижений в области цифровой обработки сигналов. Далее следовала более глубокая модернизация, включавшая в себя целый комплекс мероприятий, полностью менявших внутреннюю начинку РЛС-18. При этом сохранялся облик базового изделия, и обеспечивалось повышение его качественных характеристик. Мы выполнили замену ламповой аппаратуры приемного тракта твердотельной транзисторной, установили аппаратуру компенсации активных шумовых помех, ввели цифровую обработку сигналов и алгоритмов автоматического обнаружения и сопровождения целей. Также в состав РЛС мы добавили аппаратуру автоматической передачи данных удаленным потребителям по защищенным проводным и радиоканалам связи, оснастили комплексом аппаратуры автоматического съема координат. Отдельно стоит упомянуть, что при модернизации в состав П-18 вводилось принципиально новое устройство, выводящее РЛС на новый уровень – аппаратура защиты от активных шумовых помех, построенная по схеме четырехканального квадратурного компенсатора на несущей частоте, которая обеспечивала подавление АШП, действующих по боковым лепесткам диаграммы направленности. Модернизированная РЛС сопрягалась с высотомером ПРВ-16 (1РЛ132) по информационному каналу в автоматическом режиме, обеспечивая без участия оператора выдачу запросов на измерение высоты сопровождаемых целей, получение от высотомера информации о высоте и запись ее значения в формуляр цели. Передача радиолокационной информации осуществлялось по интерфейсу RS-422; информационный протокол – ASTERIX, соответствующий требованиям НАТО».
Следует отметить, что значение проекта модернизации РЛС П-18 выходило далеко за пределы собственно технических и научных задач, стоявших перед разработчиками. Помимо достижения непосредственно поставленной цели, работы по модернизации были и своего рода пробой сил предприятия и коллектива в новых, рыночных условиях, и своего рода тестированием сохранившегося после недавнего экономического хаоса кадрового потенциала бывшего советского НПО «Квант», реформированного и обновлённого. Разработка показала, что предприятие успешно реализовало поставленную задачу, и было готово переходить к более амбициозным разработкам – собственным проектам.
«В результате у нас получилась новая РЛС П-18 МУ», – подводит итог проекта Кошевая.
Оценив итоги проделанной работы, руководство ОАО «ХК« Укрспецтехника» в 2009 году приняло решение о разработке уже полностью новой украинской РЛС «Малахит».