У Києві вийшла нова книга академіка Володимира Горбуліна «Как победить Россию в войне будущего». В ній голова Наглядової ради Українського інституту безпекових досліджень, перший віце-президент Національної академії наук України та перший в Україні секретаря РНБОУ (1994 – 1999 рр.) переосмислює оборонний потенціал держави та надає цікаві поради щодо його посилення.
Цікаво, що академік Горбулін відверто ставить акценти на розвитку проривних технологій.
Редакція ІА «ОПК» надає уривок із книги «Как победить Россию в войне будущего», яка, за даними київського видавця «Брайт Букс» Дмитра Кириченка, починає продаватися з 11 листопада.
Уривок із восьмої глави книги:
ТЕХНОЛОГЧЕСКИЕ ЗАКРОМА УКРАИНЫ: ИСТОЧНИКИ НЕЛИНЕЙНОЙ СИЛЫ
Содержимое национального технологического инкубатора
Еще создав в средине 2019 года аналитическую структуру под названием «Украинский институт исследований безопасности», мы с командой единомышленников сразу задумались над главным пакетом технологий, которые следовало бы поддержать в государстве. Прийти к определенным решениям было непросто. С одной стороны, имеет место небывалый всплеск новых решений – со стороны научно-промышленных структур, институтов, конструкторских бюро, государственных и частных предприятий. С другой стороны, у воюющего государства совершенно не хватает ресурсов для реализации подобного плана, если говорить о больших масштабах. И все это на фоне технологического истощения сил обороны, и в первую очередь, армии.
Это вынудило при оценке отечественных наработок ориентироваться на определенные критерии.
Во-первых, поставить во главу угла те технологии, которые способны уже сегодня – завтра ответить на ключевые, я бы сказал, витальные угрозы для государства.
Во-вторых, в первую очередь ориентироваться на технологии, которые могут стать основой асимметричного щита. То есть, технологии нелинейного действия.
В-третьих, отдавать предпочтение тем технологиям, которые обеспечат сравнительно короткие циклы производства вооружений и военной техники после принятия их на вооружение в ВСУ.
В-четвертых, это разработки, оформление серийного производства которых не вызовет дополнительных технологических проблем и преград, включая зависимость от иностранных партнеров. Например, ожидания разрешения от иностранных партнеров поставок составляющих элементов нового вооружения или даже сложных высокоточных станков.
В-пятых, стоимость проектов имеет значение. Ниже речь будет идти преимущественно о сравнительно недорогих проектах — в сравнении с проектами создания стратегического и чаще всего дорогостоящего оружия. При этом я не говорю, что тема развития вооружений и военной техники, которые способны заметно усилить стратегическую компоненту украинского оборонного потенциала, закрыта. Просто в условиях небывалого витка военной агрессии российских и пророссийских группировок в течение всего 2020 года (с опасным ростом украинских потерь на фронте), а также роста угрозы масштабного вторжения российских войск в Украину, в первую очередь рассматриваются проекты, которые могут быть реализованы сегодня – сейчас. Это то оружие первой очереди, которое можно применять сразу, а не когда-нибудь, через пять или десять лет, в каких-либо особых случаях.
При этом к ключевым угрозам Украине военного характера в настоящий момент нашей экспертной группой были отнесены следующие:
— Дестабилизация обстановки политическим и военным путем, а также при помощи активной подрывной работы, включая массовое применение диверсионно-разведывательных групп, на территории Украины, включая неоккупированные районы. Развертывания войны различных масштабов и разной степени интенсивности. Активизация комбинированных версий агрессии с целью изменения военно-политического руководства и государственного строя.
Продолжение длительной войны низкой интенсивности, направленной на потерю доверия народа Украины к военно-политическому руководству страны, стимулирование провокаций и массовых потрясений с целью изменения государственного строя и превращение Украины в политически подконтрольную РФ территорию.
Реализация Россией полномасштабного военного сценария с целью захвата Украины и превращения в политически подконтрольную РФ.
Во всех случаях следует иметь в виду, что любое применение Россией военной силы будет сопровождаться усилиями по дезорганизации системы управления страной и Вооруженными силами, организацией внутренних волнений и антиправительственных манифестаций с опорой на «пятую колонну» и активные всесторонние действия по, направленные на подавление воли правящих элит к сопротивлению.
Программу технологических намерений президент РФ Путин исчерпывающе изложил в своей статье в «Российской газете» еще в 2012 году (она упомянута выше). Тут хотелось бы процитировать лишь эпизод связанный с акцентами Москвы на новые военные технологии. «Мы приступили к масштабному, комплексному перевооружению Армии и Флота, других силовых структур, обеспечивающих безопасность государства. Приоритеты здесь — это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, «беспилотники» и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним. Система подготовки органов управления и войск должна стать более качественной, интенсивной и всеохватывающей. Основные усилия будут сконцентрированы на «сколачивании» эффективных межвидовых группировок войск и сил. Повышении готовности воинских частей к выполнению боевых задач», — отметил лидер государства, которое открыто говорит о намерениях стереть Украину с карты мира.
В связи с выше изложенным мы разработали ответные усилия, которые должны привести к нейтрализации (существенному уменьшению) ключевых военных угроз. Хотя к подобным мероприятиям обычно относится наращивание линейных возможностей государства (то есть, боевого потенциала), Украина в условиях существенных ограничений для наращивания боевого потенциала должна сделать акцент на совершенствование системы перевооружение ВСУ. Разумеется, с учетом развития иных составляющих асимметричного потенциала противодействия, что уже изложено в предыдущих главах.
В настоящее время в Украине активно реализовывается ракетная программа – по созданию наземного мобильного комплекса противокорабельной крылатой ракеты «Нептун». Как предполагается, именно эта программа станет сердцевиной ракетного неядерного щита сдерживания. Она должна развиваться, причем государству было бы важно позаботиться и о расширении спектра ракетных разработок, например, оформления в подобную активную программу создания оперативно-тактического ракетного комплекса. Такие возможности имеются.
Но, помимо уже де-факто действующей программы есть необходимость определить и вывести в отдельную ветвь еще четыре — пять приоритетных государственных программ, которые позволят уже в течение следующих двух-трех лет существенно повысить боевой потенциал государства и осуществляться в первую очередь, за пределами традиционных годовых контрактов ДОЗ. Хочу подчеркнуть, что такие программы выведены с учетом убежденности, что в условиях отсутствия в Украине ядерного оружия и необходимости иметь современное оружие концепция перевооружения страны вполне должна строиться с первоначальной опорой на «москитную доктрину», то есть массовое развитие и беспилотных роботизированных комплексов различного назначения. Напомню, такое оружие, в отличие от боевых самолетов и больших кораблей, можно применять уже сегодня – сейчас.
Эволюция современных боевых систем, материалов и средств обработки информации создала условия для того, чтобы войны будущего стали сетецентрическими — когда все боевые элементы объединены в единую информационно-ударную систему. Именно необходимость учета этой тенденции требует осуществить ревизию приоритетов перевооружения и выстроить иерархию таким образом, чтобы развитие армии предусматривал: а) совершенствование системы управления; б) развитие систем обнаружения — обработки информации — подавления противника — радиоэлектронного противодействия — наведение на цель; в) развитие мощных систем защиты и высокоточных средств поражения.
Для Украины крайне необходимо начать готовиться к предстоящим войнам как к войнам будущего. И эта подготовка, на мой взгляд, должна трансформироваться в следующие приоритетные государственные программы перевооружения.
Первая госпрограмма — совершенствование системы управления
Создание Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) ВСУ и в последующем — ЕАСУ сил обороны Украины с важнейшими смежными элементами этой системы действенными, защищенными средствами связи, киберзащитой сетей и критической инфраструктуры, а также развитием телекоммуникаций.
Конкуренция современных армий является прежде всего конкуренцией систем управления. Все составляющие ЕАСУ должны проектироваться с учетом требований интегрированной информационной среды — это принципиальное требование, без реализации которой внедрения ЕАСУ сил обороны не может быть эффективным. При этом, как считают эксперты, внедрение ЕАСУ ВСУ на 30 — 40% улучшит реагирование на вооруженную агрессию и обеспечит своевременное развертывание (огневую реакцию) в ответ на наступление войск противника. Кроме того, позволит существенно снизить потери личного состава ВСУ во время столкновений и огневых атак украинских подразделений. Даже тестирование элементов будущей ЕАСУ свидетельствует о возможности «прохождения» и реализации решений военного руководства в 12 раз быстрее, чем в настоящее время (рост темпов принятия решений от нескольких часов до нескольких минут).
Вторая госпрограмма. Развитие современных систем радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ)
Анализ элементов войн нового поколения свидетельствует, что существует приоритетность формирования разведывательно-ударных сетей и автоматизированных сетей защиты, в рамках применения которых время между обнаружением цели и ее автоматическим поражением сводится к самому минимуму. Потому создание современных систем обнаружения, наведения на цель, средств подавления имеет обоснованную приоритетность.
Анализ военной активности РФ и проведения страной-агрессором боевых испытаний новейших боевых систем и новейшего оборудования указывает на акцент противника именно на развитии этой компоненты. Кроме того, ряд отечественных предприятий ОПК уже имеет довольно значительные наработки, которые, при условии создания и реализации соответствующей государственной программы могли бы обеспечить существенный скачок Украины в производстве по обеспечении ВСУ этими компонентами.
Третья госпрограмма — развитие государственной системы ПВО
Анализ военных угроз свидетельствует о постоянном наращивании Россией потенциала для ведения против Украины масштабной войны четвертого поколения и выше. При этом именно способность результативного сопротивления «атакам с воздуха» (самолетам, ракетам, вертолетам) может обеспечить отказ агрессора от такой модели войны.
Украина осуществила существенные шаги в направлении модернизации средств ПВО советского производства и фактически перешла в активную фазу разработки собственного ЗРК среднего радиуса действия. В этом контексте выглядит логичной и необходимой непрерывная и системная дальнейшая работа, может обеспечить разработана и принята многолетняя программа.
Четвертая госпрограмма — развитие высокоточных средств поражения
Учитывая в целом положительные результаты реализации проектов ПКР «Нептун» и РСЗО «Ольха», наработки по ракетным проектам «Гром» и «Тайфун», специалисты УИИБ определили данный приоритет четвертым, а не первым, как раньше. В то же время, стоит сосредоточиться на развитии уже достигнутых технологических результатов. В частности, развивать воздушную и морскую версии ПКР «Нептун», увеличенную дальность действия ракет проекта «Ольха» («Ольха-М»), воздушную версию ПТРК (проект 524Р для боевых вертолетов). Заслуживают внимания и разработки ОТРК «Гром» (КБ «Южное» — НПО «Южмаш»). Главными условиями указанных разработок и производства ракетных средств поражения является возможность Украине создавать такие средства поражения самостоятельно, без участия иностранных партнеров. Это позволяет обеспечить устойчивое развитие на перспективное будущее и существенно увеличить дальность ракет — до 1500 км, то есть до уровня ракет малой дальности. Именно такое оружие способно обеспечить формирование Украине ракетного неядерного щита сдерживания внешней агрессии.
Пятая госпрограмма — развитие безэкипажных платформ и ударной робототехники
Анализ современных тенденций развития армий ведущих государств мира свидетельствует об акцентах в разработках на создание и дальнейшее использование боевых безэкипажных платформ различного базирования (воздушного, наземного, морского, подводного) и современных боевых роботов с различными функциями. Украина не имеет права отставать от таких тенденций, особенно, с учетом имеющихся, довольно весомых наработок. Своевременный переход Украины и безэкипажных ударные платформы позволит в будущем создать и развить ВСУ до уровня наиболее технологичных и оснащенных армий мира. Особый акцент здесь имеет применение новой идеологии — постепенного перехода мира от применения боевых самолетов к применению ударных (разведывательно-ударных) беспилотных авиационных комплексов (БАК). Учитывая, что Украина не производила боевых самолетов, именно такие разработки способны стратегически усилить Украины через интеграцию в новые БАК уже разработанных ракетных средств поражения.