Танки в карабахском конфликте — такой аналитический обзор появился 18 октября в российских СМИ.
Ожесточенное противостояние в Карабахе армий Азербайджана и Армении приводит к серьезным потерям в бронетехнике при недостижении поставленных целей обеими сторонами. Азербайджан сделал ставку на «блицкриг» и при колоссальном преимуществе в силах и средствах не смог осуществить быстрый прорыв армянской обороны и вернуть ранее захваченные территории. Армения ставила на плотную оборону и недопущение противника на обороняемую территорию.
Поставленные цели не достигнуты: азербайджанский «блицкриг» не состоялся, армянская оборона не прорвана. При этом у Азербайджана относительный успех: он теснит армянскую сторону, ей приходится отступать. Азербайджанская армия продвигается в глубь территории, заняла уже несколько приграничных сел и продолжает теснить армянскую армию.
Стороны заявляют об уничтожении до 150 танков противника, но насколько эти данные соответствуют действительности, сказать трудно. Для такого ограниченного ТВД потери в танках действительно серьезные, при недостижении поставленных целей соотношение «затраты – результат» не выдерживает никакой критики.
На основе этих данных в зарубежном экспертном сообществе поднимаются вопросы о целесообразности иметь в армии в качестве ударной силы танки в связи с их легкой уязвимостью от средств огневого воздействия противника. Другие считают, что причина не в танках, а в плохой тактике их использования.
Пока еще рано делать выводы, конфликт в самом разгаре, но отдельные негативные моменты в использовании танков видны уже сейчас. Причины в наметившихся неудачах сторон могут лежать в разных плоскостях: отсутствии у противников необходимых сил и средств, особенностях ТВД, недостаточной подготовке личного состава и непродуманной тактике использования танков во взаимодействии с другими родами войск. Посмотрим, чем и как воюют противники и почему высоки потери в бронетехнике.
Силы и средства противников
Наличие сил у противников во многом определяется их экономическими ресурсами и мобилизационной базой, у Азербайджана они намного мощнее. Его ВВП на душу населения почти в пять раз выше армянского и количество населения в три раза больше, в связи с этим он может поставить под ружье значительно большее количество своих граждан. Поэтому азербайджанская армия имеет численность 131 тыс. человек, а армянская — всего 45 тысяч.
По открытым источникам можно примерно судить, какими средствами располагают противники. Почти по всем системам вооружений Азербайджан в разы превосходит Армению. В азербайджанской армии 760 танков, а в армянской — всего 320, в обеих армиях, естественно, советско-российские танки разных годов выпуска и разных комплектаций.
В азербайджанской армии порядка 470 танков Т-72, 200 Т-90С и около сотни Т-55, в армянской — порядка 270 танков Т-72, 40 Т-55 и будто бы несколько Т-80. Фактически с двух сторон противостоят друг другу Т-72.
По типам танков видно, что все они, несмотря на значительно количество, кроме Т-90С, давно уже устарели. Конечно, шесть батальонов Т-90С — это сила, но все зависит от того, как они будут использоваться.
Наибольшего перевеса над Арменией Азербайджан достиг в количестве самоходной артиллерии и РСЗО. В этом была определенная логика: именно Баку ставил задачу по взламыванию глубокоэшелонированной обороны противника. Азербайджанская армия имеет на вооружении 390 САУ: 122-мм «Гвоздика», 152-мм «Акация», 152-мм «Мста-С», 152-мм «Dana», 120-мм «Нона-С», 120-мм «Вена», 203-мм «Пион», противотанковые комплексы «Хризантема», а также 285 буксируемых орудий: 152-мм Д-20, 152-мм «Гиацинт-Б», 122-мм Д-30, 130-мм М-46, 100-мм МТ-12 «Рапира» и до 400 единиц 120-мм и 82-мм минометов.
У Азербайджана 450 систем РСЗО: 122-мм «Град», 122-мм RM-70, 300-мм «Смерч», турецкие 107-мм T-107, 122-мм T-122 и 302-мм T-300 «Kasirga», хорватские 128-мм RAK-12 и 301-мм белорусские «Полонез», а также реактивные огнеметы ТОС-1А «Солнцепек».
У Армении только до сорока САУ: 122-мм «Гвоздика» и 152-мм «Акация» и до 200 буксируемых орудий: 152-мм Д-20, 152-мм «Гиацинт-Б», 152-мм Д-1, 122-мм Д-30, 130-мм М-46 и100-мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира», а также 80 единиц 120-мм минометов. Систем РСЗО только порядка 70 единиц: в основном 122-мм «Град», а также несколько 300-мм «Смерчей» и китайских 273-мм WM-80-4.
Из приведенных данных видно, что преимущество Азербайджана по танкам в 2,4 раза, по САУ в 10 раз и по РСЗО в 6,4 раза, и это сказалось при ведении боевых действий. Азербайджан серьезно готовился к войне за освобождение ранее захваченных территорий и развязал ее, поэтому он создал серьезное преимущество в танках и тяжелой артиллерии.
Небольшой по площади ТВД насыщен танками, тяжелой артиллерией и системами залпового огня страшной разрушительной силы, особенно это касалось РСЗО калибра 300 мм, способной поражать цели и бить по площадям в глубине обороны противника. К тому же Азербайджан массово применил беспилотники, разведывательные, ударные и «камикадзе» производства Турции и Израиля. Наиболее эффективным оказался ударный турецкий БПЛА Bayraktar TB2. Армии обеих сторон также насыщены большим количеством разнообразных ПТРК, являющихся грозным оружием против применяемой бронетехники.
Все используемые танки, кроме Т-90С, уже устарели и не обладают развитой системой поиска и обнаружения целей и их поражения, особенно ночью и при плохих погодных условиях. В условиях гористой и сильно пересеченной местности обнаружить цель из них весьма проблематично, а при хорошей разведке противника, организации заранее подготовленных засад и применении высокоточного оружия такой танк становится легкой добычей.
Тактика применения танков сторонами конфликта
Следует иметь в виду, что карабахский ТВД нельзя назвать идеальным местом для использования танков. Это гористая и сильно пресеченная местность с ограниченными транспортными коммуникациями, исключающими возможность оперативного маневра силами и средствами и зачастую предполагающая ведение боевых действий вне прямой видимости противника. Местность способствует захвату господствующих высот, организации засад и опорных пунктов с артиллерией и ПТРК на танкоопасных направлениях.
Все это предполагает определенную специфику ведения боевых действий и высокую эффективность использования различного класса БПЛА для разведки, наблюдения, целеуказания и корректировки огня или уничтожения целей противника, чем успешно пользуется Азербайджан.
Как следует из сообщений, основные потери танки несут от огня артиллерии, систем РСЗО и беспилотников на больших расстояниях еще до соприкосновения с противником; достоверной информации о встречных танковых боях пока нет. На данном этапе видна уязвимость танков от этих видов оружия, позволяющих поражать их сверху в самые слабо защищенные части танка, вследствие чего они несут существенные потери. Насколько эффективно применение ПТРК против танков в этом конфликте, пока трудно сказать, так как недостаточно информации по применению этого вида оружия.
По отрывочной информации, фотографиям и видео с места боев встает много вопросов к тактике применения танков азербайджанской и армянской сторонами. Азербайджан, имея серьезное преимущество в танках и артиллерии, не стал проламывать оборону противника, а избрал тактику его выдавливания. Такая тактика в определенной степени ведет к успеху, так как его военно-экономический потенциал несравненно выше, но серьезные потери в танках трудно объяснить. Противники применяют танки в основном мелкими группами для поддержки пехоты и несут при этом потери, уже есть видео подбитых и горящих Т-90С. Масштабного применения танков ни на одном участке фронта не наблюдается, да и рельеф местности препятствует этому.
Несовершенством тактики применения танков страдают обе стороны, также чувствуется слабая подготовка личного состава. К примеру, в первые дни конфликта азербайджанские танки понесли потери на минных полях, что говорит о неэффективной разведке и саперной подготовке местности в полосе наступления. Также по фотографиям и видео с места боев хорошо видно, что бронетехника сторонами практически не маскируется и становится легкой добычей БПЛА и РСЗО.
На одном из видео продемонстрировано, как армянское танковое подразделение весьма неумело при взаимодействии с пехотой пытается организовать наступление. На другом видео армянский танк вместо укрытия в складках местности выходит на гребень холма, открывает огонь и тут же становится мишенью и уничтожается ПТРК противника.
Достоверной статистики потерь и анализа того, от какого вида оружия танки были поражены, пока нет, но, по информации с места боев, основные потери от БПЛА, артиллерии и РСЗО. При этом танки уничтожаются в основном на марше, в местах дислокации или сосредоточения и довольно редко в боевых столкновениях.
Применение танков в этом конфликте также наглядно показало, насколько они нуждаются в защите от нового и эффективного средства воздушного нападения — БПЛА. Танки от этого вида оружия сейчас практически беззащитны, реализовывать на них защиту от БПЛА накладно и вряд ли целесообразно, это задача специальных коллективных средств ПВО. Большинство современных армий осознают наличие такого рода угроз и для их нейтрализации разрабатывают соответствующие средства коллективной защиты от нападений с воздуха.
Делать выводы о бесперспективности будущего танков по результатам этого этапа карабахского конфликта абсолютно бессмысленно, поскольку это локальный конфликт на специфичном ТВД с серьезными ограничениями по применению танков (исключающими возможность использования их характерных боевых свойств), а также с не всегда продуманной тактикой их применения и слабой подготовкой личного состава.