ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИКТУЮТ УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ В РАМКАХ ГЛОБАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Автоматизация систем и интернет вещей становятся неотъемлемыми составляющими мировых экономик и жизни людей, что формирует новый вызов мировому обществу. Понятие IoT – интернета вещей, или так называемая «оцифровка возможностей» с каждым днем получает все более многогранное наполнение. Состоянием на сегодня это целый контент – прогрессивных перспектив и потенциала, способных радикально изменить ход привычных нам процессов как в обыденной жизни, так и в глобальных ее проявлениях.

 

При правильной трактовке цифрофизации можно упростить и усовершенствовать одновременно не только жизнедеятельность каждого конкретного человека в городе, но и значительным образом воздействовать на экономику целого государства, на его промышленные и производственные способности, международные коммуникации, оборонительную функцию.

 

В таких странах, как Китай или США, к пониманию того, что это важно и по сути фактически  неизбежно, уже давно пришли. За ними неукоснительно следуют многие страны Европы. Оцифровка повсюду, хотя и осуществляется пока что неравномерно между частными компаниями, госсектором и экономикой, и на сегодняшний день наибольшую пользу от этого все еще имеют власть имущие. Но в странах, где инновационный инжиниринг по самодостаточности может смело соперничать с любой другой отраслью, — это лишь дело времени. Украина же продвигается в данном направлении куда менее прогрессивно.

 

Проблема взаимодействия и отсутствие диалога

 

Отечественный частный сектор инновационных инженерных услуг нуждается во внимании и инвестициях, это — будущее. В любой сфере деятельности, оказывающей влияние на жизнь государства, должно принимать участие само государство. Внедрение любого процесса требует не только финансирования, но и, прежде всего, диалога.  На практике же это —  вопрос большого промежутка времени.

 

Мы входим в перечень стран, экономика которых находится на стадии развития, и больше всего нуждаемся в стабильности. При обдуманном подходе запуска интернета вещей в обиход, мы бы наверняка пришли к этой стабильности гораздо раньше – об этом говорит не малозначительный зарубежный опыт. Но,  на самом деле, создать цифровую сетку на базе целого государства и его людей, «втянуть» их в это в масштабах страны невозможно без участия госсектора и его осознания гениальности происходящего.

 

Понимание ситуации уводит разработчиков на вольные хлеба и меняет вектор их внимания — на вечный поиск инвестиций и достойной оплаты труда. А отсутствие должного информационного сопровождения текущих разработок и решений приводит к неготовности населения принимать блага современной цивилизации.

 

О чем говорит статистика?

 

Согласно международным рейтингам, по уровню развития цифровизации Украина не вошла даже в топ-50 стран мира, что, пускай даже временно, ставит на нашей стране клеймо «отстающей». И, невзирая на то, что профильное техническое образование украинские студенты получают одно из лучших в Европе, а то и в мире (!), впоследствии, как показывает статистика, лучшие специалисты устраиваются на работу в иностранные компании и работают на цифровизацию других стран. И это только составляющая часть проблемы.

 

По данным ООН, в Украине лишь чуть более половины населения вообще пользуется интернетом, а компьютерами в целом — всего 62%. При этом в стране до сих пор присутствуют ощутимые многими пользователями проблемы с мобильным интернетом, а  некоторые даже не имеют к нему доступа. Но, именно такие, уже банальные для 21 века технологии, когда они качественные, дают возможность говорить о понятиях автоматизации и интернета вещей. Соответственно – не имеем пока что ни того, ни другого. Хотя, как раз внедрение этих процессов, как ни парадоксально, вывело бы нашу страну на куда более приемлемый уровень экономики и жизнедеятельности в целом.

 

Даже в отчете экспертов Всемирного экономического форума «Готовность к будущему производства», по сути, говорится о том, что для таких государств, как Украина, сосредоточиться на цифрофизации – верный и единственный способ сократить столь ощутимый разрыв в международных показателях наряду с другими странами мира. Инвестиции в бизнес инноваций, развитие технологической базы и инфраструктуры, финансирование крупных инженерных проектов дадут оглушительный прорыв, уверены эксперты.

 

Мировая практика нам в помощь

 

В экономически и технологически развитых странах мира digital и smart технологии давно сопровождают людей дома, на работе и вообще по жизни. Кто-нибудь может возразить, что это нарушает естественный баланс вещей, но большинство уже вкусило все преимущества цифрофизации – она представляет огромный нереализованный потенциал возможностей, которые при этом постоянно эволюционируют. Передовая аналитика данных — BigData, AL, IoT — преобразуют быт, бизнес, экономику, промышленные процессы.

 

Способность захватывать и анализировать огромное количество данных и устанавливать связь между ними имеет значительный потенциал для повышения эффективности основных мировых фондов. Интернет вещей также помогает компаниям оптимизировать свои операции способами, которые раньше не были доступны, — быстро, качественно, надежно. Бизнес-модели, создаваемые при помощи оцифровки данных, позволяют перестраивать и преобразовывать такие отрасли, как розничная торговля, транспорт, финансы, производство.

 

Куда более глобальное влияние цифрофизация оказывает на рост трансграничных потоков данных — потоки информации, поисков, связи, видео, транзакций и внутрикорпоративного трафика продолжают расти с каждым годом. В этих потоках данных задействованы товары, услуги, финансы людей — практически каждый тип трансграничной транзакции теперь имеет цифровую составляющую. По статистике, в настоящее время около 15% мировой торговли товарами осуществляется через международные электронные платформы в виде интернет-магазинов и сервисов. В целом, около 50% продаваемых в мире услуг уже оцифрованы. Соответственно, глобализируется и рынок труда.

 

Ключевые принципы интернета вещей и его внедрение

 

Исходя из сегодняшних реалий, в понятие IoT в глобальном смысле заложено три основных взаимодействующих между собой аспекта: оцифровка активов; оцифровка операций, осуществляемых во всех секторах экономики и производства;  оцифровка рабочей силы как фактора глобального воздействия на любой технический прогресс. Все они взаимосвязаны, но в каждой стране пока что своя «глубина» внедрения цифровых технологий, а также уровень взаимодействия между частным и государственным секторами.

 

К примеру, в Европе, как и в США, степень задействования инноваций разнится во всех компаниях, в том числе в одном и том же секторе. В большинстве стран может быть оцифровано сразу несколько секторов, например, сектор финансовых услуг, СМИ или сам технологический сектор. При этом многие другие отрасли, такие как производство и добыча полезных ископаемых, сферы образования и здравоохранения, гостинично-ресторанный бизнес и строительство, — куда менее продвинуты, хотя и не находятся в состоянии упадка.

 

Такие различия в основном обусловлены наличием так называемых «цифровых» лидеров – компаний, которые за счет всестороннего инвестирования в конкретные сферы деятельности, получают возможность существенно увеличить рост своей производительности посредством использования «умных» технологий. Однако, преобладающая часть предприятий, отстающих в гонке на оцифровку, как правило, являются составляющей государственного сектора – они самые крупные по объемам производства и занятости, но их финансирование не покрыло бы нужных затрат на всеобъемлющее внедрение интернета вещей.

 

Например, расходы на здравоохранение в среднем составляют 10% ВВП или немногим более в европейских странах, включая Францию, Германию и Великобританию, однако этот сектор является одним из наименее оцифрованных.  Аналогичным образом обстоят дела в Западной Европе в сфере строительства, хотя и там, и там, по оценкам экспертов, оцифровка помогла бы повысить производительность данных секторов на 40%.

 

Тем не менее, ситуация не выглядит столь драматично, как, например, в Украине, так как большинство экономически стабильных европейских стран уже имеют цифровые стартапы и значительные инновации. Просто, в отличие от США и Китая, они пока что не выведены на глобальные цифровые платформы.

 

Скорость и степень автоматизации в каждой стране, безусловно, зависят от многих факторов: технической подкованности, стоимости разработки и внедрения технологий (с учетом затрат и времени на замену уже существующих технологий), динамики рынка труда (включая количество рабочей силы и качество выполняемой работы), а также от множества социальных аспектов. Но уже давно и вполне очевидно, что любому бизнесу легче выжить, базируя свою деятельность на качественном технологическом плацдарме.

 

Компании в разных секторах — от сельского хозяйства и здравоохранения до средств массовой информации и банков — используют принципы работы AI, BigData и IoT для персонализации финансовых продуктов, оптимизации ценообразования и планирования в режиме реального времени, выявления мошеннических транзакций, обеспечения прогностического обслуживания в производстве, его комплексной автоматизации.

 

Прогнозы и перспективы

 

По оценкам международных экспертов, большинство стран с неустойчивой  экономикой и близко не достигли своего потенциала в области инновационных внедрений, невзирая на их преимущества. Так, состоянием на 2017 год, Европа в целом захватила лишь 12% своих возможностей в рамках цифровых технологий, и Украина в этот процент пока не входит. А оцифровка — это позитивная и устойчивая перспектива, в частности, для нашего государства.

 

Европейский рынок, находясь в центре мировых цифровых сетей, может стать крупнейшим цифровым рынком по размеру и стоимости. В Европе наибольшая доля внутрирегиональных потоков данных приходится на все регионы без исключений.  Но многие барьеры по-прежнему препятствуют свободному потоку трансграничных данных в европейской экономике. По данным Комиссии ЕС, только 15% потребителей ЕС покупают онлайн у другой страны ЕС, тогда как почти 50% совершают покупки на внутреннем рынке.

 

Единый цифровой рынок смог бы удвоить соотношение между трансграничной и национальной цифровой торговлей товарами и услугами. Цифровые трансграничные потоки, помимо электронной коммерции, включая веб- и видео-приложения, которые при наличии желания и возможности могут быть произведены внутри любой страны, также могут увеличиваться по мере того, как компании используют преимущества единого рынка.

По оценке зарубежных экспертов, благодаря дальнейшей оцифровке Европа может получить дополнительные 2,5 трлн. евро ВВП уже в 2025 году, а потребительская выгода может составить намного больше, просто пока не определена количественно.

 

Да, отдельного внимания при таком положении вещей заслуживает задача создания достаточного дополнительного спроса на рабочую силу в целях компенсации смещения, вызванного автоматизацией всех возможных систем. Но европейские экономики, особенно те из них, которые имеют низкий экономический рост, просто обязаны будут  внедрять инновации, чтобы создавать новые рабочие возможности для уже существующих и новых профессий.

 

Кроме того, несмотря на то, что технологии повышают рост производительности труда и могут вытеснять работников внутри сектора, история показывает, что общая занятость также растет, особенно при просмотре более длительных периодов времени во всей экономике. Рост производительности труда, рост рабочих мест идут в среднесрочной и долгосрочной перспективах, поскольку рост производства ускоряется.  Цены падают, появляются новые товары и услуги, расширяются рынки. Так, например, в Германии занятость и производительность увеличились более чем на 80% за несколько десятилетий в промежутке с 1960-х по 2016 год, в то время как в Соединенных Штатах занятость и производительность выросли до 99%, начиная с 1929 года.

 

Впрочем, тут важно учитывать, насколько оптимистично относятся к такой перспективе, как и к эпохе цифровых технологий в целом, сами предприятия. К примеру, недавнее исследование McKinsey Global Institute показало, что 55% немецких руководителей ожидают увеличения оцифровки и автоматизации, выражая уверенность в том, что это неизбежно окажет положительное влияние на их бизнес в ближайшие годы. И лишь менее 12% — ожидают негативного воздействия. И в данном случае Германия может послужить ценным опытом для подражания: производительность этой страны и стабильность занятости населения выросли еще в 1990-х годах — после того, как она в значительной степени инвестировала средства в автоматизацию производства и создала сильный сектор электроники.

 

Спасательный круг для бизнеса

Эксперты в области инновационных инженерных технологий убеждены, что одна из ключевых проблем, ведущая к отсутствию должного инвестирования средств в развитие и внедрение интернета вещей, связана с недопониманием его основных преимуществ, в частности, для бизнеса. А он, в свою очередь, играет фактически основополагающую роль в развитии экономики любого государства.

 

И для больших компаний, и для начинающих компаний-стартаперов возможность успешного внедрения эволюционирующих технологий станет семимильным шагом к успеху, наделив их конкурентным преимуществом. Автоматизация повысит «пропускную способность» на рынке, оптимизирует ресурсы и позволит зарабатывать, экономя при этом средства – и персональные, и государственные.

 

Уже сегодня цифрофизация ключевых процессов упрощает жизнь предприятиям самых разных сфер деятельности – от сельскогохозяйственного сектора до фармацевтического. Мониторинг информации, передача данных, прогнозирование рисков, заблаговременное выявление махинаций, персонализация финансовых продуктов, диагностика заболеваний в медицине, оптимизация ценообразования, планирование в режиме реального времени,  обеспечение прогностического обслуживания в производстве, — это лишь малый перечень возможностей, которые дает нам интернет вещей.

 

Например, Luxottica создает персонализированные маркетинговые кампании, основанные на анализе данных геопространственных данных и поведенческих данных в режиме реального времени. Google работает над внедрением технологий AI, разрабатывая смарт-девайсы. Amazon и eBay покрывает значительную долю рынка интернет-торговли, обеспечивая клиентам полностью автоматизированный сервис осуществления покупок.

 

Кроме того, автоматизация ведет к сокращению временных затрат среди руководителей предприятий – по статистике, более 25% своего времени они ежедневно тратят на процессы, которые могут совершенно безболезненно выполнять машины. И их задействование вовсе не должно сказаться на количестве рабочей силы в целом. К примеру, для пяти крупнейших экономик Европы — Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании – совершенно нормальным является взаимодействие людей и «умных» систем. Сегодня более 60 млн. рабочих имеют дело с технически автоматизированными видами деятельности.

 

С чего начать?

В стремлении выйти на плацдарм ведущих цифровых технологий, в частности, Украине придётся начать с масштабного информационного сопровождения инновационных разработок. А возможность и перспектива их внедрения будет зависеть не только от желания инженеров, но и, в первую очередь, от интереса и инвестиций государства.

 

Важную роль тут сыграет и взаимодействие с мировыми цифровыми платформами, а также доступ к их возможностям и поддержке. Создание общих нормативно-правовых рамок  смогут позволить цифровым компаниям масштабироваться как внутри отдельных стран, так и за их пределами, и постепенно реализовать потенциал единого рынка.

 

Тут важно понимать, что цифровые платформы — это мощные инструменты для расширения возможностей всего государства и обеспечения доступности для малых и средних компаний глобального масштаба, для облегчения согласования их работы.  Во многих отношениях они являются настоящими двигателями в эпоху интернета вещей.

 

В любом случае, совместные действия частного и государственного секторов могут привести к стимуляции роста сферы инновационных технологий и позволят внедрить их в жизнь страны и людей самым безболезненным способом.

генеральный директор Группы компаний Эверест,

инициатор Платформы ЦИАКР «Искусственный интеллект»

Поделиться публикацией