ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВМСУ. ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД

Защита морских интересов государства от агрессии с морского направления в Черном и Азовском морях, обеспечение контроля морской обстановки в прибрежных водах и обеспечение национальных интересов в пределах исключительной морской экономической зоны Военной доктриной Украины возлагаются на Военно-Морские Силы (ВМС) ВС Украины.

Бывший командующий ВМСУ, вице-адмирал запаса Сергей Гайдук считает, что в ответ на повышение активности РФ в Черноморско-Азовском регионе с целью изолировать Украину со стороны морей ей следует как можно скорее воссоздать действенный морской компонент обороны страны.

Для этого, по мнению эксперта, необходим системный подход, определение стратегии восстановления национального суверенитета на море, разработка  морской политики государства и привлечение для этого всех наличных экономических, политико-дипломатических и военных ресурсов страны.

Организационно ВМСУ представлены в настоящее время надводными силами, береговыми ракетно-артиллерийскими частями, морской пехотой и морской авиацией. В рамках оптимизации структуры ВМСУ недавно созданы два новых органа военного управления – морское командование и командование морской пехоты. В настоящее время ВМСУ решают задачи особого периода в интересах сдерживания агрессии и отражения  нападения (вторжения) агрессора с моря во взаимодействии с другими видами ВСУ, содействия сухопутным группировкам войск (сил) во время ведения боевых действий на приморских направлениях.

В 2017 году Генеральным штабом был дополнительно уточнен круг реальных задач, решение которых возлагается на ВМСУ. К числу решаемых задач относятся: контроль морского пространства; усиление контроля морского участка государственной границы, содействие Госпогранслужбе Украины в обеспечении суверенных прав государства в исключительной (морской) экономической зоне.

В числе задач также: уничтожение надводных целей, осуществление минно-заградительных и противоминных операций, проведение морских десантных операций; содействие другим видам ВС Украины, действующим на Приморском направлении (ПВО-ПРО, ПДО); оборона и защита пунктов базирования (портов); осуществление демонстративных действий.

А в рамках нового этапа стратегического планирования на 2018 год непосредственными задачами ВМСУ определены ведение боевых действий в Черном и Азовском морях, оборона портов и мест базирования, стабилизация обстановки в целом. Но обеспечит ли все это страну  от ударов с моря?

Согласно классическому выражению американского историка и ученого, контр- адмирала Альфреда Т. Мэхена, оборона своих берегов начинается у берегов противника, начиная с определения критически важных объектов, уничтожение которых обещает успех.

В нашем случае это может означать первоочередную приоритетность нейтрализации (уничтожения) в случае начала открытой войны кораблей-носителей дальнобойных крылатых ракет «Калибр-НК» (надводные корабли, фрегаты и МРК) и «Калибр-ПЛ» (подводные лодки).

Военно-морская наука предусматривает в качестве самого эффективного способа борьбы с ракетной угрозой упреждающее уничтожение неприятельских кораблей-ракетоносцев еще до пуска ракет. Поэтому для отражения потенциальных ракетных ударов с морского направления ВМСУ нуждаются прежде всего в наличии единой системы обнаружения и слежения с элементами авиационной и космической разведки, а также эффективных средств поражения вражеских кораблей-ракетоносцев.

Все это в распоряжении ВМСУ отсутствует, да и задача по отслеживанию кораблей-ракетоносцев противника перед ними пока не стоит. Правда, планируется  создание государственной интегрированной системы освещения морской обстановки, однако для отслеживания в море конкретных движущихся целей этого все же будет недостаточно.

Сегодня ВМСУ действуют в двух зонах ответственности – в Северо-Западной части Черного и Азовского морей. В то время как обе они  изолированы друг от друга и ВМСУ лишены возможности маневра силами, противник обладает подавляющим численным и качественным превосходством на море и продолжает его наращивать, в т.ч. за счет переброски своих кораблей с Каспия.

ВМСУ в рамках взаимодействия с иностранными партнерами также решает задачу по контролю и выявлению незаконных заходов в порты аннексированного Крыма иностранных судов и принимают меры к задержанию нарушителей. Последнее известное задержание в конце 2017 года выполнил РКА «Прилуки». Наряду с этим, ВМСУ участвуют в международных учениях, которые, помимо учебных, имеют также важную демонстративную составляющую.

В то же время, анализ потенциала ВМСУ указывает на ограниченные возможности по ряду направлений, что не позволяет в полной мере решать возложенные на военный флот задачи.

Для решения возложенных на них специфических задач ВМСУ нуждаются в боевых кораблях и катерах морской зоны, оснащенных современными средствами обнаружения и прежде всего ударным ракетным оружием. Одной из основных проблем является отсутствие в составе ВМСУ современных многоцелевых кораблей.

В то же время, вновь утвержденные сроки и темпы реализации Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» пр.58250 только отдаляют достройку головного корабля и серии в целом. Постановлением КМУ срок вступления в строй головного корабля перенесли на 2022 год, а последнего, 4-го  —  на 2028 год.

Объем финансирования программы «корвет» увеличился с прежних 16,21 млрд грн до 31,93 млрд грн, вместе с тем, из программы изъяли важный пункт, предусматривавший создание современной системы базирования корветов (152,34 млн грн).

Эксперты считают крайне важным продолжить постройку головного корвета. В то время, когда ограниченное финансирование не позволяет выделять достаточные средства на новое кораблестроение, продолжается сокращение корабельного состава в силу естественного старения и выработки ресурсов. Так, в 2018-20 гг. будут списаны единственный СДК «Юрий Олефиренко», РКА «Прилуки», ряд артиллерийских и десантных катеров.

При условии успешной реализации Государственной программы развития ВВТ ВС Украины на 2016-2020 (21) гг. ВМСУ должны будут иметь в своем составе до 40 кораблей и катеров, в т.ч. 1-2 малые/сверхмалые подводные лодки, 1 фрегат, 2 корабля разведки (в т.ч. один новый), 2 патрульных катера типа Island (в качестве тральщиков),  и 3 ракетных катера, остальное – малые бронированные артиллерийские (МБАК), десантно-штурмовые и противодиверсионные катера.

Изменение динамики нового кораблестроения  в пользу массовой постройки малоэффективных бронекатеров при одновременном замораживании корвета и неопределенностью с ракетными катерами, к сожалению, снижают ценность указанной Программы.

По мнению экспертов ЦНИИ ВВТ, в своем нынешнем виде она не отвечает реальным потребностям ВМСУ, т.к. ее реализация не даст необходимого эффекта – усиления ударного потенциала ВМСУ.

В этой связи предлагается пересмотреть и откорректировать Программу с учетом приоритетности – какие именно корабли следует приобретать в первую очередь, в т.ч. у иностранных поставщиков. Для этого предлагается осуществить мониторинг  европейского рынка противоминных и десантных кораблей, а также малых и сверхмалых подводных лодок (в т.ч., выводимых в резерв), а также изучить возможность лицензионного строительства таких кораблей в Украине.

Важно изменить приоритетность создания ПКР «Нептун» (в настоящее время приоритет — береговой вариант, затем-авиационный и только после него-корабельный). Отсутствие корабельного варианта ПКР корабельного базирования задерживает постройку новых корветов и даже проектирование ракетного катера типа «Лань».

Наконец, следует определиться с типами вспомогательных судов специального назначения для нужд ВМСУ, в т.ч. за счет мобилизации судов гражданских ведомств.

По данным ЦНИИ ВВТ, в 2017 году Государственная целевая программа развития ВВТ ВС Украины была выполнена на 86%. Выполнение по числу образцов ВВТ, кораблей и т.д. составило 85%

Постройка новых ракетных катеров типа «Лань» затягивается в силу ряда причин организационного (смена проектанта) и технического (отсутствие корабельного варианта ПКР «Нептун») характера. У заказчика имеются серьезные вопросы к качеству и уровню проектных работ нового проектанта (завод «Кузня ни Рибальському»). Так, на сегодняшний день уже значительно превышено заданное заказчиком водоизмещение РКА (600 вместо 400). А по существу, получается еще один корвет, только ракетный, для которого еще нет основного оружия.

К тому же, в качестве главных двигателей РКА выбраны немецкие дизеля фирмы MTU, тогда как ничто не мешало применить ГТУ отечественного производства и не ставить себя в зависимость от иностранных поставок. Поэтому у МО появились серьезные опасения относительно качества проекта и его соответствия требованиям заказчика, а также, добавим, срокам выполнения работ и перспективам постройки РКА.

В свою очередь, малые артиллерийские бронированные катера, серийно строящиеся в Киеве, не предназначены для решения боевых задач в условиях открытого моря и не имеют противокорабельного оружия.  Теоретически они могут быть полезны разве что на Азовском море, но практически ни один МБАК до сих пор туда пока не попал.

Более того, пока не решен и вопрос о месте базирования  корабельного состава ВМСУ Азове (Мариуполь, Бердянск или Геническ?), полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Также пока не создано и соответствующее командование ВМСУ на Азовском море. Несмотря на войну и принятые год назад решения на этот счет.

Удивительно, но на фоне всего этого в бюджете страны нашлись средства на закупку партии в 55 французских вертолетов, необходимость в которых для нужд МВД Украины уж точно никак не важнее безопасности страны на море. И еще вопрос, где Украина найдет эти 551 млн евро накануне выборов, начала выплат по внешним долгам и активизации России именно на морском направлении?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос применения на море средств морской робототехники (МРТ). Соответствующих доклад об этом сделал на форуме и.о. ректора Национального университета кораблестроения им. адмирала С.Макарова Владимир Блинцов. Он отметил, что в рамках асимметричного ответа агрессии Украина должна развивать средства МРТ, для чего в стране имеются все условия. Эксперт указал на три основных фактора: постоянное возрастание роли средств МРТ в составе сил ведущих флотов мира; полное отсутствие этих средств в составе ВМСУ и успешный опыт создания и использования уникальных образцов МРТ в НУК им. адмирала С.Макарова.

К числе направлений использования  МРТ, актуальных сегодня для Украины, относятся: освещение подводной обстановки, противоминные и противодиверсионные морские операции, разведка и наблюдение в интересах ВМС, поисково-спасательные операции, решение ударных задач.

По мнению докладчика, средства МРТ хорошо вписываются в концепцию москитного флота, о приверженности которой заявило командование ВМСУ. Средства МРТ обходятся намного дешевле, чем другие виды вооружения и морской техники, некоторые образцы отечественного производства не даже не требуют обслуживания и ремонта. И командование ВМСУ также видит перспективу внедрения у себя такой техники.

Для внедрения МРТ требуется разработать концепцию использования ВМСУ средств МРТ, создать специальный орган и научное учреждение, которое бы специализировалось на развитии МРТ в Украине. Наконец, важно создать научно-производственный комплекс или предприятие, специализирующееся в области МРТ. Целесообразно широкое привлечение зарубежных инвесторов и партнеров для создания образцов МРТ в Украине.

К настоящему времени НУК имеет в своем активе 30 разных образцов МРТ. Последние из них: транспортировщик тяжелых подводных грузов специального назначения, не имеющий аналогов в мире (2017 г., из-за недостатка финансирования работы приостановлены), буксируемый подводный аппарат «Глайдер», аппарат АНПА-РБ (проект) с радиоканалом управления, поисковый аппарат НПА и другие.

Все они отличаются высокой эффективностью, надежностью в работе и  компактным исполнением. Некоторые образцы МРТ успешно прошли испытания по прямому назначению на Азовском море в районе Бердянска и Мариуполя и показали высокие результаты. Об актуальности данного направления свидетельствует и активное внедрение морской робототехники и беспилотных систем в ВС РФ.

 

По сообщению начальника управления по организации морской охраны администрации Государственной Пограничной службы капитана 1 ранга Владислава Смирнова, во вверенной ему структуре положение с корабельным составом выглядит несколько лучше, чем в ВМСУ. Прежде всего, пограничники в марте 2014 года смогли вывести из Крыма в Одессу и Мариуполь практически весь свой корабельный состав. В дальнейшем это позволило организовать эффективный контроль морской границы, а в Мариуполе – также оказывать содействие ВСУ на приморском направлении. Более того, Мариупольский отряд на сегодня является единственным корабельным соединением Украины на Азовском море.

В настоящее время реализуется утвержденная Кабинетом министров Украины в 2016 году Государственная целевая оборонная Программа развития и модернизации корабельно-катерного состава Госпогранслужбы до 2020 года, в рамках которой предусмотрено приобретение нескольких типов кораблей, катеров и судов.

Прежде всего, это пограничные СКР 3-го ранга для  патрулирования отдаленных районов (исключительная морская экономическая зона), катера для службы в пределах территориального моря (в т.ч. Азовского) и малые скоростные катера для прибрежных вод, а также вспомогательные суда для обеспечения базирования катеров в необорудованных районах.

К настоящему времени построен и передан Мариупольскому отряду головной малый пограничный катер УМС-1000 с частичным бронированием. В текущем году ожидается получение второго катера этого проекта. Кроме того, исходя из реальных потребностей пограничного заказчика, Исследовательно-проектный центр кораблестроения разработал сразу два проекта погранкатеров. Однако вопрос об их постройке будет зависеть от выделения соответствующего финансирования.

Также в рамках названной программы предусмотрено создание единой государственной интегрированной системы освещения надводной и подводной обстановки в акватории Азовского и Черного морей, с интеграцией всех ведомственных систем, модернизация системы радиотехнического наблюдения, развитие информационного взаимодействия с ВМСУ. В рамках усиления плотности охраны границ создаются новые пограничные подразделения.

Владимир Заблоцкий,

специально для ИА «ОПК»

Поделиться публикацией