В условиях продолжающейся вот уже четвертый год войны для Украины особое значение имеет обеспечение ВСУ всем необходимым и прежде всего — современными образцами вооружений и военной техники (ВВТ). Все большую роль здесь играют предприятия негосударственной формы собственности, которые отличают высокая эффективность работы, оперативность, гибкость в принятии решений и ряд других качеств.
Объединившись в конце 2016 года в рамках Лиги оборонных предприятий Украины (Лига), частные производители оборонной продукции существенно улучшили внутреннюю кооперацию, а также взаимодействие с государственными и научными структурами. Предприятия Лиги, которых в 2018 году стало более пятидесяти, первыми сделали переход от демонстрации отдельных образцов вооружений к показу целостных боевых систем, собираемых по модульному принципу. Когда, например, на единую колесную базу были установлены комплексы борьбы с беспилотными авиационными комплексами (БАК), комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сами БАК или другие вооружения, исходя из запросов заказчика. Похоже, именно частный ОПК откроет счет проектам военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами в интересах украинской армии. Речь, в частности, об испытанном в середине сентября 2017 года украино-польском разведывательно-ударном комплексе «Сокол». В нем на колесную базу частного НПО «Практика» установлен боевой модуль другого частного оборонного предприятия ПАО «ЧеЗаРа» и БАК польского частного производителя WB Electronics SA.
Кооперация, рожденная внутри самой частной оборонки и непосредственно Лиги, сегодня предлагает до десятка совместных проектов, в которых интегрированы комплексы противодействия БАК и комплексы РЭБ ХК «Укрспецтехника», средства связи предприятий «Доля и К» и «Телекарт-Прибор», средства РХБ-защиты «Спарринг-Вист Центра» и многие другие разработки. По ходу любопытный факт: изделия «Спарринг-Вист Центра» сегодня покупает 81 страна мира, только родное оборонное ведомство все еще не спешит с заказами…
Частный сегмент ОПК даже по своей структуре заметно отличается от государственного, весьма раздутого по структуре (пожалуй, из крупных государственных игроков только ГККБ «Луч» с менее 1 тыс. персонала соответствует современным меркам эффективности использования людского потенциала). На предприятиях Лиги от двух десятков до трех сотен сотрудников, из которых добрых три четверти — инженеры и конструкторы. Удельный вес современной науки и концентрация высоких технологий в этом сегменте приближаются к западным меркам. Это то, что может сделать страну высокотехнологической державой, а не поставщиком сырья и продукции аграрного сектора. И то, что может стать локомотивом всей национальной экономики.
По оценке заместителя министра экономического развития и торговли Украины Юрия Бровченко, отмечается существенный, буквально в разы, рост активности в последние годы в ОПК предприятий с частной формой собственности.
Необходимость объединить усилия частных предприятий ОПК фактически отражает идею самого общества военного времени – создать мощное и влиятельное оборонно-промышленное лобби. Как показывает опыт 2015-2017 годов, частные разработчики и производители оборонной техники более гибкие, они способны привлекать иностранные инвестиции и новые технологии, более мотивированы для этого и, соответственно, более устойчивы к коррупции. В отличие от государственных структур, частники рискуют собственными средствами, а не бюджетными.
Благодаря частным предприятиям Лиги в сжатые сроки удалось решить целый ряд важных задач, обеспечив производство необходимых для нужд ВСУ и НГУ вооружений и боеприпасов, средств обнаружения и связи. Небезынтересно, что полсотни предприятий Лиги разработали и производят в настоящее время большой спектр новых ВВТ: легкую бронетехнику, БАК, средства разведки, наблюдения, наведения баллистических и крылатых ракет, РЭБ, комплексы и средства связи различного назначения, тренажеры, средства индивидуальной защиты и т.п. Причем, с учетом прогнозируемых изменений на поле боя, важно отметить актуальность и соответствие перечисленной продукции требованиям времени, а также существующим угрозам. Тут наглядно подтверждаются большая, чем в госсекторе, гибкость в принятии руководителями управленческих решений и лучшее знание ими потребностей военных.
Примером такого подхода является ЧАО «НПО «Практика», активно и последовательно специализирующееся на изготовлении и модернизации легкой бронетехники, прежде всего, бронемашины семейства «Козак» (в т.ч. десантную версию с независимой подвеской), а также варианты модернизации с учетом требований поля боя БМП-1, БТР-60 и БТР-6. При этом большое значение имеет наличие обратной связи, когда заказник имеет возможность оперативно информировать разработчика о поведении техники на поле боя и предлагать те или иные улучшения конструкции, которые оперативно учитываются конструкторами.
ООО «Конструкторское Бюро «Логика» (в составе Украинского агентства по перспективным научно-техническим разработкам UA.RPA) разработало боевую систему управления тактического звена и автоматизированную систему управления артиллерийским огнем «Кропива». Это интегральное решение для бригадной артиллерийской группы, позволяющее сократить время реакции на изменения в обстановке в 5-7 раз, повысить вероятность поражения целей стандартными боеприпасами на 25-30% и снизить расход последних на 30-40%. «Кропива» не уступает зарубежным аналогам и уже успешно прошла испытания в боевых условиях.
В числе продукции военного и двойного назначения группы компаний «Арта» (дистанционно управляемые боевые модули «Лезо», «Шило», высокотехнологичные системы наведения артиллерии, разведки и т.п.) стоит отметить уникальную разработку геоинформационной системы (ГИС) «Арта», позволяющую получать высокоточную картографическую информацию для ориентирования на местности и быстрого и эффективного огневого поражения целей. При этом высокая точность артиллерийского огня (отклонение до 2-х м), обеспечиваемая ГИС «Арта», позволяет быстро поражать цели без необходимости пристрелки. Система оперативно учитывает десятки параметров огневых средств поражения ВСУ. «Арту» отличает высокий уровень защиты от помех, надежность, компактность и простота конструкции, что значительно упрощает подготовку операторов. Всего в зоне ООС в настоящее время используются 140 комплектов ГИС «Арта».
Заслуживает внимания украинский тактический пулеметный комплекс «Хижак» — оригинальная разработка ТОО «Харьковский завод средств индивидуальной защиты «RAROG» для пулемета ПК/ПКМ. Его особенностью является возможность размещения всего боекомплекта стрелка (лента на 500 патронов) в наспинном ранце, благодаря чему, обеспечивается бесперебойная подача патронов без необходимости перезарядки, что особенно важно в боевых условиях.
В свою очередь, это стало возможным благодаря другой оригинальной разработке этой же фирмы – пластиковой пулеметной ленте, имеющей в отличие от металлических аналогов значительно меньшую массу. По сообщению директора завода Юрия Федорова, этому успеху предшествовал большой объем экспериментальных работ и исследования почти 200 видов пластмасс, что потребовало и значительных средств, и времени.
Принимая во внимание потенциальную угрозу со стороны авиации агрессора, а также тенденции развития современных сил и средств ПВО-ПРО, важно отметить также работы частных предприятий и в этой области. Так, например, ОАО «ХК «Укрспецтехника» в сложнейших экономических условиях в рамках выполнения экспортного заказа успешно осуществила модернизацию РЛС П-18, внедрив новую элементную базу и попутно создав на ее базе более новый и эффективный аналог П-18ММ. Кроме того, в сжатые сроки был создан ряд оригинальных новых образцов специальной техники, в т.ч. РЛС «Малахит» и «Барсук». «Малахит» — РЛС с цифровой обработкой сигналов, возможностью сопряжения (передачи данных) с современными АСУ (командными пунктами), высокой помехозащищенностью и возможностью работы в условиях постановки противником активных и пассивных помех, измерения радиальной скорости цели, значительного расширения зоны обнаружения от 2,5 до 400 км, возможностью применения в составе сил ПВО и т.п. Универсальная РЛС способна вести разведку воздушной и надводной обстановки в круглосуточном режиме, в любых погодных условиях. Использование РЛС «Малахит» в зоне АТО/ООС показало, что она отлично работает в условиях интенсивного применения российской стороной средств РЭБ и РЭП. В РЛС предусмотрена возможность автоматической перестройки частоты или использования 4-канального автокомпенсатора для подавления помех, которые пытается ставить противник. Одной из последних новинок здесь стало внедрение автоматической быстроразворачиваемой антенны.
Реакцией «Укрспецтехники» на возрастание угрозы со стороны БАК противника в зоне боевых действий, стала разработка постановщика радиопомех «Анклав», предназначенного для блокировки приемных устройств комплексов, использующих в своей работе спутниковые навигационные системы NAVSTAR и GLONASS, а также каналы управления летательных аппаратов.
НПП «Атлон-Авиа» известен своими разработками в области беспилотной авиации. Летом 2015-го предприятие поставило ВСУ первые 5 беспилотных авиационных комплексов (БАК) А1-С, а уже в 2016–м заказчик получил глубоко модернизированную версию БАК «Фурия» с индексом А1-СМ. «Фурия» успешно прошла ведомственные испытания, в т.ч. в боевых условиях, получив высокую оценку военных. А в 2018 году разработка была награждена премией Кабинета министров Украины за разработку и внедрение инновационных технологий (из 17 поданных заявок было отобрано 5 лучших работ).
По оценкам специалистов, БАК А1-СМ «Фурия» по своим ТТХ и функциональным возможностям не уступает зарубежным аналогам и способен обеспечить как автоматическое определение координат целей, так и их автоматическое сопровождение. Модернизованная версия оснащена новой оптической системой, способной осуществлять круговой обзор.
К настоящему времени на вооружение ВСУ принято пять современных средств радиационного контроля производства НПЧП «Спарринг-Вист Центр», а в портфеле заказов компании имеется широкий спектр приборов радиационного контроля и пиротехнических средств, а также систем стабилизации оружия и т.п., поставляемых в войска. Более того, специалисты компании развивают одновременно несколько десятков проектов, разрабатываемых для нужд ВСУ, в т.ч. отечественные аналоги блоков стабилизации вооружения БМП-2 и БМД-2 и даже проект создания для ВСУ современной бронированной машины радиационно-химической и биологической разведки. Последняя предлагается военным на замену устаревшей машины БРДМ-2РХБ.
Перечень достижений частных оружейных компаний Украины в настоящее время более емкий, чем список разработок госсектора. Что означает только одно: ставки на частный сектор и государственно-частное партнерство обоснованы.
Разработка современных видов ВВТ требует объединения усилий и партнерства, основанного на взаимном доверии. И для западных оборонных компаний, которые являются носителями передовых технологий, частный сектор является более привлекательным, чем государственный.
Эксперты отмечают, что именно такие структуры как Лига, способны стимулировать государство в четком оформлении военно-технической политики (ВТП). Что касается принципов ВТП, то для современной Украины крайне важно постепенно перейти к сбалансированной модели, когда около 50% оборонно-промышленной продукции будет закупаться для нужд национальных заказчиков, в первую очередь, ВСУ. И эту позицию, настаивают некоторые экспертные организации, стоило бы закрепить законодательно. А также провозгласить главной целью ВТП обеспечение потребностей армии и других военных формирований государства. Это важно, потому что в противном случае большинство усилий может быть направлено собственно на развитие ОПК, что может не совпадать с задачами перевооружения, а подчиняться задаче увеличения оружейного экспорта.
Конечно, самый важный элемент — кто, какой орган будет вырабатывать и реализовывать ВТП. В Лиге убеждены, что важно создать центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ), скорее всего, подчиненный профильному вице-премьер-министру. Такой ЦОИВ должен формировать и реализовывать военно-техническую политику государства с функцией распорядителя бюджетных средств. ЦОИВ должен быть наделен законодательной инициативой. Кроме того, именно этот правительственный орган в рамках реализации военно-технической политики мог бы ускорить реструктуризации и акционирования предприятий ОПК, создание условий для будущей приватизации и создания совместных производств (предприятий) с иностранными компаниями.
Что следует отнести к ВТП? Как считают в Центре исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР является одним из соучредителей Лиги), следующие функции.
- Система планирования и управления в соответствии с требованиями, утвержденными Генеральным штабом ВСУ, ресурсных возможностей и рекомендаций Совета национальной безопасности и обороны (формирование баланса между потребностями и возможностями).
- Система формирования и реализации государственного оборонного заказа.
- Система военно-технического сотрудничества — в части реализации выше обозначенной цели, включая, экспорт, импорт и проекты совместного создания ВВТ, а также экспортный контроль.
- Система развития технологий, включая, с подсистемы связей с научными и образовательными учреждениями.
- Система оборонных производств, включая частные.
Кроме того, эксперты также настаивают, чтобы в указанных основных пунктов были включены и дополнительные, такие как:
- Система информационного обеспечения реализации ВТП.
- Система мобилизационной подготовки (работа производственных мощностей во время особого периода и в условиях войны).
- Система разработок и производств, прямо не относится к обеспечению военных формирований государства (например, производство охотничьего оружия и боеприпасов и др.)
Так или иначе, но было бы целесообразным рассмотреть возможность законодательного закрепления обязательного для любого министра обороны 25% бюджета на нужды национальной обороны страны тратить на закупку, модернизацию, ремонт ВВТ и на опытно-конструкторские работы в области создания новых ВВТ.
Глава наблюдательного Совета Лиги и премьер-министр Украины в 2005 — 2006 гг. Юрий Ехануров полагает крайне важным активизировать усилия частного бизнеса для лоббирования своих интересов в Верховной Раде Украины, усматривая в этом содействие усилению экономического потенциала страны, в том числе, за счет увеличения экспорта ВВТ. Помимо этого, развитие оборонно-промышленного сектора экономики должно не только поднять отечественную промышленность, но и помешать попыткам известных сил превратить Украину в зависимую, чисто аграрную страну.
К числу основных достижений Лиги к настоящему времени, по словам главы Правления Лиги Олега Высоцкого, налаживание тесных отношений со всеми силовыми ведомствами и структурами Украины, имеющими отношение к ОПК. «В этих структурах уже есть понимание позиции Лиги, ее там видят и слышат, а это уже немаловажно», — подчеркивает лидер организации.
Владимир Заблоцкий,
Обозреватель ИКК «Дефенс Экспресс»