«КОЛЬЧУГА». ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

В рамках проведения XVI международной специализированной выставки «Оружие и безопасность — 2019» общественности была представлена возрожденная легендарная разработка – станции радиотехнической разведки «Кольчуга. «Кольчуга» — украинская автоматизированная станция радиотехнической разведки, ставшая всемирно известной благодаря скандалу в начале миллениума, связанному с обвинениями Вашингтона в якобы продаже партии таких станций враждебному для американцев Багдаду. Во времена президентской каденции Леонида Кучмы считалось, что этот пассивный радар позволит мятежному Ираку обнаруживать американские вооружения во время ведения войны против режима Хуссейна. Благодаря отсутствию активных излучений, «Кольчуга» не может быть обнаружена средствами радиоэлектронной разведки.

В свое время такие станции ​​производил донецкий завод «Топаз», но с началом русско-украинской войны в 2014 году производство было намечено перенести  в НПК «Искра» (Запорожье), но по разным причинам это не осуществилось. Ныне уже третий год развитием автоматизированной станции радиотехнической разведки занимается частное НПК СКБ «Таргет», а «Оборонно-промышленному курьеру» удалось пообщаться заместителем директора предприятия Виталием Яковлевым, чтобы из первых уст узнать подробности ситуации на производстве.

 

— Виталий Васильевич, в первую очередь хотелось бы узнать, как военный конфликт на Донбассе повлиял на развитие комплекса радиоэлектронной разведки «Кольчуга»?

— После событий на Донбассе завод там был закрыт («Топаз»- Ред.) и народ разбежался кто куда. Мы попробовали организовать восстановление производства «Кольчуги» на КП «НПК «ИСКРА», но к сожалению, нам это не удалось, хотя и деньги могли быть найдены за счет реализации той продукции, которую удалось вывести из оккупированного Россией региона. Но, тем не менее не удалось. Когда мы поняли, что предыдущая власть не собирается восстанавливать производство «Кольчуги», мы организовали свое частное предприятие «Таргет». И как у частного предприятия, у нас не было ни малейшей возможности достать документацию. Имея предыдущий опыт создания, и то, что за эти годы документация, комплектующие и идеология частично устарели, мы приняли решение делать все заново. Грубо говоря, мы сделали абсолютно новую «Кольчугу», полное название которой «Кольчуга РДФ 360».

— Есть ли характерная разница между старой и новой «Кольчугой»?

— Предыдущий комплекс «Кольчуги» состоял из 8 машин, по две машины на каждую станцию, а теперь нам благодаря новым технологиям и новым решениям удалось объединить всю аппаратуру в одну машину. Мы увеличили дальность, избирательность, чувствительность. Также были улучшены возможности приема и идентификации. Эта «Кольчуга» по характеристикам на порядок выше той, которая производилась в Донецке на «Топазе». Кольчуга разработана и собрана предприятием «Таргет», которое существует на рынке уже 3 года. Нам очень помогло то, что нам удалось привлечь специалистов, которые были на «Топазе», Поскольку у многих были задумки и идеи, то нам удалось это все воплотить в жизнь. К сожалению, мы пока что не можем похвастать полностью собранным комплексом, но все-таки мы можем продемонстрировать реальные данные сопровождения самолетов, идентификацию самолетов и т.д. В основном по воздушным целям, потому что по морским и наземным целям идеология осталась прежней, просто поменялась антенна, комплектующие и некоторые устройства, которые позволяют легче находить цели. За счет увеличения чувствительности антенн нам удалось увеличить дальность обнаружения морских и стационарных целей. В новой «Кольчуге» другая элементная база, потому что на старой базе вся аппаратура не помещалась в одной машине, а сейчас все помещается, более того в этой машине предусмотрены более комфортные условия для экипажа.

 

— Как обстоят дела с завершением проекта новой «Кольчуги»?

—         У нас готова документация, но, к сожалению, нет финансирования. У нас нет производственных мощностей. Предыдущая власть в Украине нас не только не поддерживала, однако мешала, как только могла. Мы работали чуть ли не в подполье, а на удивление иностранцы проявляют очень большую заинтересованность. Старую «Кольчугу», например, у нас брали в аренду израильтяне. Если не будет поддержки от государства, то нам будет очень тяжело работать в Украине. Мы бы, конечно же, хотели все произвести в Украине, но нам необходима  хотя бы какая-то поддержка государства. У нас есть контракт сейчас по ремонту старой поставленной техники «Кольчуга», но это ремонт, это не производство. Для нового производства у нас готовы отдельные элементы, и мы готовы их производить. Все упирается в финансирование. Иностранцы знают, что такое «Кольчуга», а наши в эту сторону пока что не очень охотно двигаются.

Как я понимаю, Украина нуждается в «Кольчугах». Мы можем обнаруживать морские и наземные цели на расстоянии до 700 км. «Кольчуга» интересна войскам, потому что – это принятие решений, сопровождение воздушных целей, контроль угрозы потенциального противника. Если мы вдоль границы на расстоянии 100-200 км установили бы комплексы, то мы бы видели, что происходит на территории окружающих стран, в том числе и агрессора. Мы могли бы наблюдать и контролировать обстановку. Разные движимые объекты можно инфицировать по скорости и свойственным характеристикам. Мы могли бы получить представление о ситуации у противника. Могли бы знать, готовится ли агрессия против нас…

 

— Как предприятие ведет кадровую политику? На кого делаете ставки?

 

— Могу привести пример, что после захвата Донбасса из Донецка российское ФСБ вывезло всю документацию, но они все равно не смогут ее восстановить производство и разобраться. Это очень «тонкая» технология, и без профильных специалистов наладить ее работу невозможно. Для «Кольчуги» в обязательном порядке нужны специалисты, которые знают нюансы до тонкостей. Мы делаем ставку на опыт, а молодых кадров у нас, к сожалению, нет. Их приходиться слишком долго обучать. Пока что работаем на опыте тех людей, что выехали из оккупированного региона.

На предприятии у нас сейчас работает около 50 людей. У нас очень много смежников, которым мы заказываем определённые блоки по нашей документации. Они делают нам блоки, комплектующие и необходимые узлы. Между прочим, найти хорошего специалиста в Украине сейчас очень тяжело — зарплаты маленькие, а специалисты себя оценивают выше.

 

— Какой ценовой диапазон новой «Кольчуги»? Сильна ли он вырос по сравнению с той, которую разработали на «Топазе»?

— Новый комплекс «Кольчуги» в плане цены не поднялся, потому что мы из 2-х машин сделали одну, из множества антенн, которые там были раньше, скомпоновали две антенны. У нас большое зеркало – это по наземным и по морским целям. Все запатентовано. Это наши и международные патенты. Есть заключение, и мы имеем право на международный патент по этим заключениям. Так что стоимость «Кольчуги» не увеличилась – главным образом потому, что уменьшилось количество оборудования.

Поделиться публикацией