21 сентября в Беларуси началась погрузка российской военной техники, принимавшей участие в российско-белорусских военных учениях «Запад-2017». Масштабные маневры завершились относительно благополучно, если не считать потерь российской армии и пострадавших при обстреле с вертолета журналистов РФ.
Выражавшие обеспокоенность в связи с учениями страны Европейского союза, НАТО и Украина могут вздохнуть спокойно. Россияне во время наступления на условный «Запад» отработали применение ядерного оружия. Однако угрозы Кремля ядерной дубиной уже стали привычными, и больше опасений вызывала возможность использования «учебной» армии для гибридного вторжения на территорию сопредельных государств, чего не произошло.
Это, в свою очередь, уменьшает вероятность военного обострения на востоке Украины, которое российские военные могли использовать как повод для вторжения, как это произошло в 2008 году в Грузии.
Боевое перемирие
Украинские военные продолжают гибнуть и получать ранения в зоне АТО. Однако сейчас такие ситуации являются скорее исключением, чем правилом, благодаря «школьному» перемирию.
Трехсторонняя контактная группа по урегулированию ситуации на Донбассе на заседании в Минске договорилась о бессрочном прекращении огня с полуночи 25 августа.
Несмотря на то, что украинская сторона в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня зафиксировала, что боевики сорвали перемирие на второй минуте после его установления, интенсивность обстрелов существенно уменьшилась.
Пресс-секретарь представителя украинской стороны в контактной группе Леонида Кучмы отмечала, что в период с 28 августа по 3 сентября на Донбассе было зафиксировано самое низкое количество обстрелов, начиная с 2015 года.
Во время предыдущего «хлебного» перемирия с 24 июня по 31 августа количество обстрелов тоже немного сократилось, но их было существенно больше. По итогу украинская сторона заявила о срыве перемирия.
Сейчас ситуацию в зоне АТО можно назвать «боевым перемирием». Стороны редко применяют тяжелое вооружение. А украинская армия иногда не отвечает на неприцельный беспокоящий огонь, а иногда, как сообщает пресс-служба сил АТО «жестко заставляет врага соблюдать режим тишины».
За время войны на Донбассе было уже множество «перемирий», которые не выполнялись или приносили только краткосрочное снижение интенсивности боевых действий. Объявленный в связи с началом учебного года режим прекращения огня пока выглядит более жизнеспособным, чем предыдущие попытки. Напрашивается вопрос, чем «школьное» перемирие отличается от своих предшественников.
Переговоры накануне затишья
21 августа специальный представитель Госдепа США по делам Украины Курт Волкер провел в Минске встречу с помощником президента России Владиславом Сурковым. Переговоры проходили за закрытыми дверями и длились около трех часов.
По словам Суркова, участники переговоров согласились, что «текущая ситуация на юго-востоке Украины не может устраивать ни конфликтующие стороны, ни внешние силы, содействующие урегулированию». Поэтому они обсудили «свежие идеи и новаторские подходы по их реализации».
Трудно назвать «свежей» идею прекращения огня. Поэтому новаторским на закрытых переговорах мог быть только метод донесения этой мысли до Кремля, и дальше по исполнительской цепочке, вплоть до конкретного пророссийского боевика в окопе на Донбассе.
Волкер после переговоров отметил, что Сурков показался ему «очень умным и очень продвинутым» собеседником «с хорошими связями». «Я не имею возможности напрямую убедить президента Путина, в чем заключаются его истинные интересы. Но Владислав Сурков, который знает Путина, регулярно контактирует с ним, возможно, способен донести до него соответствующие мысли», – рассказал он.
Волкер подчеркнул, что не имеет возможности постоянно напрямую общаться с президентом США Трампом, но занимает позицию, «эквивалентную позиции Суркова», за исключением того, что не является «архитектором того, что происходит на Донбассе». Видимо, спецпредставитель Трампа сумел убедить «архитектора», который по данным российских СМИ является одним из кураторов политики Кремля в отношении Украины, что градус конфликта на Донбассе нужно понизить.
Главы государств «Нормандской четверки» тоже заявили о «решительной поддержке» инициативы о прекращении огня на Донбассе в связи с началом нового учебного года.
«Военные» заготовки Кремля
Несмотря на перемирие, в российских пропагандистских СМИ продолжается разжигание военной истерии. Во время эфиров рассказывают про поездки на «сафари» на сепаратистов и прочие «зверства хунты». Параллельно бежавший в Россию экс-нардеп Украины Владимир Олейник рассказывает на федеральном канале «инсайды», что Министр обороны Степан Полторак положил заявление о своей отставке, потому что ВСУ «заставляют в устном порядке» готовиться к войне, а «боеприпасов нет и настроение в армии шалтай-болтай».
Российское общество уже не первый год активно готовят к военной агрессии против Украины. Нельзя сказать, что это делается просто «на всякий случай». Та же «Донецкая народная республика» была придумана еще в далеком 2005 году. Активисты «ДНР» неоднократно посещали «Всероссийский молодежный образовательный форум» на озере Селигер, организованный прокремлевским движением «Наши» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи.
За 6 лет до начала войны на Донбассе на Селигере уже фотографировались с флагом «ДНР». Участникам будущей войны с Украиной активно промывают мозги сегодня, как в России, так и на оккупированном Донбассе.
На подконтрольной боевикам «ЛНР» территории сейчас распространяют слухи об обстрелах со стороны Вооруженных сил Украины, которые могут угрожать жизни гражданского населения в районах контрольно-пропускных пунктов въезда/выезда. А недавнее покушение на «министра доходов и сборов» террористической организации «ДНР», естественно, «организовали» украинские диверсанты.
Российские телезрители уверены, что война на Донбассе идет с прежней интенсивностью, а украинская «хунта» только и думает, как уничтожить русскоязычных жителей Украины.
Кремль готовит идеологическое обоснование открытой агрессии против Украины на случай наступления Украинской Армии, но на данный момент не заинтересован в горячей стадии конфликта. Российские власти входят в предвыборный период и немного отвлеклись на внутренние процессы в стране и зачистку оппозиции. Однако экономическая ситуация в РФ продолжает ухудшаться, поэтому после перевыборов Путина на очередной президентский срок ему может понадобиться очередная «маленькая победоносная война».
«За» и «против» войны
Сейчас в Кремле внимательно наблюдают за реакцией США и мирового сообщества на провокации Северной Кореи. Если главе КНДР Ким Чен Ыну сойдут с рук его ракетно-ядерные эксперименты, российские власти могут расширить круг дозволенного и для себя. Недавно глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что США не нанесут удар по КНДР, поскольку уверены в наличии у Пхеньяна ядерного оружия. Не случайно Россия на своих недавних учениях тоже продемонстрировала Западу свою «ядерную дубину».
Главным предохранителем от нового обострения на Донбассе является только сильная и боеспособная Украинская Армия. Остудить пыл агрессора могли бы также поставки Украине американского оборонительного летального оружия. Хорошей прививкой от открытой агрессии является присутствие в Украине военных стран НАТО, которые помогают ВСУ выстраивать систему обороны и тренируют украинских солдат.
Во время российской агрессии против Грузии, грузинская миротворческая бригада вернулась из Ирака в Тбилиси на американских военных самолетах. В результате Россия не могла бомбить Тбилисский аэропорт, на взлетных полосах которого стояли американские грузовые самолеты. Тогда же флагман Шестого флота США вошел в Черное море и контролировал на своих радарах воздушное пространство. Это показывает, что американская армия может существенно ограничить возможности для российской агрессии, не принимая непосредственного участия в войне.
Надежной гарантией для прекращения военных действий на Донбассе могли бы стать миротворцы ООН, размещенные по всей оккупированной территории. Поэтому Россия будет продолжать затягивать и блокировать это решение в Совбезе ООН и допустит введение миротворцев, только если захочет окончательно заморозить конфликт. Но на данный момент все говорит о том, что Кремль намеренно оставляет для себя возможности для «включения» горячей фазы войны. Поэтому, несмотря на относительное затишье на фронте, расслабляться еще рано.
Александр Комаровский,
обозреватель издания «Главное», член экспертного совета ЦИАКР