Как и в каждой стране, правительство которой уже задумалось о современном перевооружении, в России пытаются не отставать от мировых трендов и ставки также делаются на роботов. В РФ считают, что роботизация дает огромный толчок развитию армии. Она позволяет выполнять широкий спектр заданий, не подвергая личный состав опасности. Военные могут управлять роботами на расстоянии. В Вооруженных силах РФ принята концепция развития и боевого применения робототехнических комплексов на период до 2025 года. Согласно этой концепции, доля роботов в общей структуре вооружения и военной техники российской армии должна достичь 30%. На данный момент, по информации российских СМИ, в России создают принципиально новые беспилотные боевые роботы, которые способны выполнять задачи с максимальной автономией и минимальным дистанционным участием оператора. Развитием робототехники занимается российский аналог американской DARPA — Фонд перспективных исследований (ФПИ). К слову, отсутствие такой организации в Украине сильно тормозит развитие отечественного ОПК.
Начнем, пожалуй, с боевого робота «Уран-9«. Данный робот – это дистанционно управляемая гусеничная машина, которая относится к категории наземных боевых беспилотных аппаратов. Такая платформа необходима для ведения инженерной разведки местности и огневой поддержки разведывательных, а также передовых подразделений общевойсковых формирований тактического звена. В состав боевого многофункционального робототехнического комплекса входят четыре робота разведки и огневой поддержки «Уран-9», подвижный пункт управления (одна единица), комплект средств транспортировки и обеспечения, а также комплект запчастей и необходимых принадлежностей. На вооружении «Уран-9» стоит управляемый комплекс «Атака» с противотанковыми управляемыми ракетами, реактивные огнеметы «Шмель-М», автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм и пулемет калибра 7,62 мм. Боевой робот оснащен противовоздушными ракетами 9К38 «Игла». Конструкция используемой установки вооружения имеет модульный принцип, который позволяет легко менять состав установленного вооружения в зависимости от поставленных задач.
К тому же, робот-сапер «Уран-6» уже принял активное участие при разминировании Пальмиры в Сирии. Это многофункциональный робототехнический комплекс весом до шести тонн на легкой гусеничной платформе, предназначенный для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и площадного разминирования территорий. При проведении очистки местности от взрывоопасных предметов он позволяет исключить непосредственный контакт саперов с боеприпасами в ходе работ по их обнаружению и подготовке к уничтожению. На корпус бронемашины крепится различное оборудование в зависимости от типа саперных работ: бойковые, катковые или фрезерные тралы. Управление осуществляется с пульта, который может находиться на расстоянии до километра. Сигнал специалисту поступает с установленных на корпусе машины видеокамер.
В линейке роботов «Уран» есть и «мирный» робот — «Уран-14». Он может тужить пожары в труднодоступных местах. Также данный робот может работать в условиях высоких температур и опасности подрыва необезвреженных мин — когда есть опасность для работы пожарных.
Особый интерес представляет линейка роботов на платформе «М» и на платформе «Арго» — эти машины под управлением российских военнослужащих совместно с сирийской армией участвовали в штурме высоты «Башня», который завершился уничтожением 70 боевиков и взятием позиции. Среди солдат сирийской армии были ранены четыре человека и ни одного погибшего.
Технологической, по словам разработчиков, является также Платформа «М» — российский серийный роботизированный комплекс, представляющий собой универсальную самоходную гусеничную дистанционно-управляемую платформу. Такая платформа используется для разведки и поражения целей, а также огневой поддержки и охраны объектов. Сообщается, что такой робот может устанавливать мины и разминировать минные поля противника.
В свою очередь, боевой роботизированный комплекс «Арго» предназначен для ведения разведки и патрулирования местности, способен поражать живую силу, а также небронированную или легкобронированную технику противника. Способен передвигаться по пересеченной и горной местности. Может применяться при проведении морских десантных операций. Этот комплекс дистанционно управляемый и способен обеспечить огневую поддержку десантно-штурмовым группам, производить разведку побережья, обеспечить доставку грузов и боеприпасов для подразделений, ведущих бой на берегу.
Также, надежды военных РФ ложатся на экспериментальную платформу «Маркер», которая была впервые публично представленная в 2019 на Магнитогорском испытательном полигоне робототехнических систем и комплексов и разработанная НПО «Андроидная техника».
Для роботов предусмотрено пять платформ, в частности: транспортно-заправочная машина и робот охраны. Все они будут способны нести и применять стрелково-гранатометный модуль, 120-миллиметровый миномет, запускать одноразовые дроны. По словам разработчиков, роботы должны быть созданы к 2025 году.
«В будущем эти машины столкнутся с себе подобными. Мы считаем, что такие роботы будут воевать с роботами. Ценность робота состоит в том, чтобы заменить человека, превышать его возможности», — уверены в российском ОПК.
Также в 2019 году появилась информация, что боевой наземный робот «Нерехта», который, как сообщали СМИ, после «обкатки» в Сирии прошел необходимую доработку, позже испытывали в войсках. К тому же, ожидалось, что в скором времени этот автоматизированный комплекс может быть принят на вооружение российской армии. По словам главы Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований Олега Мартьянова, в ходе апробации в войсках беспилотная бронированная машина «подтверждает все заявленные характеристики». Сообщается, что боевой роботизированный комплекс действительно очень востребован военными. Также известно, что «Нерехту» сконструировали в трех вариантах: боевом, как средство артиллерийской разведки и в виде транспортной машины. Но и это не все. Тот же боевой модуль «Нерехты» по желанию заказчика готовы оснастить 12,7-мм пулеметом «Корд» или 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова. При необходимости систему вооружения робота-броневика на заводе усилят 30-мм автоматическим гранатометом АГ-30М. А в перспективе — и тяжелым вооружением, в том числе противотанковыми ракетами. Также, разработчики сообщают, что комплекс «Нерехта-2» будет работать в режиме автоматического движения по заранее не подготовленной территории, получит новый тип боеприпаса для решения задачи в условиях непрямой видимости, сможет бороться с более тяжелыми и защищенными целями. Значительное внимание будет уделено групповому управлению
В том же 2019 году и стало известно о роботе «Сарма». По словам разработчиков, это — оборонный проект, который найдет применение и в гражданской области. Например, при исследовании морских глубин воды. «Это проект «Сарма», техпроект мы завершаем в июне, определена схема деления, обоснованы составные части. Проект движется по утвержденному графику. Это комплексный проект, у него много характеристик. Его изюминка — энергетическая автономность, запас хода должен будет составлять порядка 10 тысяч километров», — сказал заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (ФПИ) Игорь Денисов в мае 2019 года .
Также перспективной разработкой считается боевой робот «Рысь». «Рысь» планируется сделать всепогодной, чтобы она могла передвигаться и функционировать в дождь, снег и гололед. Разработчики обещают, что «Рысь» сможет работать в горной местности и разрушенной городской инфраструктуре, на промышленных предприятиях, в производственных и жилых помещениях, преодолевать пороги высотой до 500 мм, лестничные марши с углом наклона до 30° и высотой ступени до 200 мм, рвы шириной до полуметра, стенки высотой до 400 мм и шириной до 300 мм. Оснащение «Рыси» подразумевает аппаратуру технического зрения, аппаратуру передачи данных и команд управления, аппаратуру навигации и ориентации, средства разведки и наблюдения, аппаратуру слежения за маяком, программный комплекс и определяемую функциональным назначением целевую нагрузку.
К тому же, в России также существуют роботизированные морские комплексы. Одним из них является «Галтель», который успешно прошел опытную эксплуатацию в Сирии. С сентября 2017 года аппарат занимался поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраны акватории в районе порта Тартус. Разработчики заявляли, что благодаря российской подлодке-роботу впервые создана детальная карта донной поверхности у берегов Сирии. Уникальность дрона состоит в том, что ученые Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН снабдили его искусственным интеллектом. После получения задания «Галтель» самостоятельно анализирует обстановку и выбирает способы ее решения. В состав комплекса входят телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и две автономные необитаемые подводные лодки, с автономностью плавания до 24 часов и дальностью до 100 километров. За 12 часов подводный дрон обследует акваторию площадью четыре квадратных километров. Подлодка может передвигаться по разным траекториям и способна обходить препятствия. Так, фиксируя приближение препятствия, командная система управления дает автопилоту задание обойти опасность. Аппарат самостоятельно выбирает путь, а затем возвращается на прежний курс. Изначально комплекс предназначался для поиска подводных мин, но «Галтель» может разглядеть объект размером со спичечный коробок. Параллельно с фотографиями аппарат снимает и видеоряд. Все данные передаются для анализа в центр управления. При необходимости в воду опускается телеуправляемый аппарат, способный работать на глубине до 300 метров.
Вдобавок, уже в 2020 году появились новости о роботе «Витязь. Сообщается, что «Витязь» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим самой глубокой точки Мирового океана», — сказали в ФПИ.
Там уточнили, что в отличие от работавших ранее в этом районе аппаратов Kaiko (Япония) и Nereus (США), аппарат «Витязь» функционирует полностью автономно.
«Благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта, он может самостоятельно обходить препятствия по курсу, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи», — сказали в ФПИ.
Дмитрий Бадрак,
обозреватель ИА «Оборонно-промышленный курьер»