1

В РАДИКАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ВОЕННОЙ ПРИЁМКИ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ

В последнее время в Украине не утихает дискуссия вокруг процедуры принятия на вооружение новых образцов ВВТ. Предпринимателям, пришедшим на этот рынок после 2014 года, многое кажется непонятным, излишним и даже вредным, но на самом деле большая часть элементов процесса приёмки, можно сказать, «выписана кровью», и проверена десятилетиями. Да, без сомнения, существуют проблемы, связанные с человеческим фактором – проволочки, некомпетентность, нерасторопность отдельных военных чиновников и тому подобное, но это вопрос совсем иного рода. Сами же процедуры в целом адекватны. Жёсткие требования к образцам вооружения и военной техники полезны для отрасли. Например, военная приёмка на нашем предприятии сопровождает каждый этап – от предварительных консультаций, разработки конструкторский документации до комплектования, сборки и выпуска готового изделия. Да, их работу регламентируют старые советские ГОСТы. Никаких других сегодня нет. Было много разговоров о мифических «стандартах НАТО», но ничего конкретного даже сегодня никто о них сказать не может – по крайней мере, в том, что касается радиолокационной техники. На мой взгляд, старые стандарты при всех оговорках неплохи: это подтверждает тот факт, что мы до сих пор эксплуатируем советскую технику. Другой вопрос, что они нуждаются в модернизации.

Ряд пусть и «косметических», но серьёзных проблем в этой области всё же имеется. В частности, на сегодня есть дисбаланс в требованиях к отечественной и зарубежной технике. Фактически, при всей оправданной строгости украинской военной приёмки, при закупках за рубежом фактически не требуют ничего, кроме инвойсов. На мой взгляд, это нужно устранить.

Жалобы некоторых новых участников рынка на недоступность ряда ГОСТов мне кажутся безосновательными. Во-первых, засекречено лишь 10-15% ГОСТов, а во-вторых и к ним при желании можно получить доступ. Необходимо либо иметь военную приёмку на предприятии, либо работать через тех, у кого она есть.

С другой стороны, на наш взгляд есть смысл эти ГОСТы рассекретить. Они очень старые, и в столь строгих мерах безопасности давно нет необходимости. Мы делали такое предложение два года назад, но нам отказали.

Отдельная проблема – структуры, занятые разработкой стандартов, и участвующие в формулировании, согласовании ТЗ к образцам вооружений и техники. Сегодня таких структур две –ГНИЦ (Государственный научно-испытательный центр, г.Чернигов) ВСУ, ранее располагавшийся в Крыму, и столичный ЦНИИ вооружения и военной техники ВСУ. Между ними существует никому не нужная конкуренция, которая должна прекратиться.

Из функций военной приёмки однозначно необходимо изъять контроль цен. Так называемые РКМ – расчётно-калькуляционные материалы. Это совершенно не её функция, и этот пережиток плановой экономики должен уйти в прошлое. Помимо прочего, он базируется на каких-то внутренних инструкциях Министерства обороны, и грубейшим образом нарушает Налоговой и Гражданский кодексы.

Таким образом, кардинальных изменений и радикального упрощения процедуры принятия ВВТ на вооружение, на наш взгляд, не требуется. Более того, я поддерживаю восстановление условий, существовавших до 2014 года – в частности, возобновление лицензирования, с обязательной возможностью не проходить эту процедуру тем предприятиям, которые уже имели лицензии до их отмены. Экстремальная ситуация трёхлетней давности требовала быстрого решения, и оно было найдено. Но сейчас порядок на рынке необходимо восстановить.

Вера Кошевая

председатель правления ЧАО «холдинговая компания «Укрспецтехника»

Поделиться публикацией

Комментарии

-->