ІНДІЯ З НЕТЕРПІННЯМ ЧЕКАЄ ВИКОНАННЯ КОНТРАКТУ НА ПОСТАВКИ РАКЕТ Р-27 – ПРЕЗИДЕНТ ДАХК «АРТЕМ» В. ЗІМІН

Холдингова компанія «Артем» — одне з успішних підприємств українського оборонного комплексу, що входить до складу державного концерну «Укроборонпром». Вже не один рік воно славиться виробництвом авіаційних керованих ракет класу «повітря-повітря», автоматизованих комплексів для підготовки і технічного обслуговування авіаційних керованих засобів ураження, протитанкових керованих ракет, а також приладів та обладнання для авіаційних літальних апаратів. Ракети цієї компанії широко відомі в Україні та за її межами. Крім того, підприємство не стоїть на місці, а активно опановує нові виробництва.

Підприємство є виконавцем державного оборонного замовлення. Завдяки замовленню від Збройних сил України підприємство бачить серйозні перспективи для росту вже в 2021 році.

Про це та багато іншого в інтерв’ю програмі Security Talks розповів президент – голова правління ДАКХ «Артем» Володимир Зімін.

 

Володимире Сергійовичу, дякую, що приєдналися до програми Security Talks. І перші запитання хотілося б адресувати вам як спецекспортеру.  ДАХК “Артем” на світовому ринку озброєнь досить відома компанія. І хотілося б дізнатися більше деталей: чи є новини щодо зовнішньоекономічної діяльності? Та які перспективи на майбутнє?

Спасибо за вопрос. Как Вы знаете, холдинговая компания «Артем занимается изготовлением высокоточного вооружения. В первую очередь, это ракеты класса «воздух-воздух». Самым ходовым и самым важным изделием в нашей деятельности является изделие Р-27 — ракета класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия, которая предназначена для всех видов истребителей Су и МиГ. Это изделие очень активно экспортировалось в страны «Варшавского договора» в советское время, ну, и в принципе, во все государства, которые являлись политическими союзниками Советского Союза. Собственно, туда, где есть истребители Су или МиГ. Это изделие имеет большие перспективы, потому что те технические характеристики, которые в него заложены, являются и по сей день достаточно высокими. Ни для кого не секрет, что до 2014 года это изделие изготавливалось в очень плотной кооперации с заводами РФ. Многие важные комплектующие этого изделия завозились из заводов России. А уже с 2015 года нами активно реализовывалась программа импортозамещения. И мы не могли получать те элементы и составляющие узлы.  По состоянию на сегодня эта программа полностью выполнена, и мы с уверенностью можем сказать о том, что это изделие является на 100% украинским. На данный момент мы имеем очень серьезный объем контрактов с такими государствами как Индия, работаем с Болгарией по ремонту этих же изделий. Работаем также со многими государствами, которые сейчас обновляют парки боевых самолетов, активно закупают самолеты. Классическими нашими потребителями являются такие государства как Алжир, Индия, новые растущие рынки — Бангладеш, Индонезия. Нами активно ведутся переговоры по поставкам туда этих изделий. Могу сказать, что мы с уверенностью смотрим в будущее.

Можна так сказати, що в разі постачань Росією нових літаків якимось країнам автоматично ці країни потребуватимуть ваших виробів, ваших ракет?

Да, конечно. Эта ракета — включена в систему вооружения самолетов. При этом мы так или иначе анализируем видео боевых вылетов россиян во многих точках мира: будь то Сирия, будь то Дальний Восток, будь то Балтика, перехваты самолетов НАТО и так далее. Так вот, мы зафиксировали, что россияне предпочитают использовать отработанную, надежную ракету Р-27 нашего изготовления. Почему-то в своих боевых операциях они не используют более новую ракету РВВ-АЕ или Р-77. Ну, причина может быть только одна: видимо, это изделие еще недостаточно отработано для того, чтобы российские военные в самых горячих и опасных точках полагались на него.

В 2019 році ви згадували, що вдалося укласти з Індією достатньо великий контракт. І хотілося б дізнатися, чи він почав уже виконуватися?

Недавно закончилась выставка Aero India-21. Были встречи на самом высоком уровне с Министерством обороны и с руководством ВВС этой страны, проводил их «Укроборонпром» с участием «Спецтехноэкспорта». То, что мы сейчас видим, индусы очень ждут эти изделия, потому что они заботятся о боеготовности своих вооруженных сил. И мы выполнили все технические предварительные условия для вступления этого контракта в силу в декабре 20-го года. На данный момент остался, скажем так, один формальный вопрос — это выпуск банковской гарантии выполнения контракта. Он находится на самой финальной стадии согласования в Минфине сейчас. Мы ожидаем, что буквально в эти дни Минфин даст свое позитивное решение по этому вопросу и мы подпишем с «Укрэксимбанком» этот договор по выставлению банковской гарантии. И она будет выставлена со стороны «Спецтехноэкспорта» в пользу State Bank of India. И тогда этот контракт полноценно вступит в силу. Но, так или иначе, мы провели все необходимые подготовительные мероприятия, уже создана кооперация украинских производителей. Все производители изготовили свои составные части, полностью их испытали. И мы, можно сказать, во всеоружии подходим к выполнению этого существенного контракта, который заложит для нас, скажем так, основу дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества на долгие годы.

Су-30МКІ ВПС Індії

 

Зазвичай такі контракти розраховані на кілька років. В даному випадку ви коли плануєте орієнтовно…?

 

Этот контракт делится на несколько поставок. Первая поставка должна начаться через 24 месяца… с момента получения аванса. Последняя — ещё через год… То есть, контракт на три года.

 

В одному з інтерв’ю ви згадали про намір опанувати ремонт ракети радянсько-російського виробництва Р-73. Наскільки це складно, враховуючи, що ця ракета випускається в Росії?

Да, вы все верно подметили. Эта ракета изготавливается российской компанией «Дукс». Изделие по своей философии, по своей конструкции схоже с изделием Р-27. Мы понимаем, что это колоссальный рынок. В мире существует большое количество этих ракет, которые требуют ремонта, продление ресурса, обслуживания, и точно такие же вопросы существуют и в наших Вооруженных силах. Потому что эти же ракеты Р-73 ближнего радиуса действия в очень существенном количестве есть в наших Вооруженных силах. И они точно также требуют ремонта и восстановления. У нас есть тут ряд сильных преимуществ: в первую очередь это тот факт, что изготовитель головки самонаведения этих ракет МК-80 — ЦКБ «Арсенал», которое находится в Киеве. «Арсенал» может предложить и непосредственно головку МК-80, и ремонт этой головки, так и поставку модернизированной ГСН — МК-2200. Поэтому у нас хорошие стартовые позиции для вхождения полноценно в этот проект.

Ви слушно згадали про українські Збройні сили. І у зв’язку з цим не можу не запитати, яке співвідношення у вас між експортом вашої продукції і постачанням, власне кажучи, в межах державного оборонного замовлення?

К моему большому сожалению, у нас не очень большой объем гособоронзаказа. Это порядка 5% от нашего плана производства на 2021 год. Но мы активно работаем с господином О. Миронюком (заместитель министра обороны – «ОПК»). Мы нашли взаимопонимание в этом вопросе. Он очень чутко относится к вопросам производителей, понимает, что их нужно поддерживать. И мы ожидаем, что этот объем нашей работы по гособоронзаказу должен существенно вырасти к концу 2021 года. Мы ждем увеличения заказа по неуправляемой ракете РС-80. И ждем заказ по снаряду ОФ-29, это 152 миллиметровый боеприпас для изделия 2С5, 2А36 («Гиацинт», «Гиацинт-Б», буксируемый). Вот мы очень ожидаем этот заказ. Потому что мы знаем, как в принципе одна частная компания подвела Министерство обороны с предыдущей поставкой этих необходимых средств огневого поражения. И мы готовы исправить эту ситуацию, у нас есть все необходимые технологические возможности.

Некеровані авіаційні боєприпаси виробництва ДАХК «Артем»

Ви згадали про некеровані ракети. І які перспективи, чи будуть вони надалі закупати?

Да, точно. Первая в истории поставка изделия РС-80 в ВСУ произошла у нас в прошлом году, она была выполнена досрочно, это дало нам возможность в конце года подписать дополнительное соглашение к существующему госконтракту – на увеличение объема заказов в 2 раза. Мы ожидаем, что мы выполним точно так же досрочно и эту поставку. И из общения с господином О. Миронюком мы ожидаем, что нас ждет существенное увеличение заказа по этим изделиям.

Знову ж таки, з вашого попереднього інтерв’ю стало відомо, що ви суттєво розширюєте лінійку власної продукції і почали займатися баражуючими боєприпасами. Чи можете ви трохи детальніше розповісти, з ким і як ви це робите?

Да, мы сейчас активно ведем такие работы. Опыт войны в Нагорном Карабахе показал миру, насколько важны беспилотники и насколько они могут решить исход локального конфликта, который мы видели в Нагорном Карабахе. Поэтому эта тема сейчас активно нами продвигается. У нас в холдинге существует 4 конструкторских бюро. Одно из этих КБ занимается как раз вопросами по беспилотным средствам поражения. В нашей концепции создание такого беспилотника-камикадзе. То есть, который должен быть эффективен, и при этом быть недорогим. Потому что дорогие изделия такого класса никого не интересуют. Мы сотрудничаем очень плотно сейчас с одной иностранной компанией. Потому что все-таки нам нужны компетенции и технологии по каналам защиты связи, по каналам управления. Этого у нас нет, это не совсем наша специализация. Тут нам нужен технологический партнер. И мы нашли одного украинского и одного иностранного партнера. Также мы активно помогаем таким компаниям как «Атлон Авиа» — эта компания создает свой ударный беспилотник, который уже в принципе на финальной стадии испытаний. Мы считаем это тоже перспективной разработкой, и мы готовы предложить им наши варианты решения по боевой части. Сейчас идут активные технические обсуждения. Мы хорошо умеем делать боевые части, мы знаем, как организовать необходимую кооперацию всех предприятий, нашего, так сказать, куста или нашего сектора в оборонпроме. Поэтому, конечно, мы с оптимизмом ждем позитива от этой работы.

 

Раніше було чимало критики на адресу взагалі державно-приватного партнерства. От ви працюєте з приватною компанією “Атлон Авіа”. І мені цікаво, чи це просто ви постачаєте їм компоненти чи вони закуповують у вас. Чи ви є співвласником, наприклад?

Мы не являемся совладельцами. Это наш совместный проект, можно сказать, общая разработка. Но, опять-таки собственник всей интеллектуальной части — это собственник беспилотника, то есть, «Атлон Авиа». А мы поставляем составную часть и являемся исполнителем в их опытно-конструкторской работе.

Боєприпаси для артилерії виробництва ДАХК «Артем»

 

Ну і безпосередньо про боєприпасну галузь. Хотілося б дізнатись, коли, власне кажучи, холдингова компанія “Артем” почала займатися боєприпасною галуззю, і як відбувався процес підготовки виробництва?

 

Активно вопросами развития крупнокалиберных боеприпасов компания «Артем» начала заниматься в 2015 году. Это было вызвано резким обострением ситуации на востоке, активными военными действиями. Рост военной угрозы вскрыл факт неполной обеспеченности Вооруженных сил Украины боеприпасами крупных калибров. Поэтому нам было поручено заняться в кратчайшие строки этой работой. Мы изготовили свою версию и свою конструкцию боеприпаса ОФ-29. В нашем варианте это трехсоставной боеприпас. То есть, он имеет донную часть, серединку и конус — носик. Он скручивается на резьбах. Ну, по нашему мнению, это не супертехнологическое решение. Любое конструкторское решение — оно находит воплощение в технологиях. Для технологии нужно оборудование. К сожалению, в настоящее время у нас пока нет пресса глубокой вытяжки, который бы позволил уйти от трехсоставной конструкции. Но, к сожалению, мы так и не получили такое оборудование.

Ви маєте на увазі американську компанію, яка мала забезпечити поставку, але заволоділа ресурсами та не виконала зобов’язання?

Да, я имею в виду американского неблагонадежного поставщика. Мы не получили эту производственную линию. И на данный момент мы изготавливаем продукцию в ограниченных количествах. Мы можем изготавливать до 15 тысяч таких снарядов в год, что в принципе уже тоже неплохо.

Збройні Сили вже замовляють?

Нет, еще не заказывают. Есть предварительная договоренность с Министерством обороны, что на вторую половину года оно закажет первую поставку. Мы не знаем, какое это количество боеприпасов. Но однозначно на тех технологических мощностях с тем существующим прессовым оборудованием, которое у нас есть, и на вот этих вот станках мы, конечно же, сможем удовлетворить эту потребность Министерства обороны.

Але частина обладнання для виробництва  іноземна? Чи все українське, все вітчизняне?

Нет, у нас основная часть станков иностранная. Прессовое оборудование наше, оно достаточно старое, но нам удалось его модифицировать, модернизировать починить. Оно находится полностью в готовом состоянии.

А от приватна корпорація “Таско” також заявляє про те, що готова виробляти і 155 калібр, і 152 калібр. Вони є вашими конкурентами?

Ну, вы знаете, насчет 155 калибра — я очень сомневаюсь, потому что это НАТОвский калибр, основан он на НАТОвских стандартах, НАТОвских материалах с метательной модульной частью, чего в Украине никто никогда не делал. Поэтому я очень сильно сомневаюсь заявлениям компании «Таско», что они смогут изготавливать 155 калибр. Мы, в свою очередь, выполняем опытно-конструкторскую работу с Министерством обороны Украины. Нам поручено изготовление этого боеприпаса. В нашей версии он будет двухсоставной, то есть он будет иметь донную часть и верхнюю часть. На данный момент у нас изготовлена вся необходимая оснастка. Мы уже отштамповали донную часть. На следующей неделе переходим к роботе над верхней частью боеприпаса. И к июню месяцу мы выйдем уже на испытания. Поэтому я думаю, что мы тут немножко опережаем компанию «Таско».

Поделиться публикацией