МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ УКРАИНЫ. МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ

20-21 июня в Национальном университете обороны Украины им. Ивана Черняховского прошел международный форум: «Морская стратегия государства. Развитие и реализация морского потенциала Украины», в работе которого приняли участие представители Министерства обороны, Генерального штаба ВС Украины, администрации Госпогранслужбы Украины, Ассоциации судостроителей Украины, СМИ, военные атташе ряда иностранных государств, эксперты  и т.д.

В рамках форума состоялись две Международных Научно-практических конференции: «Морская стратегия государства: теория и практика» и «Развитие морского оружия, техники и военно-технической политики государства: современное состояние и перспективы», а также Круглые столы: «Направления развития военно-морского потенциала Украины. Формирование Стратегии развития ВМС до 2035 года» и «Развитие международного сотрудничества  в военно-морской сфере, современное состояние и перспективы».

В ходе обсуждения запланированной проблематики принимались во внимание также мнения и инициативы, высказанные на недавно прошедших  в Украине форумах по проблеме безопасности в Черноморском регионе,  в т.ч. на международной конференции «Российский неоимпериализм, истоки, генезис и последствия для стран Юго-Восточной Европы» (18 июня, Одесса) и других.

Морская стратегия, как важная составляющая оборонной стратегии государства, по определению, предполагает наличие у него законодательно закрепленной системы взглядов по использованию морского потенциала в национальных политических, экономических, оборонных интересах, а также  наличие соответствующих государственных механизмов и структур для реализации их на  практике. По большому счету, это обеспечение безопасности мореплавания, морских коммуникаций с внешним миром, море-хозяйственная деятельность в пределах исключительной (морской) экономической зоны и т.д.

Морское измерение гибридной войны

Для Украины как европейской морской державы и одновременно одного из ведущих мировых производителей продовольствия,  доступ к морю и морским коммуникациям имеет жизненно важное значение с точки зрения обеспечения экспорта и импорта, развития национальной экономики и национальной безопасности. Согласно прогнозам, в свете повышения мирового спроса на продовольствие, объемы украинского экспорта морем в будущем также будут постоянно возрастать.

После временной утраты крымских портов основные морские экспортные перевозки Украины осуществляются через порты пяти приморских областей материковой части страны: Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой. И экономика названных областей в значительной степени зависит от морской составляющей, прежде всего, работы портов.

В результате российской агрессии ВМСУ лишились до 70% своего потенциала, подавляющего большинства корабельного состава, всей береговой инфраструктуры и системы базирования в Крыму. Лишая по сути Украину военного флота, Москва заранее создавала себе выгодные условия для господства на море и дальнейшей экспансии с  решением задачи экономического и энергетического ослабления жертвы агрессии.

Так, наряду с Крымским полуостровом, весной 2014 года РФ присвоила половину площади украинской морской экономической зоны и 7 украинских морских газовых месторождений в Азовском (Северо-Булганакское и Восточно-Казантипское) и Черном (Одесское, Голицинское, Архангельское, Штормовое и Безымянное) море. А также буровые платформы и всю крымскую инфраструктуру АТ «Черноморнефтегаз», организовав там незаконную добычу природного газа (за период с 2014 г. по настоящее время там нелегально добыто 7,2 млрд. кубометров газа).

Захваченные газодобывающие платформы используются  оккупантами также для ведения разведки, на них отмечено наличие разведаппаратуры и вооруженных российских военных. В районах незаконной добычи газа постоянно несут дежурство корабли ФСБ и ЧФ РФ. Через эти районы также проходят основные на Черном море судоходные маршруты Стамбул-Одесса, Стамбул-Николаев и Стамбул-Херсон.

Несмотря на официальное отрицание Кремлем факта участия войны против Украины и наличия с его стороны каких-либо враждебных намерений, российская пропаганда давно и целенаправленно изображает ее исключительно в негативном свете, помещая в числе врагов России. И это только одно из направлений в многоплановой и многоуровневой гибридной войне РФ против Украины, которую эксперты по праву считают началом и частью более широкой скрытой войны против Запада в целом.

К этому следует добавить наращивание РФ ударных группировок по периметру границ с Украиной, российскую прокси-войну на Донбассе, постоянную угрозу полномасштабной военной агрессии с применением авиации и ракетного оружия (с постоянными масштабными учениями и фактической отработкой элементов вторжения), незаконное строительство Керченского моста и милитаризацию Крыма и Азовского моря.

Отмечается качественное и количественное усиление группировки ВС РФ в Крыму и ЧФ, как в связи с агрессией против Украины, так и в рамках обеспечения действий экспедиционных сил в Сирии. Причем у российских военных, воевавших в Сирии, уже нет психологического барьера на случай бомбардировок  или ракетных обстрелов гражданских объектов, жилых кварталов городов в Украине или другой стране.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В БЮЛЛЕТЕНЕ ЦИАКР, №12, 2018

Владимир Заблоцкий,

специально для «ОПК»

Поделиться публикацией