ГОСУДАРСТВО ГОТОВО ПОКУПАТЬ МОДЕРНИЗИРОВАННУЮ СТАНЦИЮ «КОЛЬЧУГА» — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НПК СКБ «ТАРГЕТ»

Радиоэлектронная разведка осуществляет радиоперехвата сигналов излучающих радиоэлектронных средств противника. Одной из технологий, которую Украина унаследовала у СССР — станция «Кольчуга». «Кольчуга» — это пассивная РЛС, работающая по принципу тропосферного распространения. Она способна не только разоблачать, но и распознавать наземные (загоризонтные) и воздушные цели, даже те, что изготовлены с применением элементов малой заметности, или так называемых стелс-технологий. Предприятие ранее базировалось в Донецке, но после начала российско-украинской войны переехало в Киев.

Редакции информационного агентства «ОПК» удалось пообщаться с заместителем директора предприятия НПК СКБ «Таргет» Виталием Яковлевым и разузнать о планах предприятия и перспективах развития технологий в Украине.

 

         Виталий Васильевич, как сейчас обстоят дела у НПК СКБ «Таргет»? Как продвигается проект станции радиоэлектронной разведки «Кольчуга»? Есть ли какие-то новости в этом вопросе? Готово ли государство покупать Эту станцию и который состоянии заказа?

 

Мы по-прежнему выполняем контракт по ремонту и модернизации «Кольчуги» в интересах зарубежной страны, куда ранее поставлялась подобная техника. Речь об одном из государств бывшего СССР. Туда мы добавляем воздушный компонент. То есть, мы ремонтируем комплекс, меняем частотомеры, приемники, ремонтируем разные вышедшие из строя элементы и добавляем полностью новый компонент – это обнаружение и воздушное сопровождение цели. Фактически мы там делаем новую станцию.

Что касается Украины, то наше государство в принципе готово покупать нашу станцию «Кольчуга». Сейчас мы ждем, когда выйдет информация по ГОЗ. По-моему, там должен быть раздел именно такого же типа – по ремонту и модернизации. Потому что, таких станций, которые мы ремонтируем заграницей, у нас на вооружении стоит несколько штук. Мы фактически из старой станции делаем новый комплекс. Мы старую антенну оставляем, но основательно меняем начинку, а также добавляем воздушный компонент. Таким образом, мы работаем и по пеленгованию дальних целей. До 600 км, и добавляем сопровождение воздушных целей.

 

Было много разговоров и предположений относительно базирования производства. Что можете сказать по этому поводу?

Пока что мы производим станцию у себя — на собственной производственной линии. Тонкую начинку, такую как приемники, частотомеры, блоки синхронизации и все прочее мы делаем у себя на созданном в Киеве производстве. Что-то заказываем у наших же предприятий Укроборонпрома – отдельные платы, элементы, потом у себя собираем и настраиваем.

По нашим данным, может быть, и было желание производить станции «Кольчуга» на заводе «Искра», но для такого производства необходим подготовленный персонал. Насколько я знаю, на «Искре» хотели взяться за разработку. Полагаю, что это нет так просто.

 

Как обстоят дела с кооперацией с другими предприятиями? Перспективный ли это метод сотрудничества?

 

Сейчас «Кольчуга» создается исключительно путем кооперации, но предприятием – интегратором выступает наша компания НПК СКБ «Таргет». У нас, к сожалению, нет производственных площадей для крупногабаритных деталей. Мы, к примеру, не можем производить у себя тот же КУНГ, поворотные устройства и т.д. Зато у нас сосредоточены все ключевые технологии.

 

Какая роль государства в развитии станции «Кольчуга»?

 

Что касается роли государства, то в минимальной версии главное, чтобы государство не мешало в начатых процессах развития технологий радиоэлектронной разведки. Пока наша команда все сделала без копейки государственных денег. Хотя при этом задачи от военного ведомства как раз, наоборот, имеются. У нас побывали все структуры украинской разведки и Минобороны. Все познакомились с нашей техникой, ее возможностями, и все остались довольны перспективами получения такой техники. Теперь ожидаем окончательного оформления гособоронзаказа (ГОЗ) и уточнения комплектации и объема закупок станций «Кольчуга» для внутреннего заказчика.

А

Если говорить об экспорте, может ли он быть толчком для развития предприятия и технологий в целом?

 

Экспорт уже сейчас, по сути, послужил толчком для развития предприятия. Если бы не наш контракт, то не знаю, как бы у нас все вышло. Надо понимать, что за счет иностранных контрактов мы развиваем свои технологии. Очень важно понимать: чтобы охотно покупали нашу продукцию за границей, эту технику необходимо поставить на вооружение у себя в стране и закупить хотя бы небольшую партию. Пока мы делаем ремонт и модернизацию старой техники. Для поставки новой техники нам нужно, что бы были внутренние закупки. По нашим ожиданиям, это может произойти до конца этого года, цикл же производства новой «Кольчуги» составляет от 9 до 12 месяцев, в зависимости от комплектации.

 

Может у вас есть какие-то пожелания? Что бы вам могло помочь на данном этапе развития?

 

Хотелось бы еще отметить, что от государства было бы здорово получить льготы по налогообложению – хотя бы на тот период, пока идет война. Не отказались бы от предоставления помещения для окончательной сборки «Кольчуги» не по частям, как сейчас, а сразу всего комплекса. Идеально же было бы и финансирование государством подготовки производственной линии – ведь мы в ГОЗ, а в таких случаях государство финансирует предприятия ОПК госсектора.

Что касается высокотехнологичных деталей, то мы все делаем у себя, на собственной производственной линии в Киеве. А для всего остального нам бы не помещало помещение. Нам даже подошел бы вариант с большой отсрочкой платежа. В общем надо ждать, когда появиться ГОЗ. Зарубежный контракт то мы выполняем, но за свой счет «Кольчугу» делать это очень дорого.

«Кольчугу» мы демонстрировали всем заинтересованным организациям. И все они остались довольны. Не было на нас нареканий. Есть пожелание что-то улучшить, усовершенствовать, увеличить диапазоны, но замечаний принципиального характера нет.

 

Можно сейчас в Украине создавать технологическую оружие путем кооперации предприятий, и кто от этого выиграл бы?

 

На данном этапе «Кольчуга» создается путем помощи других предприятий. Кооперация – это когда каждый входит со своим комплектующим. Сейчас никто из других предприятий со своим куском не входит. Они выполняют некоторые задачи. У нас нет помещения, для того что бы это все разместить. Есть такая продукция, под которую необходимо специальное помещение. А у нас их нет. Поэтому мы обращаемся к различным организациям, у которых есть возможность выполнить такие работы. То есть, они делают отдельные детали по нашей документации.

Что касается именно кооперации, то на сегодняшний день есть несколько предприятий, которые кооперируются. Если говорить о государственно-приватном партнерстве, то сейчас вот что-то начинается проявляться. Как то уже начинают предприятия идти друг к другу на встречу. В этом плане, на сегодняшний день, вроде бы как меняется политика государства.  Это очень положительно.

 

 

Поделиться публикацией