ОТ ПРАВИЛЬНОСТИ ПРАВОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ТО, БУДЕТ ЛИ У НАС СИЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ БАЗА АРМИИ – СЕНЧЕНКО

От правильности правовых действий зависит то, будет ли у нас сильная контрактная база или будет продолжаться то, что происходит сейчас, потому что с начала года 11 тыс. контрактников, которые имеют опыт боевых действий, уже уволилась и еще 18 тыс. собираются покинуть ряды нашей армии не только из-за финансовых причин, я бы даже сказал, что большинство причин не имеет финансового характера. Такое мнение высказал член координационного совета общественной правозащитной организации «Сила права», Андрей Сенченко 12 сентября с.г. на круглом столе в Укринформе «Проблемы реформирования ОПК Украины. Пути и возможности реализации реформ».

«Наша армия кардинально изменилась за последние 5 лет, потому что, если до 2014 года это была структура, которая охраняла избыточное имущество и торговала им, то после 2014 год она обрела совершенно новые функции: начала защищать страну и стала крупным работодателем благодаря переходу на контрактную форму службы», — добавил он.

Также эксперт объяснил, что необходимо внести изменения в систему взаимоотношений с частными предприятиями оборонной промышленности для упрощения и ускорения процессов и увеличения заинтересованности этих предприятий в сотрудничестве с государственными структурами.

«Я хотел бы сказать о третьей новой функции нашей армии, а именно то, что армия стала новым крупным заказчиком но, к большому сожалению, не стала ответственным партнером бизнеса и производителей военной техники и вооружения. И в этом смысле есть две проблемы. Первая – это необходимость изменения внутренних регламентов в Генеральном Штабе, в Министерстве обороны, оптимизация всего документооборота, потому что традиции таковы, что любой вопрос может заматываться месяцами, и на самом деле для этого кроме политической воли никаких крупных усилий или особых инвестиций не нужно, поэтому вопрос лежит на поверхности и его нужно решать, как можно быстрее. Второй вопрос – это повышение платежной дисциплины во взаимоотношение с производителями. И опять таки, здесь очень ответственная функция у армии, потому что можно либо совместно с украинским бизнесом возродить и поддержать традиции и инженерную школу, которые еще не растеряны и не растрачены, и вывести страну как конкурентоспособную на рынке военной техники и вооружений, вывести нашу державу на более твердые позиции, либо можно продолжать действовать, таким образом, как это зачастую происходит сейчас, и загнать эти предприятия окончательно, так сказать, в тупик, и по сути довести до банкротства и развала», — считает Андрей Сенченко.

«И в этом смысле за это ответственно не только армия, но и государственная политика, которая реализуется Кабинетом министров, Министерством финансов и другими государственными инструментами. Поэтому я думаю, что надо общими усилиями формировать понимание роли страны, как заказчика, среди военного и политического руководства. Когда мы говорим об оптимизации процедур, то это не только внутри военного ведомства, мы обсуждали тему, связанную с экспортным контролем, да, это эффективно действующие структуры, но есть смысл пересмотреть регламенты и значительно сократить период времени, в течении которого принимаются те или иные решения», — заявил експерт.

Он убежден, что необходимо создание отдельного органа исполнительной власти, который бы занимался вопросами оборонной промышленности.

«Я хотел бы затронуть тему реализации нормы закона о национальной безопасности, той нормы которая требует создание центрального органа исполнительной власти, который занимался бы всеми вопросами оборонной промышленности. Я считаю, что нельзя рассматривать идею этого органа и углубится в вопрос: «Чем же это будет, агентством или министерством?» — отдельно от того, что уже наработано и того потенциала, который уже есть. Это надо рассматривать в привязке к тому, что уже есть, то есть основа – это производство, и при этом нельзя забывать, что значительная часть того, что закупает армия Украины, уже производится негосударственным сектором. То, что наработано Укроборонпромом, идеи кластеризации и так далее, все это надо рассматривать в комплексе с идеей центрального органа исполнительной власти, и тогда по этой цепочке будут правильно разделены функции для того, чтобы не породить новые конфликты, из которых мы будем выпутываться годами», — заявил эксперт.

«И последнее, что я хотел бы сказать, что в этой всей эволюции взаимоотношений надо чаще задавать себе вопрос: «В этой сегодняшней или завтрашней среде могла бы родится такая структура как «SpaceX» Илона Маска, могла бы она выжить, подняться и дойти до такого уровня, которого она достигла там?». Я считаю, что если мы будем подходить к решению вопроса таким образом, то сможем выйти на реально работоспособную модель», — добавил А. Сенченко.