Частная компания «Укрспецсистемс» за последние несколько лет превратилась в одного из весомых игроков на украинском ринке беспилотной техники. Предприятие предлагает гибкие решения для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения, в том числе планерного типа PD-1, гиростабилизированного подвесов с тепловизионными и дневными камерами, квадрокоптеров серии PC-1 и сопутствующего оборудования. Благодаря использованию новейших технологий и прогрессивным инженерным наработкам «Укрспецсистемс» предлагать продукцию высокого качества по доступным ценам. В приоритете среди заказчиков – Вооруженные силы Украины.
О том, что компании «Укрспецсистемс» удалось на рынке, в интервью ИА «ОПК» рассказали коммерческий директор ТОВ «Укрспецсистемс» Юрий Кискин и технический руководитель ТОВ «Укрспецсистемс» Сергей Данилюк.
Идея создания компании «Укрспецсистемс» появилась в 2014 году и была направлена на создание военных БАК? Как изменилась концепция работы компании в последующие годы, и какие главные направления деятельности последовали с развитием российско-украинской войны?
Ю.К.: Идея создания компании возникла после того, как мы в качестве волонтеров помогали нашим Вооруженным силам, пытаясь купить большой беспилотник заграницей. Который мог бы выполнять те задачи разведки, которые стояли перед нашими военнослужащими. Но столкнулись с проблемой, что в Украину никто не хотел продавать военный БПЛА в условиях конфликта. Поэтому не было другого выхода, кроме как собрать его самим. Мы собрали группу энтузиастов и сделали первый, что называется, народный дрон. Отсюда и пошло название People’s drone (PD-1). Соответственно, первые образцы передавались Вооруженным силам бесплатно, и наши военнослужащие их использовали в зоне боевых действий. Со временем БПЛА начали улучшаться, и от военных эксплуатантов прозвучала идея, что если бы БПЛА производились каким-то предприятием, то возможно армия рассмотрела бы вопрос их приобретения. С того момента у нас ничего не поменялось, а нашим приоритетом остаются наши Вооруженные силы. Поскольку применение этих же беспилотных летательных аппаратов в гражданской сфере не урегулировано на сегодняшний момент. Сегодня на беспилотниках нашего класса, которые весят больше 40 кг, летать невозможно, потому что не будут соблюдены все требования воздушного кодекса и других нормативно-правовых документов. Кроме того, до окончания войны нашим приоритетом является разработка и поставка военных беспилотников для наших Вооруженных сил.
Работа на экспорт вас менее интересует?
Ю.К.: Работа на экспорт нас тоже интересует, если мы имеем в виду экспорт военной продукции. Ведь мы производим военные беспилотники, и наш опыт применения БПЛА в условиях современной войны бесценен. Мы считаем, что такого опыта нет ни у одной другой страны. Конечно, мы заинтересованы в продаже нашей продукции иностранным заказчикам, чтобы завести сюда валютную выручку. Это позволило бы нам модернизировать нашу продукцию для украинской армии, поставлять лучшие образцы с более эффективными возможностями выполнения задач современной разведки. У нас есть уже несколько экспортных контрактов. Если говорить о беспилотных авиационных комплексах (БАК), то были контракты в ОАЭ. Если говорить о другой линейке нашей продукции, то есть, не только о БПЛА PD-1, мы поставляли в другие страны квадрокоптеры и гиростабилизированые платформы с дневной камерой и телевизором. Они продавались как в страны ЕС так и в Австралию. Это направление также у нас сейчас активно развивается.
Существуют ли у компании конкуренты в Украине в ее сегменте деятельности? «Укрспецсистемс» является лидером в своем сегменте по производству беспилотных авиационных комплексов в Украине?
Да, в нашем сегменте не так давно появилась первая компания, которая прошла так же, как и мы определяющие ведомственные испытания. Это компания «Скаэтон». Мы за конкуренцию. Мы считаем, что чем больше будет производителей БПЛА в Украине, тем лучше эта конкуренция будет способствовать созданию продукта, который будет эффективнее. И это будет лучше для наших Вооружённых сил. Так как мы сами вышли из волонтеров, у нас по-прежнему приоритетным остается жизнь и здоровье наших бойцов. Мы за открытую, честную конкуренцию.
Планирует ли компания создание ударного БАК?
Ю.К: На сегодняшний день это возможно с точки зрения самого беспилотного летательного аппарата. Мы рассматриваем наш беспилотный летательный аппарат как некую платформу, которую можно использовать для совершенно разных целей. Ее можно использовать для проведения фото сьемки, для этого на борту стоит фотокамера. Его можно использовать для видеосъёмки в режиме онлайн, для этого можно установить гиростабилизированную платформу. Также можно установить модуль сброса, благодаря которому можно разбрасывать агитматериалы, листовки, даже спасательный жилет туда вставить можно. Точно также можно вовнутрь установить и что-то другое, но на сегодня в Украине именно с боевой частью. Насколько нам известно, что касается боевой части, то на данный момент в Украине готового решения нет.
С.Д.: Создание боеприпаса — это очень специфическая тема, у которой есть требования не только к самому изделию, а и к производственной базе. Должны быть специалисты, соответствующие оборудование, меры безопасности, технологии и т.д. Это все нельзя сделать очень быстро. Как вариант заказчиком может быть Министерство обороны, распределив и профинансировав соответствующее проекты, но по каким-то причинам они еще этого не сделали. Сделать беспилотник – это приличный ресурс. Но выполнить все требования по боеприпасу и открыть производство — это еще более затратно, и за это мало кто берется.
Ю.К: Плюс цикл испытаний боевой части очень дорогостоящий и очень длительный. Испытания продолжаются не менее года. Этот вопрос является ключевым и самым сложным, по нашему мнению, в создании ударного БПЛА. Многие компании в Украине брались за это, но на сегодня готового ударного БПЛА в Украине пока нет. И основной причинной является проблема с боевой частью.
Вообще, как вы оцениваете потенциал предприятия на ближайшие три — пять лет?
Ю.К.: Я могу сказать, ту концепцию, которая на сегодня применяется у нас. Сегодня у нас уже реализована задача вертикального взлета/посадки. Это система VTOL (vertical take off/landig). Сегодня планируется прохождение определяющих ведомственных испытаний. Это будет следующее поколение нашего комплекса PD-2. Данный беспилотник может взлетать абсолютно с любого места. Это не прототип, этот образец уже готов и готов проходить испытания в Украине и поставляться в наши вооруженные силы.
С.Д.: Пока что наши беспилотники, которые поставлялись и будут поставлены в 2020 году были без VTOL, но как только мы пройдем испытания с этой системой, то универсальность PD-1 позволит добавить VTOL-вставки в каждый комплекс, и он будет готов использоваться с новой опцией. То бишь, наш беспилотник сможет взлетать и садиться вертикально или же, как раннее, «по самолетному», в зависимости от ситуации. PD-1 — это как конструктор, он позволяет использовать себя в любой конфигурации. Систему VTOL можно будет подсоединить за 15 минут в полевых условиях. Взлет и посадка происходят в автоматическом режиме.
На сегодня на первый план во всем мире выходит процесс не просто полета с целью добычи фото/видео, а иметь комплексную систему. Мы выступаем именно за комплексную систему, которая позволит исполнять максимально эффективно задачи, которые стоят перед военнослужащими. Для этого у нас есть программное обеспечение, терминал. Это позволяет в режиме онлайн, в режиме реального пилотирования наносить объекты на карту, обрабатывать данные объекты, передавать их оперативно пользователям. Начиная от солдата с планшетом и заканчивая штабом командования в Генеральном штабе, которые будут видеть оперативно обстановку в режиме онлайн с нанесением всех отметок у себя в штабе. Мы идем в сторону software части параллельно с «железом». Если говорить о развитии продукции, то мы видим БПЛА не только как самолет, который летает, снимая видео либо фото. Это комплекс, который работает вместе с программным обеспечением, способным максимально быстро и эффективно обрабатывать информацию и передавать результаты к конечному пользователю.
Беседовал Дмитрий Бадрак,
ІА «ОПК»
(Продолжение следует. Полную версию интервью также можно будет прочитать в бюллетене «Виклики і Ризики», №5,2020 г.)