АЗОВСКИЙ БАЛАНС. АНАЛИЗ СИЛ И СРЕДСТВ

Для Украины Азовское море имеет большое значение, прежде всего, с точки зрения свободы мореплавания и обеспечения важных экспортных поставок из портов Мариуполя и Бердянска, а также разработки полезных ископаемых на континентальном шельфе, которые осложнились с началом войны. Начиная с весны 2018 года на Азове началась резкая эскалация напряженности.

Россия сознательно пошла на это, используя в качестве предлога факт задержания 25 марта 2018 года украинскими пограничниками в 15 милях от косы Обиточной (Запорожская область) керченского рыболовного судна «Норд» под российским флагом. Капитан арестованного судна обвиняется по статье «нарушение порядка въезда-выезда на временно оккупированную территорию» и незаконном вылове рыбы.

Уже 7 мая ФСБ РФ ввела в Азовском море режим контртеррористической операции, перебросив туда дополнительные корабли и катера Береговой охраны (БОХР), а затем приступила к остановкам и длительным необоснованным досмотрам всех судов,  независимо от флага, следующим в в украинские порты Мариуполь и Бердянск и обратно.

Одновременно Москва развернула шумную пропагандистскую кампанию, обвинив Украину в «пиратстве» и «незаконном задержании «российских граждан».

21 мая РФ под предлогом учений с боевыми стрельбами  кораблей ФСБ РФ закрыла на трое суток для прохода судов часть акватории Азовского моря площадью в 2000 кв.км, включая подходы к портам Бердянска и Мариуполя. При этом фактически никаких учений не проводилось, но график движения судов с украинскими экспортными грузами был нарушен, а порты и судовладельцы начали нести убытки.

Таким образом, Москва по сути уже блокирует морские перевозки  и наносит фактический ущерб экономике Украины. Наряду с этим, агрессор преследует цель спровоцировать недовольство населения ухудшением экономической конъюнктуры с далеко идущими последствиями, особенно в период фактически начавшейся в Украине предвыборной кампании.

Азовском море соединяется с внутренними водными коммуникациями России, по которым она перебрасывает на Азов и Черное море боевые корабли с других морских театров.  Азов является важной для экономики РФ  морской коммуникацией, связанной с экспортом зерна и других товаров, а также незаконной доставкой грузов военного значения и комплектующих для обеспечения работы оборонных предприятий в оккупированном Крыму.

Следует принять во внимание также зависимость российской стороны в том плане, что маршруты движения судов, следующих в российские порты и обратно проходят в относительной близости к Бердянску и Мариуполю, а в случае дальнейшего осложнения обстановки могут быть блокированы относительно небольшими силами.

По предварительным оценкам, это способно не только обвалить экономику российских портов на Азове (Ейск, Таганрог, Темрюк, Ростов и другие), но и прервать морское сообщение в направлении оккупированного Крыма и  транспортировку морем экспортных грузов из регионов в глубине материковой России.

 

Чем располагает на Азове РФ

 

Вопреки общепринятому мнению, Черноморский флот РФ (ЧФ) на Азовском море особой роли не играет. Его главная задача — обеспечение воинских перевозок для экспедиционного контингента ВС РФ в Сирии, для чего постоянно задействованы все большие десантные корабли (БДК) ЧФ.

Основные силы ЧФ базируются в Севастополе и частично Новороссийске. В качестве маневренной базы ЧФ использует  также Керчь, где базируются переведенные с Каспия 2 старых речных бронекатера  АК-201 и АК-248, пр.1201 (1-76-мм орудие, 1х2-7,62-мм пулемет и 140-мм СРЗО), а также один СКА типа «Гриф» (1х2-12,7-мм пулемет) отряда охраны Керченского моста. Отмечается периодическое появление на Азове  быстроходных противодиверсионных катеров типа «Раптор» (всего в составе ЧФ-8 единиц).

Также известно, что МО РФ после решения Украины создать в Бердянске новую базу ВМСУ, арендовало сроком на 20 лет в районе Ейска на берегу Таганрогского залива территорию площадью 21,626 кв.км. По неофициальным данным, там будут построены объекты и инфраструктура для обеспечения базирования кораблей ЧФ.

Фактически же на Азовском море действуют в основном корабли и катера БОХР ФСБ, численность которых распределена следующим образом.

 

  1. Отряд БОХР ФСБ по Республике Крым (база — Керчь):

— 1 ПСКР «Крым» проекта 10410Б типа «Светлячок-МН» (водоизмещение 375 т, вооружение: 1-76-мм и 1х6-30-мм АК-630, ПЗРК)*.

-1 ПСКР «Аметист» пр. 22460 (630 т, 1х6-30-мм АУ АК-630М, 2-12,7-мм пулемета). Временно прикомандирован в Керчь из состава Севастопольского отряда БОХР ФСБ.

— 6 пограничных сторожевых катеров (ПСКА), в т.ч. 2 типа «Соболь» пр.12200 — ПСКА-315, ПСКА-318 (57,5 т, 1-14,5-мм пулемет КПВТ), 1 ПСКА пр. 1496 типа «Ламантин» (112 т, 1-14,5-мм пулемет) и 3 ПСКА типа «Мангуст» пр.12150 – ПСКА-644, ПСКА-649 и ПСКА-650 (28,7 т, 1-14,5-мм пулемет), а также 4 малых катера пр.21850 типа «Чибис», в т.ч. 2 из состава сочинского отряда (без вооружения).

 

*Ожидается усиление отряда за счет 4-х новых ПСКР, в т.ч. : «Безупречный» пр. 22460 (630 т, 1х6-30-мм АУ, 2-12,7-мм пулемета), «Керчь» (строится в Санкт-Петербурге), а также «Сыктывкар» и «Кизляр» пр.10410. Последние два в настоящее время осуществляют переход с Севера по внутренним водным путям на Азов. «Кизляр» отличается составом вооружения (две 30-мм АУ АК-630М).

 

  1. Группа ПСКА в г. Джанкой ПУ ФСБ РФ по Республике Крым (место дислокации с. Мысовое Джанкойского района, на озере Сиваш)

 

7 ПСКА  на воздушной подушке, в т.ч. 4 ед. пр. «Марс-700М», 1-пр.А-25ПС, 1-пр. «Нептун-15» и 1-пр.А-8. Вооружения не имеют.

Серийное строительство  ПСКА типа А25ПС в настоящее время развернуто на мощностях ФПО «Море» в оккупированной Феодосии, всего до 2020 года планируется построить 20 единиц. Первый ПСКА феодосийской постройки вступил в строй в сентябре 2018 года.

Благодаря наличию воздушной подушки, 17,23-метровые КВП могут передвигаться как над водной поверхностью мелководного Сиваша, так и над болотами или сухопутными участками или островами.

Экипаж А25ПС составляют 3 человека, вместимость в пассажирском варианте 30-50 человек. В пограничном варианте взамен пассажирского предусмотрен боевой отсек и рубка для пограничной десантно-смотровой группы.

 

  1. Отряд ПСКР (база – Темрюк) в г. Тимашевске ПУ ФСБ РФ по Краснодарскому краю:

— 2 ПСКР пр.14230 — ПСКР-500 и ПСКР-501 (100т, 1х6-30-мм АУ -АК-306).

— ПКО (пограничный корабль обеспечения) «Ханты -Мансийск» проекта 16900А.

-4 ППС (пограничное патрульное судно) пр. 1330, 13301, 13303.

— 5  ПСКА пр.КС-110, 1496М1 и 12150 (28,7т, 1-14,5-мм пулемет).

— 8 пограничных моторных лодок типа «Master-651». Дислоцируются вдоль всего побережья. Выходят не далее 2-3 миль от берега. Вооружения не имеют. Из них 6 ед. -в Темрюке, 1-в Ейске и 2-в Приморско-Ахтарске.

 

— 13 пограничных моторных лодок типа «Master-540», в т.ч. 6-в Темрюке, 3-в Ейске, 2-в Приморско-Ахтарской и 2-в Должанской.

 

  1. Дивизион ПСКА Таганрог ПУ ФСБ РФ по Ростовской области:

 

— 6 ПСКА пр. РМ 376 — ПСКА-327, 328, 329, 330, 331 и 332.

— 4 ПСКА пр.14170 типа «Ярославец» — ПСКА-458, 459, 460 и 461.

— 2 ПСКА пр. «Марс-700М» — ПСКА-844 и 845.

— 2 КВП – ПК-826 и ПК-802.

— 9 малых катеров (4 пр.21850 и 5 пр. КС-701).

— 24 пограничные моторные лодки типа «Master-651».

— 7 пограничных моторных лодок типа «Master-540»

 

Примечание:

— катера пр. КС-701 дислоцируются в н.п. Круглое на противоположном берегу Таганрогского залива. На период навигации пара-тройка катеров дислоцируется в устье Дона на участке Рогожкино – Елизаветинская.

 

— ПСКР БОХР ФСБ РФ на Азовском море  вооружены 76-мм («Крым») или 30-мм АУ АК-630М и двумя 12,7-мм пулеметами, а  ПСКА типа «Соболь» и «Мангуст» — одним 14,5 мм пулемётом МПТУ.

 

Наряду с этим,  боевиками «ДНР» весной 2015 г в оккупированном Новоазовске  объявлено о создании собственной «Азовской флотилии», состоящей к настоящему времени из 5-7 конфискованных у рыбаков небольших катеров, не имеющих боевого значения.  Пунктами базирования были определены временно оккупированные н.п. Новоазовск («главная база»), Седово и Безыменное).

В мае 2017 года сообщалось о намерении Генштаба ВС РФ передать т.н. «Азовской флотилии «ДНР» 4-х  российских патрульных катеров (3 проекта 12150 «Мангуст» и 1 проекта 12200 «Соболь», правда, окончательное решение пока не принято. До настоящего времени эта «флотилия» пока никак себя не проявила.

Правда, нельзя исключать, что два известных случая обнаружения  близ Мариуполя самодельных плавучих мин (на одной из них подорвался и получил повреждения  пограничный катер) могли быть причастны боевики этого «подразделения» или диверсанты ЧФ.

Тем не менее, факт существования этой «флотилии» может быть использован противником для эскалации напряженности, например, для вооруженных провокаций или даже минной войны против торгового судоходства на подходах к Мариуполю и/или Бердянску по аналогии с действиями в1983-84 гг никарагуанских «контрас».

Этому способствует относительная близость Мариуполя к линии фронта и возможность скрытного минирования малыми плавсредствами подходного фарватера.

Теоретически подрыв хотя бы одного судна, следующего в украинские порты на Азове (даже с незначительными повреждениями)  может иметь самые негативные последствия для украинского экспорта вплоть до прекращения навигации в этом районе и временного закрытия портов.

Что может противопоставить на Азове Украина?

После  включения летом 2014 г в состав прибывшего из Керчи накануне  аннексии Крыма 23-го отряда морской охраны Азово-Черноморского Регионального управления ГПСУ дивизиона катеров морской охраны Донецкого погранотряда Восточного Регионального управления ГПСУ, с учетом боевых потерь и пополнений  на Азовском море Украина имеет на Азове следующий корабельно-катерный состав:

— 2 пограничных сторожевых корабля (ПСКР) — КрМО «Донбас» пр. 205П и КрМО СП «Онікс», трофейный.

—  6 ПСКА пр.1400М типа «Гриф» (КаМО-514, КаМО-517 КаМО-519 «Любомир», КаМО-521, КаМО-522, КаМО-526 «Арабат»)*.

—  7 малых катера пр. 50030 типа «Калкан».

— 1 малый катер пр. UMS-600.

— 3 малых катера пр. UMS-1000

 

* один катер этого типа КаМО-527потоплен 31.08.2014 года близ с.Безыменное  в результате попадання артиллерийского снаряда с берега.

 

Из перечисленных кораблей и катеров только ПСКР «Донбас» имеет артиллерийское вооружение в виде 2-х спаренных 30-мм артустановок АК-230 (а также двух 12,7- мм пулеметов ДШКМ).

На ПСКР «Онікс» установлены 12,7-мм пулеметы  ДШКМ и 7,62-мм ПКМС.

Вооружение ПСКА типа «Гриф» составляют спаренные 12,7-мм пулеметы «Утёс-2М», дополнительно установлены 12,7-мм пулеметы ДШКМ на юте и 7,62 мм ПКМС на мостике.

Как видим, и количественно, и качественно наша корабельно-катерная группировка в настоящее время существенно уступает российской, которая продолжает усиливаться за счет постройки новых и переброски имеющихся ПСКР с других театров, в т.ч. с Севера и Каспия.

Даже если исходить из того, что пограничные корабли и катера двух сторон не предназначены для ведения морского боя между собой, очевидное превосходство противника создает широкий круг возможностей для вооруженных провокаций с далеко идущими целями.

Так, по мнению Юрия Бутусова, вероятным сценарием боевого столкновения в Азовском море на данный момент может быть столкновение с российскими катерами при досмотре либо конвоировании торговых судов. По мнению эксперта, россияне со всей очевидностью провоцируют такие столкновения, с применением огнестрельного оружия, чтобы получить повод к полной блокаде судоходства в Мариуполь и Бердянск.

В этой связи Украина предпринимает конкретные шаги по укреплению своего потенциала на Азове. Решением СНБО Украины предусматривается создание здесь до конца года нормальной военно-морской базы и переброска корабельно-катерного состава.

По сообщению заместителя начальника штаба командования ВМС по евроатлантической интеграции капитана 1 ранга Андрея Рыженко,  одной из приоритетных задач группировки ВМСУ на Азове будет ликвидация минной угрозы.

16 сентября в Бердянске были спущены на воду два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) пр.58155 ВМС Украины, P177 «Кременчук» и P178 «Лубны», доставленные автотрейлером из Одессы. Это совершенно новые корабли, принятые в состав ВМС 1 июля 2018 года. Каждый  из них  вооружен двумя боевыми модулями в составе 30-мм пушки, 7,62-мм пулемета и 2-х 30-мм гранатометов.

Планируется дальнейшее строительство катеров этого типа с последующей переброской на Азовское море.

24 сентября в порт Мариуполя прибыли поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец», прибывшие из Одессы через Керченский пролив вопреки провокациям российской стороны на переходе.

Дальнейшим пополнением ВМСУ на Азове могут стать дополнительные катера пр.58155 и два десантно-штурмовых катера пр. 58503 типа «Кентавр», а в дальнейшем – также два 34-метровых патрульных катера типа «Island» (вооружение: 25-мм АУ «Bushmaster» и 2 — 12,7-мм пулемета), полученные Украиной от США 27 сентября с.г.. Последние предполагается оснастить противоминным вооружением и использовать прежде всего в качестве тральщиков.

Правда, катера типа «Island» планируется доставить на Черное море только в конце 2019 году, а вот переброску дополнительного числа бронекатеров и вновь построенных десантно-штурмовых катеров типа «Кентавр» может осложнить то обстоятельство, что Азовское море зимой замерзает, что не позволяет рассчитывать на использование МБАК до весны.

Нельзя исключать также, что корабельно-катерная группировка ВМСУ на Азове  может пополниться как минимум одним из 3-х минных тральщиков типа «Flyvefisken» (проект Standard Flex 300), продажа которых Украине одобрена правительством Дании в 2017 году. Особенности модульной конструкции позволяют использовать эти корабли, в зависимости от заданной конфигурации, в качестве ударных, патрульных или противоминных.

 

Что делать?

Усиление военно-морского потенциала Украины на Азовском море, включая переброску кораблей и создание военно-морской базы  является ее суверенным правом. Эту точку зрения разделяют западные политики и эксперты. 

Так, голландский эксперт по вопросам безопасности Марсель Ван Херпен полагает, что, создавая на Азове свою военно-морскую базу, украинцы правы, т.к. демонстрируют свои права на эту территорию.  Причем, полагает эксперт, это не только дело Украины, но и НАТО, и США, поскольку речь идет о международных водах, порядок пользования которыми должны уважаться.

При этом Украине следует твердо настаивать на том, что Азовское море ‒ это открытое международное водное пространство, куда украинские суда и  ВМС должны иметь свободный доступ.

Петрас Ауштрявичюс, депутат Европерламента от Литвы, придерживается аналогичной точки зрения, отметив, что: «Российская стратегия в принципе отвергает украинское суверенное право на самооборону и национальную безопасность. По его мнению, Украина имеет полное суверенное право использовать Азовские воды как в экономическом смысле, так и для усиления своей национальной обороноспособности и обеспечения суверенитета. Причем усиление военных возможностей Украины отвечает интересам Запада.

В сложившейся ситуации и с учетом очевидного преимущества противника Украина выбрала единственно верный вариант действий – асимметричный. 3 июня до 1 сентября она закрыла для проведения учебных стрельб сразу три района акватории Азовского моря, включая воды, примыкающие к побережью у оккупированного противником Новоазовска.

Прошли учения корабельно-катерных тактических групп ГПС Украины с отработкой совместного плавания и отражения возможного десанта противника во взаимодействии с армейскими частями и авиацией. А в артиллерийских стрельбах по морским целям отрабатывали задачи даже 152-мм гаубицы «Гиацинт». А 12 октября на Азовском море прошли более масштабные учения с участием также кораблей, катеров и подразделений ВМСУ.

Вместе с тем, усиление корабельно-катерной группировки ВМСУ на Азовском море быстро изменить обстановку в лучшую сторону не сможет. Россия будет продолжать остановки и досмотры судов, следующих в порты Мариуполя и Бердянска.

В этой связи для Украины представляется целесообразным объединить политические, дипломатические и военные усилия для нормализации судоходства на Азовском море и обеспечения безопасности страны в целом.

В качестве первого шага, как заявил министр иностранных дел Павел Климкин, Киев уже рассматривает возможность выхода из соглашения 2003 года  о совместном с РФ использовании Азовского моря.

Правда, тот же МИД Украины до последнего времени выступал против подобного решения, аргументируя свою позицию потенциально возможной эскалацией РФ напряженности на Азове и дальнейшими экономическими потерями Украины. При этом предлагалось принять во внимание, что двусторонний договор 2003 года уже положен в основу ряда судебных исков Украины против РФ.

С другой стороны, на сегодня совершенно очевидно, что российская сторона использует норму  указанного договора для оправдания фактической экономической блокады украинских портов на Азовском море, что указывает на необходимость соответствующей реакции со стороны официального Киева.

В частности, некоторые эксперты предлагают отменить внутренний статус Азовского моря и тем самым открыть возможность привлечения наших союзников из стран НАТО к защите судоходства. При этом денонсация договора (или приостановка его действия) не ослабит украинские усилия по взысканию компенсации — а наоборот, усилит украинские требования.

В любом случае, такой шаг со стороны Украины не снимает с РФ обязанности по обеспечению безопасного мореплавания в Азовском море и Керченском проливе. В украинском экспертном сообществе также полагают,  что дальнейшая перестраховка и соблюдение упомянутого договора, который не выполняется РФ, наносит Украине огромный ущерб, размер которого намного превосходит любую выгоду от каких-то грядущих судебных процессов.

В этой связи предлагается оценить ситуацию и принять решение о прекращении (приостановке) действия договора с РФ по Азову в пользу объявления этой акватории международными водами, где действует международное морское право. Соответственно, будет установлена 12-мильная полоса территориальных вод Украины со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Считается, что изменение статуса Азовского моря откроет возможность посещения Бердянска и Мариуполя портов кораблями ВМС стран НАТО, что будет способствовать как нормализации обстановки в регионе, так и в перспективе – проведению миротворческой операции в ОРДЛО.

 

Владимир Заблоцкий

Поделиться публикацией