ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РУБЕЖ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».

Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 г подписанием в столице Узбекистана Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ) главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 г к ОДКБ присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. Договор вступил в силу в 1994 г. Он был рассчитан на 5 лет и допускал продление. В 1999 г  президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующие 5 лет, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

В 2002 г на московской сессии ДКБ было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию – ОДКБ. В октябре 2002 г были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу в сентябре 2003 г. В августе 2006 г в Сочи было подписано решение о восстановлении членства Узбекистана к ОДКБ.

В феврале 2009 г в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Они должны были использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, контрабандой наркотиков, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В июне 2009 г в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы  КСОР. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии. Тем не менее, решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, но оно оказалось нелегитимным. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. Только в октябре 2009 г Беларусь подписала документ.

В июне 2010 г из-за ситуации в Кыргызстане, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Кыргызстан к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности участников ОДКБ. Он был созван для решения вопроса о военной помощи Кыргызстану, заключающейся во введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к президенту России обратилась и президент Кыргызстана. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси.

В декабре 2012 г Узбекистан приостановил своё членство в ОДКБ. То есть, при вступлении ДКБ в силу, организация насчитывала 9 членов, а сейчас ОДКБ имеет 6 членов.

В  КСОР на 2009 г входили такие формирования стран-участниц ОДКБ:

  • Россия:  98-я гв. воздушно-десантная дивизия (Иваново) и 31-я отд. гв. десантно-штурмовая бригада (Ульяновск).
  • Казахстан: 37-я десантно-штурмовая бригада (Талдыкорган) и батальон оперативного назначения.
  • Беларусь: 103-я отд. гв. воздушно-десантная бригада (Витебск).
  • Армения, Кыргызстан и Таджикистан: по 1 батальону.

В КСОР также входили  отряды спецназа МВД и подразделения МЧС. От России в их состав могли входить отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер», от Беларуси  – специальный отряд быстрого реагирования бригады спецназа ВВ МВД, от Кыргызстана – специальный отряд быстрого реагирования МВД. Но затем Беларусь вывела свои формирования из КСОР. В 2012 г КСОР насчитывал 20 тыс. чел. из России, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование КСОР. Сейчас эти силы состоят из 10 батальонов: 3 от России, 2 от Казахстана, остальные страны ОДКБ представляют по батальону. Общая численность личного состава КСОР 4 тыс. чел. Авиация КСОР находится на российской авиабазе в Кыргызстане.

Многие политики оценивают перспективы ОДКБ неоднозначно, например президент Беларуси назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, он считает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане, поскольку не  рассматривает её в качестве военного блока, а в качестве международной региональной организации, которая занимается проблемами в области безопасности, в числе которых, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, борьба с угрозами в информационной сфере и кибернетической преступностью.

Сейчас задачей ОДКБ официально является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями ВС и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Органами управления ОДКБ являются:

  • Совет коллективной безопасности(СКБ, высший орган в составе глав государств-членов).
  • Совет министров иностранных дел(консультативный и исполнительный орган в области внешней политики).
  • Совет министров обороны(СМО, консультативный и исполнительный орган в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества).
  • Комитет секретарей советов безопасности(консультативный и исполнительный орган ОДКБ в области обеспечения национальной безопасности).
  • Постоянный Совет (координирующий орган в период между сессиями СКБ).
  • Генеральный секретарь (высшее административное должностное лицо ОДКБ).
  • Секретариат (постоянно действующий рабочий орган ОДКБ).
  • Объединённый штаб (постоянно действующий рабочий орган ОДКБ и СМО).

Сейчас в ОДКБ входят 6 стран: Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. О ВС трёх из них (России, Беларуси и Армении) «Вызовы и риски» уже публиковали подробные материалы. Данная статья посвящена ВС трёх остальных стран ОДКБ: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а также изучению перспективы расширения организации за счёт вхождения в неё Узбекистана и Туркменистана.

 

КАЗАХСТАН (см. табл. 1) располагается в центре Евразии и граничит на севере и западе с Россией (7548 км), на востоке с Китаем (1783 км), на юге с Кыргызстаном (1242 км), Узбекистаном (2351 км) и Туркменистаном (426 км). Страна имеет выход лишь к континентальным морям (Каспийскому и Аральскому).

Приоритетными направлениями международного военного сотрудничества Казахстана являются:

  • активизация военного и военно-технического сотрудничества с государствами – членами ОДКБ, создание единого оборонного пространства и обеспечение коллективной военной безопасности;
  • углубление стратегического партнёрства с Россией и Китаем на основе общих военно-политических интересов в регионе;
  • укрепление сотрудничества с США по вопросам технической модернизации ВС, передачи военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры;
  • расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях с государствами Центральной Азии и другими странами;
  • участие в совместных учениях и обмен опытом в сфере антитеррористических операций и операций по поддержанию мира под руководством НАТО;
  • создание региональных центров в рамках программы «Партнёрство во имя мира»;
  • участие воинских формирований в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.

Особое внимание уделяется сотрудничеству с государствами-участниками ОДКБ в рамках коалиционного военного строительства в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны.

Основным геополитическим основанием партнёрства Казахстана с НАТО является противовес попыткам геополитического (потенциально военного) давления со стороны России и Китая, а также защита тюркского мира в регионе (Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Турции) от него, и наоборот членство в ОДКБ и структурах ШОС призваны защищать Казахстан от гипотетического давления или агрессии запада. Всё это вписывается в рамки многовекторной политики руководства Казахстана.

Вооружённые силы Казахстана по региональным стандартам являются относительно сильными и хорошо оснащёнными, вследствие приобретения в последние годы значительных количеств новых и модернизированных вооружений. Однако тесное оборонное сотрудничество Казахстана с Россией, членство в ОДКБ и ШОС, было ключевой частью этого процесса модернизации. Россия использует РЛС СПРН у озера Балхаш и в 2015 г поставила Казахстану 5 ЗРС С-300ПС, что является частью соглашения об  объединенной системе ПВО. В ВС десантно-штурмовые бригады находятся на высоком уровне готовности, тогда как другие бригады – на более низких. Дислокация соединений сохраняет их концентрацию в восточных регионах, причем почти все боевые формирования базируются либо в Алматы или в Восточном Казахстане. Воздушная мобильность улучшается, чему способствует производство на совместных с европейскими компаниями предприятиях вертолётов и закупка самолетов средней грузоподъемности. Однако летная готовность ВВС остается проблематичной.

ВС включают органы военного управления, виды ВС (сухопутные войска, войска воздушной обороны, военно-морские силы), рода войск (десантно-штурмовые и специальные, последние – для организации инженерного обеспечения, РХБЗ и РЭБ), военно-учебные заведения, военно-научные учреждения, другие организации.

При объявлении мобилизации в состав ВС включаются Национальная гвардия МВД, органы управления гражданской обороны Комитета чрезвычайных ситуаций МВД, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, специальные формирования.

Предусматривается также включение в состав ВС территориальных войск, которые будут представлять собой бригады, развёртываемые при необходимости из резервистов, в 14 областях а также в городах Астана и Алматы.

Сухопутные войска имеют основными задачами: поддержание готовности войск для отражения агрессии; вооруженная защита территориальной целостности и суверенитета страны; охрана и оборона государственных и военных объектов; оборона границы на суше; выполнение миротворческих и других задач.
СВ включают органы военного управления; региональные командования (РгК); рода войск; тыл; учебные и резервные части. Основные силы сосредоточены в регионах, где имеется потенциальная внешняя военная угроза – на востоке и юге.
РгК „Астана“ (штаб в Караганде) находится в границах Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской обл. Командование является резервом ставки Верховного Главнокомандующего ВС. В состав РгК „Астана“ входят:

  • 7-я отд. механизированная бригада (Караганда) в 2006 г включала 5 б-нов (3 мотострелковых на БМП-1, 2 танковых на Т-72Б), 2 д-на (артиллерийский на гаубицах Д-30 и РСЗО БМ-21, зенитно-ракетный на ЗРК Стрела-1), 7 рот (разведывательная, связи, инженерно-сапёрная, химической защиты, ремонтная, материального обеспечения, медицинская);
  • разведывательный полк специального назначения (н.п. Актас);
  • 401-я пушечная артиллерийская бригада (Приозёрск);
  • 402-я реактивная артиллерийская бригада (Приозёрск);
  • 403-я противотанковая артиллерийская бригада (Приозёрск);
  • Учебный центр боевой подготовки и боевого применения младших специалистов резерва (Спасск);
  • Учебный центр Ракетных войск и артиллерии (Приозёрск).

РгК „Восток“ (штаб в Семей) находится в границах Восточно-Казахстанской и Павлодарской обл. В состав РгК „Восток“ входят:

  • 4-я отд. механизированная бригада (Усть-Каменогорск) включала 4 б-на (3 мотострелковых на БМП-2, танковый на Т-72Б), 2 д-на (артиллерийский на гаубицах Д-30 и РСЗО БМ-21, зенитно-ракетный на ЗРК Стрела-10 и ЗСУ-23-4), 7 рот (разведывательная, связи, инженерно-сапёрная, химической защиты, ремонтная, материального обеспечения, медицинская);
  • 3-я отд. гв. механизированная бригада (Ушарал);
  • 8-я отд. механизированная бригада (Семей);
  • 11-я танковая бригада (Аягоз) включала 6 б-нов (5 танковых и мотострелковый), 4 д-на (3 артиллерийских и зенитный ракетно-артиллерийский), роты боевого и тылового обеспечения.
  • 34-я артиллерийская бригада (Ушарал);
  • 101-я ракетная бригада (Семей);
  • 102-я реактивная артиллерийская бригада (Семей);
  • 103-я пушечная артиллерийская бригада (Семей);
  • Отд. разведывательный полк (Семей);
  • Отд. бригада связи (Семей).

РгК „Запад“ (штаб в Атырау) находится в границах Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской и Мангыстауской обл. Задача командования – обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов страны в казахстанском секторе Каспийского моря. В состав РгК „Запад“ входят:

  • 390-я отд. гв. бригада морской пехоты (Актау) включала 5 б-нов (3 мотострелковых на БТР-82А, БТР-80А и БТР-80, 2 танковых на Т-72Б), 2 д-на (артиллерийский на гаубицах Д-30 и РСЗО БМ-21, зенитно-ракетный на ЗРК Стрела-10 и ЗСУ-23-4), роты боевого и тылового обеспечения;
  • 100-я артиллерийская бригада (Актобе);
  • Отд. мотострелковый батальон (Актобе);
  • Отд. мотострелковый батальон (н.п. Бейнеу Мангыстауской обл.).
  • Отд. разведывательный полк (Атырау);

РгК „Юг“ (штаб в Тараз) находится в границах Алматинской (за искл. гарнизона Ушарал, который подчиняется РгК „Восток“), Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кызылординской обл. Задача командования – обеспечение безопасности на юго-восточных рубежах. В состав РгК „Юг“ входят:

  • 5-я горнострелковая бригада (Тараз) включала 4 б-на (2 мотострелковых, танковый, разведывательный), роты боевого и тылового обеспечения.
  • 6-я механизированная бригада (Шымкент);
  • Отд. конный горно-егерский полк (пос. Бауыржан Момышулы);
  • 40-я военная база (пгт. Гвардейский): 12-я механизированная бригада (3 танковых б-на, фактически танковая бригада);  54-я гв. артиллерийская бригада; 23-я инженерно-сапёрная бригада; Учебный центр СВ.
  • 221-я отд. бригада связи (Тараз);
  • 232-я инженерно-сапёрная бригада (Капчагай).

Десантно-штурмовые войска – род войск, входящий в состав СВ. Рассматриваются как резерв Верховного главнокомандующего, предназначенный для оперативного реагирования на кризисные ситуации при резких изменениях военно-политической обстановки и для усиления войсковых группировок. В составе десантно-штурмовых войск имеются:

  • 35-я десантно-штурмовая бригада (1000 чел., Капчагай) включала 3 десантно-штурмовых б-на (на БТР-80, на ГАЗ-66 и кадрированный на ГАЗ-66), гаубичный д-н на гаубицах Д-30, 3 батареи (реактивная на РСЗО БМ-21, зенитно-ракетная и противотанковая на ПТРК), 8 рот (тяжёлых пулемётов НСВ, разведывательная, связи, инженерно-сапёрная, химической защиты, десантного обеспечения, материального обеспечения, медицинская).
  • 36-ядесантно-штурмовая бригада (Астана);
  • 37-ядесантно-штурмовая бригада (Талдыкорган);
  • 38-я десантно-штурмовая бригада (миротворческая «КазБриг», Алматы);
  • 9-я механизированная бригада (Жаркент);
  • 43-я танковая бригада (Сарыозек);
  • 44-я артиллерийская бригада (Сарыозек);
  • отд. бригада связи (пос. Бурундай Алматинской области);
  • отд. миротворческий батальон «КазБат» (Капчагай);
  • отд. разведывательный полк (Талдыкоган);
  • отд. батальон РХБЗ (Капчагай).

Всего региональные командования СВ, десантно-штурмовые войска и морская пехота ВМС  имели 21-26 бригад (2 танковые, 5-7 механизированных, горнострелковую, морской пехоты, 4 десантно-штурмовых, 4-6 артиллерийских, 1-2 реактивные, противотанковую (?), ракетную и 2-3 инженерных), 6 отд. полков (конный горно-егерский, 5 разведывательных) и другие формирования.

Ряд этих бригад, очевидно, скадрированы, в т.ч. 43-я танковая, 3-я, 8-я и 9-я механизированные, 103-я и 401-я пушечные, 402-я реактивная и 403-я противотанковая. Есть данные, что разведывательные полки переформированы в батальоны.  Отсюда в реальности СВ, видимо, имеют 18-19 боеготовых бригад (танковая, 4 механизированных, горнострелковая, морской пехоты, 4 десантно-штурмовых, 3 артиллерийских, реактивная (?), ракетная и 3 инженерных).

Силы воздушной обороны выполняют задачи по обеспечению защиты воздушного пространства Казахстана, ПВО государственных, административных и военных объектов, авиационной поддержке других видов и родов ВС. Уровень подготовки ВВС довольно высок – годовой налёт лётчиков – 100-150 час.

В состав Сил воздушной обороны входят ВВС, войска ПВО, части непосредственного подчинения, центр парашютной подготовки и органы управления воздушным движением.

ВВС имеют 7 авиабаз и 7 эскадрилий боевых самолётов: 1 – штурмовиков Су-25/Су-25УБ, 3 – истребителей-бомбардировщиков  (1 – МиГ-27/МиГ-23УБ, 1 – Су-27/Су-27УБ, 1 – Су-27/Су-30СМ),  3 – истребителей (1 – МиГ-29/МиГ-29УБ, 2 – МиГ-31Б/БСМ/ДЗ). Также имеется эскадрилья учебных самолётов L-39, эскадрилья транспортных самолётов Ан-12/26/30/72 и С-295М; звено Ту-134 и Ту-154; эскадрильи вертолётов Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-26, UH-1H и H-145.

Примерная дислокация самолётов ВВС по авиабазам:

  • 602-я авиабаза (Шымкент): 12 МиГ-29, 2 МиГ-29УБ, 2 Су-25СМ, 2 Су-25УБМ, 4 Ми-35М, 4 Ми-171Ш;
  • 604-я авиабаза (Талдыкорган): 12 МиГ-27, 3 Миг-23УБ, 16 Су-27/Су-27БМ2, 3 Су-27УБ/УБМ2, 8 Су-30СМ;
  • 605-я авиабаза (Актау): 4 Су-27, 2 Ми-17;
  • 607-я авиабаза (Ушарал): 17 Ми-171Ш;
  • 609-я авиабаза (Балхаш): 17 L-39;
  • 610-я авиабаза (Караганда): 25 МиГ-31/МиГ-31Б;
  • 612-я авиабаза (Тараз): 4 БПЛА Wing Loong;
  • 620-й авиаполк (Астана): для перевозки высокопоставленных лиц.
  • 281-я транспортная эскадрилья (Алматы): 1 Ан-12, 2 Ан-26, 2 Ан-72, 8 С-295М, др. самолёты и вертолёты для перевозки высокопоставленных лиц.

Войска ПВО включают полки, имеющие в сумме до 47 д-нов: 4 ЗРК С-200ВМ и 3 С-75М3 по 6 ПУ, 18 С-125-2ТМ и до 12 С-125М по 4 ПУ, 10 ЗРС С-300ПС по 8 СПУ. Часть ЗРК С-125М находится на хранении.

ПВО Казахстана носит локальный очаговый характер и неспособна самостоятельно противостоять масштабной агрессии с применением боевой авиации и крылатых ракет. Для полноценного прикрытия военных объектов, важных административных и промышленных центров Казахстану требуется в 3 раза больше истребителей и в 5 раз больше ЗРК и ЗРС средней дальности и дальнего действия. Так как возможности ВВС и войск ПВО Казахстана при включении их в единую систему ПВО с ВКС России невысоки, для ПВО РФ больший смысл представляет размещение вдоль казахстанских границ обзорных РЛС. Это позволит сократить время реакции и отодвинуть рубежи перехвата самолётов и ракет противника.

ВМС выполняют следующие задачи:

  • Защита государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов страны в казахстанском секторе Каспийского моря.
  • Охрана и оборона водных районов, портовых зон, морских нефтегазодобывающих платформ и искусственных островов.
  • Поддержка действий СВ с моря, обеспечение морского десантирования, морских перевозок, противоминная борьба.
  • Морская разведка, радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
  • Совместные действия с ВМС прикаспийских государств, в соответствии с международными договорами.
  • Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания.

ВМС включает органы военного управления, рода войск, специальные войска, тыл и военно-учебные заведения. В состав ВМС входит каспийская флотилия морская пехота и береговая артиллерия. Главная база ВМС – порт Актау.

 

Военизированные силы включают Национальную гвардию МВД (до 20 тыс. чел.), Службу госбезопасности (2,5 тыс. чел.) и Пограничную службу МВД (до 9 тыс. чел.). На вооружении военизированных сил находится 4 транспортных самолёта Ан-26 и 15 вертолётов (1 Ми-171, 14 Ми-171Ш).

Система управления войсками (силами) и оружием представлена новым подразделением – Центром военно-космических программ, позволяющим отслеживать обстановку, обеспечивать управление всей военной организацией государства в реальном масштабе времени.
Военный сектор космической системы дистанционного зондирования Земли ВС Казахстана обеспечивает планирование и проведение космических съемок, обработку и получение космических снимков; распространение данных дистанционного зондирования Земли в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.

Вооружение ВС Казахстана включает, в основном, устаревшие советские образцы: танки Т-72, БРДМ-2 и БРМ-1, БМП-2, МТ-ЛБ, БТР-80, СГ 2С1 и 2С3, гаубицы Д-30 и 2А65, САО 2С9, миномёты 2Б11, РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч», ТРК «Точка», пушки МТ-12, ПТРК «Метис», «Фагот», «Конкурс» и «Штурм», ЗРК «Стрела-10», «Оса», «Куб», штурмовики Су-25, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и Су-27, истребители МиГ-29 и МиГ-31, вооружение боевых самолётов, транспортные самолёты Ан-12/26/72, Ту-134/154, вертолёты Ми-26, ЗРК С-200ВМ, С-75М3, С-125М, ЗРС С-300ПС. Также имеются чехословацкие учебные самолёты L-39.

На хранении, кроме вооружения СВ, вероятно, находится ещё 680 танков Т-72, 100 БРДМ-2, 80 БРМ-1К, 730 БМП-1, 200 БМП-2, 30 МТ-ЛБ, 180 пушек 2А36 «Гиацинт-Б», 40 152-мм гаубиц 2А65 «Мста-Б» и 70 120-мм минометов M-120, 12 300-мм РСЗО «Смерч». Но их сохранность и возможность восстановления вызывает сомнения.

Казахстан относительно активно проводит модернизацию наличных вооружений и закупку новых.

Модернизировано с помощью Израиля часть гаубиц Д-30 (до уровня самоходной гаубицы «Семсер» на шасси 8х8 КамАЗ-6350 с системой заряжания и новой СУО); миномётов 2Б11 (до уровня самоходного миномёта «Айбат» на базе МТ-ЛБ с противооткатной системой и новой СУО); РСЗО «Град» и «Ураган» (до уровня РСЗО «Найза» с пакетами для 122-/220-мм ракет и новой СУО), но из-за коррупционного скандала были выпущены лишь малые партии; с помощью Беларуси: 8 истребителей Су-27 и 2 Су-27УБ (до уровня Су-27М2 и Су-27УБМ2), 2 штурмовика Су-25 и 2 Су-25УБ (до уровня Су-25СМ и Су-25УБМ), 18 д-нов ЗРК С-125М (до уровня С-125-2ТМ «Печора-2ТМ). Намечено модернизировать в России истребители МиГ-31Б до уровня МиГ-31БМ, а в Казахстане танки Т-72Б до уровня T-72KZ.

Проведен капремонт истребителей МиГ-29, МиГ-27 и Су-27.

Закуплено: в России 107 БТР-80А и 70 БТР-82А, 10 БМПТ «Терминатор», 3 ТОС-1А «Солнцепёк», 8 многоцелевых истребителей Су-30СМ (планируется ещё 16), 27 вертолетов (4 Ми-35М, 21 Ми-171Ш и 2 Ми-17В-5), планируется ещё 33, в т.ч. 4 Ми-35М; БЛА «Орлан-10», заказаны 2 Ил-76МД-90А; в Израиле 18 РСЗО Lynx и БЛА, в Турции 17 БА Cobra, в Испании 8 транспортных самолётов С-295, в Китае 4 БЛА Wing Loong, заказаны 3 транспортных самолёта Y-9, в Украине 2 БТР-3Е, в Беларуси БЛА, в Казахстане по лицензии ЮАР 10 БА MRAP «Арлан» и по французской лицензии 8 вертолётов ЕС145.

Получено из России в 2015 г 5 д-нов ЗРС С-300ПС для общей системы ПВО России, Беларуси и Казахстана, что увеличило число д-нов ЗРС С-300ПС в Казахстане до 10. Ранее намечалось закупить в РФ ЗРК «Тор-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С1» и ЗРС С-400. Несмотря на то, что эти закупки планировалось вести не по мировым рыночным ценам, а по внутренним российским, Казахстан из отложил из-за нехватки средств.

ВМС ввели в строй тральщик «Алатау», ракетно-артиллерийский корабль «Мангыстау» (+2 намечено до 2020 г.).

ОПК Казахстана производит РСЗО, самоходные минометы, бронеавтомобили, боевые модули с 12,7-мм пулемётами и 30-мм пушки 2А42, РЛС; автомобили КамАЗ; боеприпасы к стрелковому оружию; высокоточные ракеты; 125-мм снаряды; радиостанции тактического звена KB и УКВ диапазонов; образцы робототехники; экипировку «Солдат будущего»; оптические приборы; шлемофоны и средства индивидуальной защиты; проводит сервисное обслуживание авиатехники и сборку БЛА; сборку двигателей к бронетанковой технике.

Уже работает завод по выпуску по лицензии южноафриканских БА 4х4 «Арлан» (Marauder) для ВС/Национальной гвардии и «Номад» (Maverick) для полиции, а также ББМ «Барыс» 8х8 (Mbombe 8) для ВС. На БМП «Барыс» (испытания закончены) могут устанавливаться боевые модули с 30-мм или 57-мм пушками. Годовая производительность  завода – 180 БА и ББМ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Юрий Бараш,

член Экспертного Совета ЦИАКР

Поделиться публикацией