Продукция военного назначения на предприятиях Туркменской ССР практически не производилась. В связи с этим, после обретения независимости Туркменистан не имеет собственной базы для развития военно-промышленного комплекса (ВПК). Туркменистан проводил нейтральный курс, в равной степени дистанцируясь от России и стремясь свести к минимуму любое внешнее влияние на свои внутренние дела со стороны США, а также со стороны ведущих стран Европейского Союза
По причине отсутствия собственной оборонной промышленности официальный Ашхабад в целях обеспечения армии вооружением и военной техникой вынужден был обращаться за помощью к другим государствам в рамках военно-технического сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество с Грузией развивалось в рамках ликвидации задолженности за поставленный природный газ в размере почти 340 млн. долларов США. В 2001 году в АО «Тбилавиастрой» было отремонтировано и отправлено в Туркменистан 18 боевых самолетов Су-25, а затем завершены работы по ремонту еще шести истребителей.
Ремонт и модернизация туркменских истребителей осуществлялись на и Львовском авиаремонтном заводе (Украина). Украина в прошлом играла основную роль в поддержании в рабочем состоянии противовоздушного потенциала Туркменистана, откуда велись поставки современных РЛС 36Д6 и станций радиотехнической разведки «Кольчуга-М». А отечественное предприятие «Укроборонсервис» (дочернее ГК «Укрспецэкспорт») в свое время выполнило ряд работ по модернизации государственной системы ПВО Туркменистана.
Российско-белорусская компания «Оборонительные системы» выполнила работы по модернизации ЗРК С-125М до уровня «Печора-2М» по контракту от 2009 года.
Туркменистан осуществлял ВТС также и с США. В 2001 году в распоряжение туркменских пограничников поступил патрульный катер «Пойнт Джексон». Его экипаж прошел специальную подготовку во Флориде. Катер поступил в распоряжение отдельного дивизиона сторожевых кораблей пограничной службы Туркменистана в каспийском порту Туркменбаши.
Следует подчеркнуть, что постепенно Туркменистан вооружается китайским высокотехнологичным оружием, в том числе и современными средствами ПВО. В начале 2016 года в Туркменистане прошли масштабные военные учения, где была продемонстрирована китайская зенитно-ракетная система FD-2000 (экспортный вариант HQ-9). Одновременно с ЗРС были приобретены обзорные РЛС большой дальности. Несколько десятков туркменских военнослужащих прошли подготовку и обучение в Китае. Показательно, что руководство ВС Туркменистана предпочло не российские ЗРС С-300ПМУ2, а китайские зенитные системы, — это указывает не только на растущее китайское влияние в регионе, но и на последовательную, вполне обоснованную военно-техническую политику страны с акцентом на диверсификацию в области поставок вооружений.
Не менее симптоматично (для ВТС РФ), что в 2012 году Туркменистан заказал итальянские беспилотные авиационные комплексы (БАК) FALCO. В 2014 году на вооружении сухопутных войск на замену АК-74 появились итальянские штурмовые винтовки Beretta ARX-160.
В 2016 году Туркменистан заключил контракты на поставку сигнальных пиротехнических средств и выстрелов к подствольным гранатометам с российским научно-производственным концерном «Техмаш» (холдинговая компания госкорпорации «Ростех» в области промышленности боеприпасов и спецхимии).
Ответственность за техническое переоснащение армии Президент Туркменистана Г.Бердымухамедов возложил на министра обороны Яйлыма Бердыева, который в ноябре 2016 года посетил Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Пакистан, где интересовался производством и получением военной техники. Туркменистан надеется на технику из Исламабада и Абу-Даби. В Пакистане особое внимание привлек боевой самолет JF-17, который является аналогом американского F-16 (Пакистан выпускает совместно с Китаем), но стоит при этом в три раза дешевле.
Таким образом, импорт вооружений и военной техники является основой обеспечения боевого потенциала армии Туркменистана.
В последние годы Туркменистан активизировал закупки вооружений, расширив масштабы военно-технического сотрудничества с Россией и Турцией.
В 2009 году с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 10 танков Т-90С стоимостью $16 млн., поставки были осуществлены в 2009-2010 годах. В это же время, Туркменистан приобрел не менее восьми российских боевых машин пехоты БМП-3, более тысячи грузовиков «КамАЗ» стоимостью около $100 млн, а также шесть РСЗО «Смерч» калибра 300 мм за $70 млн. Кроме того, в 2010 году был выполнен контракт на поставку двух вертолетов Ми-17-1В стоимостью $22 млн. Для ВМФ Туркменистана Средне-Невский судостроительный завод изготовил два ракетных катера проекта 12418 «Молния» стоимостью $170 млн., переданных заказчику в 2011 году. Таким образом, доля присутствия РФ на военном рынке Туркменистана остается весомой, что можно объяснить политическими причинами (опасениями агрессивной политики РФ и, в некоторой степени, дешевизной и привычностью российской техники). При этом необходимо подчеркнуть, что ключевые системы вооружений, такие как средства ПВО, самолеты, БАК, Туркменистан закупает не в России.
В 2010 году Туркменистан закупил в Турции два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных DearsanShipyard, с опционом еще на шесть катеров. Соглашение о военном сотрудничестве Турции и Туркменистана было подписано на рубеже 1990-2000 гг., однако развития не получило.
Поставки вооружения и военной техники (ВВТ) в Туркменистан также осуществляют белорусские предприятия. Украинскую нишу на туркменском рынке может занять Беларусь, товарооборот между странами быстро растет в последние годы. В Туркменистане наладили сборку белорусских дронов «Бусел–М», разработанных специалистами НПЦ «БАК и технологии».
Кроме того, Туркменистан стал первым заказчиком самоходного противотанкового ракетного комплекса «Каракал», разработанного компанией «Белтехэкспорт», оснащенного украинскими ракетами «Барьер» разработки киевского КБ «Луч». Спецподразделения страны получили новейший белорусский бронированный автомобиль «Барс».
По данным SIPRI — Стокгольмского международного института исследований проблем мира (февраль 2017 г.), — за последние пять лет Туркменистан был крупнейшим импортером турецкого оружия. По оружейному импорту, Туркменистан занимает 40-е место в мире. При этом 36% импортируемого оружия Туркменистана приходятся на Турцию, 27% – на Китай и 20% – на Россию. Туркменистан был единственным крупнейшим военным импортером Турции в течение 5 лет, что составило 29% военного экспорта Турции.
Практически за последние 10 лет на вооружение ВС Туркменистана стала поступать новейшая техника, а также модернизированное вооружение и техника, которые были продемонстрированы на военном параде, посвященном 25-летию независимости страны 27 октября 2016 года.
По результатам ВТС Туркменистана на данном параде была представлена военная продукция более восьми стран импортеров. При этом, необходимо отметить, что у Китайской Народной Республики для ВС Туркменистана приобретен весь спектр систем противовоздушной обороны: малой, средней и большей дальности.
Иван Мироненко,
ИА «ОПК»