ЧВК В УКРАИНЕ МОГУТ БЫТЬ ЧАСТЬЮ АСИММЕТРИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА – ЗАМГЕНДИРЕКТОРА ПЕРВОЙ УКРАИНСКОЙ ЧВК

В Верховной Раде Украины в начале 2020 года был зарегистрирован проект Закона Украина «О военно-консалтинговой деятельности», которым предусматривается создание частных военных компаний. По мнению разработчиков законопроекта, такие ЧВК смогут предоставлять специфические услуги за рубежом, однако не будут принимать участия в военных конфликтах.

Известно, что в Украине создана и действует, по меньшей мере, одна частная военная компания — «Омега Консалтинг Групп». Она, как отмечают представители менеджмента, полностью подчиняется законодательству Украинского государства и действует в его рамках. К слову, «Омега Консалтинг Групп» является почетным членом Украинской торгово-промышленной палаты. Услуги, которые предоставляет компания, сертифицированы по международным стандартам ISO 9001:2015. Компания была создана в 2012 году и является интернациональной специализированной организацией, нацеленной на развитие и повышение боеспособности вооруженных сил, работы правоохранительных органов, органов государственной безопасности, борьбу с международным терроризмом и конфликтами. Редакция ИА «ОПК» связалась с заместителем генерального директора «Омега Консалтинг Групп» Татьяной Кебкало, которая согласилась ответить на вопросы об украинских перспективах ЧВК.

 

Заместитель генерального директора «Омега Консалтинг Групп» Татьяна Кебкало

Татьяна, хотелось бы начать разговор с вопроса о создании компании. Когда пришла идея создать ее и как она функционирует? 

Компания «Омега Консалтинг Групп» была зарегистрирована в 2012 году на территории Украины. Изначально, такая регистрация планировалась с целью выхода на сотрудничество с нашим правительством и возможностью заключать государственные контракты. К сожалению, на сегодняшний день, никаких положительных сдвигов в этом направлении нет. Мы очень успешно работаем с правительствами других государств, таких как США и Канада на пример. С правительством Украины сотрудничаем очень мало, в основном в рамках довольно мелких проектов, которые, скорее реализовываются как взаимопомощь. Называться «частной военной компанией Украины» на сегодняшний день — это пока идея, не воплощённая в жизнь. Причин здесь несколько: Неготовность государства для такого сотрудничества, отсутствие четкой законодательной базы, отсутствие политической воли, минимальные политические и экономические интересы Украины в тех странах, где деятельность ЧВК могла-бы быть востребована.

Нужны ли частные военные компании в Украине?

Я не могу сказать, что они обязательны. Они однозначно не помешают. В первую очередь как практически официальный рычаг государственной внешней политики. Охранная ли это компания, или компания, осуществляющая военный консалтинг, – это в любом случае всегда будет инструмент непрямого ведения и реализации политики государства за рубежом и позиционирования себя как глобального игрока.

Опыт США, Турции, России, которые имеют свои ЧВК, противоречив, не так ли? Иногда ЧВК оказываются в зоне вооруженных конфликтов, и потом возникают претензии? Недавно, например, президент Турции Эрдоган упрекал Российское государство в том, что в Ливии работает порядка 2500 сотрудников ЧВК «Вагнер». Подобные вещи, ведь, тонкая грань? Как тут все предусмотреть?

Это политика. Есть по этому поводу хорошее высказывание. “В политике, главное знать, кому нельзя наступить на хвост”.

Частная военная компания вступает в дело, когда слишком опасно для регулярных частей? Или это просто путем задействования финансового рычага привлекается более опытный контингент. Когда, в каких случаях ЧВК заменяют регулярные подразделения?

Я думаю, что это один из вопросов который необходимо прояснить. У многих людей складывается неправильное мнение что ЧВК используют только в тех случаях, когда “слишком горячо” в целом. А именно, когда нужны автоматчики и пулеметчики готовые воевать за деньги. Но по факту, это совсем не так. В сферу деятельности ЧВК больше входят:

 

  • Поддержка иностранных государств в обеспечении внешней безопасности — помощь в формировании возможностей по противодействию международному экстремизму и терроризму, а также подготовка их вооруженных сил к защите от внешней агрессии (а для этого локальный конфликт не нужен).
  • Оказание помощи иностранным государствам в обеспечении внутренней безопасности – содействие иностранным государствам в борьбе с подрывными действиями оппозиционных сил, повстанческих, террористических, преступных организаций и противодействии другим угрозам внутренней стабильности. Такая помощь может оказываться как без направления на их территорию вооруженных сил Украины, так и при их непосредственной поддержке, без участия или с участием в боевых действиях.
  • Специальная разведка – действия с применением специальных средств, скрытно или под легальным прикрытием в целях добывания или проверки сведений стратегической или оперативной важности.
  • Обеспечение связей с гражданской администрацией и населением – действия, направленные на улучшение условий оперативной обстановки, заключающиеся во взаимодействии с гражданской администрацией и населением страны пребывания с целью выявления и нейтрализации дестабилизирующих гражданское общество факторов.
  • Другие задачи: оказание гуманитарной помощи; противодействие незаконному обороту наркотиков, морскому пиратству и другим видам преступной деятельности национального, регионального и глобального масштаба; поисково-спасательные операции, допрос военнопленных, охрана посольств, нефтяных вышек и т.д.

 

В любом случае, государство несет ответственность за работу своего ЧВК?

Если ЧВК работает по правительственному контракту, то да, несет. Если ЧВК работает на частном контракте, то она сама несет ответственность в рамках этого контракта. Любая компания, выступающая от имени правительства Украины, наделена полномочиями представлять интересы государства. В противном случае, компания отвечает исключительно в частном порядке.

Доводилось ли вам изучать вопрос законодательного урегулирования ЧВК в России. Насколько я могу судить по открытым материалам, там не до конца урегулирован законодательный вопрос. Аналитики считают, что это сделано специально для манипуляции ситуацией и тайного управления ЧВК. Насколько правдива такая информация?

Я этим вопросом интересовалась, потому что вопрос применения ЧВК возник и в нашей стране. Хотелось увидеть модель того, как это происходит в других странах. Да у них на сегодня закон не принят, есть только законопроект. Он в свободном доступе. По факту в России взяли законодательную модель США, и сделали примерно то же самое. Мы как практики, юридически изучив вопрос законодательного урегулирования, нашли возможное решение. Никакие отдельные законы не применяются. Нет в мире закона о ЧВК. Также его нет и в РФ, хотя я думаю, что была попытка урегулировать данный вопрос. Если принимать закон о ЧВК, то мы сталкиваемся с общественным мнением, которое в большинстве не поддержит принятие такого закона.

Я не думаю, что есть основания предполагать, что законодательное урегулирование ЧВК в России создано для тайного как Вы сказали управления ЧВК. Можно зарегистрировать ЧВК на Кюрасао или Самоа и вот пожалуйста, максимальный уровень тайности. Конечных бенифициаров будет найти практически невозможно.

Если мы возьмем цивилизованную модель работы ЧВК, то на ваш взгляд, кто должен в государстве этим заниматься? 

В цивилизованной модели работает закон. Работают также договорные отношения. То есть, за любой заключенный договор мы несем ответственность. Он регулирует наши отношения. Скорее всего, что такие договора должны заключаться после прохождения проверок службами безопасности. Самая простая форма взаимоотношений — это договор. Такие договора являются конфиденциальными. Люди, которые подписывают такие серьезные контракты, могут потенциально иметь доступ к секретной информации. Здесь много нюансов. Важно понимать, что есть и человеческий фактор, но за нарушение договора необходимо нести ответственность.

Относительно контроля ЧВК со стороны государства. Я бы назвала такую проверку ЧВК лицензией, которую осуществляла бы комиссия в составе государственного органа. К вопросу проверки надо подходить комплексно. Возможно, брать по человеку из разных органов, например, из СБУ, из СВР, ГУР, МВД. На сегодняшний день, в Украине уже существует разрешение на экспорт и импорт продукции двойного и/или военного назначения. Но это ведь могут быть не только оружие и военная техника, но и специфические знания. Это тоже военные технологии. Единственный вопрос — кто может получить такую лицензию. Теоретически должно быть все просто: собрали документы — подали. Но, на практике это настолько бюрократически тяжелый и неповоротливый процесс, что, когда компания получает лицензию (если она ее получает), она порой становиться уже неактуальной. В Украине лицензия выдается под конкретный тип или даже модель вооружения. На пример Вы получаете лицензию на продажу АК-47. АК-74 Вы продать уже не сможете. Нужна другая лицензия.

Сегодня рынок очень быстро развивается. К примеру, когда поступает заказ на покупку военной техники, то она нужна государству сейчас, а не через 2 — 3 года. В этом и есть вопрос.

А что касается законопроекта «Про консалтингову діяльність», который продвигает Ольга Василевская-Смаглюк. Как этот проект закона можно оценить?

Это хорошее начало, что уже говорят о ЧВК на таком уровне. Хорошо, что люди перестали опасаться слов «частные военные компании». Правильно назвали и закон, чтобы это не звучало слишком раздражительно для общества. Но если брать сущность законопроекта, то я понимаю и людей, которые его критикуют. Я не хочу быть критиком, а склоняюсь больше к тому, что подход должен быть более грамотными. Люди, которые сейчас лоббируют этот проект закона, они вроде как и в индустрии частного военного бизнеса, но не до конца хорошо знают эту тему. Есть практики, есть юристы, есть исследовательские центры, которые занимаются этим вопросом. Я читала этот документ, там, к сожалению, вода. Там есть обо всем по чуть-чуть. Изначально он не имеет целостности, потому что мы не определили вначале этого закона, что такое военный консалтинг, ЧВК.  Если проект закона будет принят в таком виде, это не поможет решить задачу развития частных военных компаний в Украине. Этот вопрос надо решать на международном уровне. Что мы урегулируем? Он у нас в Украине будет работать, а в другой стране это никому интересно не будет. Частный военный бизнес будет интересен, когда есть международные отношения.

А если говорить об интересах сугубо Украины, в том числе, о вопросах применения наемных «армий». Может ли принятия такого закона способствовать тому, что бы легче решались вопросы применения ЧВК в нашей российско-украинской войне?

На Донбассе сейчас, над сугубо военными задачами больше преобладает политический интерес и в таком случае, места для маневра ЧВК очень мало. Есть конечно, определенные ниши где можно работать достаточно эффективно, но я не уверена что они смогут сегодня кого-то заинтересовать. Я считаю что в рамках такого гибридного конфликта, на много целесообразней было-бы использовать ЧВК на тех зарубежных территориях, где пересекаются (или могли-бы пересекаться) интересы Украины и ее противника.

С другой стороны, частные военные компании — это инструмент внешней политики государства? Например, как ЧВК «Вагнера».

Совершенно верно. Я собственно на этой ноте и закончила Ваш предыдущий вопрос. Украинские ЧВК должны выполнять то, что на самом деле является экономической и стратегической миссией Украины за рубежом. Это стратегическая операция, чтобы получить доступ к ключевым экономическим и политическим ресурсам стран Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. Тем самым, расширяя свое влияние. Давайте еще скажем так: Это не просто замена украинских военных, это физическое воплощение украинского политического присутствия, как это ранее делали наши дипломаты и “военные советники”. Мы этот вопрос поднимаем с 2012 года. Украине особо нечего предложить Африке. Единственный продукт мирового класса, который украинцы могут продать африканцам, это оружие. И этот продукт востребован. У государства есть оружие, у Омеги есть кадры. Почему не объединить усилия для достижения общей цели? Мы знаем как это сделать, писали даже официальное письмо Президенту. Пока видимого прогресса нет. Вынуждены сотрудничать с другими государствами.

Какая ваша рекомендация как специалиста? Как урегулировать вопрос частных военных компаний в Украине?

Для начала необходимо начать вести конструктивный диалог с компетентными людьми в секторе обороны и безопасности, юриспруденции, а также с ключевыми фигурами в правительстве. Нужно поставить конкретные задачи, цели, трезво посмотреть на реальные возможности, взвесить перспективы и начать прогрессивно работать. Не люблю слово “рабочая группа”, но нужна кардинально новая рабочая группа, которая будет двигаться только в одном направлении – Частная Военная Консалтинговая Деятельность. Мы в компании Омега Консалтинг Груп готовы создать такую группу и полностью посвятить себя работе. Необходима заинтересованность со стороны правительства.

Ваша компания могла бы разработать альтернативный проект закона, который реально мог бы помочь развитию ЧВК?

Да, но без поддержки компетентных людей в правительстве я думаю это будет не возможно.

Есть риски и опасение, связанные с тем, что ЧВК могут стать неконтролируемыми для государства, и могут превратиться в маленькие частные армии. Такие риски, на ваш взгляд, вообще существуют? Они велики? 

А где гарантия того, что военная структура государства не выйдет из-под контроля? Мы такие случаи уже видели. Россия 1991-й год, 1993-й. Грузия 1992-й год. Азербайджан 1993-й, 1995-й. Украина 2014-й и так далее. Список очень длинный.

Риски будут всегда. Это вопрос правильного контроля таких организаций.

Так же есть опасение, что ЧВК может создать отток профессионалов из Вооруженных сил, спецподразделений, Сил специальных операций. Насколько это реальная угроза?

Когда мы берем сотрудников в частную военную компанию, то как мы говорили – это международные отношения, что подразумевает знания иностранных языков. Только единицы из наших профессионалов смогут сегодня работать в ЧВК. Не будем кривить душой, у нас не очень большой процент военнослужащих с хорошим уровнем знания иностранных языков.  Также, ЧВК не будет тратить время и ресурсы, чтобы готовить персонал. Да, повышение квалификации я согласна, но не подготовка. У нас требование — минимум 5 лет службы в армии, полиции, знание как минимум одного иностранного языка, опыт службы (работы) за территорией Украины и т.д. Мы не ставим себя на один уровень с ЧВК “Вагнер” куда набирают всех подряд пачками.

Правомерным вообще можно считать, что при заключении сделки государства снабжало ЧВК тяжелым вооружение? Это нормальная ситуация?

Если готовить о закупках вооружения частными военными компаниями, то я здесь не вижу особого смысла. Если Украина заключает договор об оказании военной помощи другому государству, то зачастую по прибытию на место, локальное государство снабжает ЧВК всем необходимым. Это очень редкие случаи, когда сотрудники ЧВК прибывали на место работы со своим оружием. Такая процедура в основном относится только к дипломатическим контрактам: Охрана посольств, личная охрана дипломатов. В остальных случаях, я не вижу смысла в переправке оружия и техники на пример из Украины в Анголу и обратно. Это будет тяжело как логистически так и в плоскости международного законодательства. Естественно, значительно ухудшит мобильность ЧВК.

С другой стороны, Вы ранее задавали вопрос о рисках связанных с потенциальным выходом ЧВК из под контроля государства. Если укомплектовать ЧВК танками и бронетранспортерами, то конечно, в Украине очень многим такое положение дел может показаться весьма “привлекательным”.

Могут ли частные военные компании быть частью асимметричного потенциала государства? 

Конечно. Если говорить о ЧВК, то это их прямое назначение. В отличии от регулярной армии, ЧВК способны быстро развертываться в назначенном районе, в процессе развертывания оперативно реагировать на изменение обстановки и действия вероятного противника; использовать для решения задач специальные средства, позволяющие скрытно проводить операции в сложных условиях при ограниченной поддержке; организовывать управление и связь в глобальном масштабе с помощью штатных средств; оценивать обстановку в заданном районе и оперативно представлять доклады вышестоящему командованию; проводить специальные операции во взаимодействии с силами общего назначения, стратегическими наступательными силами (при нанесении «глобальных ударов») и союзниками; организовывать устойчивое взаимодействие с группировками ВС, гражданской администрацией и населением страны пребывания. При всем при этом, будет практически невозможно “привязать” данный элемент к какой-либо стране. Их там нет…

 

Поделиться публикацией