РФ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА КОМПАКТНЫЕ ДРОНЫ — РАЗВЕДЧИКИ

Обзор в издании «Независимое военное обозрение» (14 августа) подготовил военный эксперт Владимир Карнозов

Поступление на вооружение компактных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), оснащенных миниатюрными целеуказателями, открывает новые перспективы для армейской авиации. Благодаря им можно поражать хорошо защищенные цели высокоточными управляемыми боеприпасами, выстреливаемыми ударным вертолетом с безопасного расстояния. При этом экипаж винтокрылой машины остается вне зоны ответного огня противника.

Таким образом, формируется разведывательно-ударный комплекс, включающий: вертолет – носитель ракет, беспилотник – разведчик и целеуказатель и, возможно, другие элементы (наземную станцию разведки и управления и т.п.).Ожидается, что описанная концепция будет реализована на новых вариантах вертолетов Ка-52М, Ми-28МН и др.

Впервые об инициативе авиапрома по разработке связки «вертолет–БЛА» стало известно в 2016 году. Сообщалось, что модернизированный вариант Ми-28 будет взаимодействовать в едином информационном поле с наземными войсками, а также другими высокотехнологичными видами вооружений, том числе беспилотными летательными аппаратами. А пару лет назад руководитель холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сказал журналистам: «Ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28НМ смогут управлять беспилотниками для разведки или целеуказания».

«Орлан-30»

До недавнего времени практическая реализация концепции затруднялась отсутствием подходящих беспилотных средств.

Сегодня таковые есть, например комплекс «Орлан-30», разработчик – «Специальный Технологический Центр» (СТЦ). Комплекс предназначен для ведения разведки и обслуживания стрельбы артиллерии в оптическом и инфракрасном диапазонах, а также выдачи параметров наведения, включая определение отклонений снарядов от цели и расчет корректур (исчисленных установок) при стрельбе на поражение.

Среди вариантов исполнения «Орлан-30» заявляется и с лазерными дальномерами – целеуказателями (ЛДЦ). При взлетном весе 31 кг БЛА развивает скорость до 180 км/ч и поднимается на высоту до 5 км. На удалении 300 км от точки старта аппарат может висеть до 5 часов.

Среди отечественных «Орлан-30» пока что самый маломерный беспилотник с возможностью подсветки целей лучом оптического квантового генератора. Недавно МО РФ сообщило о завершении летных испытаний и запуске серийного производства. Первые партии новых «Орланов» поступят в войска в этом году.

«Корсар»

Следующий по размерности БЛА, способный выступить в роли разведчика-целеуказателя – «Корсар» разработанный КБ «Луч» (Рыбинск) с поршневым мотором мощностью 50–70 л.с. Полноразмерный макет выставлялся на МАТФ «Армия-2019». Согласно информационной таблице, «Корсар» представляет средний разведывательный БЛА малой дальности тактического звена. Он имеет взлетный вес 200 кг, размах крыльев – 6,5 м, скорость полета – до 150 км/ч, продолжительность – 10 часов.

Опытные образцы подобных аппаратов предстали перед зрителями на Параде Победы 2018 года. Их провезли по улицам Москвы дорожным транспортом, причем помимо БЛА на кузовах (платформах) грузовых автомобилей были также закреплены транспортно-пусковые контейнеры противотанковых ракет семейства «Атака».

Тогда многие специалисты были удивлены: как столь компактный летательный аппарат может поднять довольно крупную для его габаритов ракету? На этот счет высказывались различные догадки. Говорилось, в частности, что в действительности аппарат будет нести не «Атаку», а некие перспективные средства поражения меньшей размерности, которые на тот момент еще находились в разработке. Такое возможно, но гораздо более изящным решением будет иное, а именно: если сам БЛА вообще не будет выступать в качестве платформы – носителя оружия, а возьмет на себя лишь функцию разведчика и наводчика. Не обремененный грузами на внешней подвеске, «Корсар» сможет гораздо дольше висеть в воздухе, обозревая поле битвы в поиске целей. И если таковые будут обнаружены, кинетическое воздействие окажет ракета, выпущенная ударным вертолетом, или управляемый снаряд, выстреливаемый артиллеристами.

«Форпост-Р»

Российская армия располагает еще более крупными по размерности БЛА, недавно запущенными в серию. Например, «Форпост-Р», представляющий собой развитие израильского IAI Searcher, что собирался по лицензии его разработчика – израильской фирмы IAI – на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). В конце прошлого года предприятие получило заказ на более продвинутый вариант с отечественным двигателем АПД-85 и бортовым комплексом, сменившим оборудование зарубежного происхождения. Дальность действия увеличена до 500 км. БЛА способен выполнять полет продолжительностью до 16–18 часов, максимальная скорость достигает 200 км/ч.

И «Форпост», и его израильские аналоги широко используются в Сирии. Они хорошо зарекомендовали себя как средство ведения разведки. Если же в варианте «Р» аппарат получит в дополнение к чисто разведывательному бортовому комплексу еще и целеуказатель, его можно будет применять для наведения высокоточных боеприпасов на конечном участке траектории. Между тем в репортажах с УЗГА упоминалась возможность установки миниатюрной радиолокационной станции.

По сравнению с «Орлан-30» главное преимущество «Корсара» и «Форпоста» заключается в дальности и продолжительности полета, а также в возможности работы с больших высот. Следующим шагом от малого к большому стала разработка компании «Кронштадт». По размерности (масса около 1 т) «Орион» близок к иностранным БЛА ударного типа Predator/Reaper и им подобным. Эта машина уже довольно большая для того, чтобы нести средства поражения на внешней подвеске.

Правда, в первоначальном варианте, заказанном МО РФ, «Орион» предполагался только для ведения разведки. Однако на МАКС-2019 фирма выставляла его и еще более крупный аппарат вместе со сбрасываемыми грузами на пилонах под крылом, в качестве которых выступали авиабомбы для тушения пожаров.

Армейская авиация

Армейская авиация широко применяется в вооруженных конфликтах современности. Ударные вертолеты массово использовались начиная с войн во Вьетнаме и Афганистане. Уже тогда они вооружались не только пулеметами и пушками, а еще реактивными снарядами и противотанковыми ракетными комплексами с дальностью пуска в несколько километров. К настоящему времени специально для вертолетов созданы образцы управляемых ракет, способных поразить цель на удалении десятков и даже сотен километров.

Накануне открытия МВТФ «Армия-2019» вышли видеоролики и статьи на тему интеграции в состав Ми-28МН перспективных средств поражения. Речь идет о легкой многофункциональной управляемой ракете, созданной на базе 9М123 (изначально разработана для противотанкового комплекса «Хризантема») и оснащенной многоканальной головкой самонаведения. Ее дальность стрельбы увеличена в два-три раза по сравнению с показателем широко распространенных ПТУР семейства «Штурм» – «Атака», используемых серийными Ми-35М и Ми-28Н.

Еще более дальнобойное оружие – комплекс «Гермес-А» с ракетами бикалиберной схемы. Основная проблема – не разместить подобное оружие на вертолете (это решается довольно просто), а выдать ему такое целеуказание, которое гарантировало бы поражение цели на большом удалении. И здесь хорошим помощником может служить беспилотный летательный аппарат с расширенным функционалом.

Теоретически винтокрылая машина может выступить в качестве носителя БЛА, коль скоро последние достаточно компактны и легки, как тот же «Орлан-30». Словом, в случае необходимости и при условии проведения известной конструктивной доработки вертолет можно использовать в качестве «авиаматки». Однако в большинстве практических ситуаций это попросту ненужно: современные БЛА самолетного типа имеют скорость и практическую дальность полета как у вертолетов, способны выполнять взлет, полет по программе и посадку в автоматическом режиме.

Беспилотная авиация

Сегодня трудно представить себе войсковую операцию без использования беспилотной авиации. Ее растущее значение показывают события в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене. Беспилотники хорошо себя зарекомендовали в качестве аппаратов воздушной разведки, поиска целей, выдачи целеуказания средствам кинетического воздействия на противника, а также в предоставлении анализа нанесенного врагу огневого поражения и т.д.

Сейчас речь идет о дальнейшем развитии функционала беспилотной авиации и БЛА как элемента разведывательно-ударного комплекса, включая межвидовые.

В целом следует заметить: концепция совместного использования беспилотной и пилотируемой авиации в составе единого разведывательно-ударного комплекса, в котором одно средство стреляет, а другое используется в качестве наводчика, начинает складываться, но пока еще окончательно не оформилась. Здесь ведь важны не только возможности техники, но еще и тактика действий, вопросы межвидового взаимодействия и т.п.

Интересный опыт накоплен в Сирии. Там широко использовалась авиация, включая серийные образцы первого типа ударного БЛА турецкой разработки Bayraktar Block 2 (BTB2), принятого на вооружение в 2015 году. В ходе операции «Оливковая ветвь» (20 января – 18 марта 2018 года) турки располагали парком из 46 BTB2, включая 23 оборудованных узлами навески оружия. «Байрактары» выполнили 382 боевых вылета общей продолжительностью 4916 летных часов. Они наносили высокоточные удары в простых и сложных метеоусловиях, включая снегопад, порывистый ветер, туман и сплошную облачность. Согласно информации военного ведомства, БЛА нейтрализовали 1129 вооруженных курдских повстанцев, в том числе 449 собственными боеприпасами, а остальные 680 – непрямым воздействием. В последнем случае БЛА провели поиск целей и обеспечили целеуказание для вертолетов огневой поддержки T129, тактических истребителей F-4 и F-16, а также артиллерии.

Поступающая из Сирии информация дает основания предполагать, что аналогичные функции там выполняют и российские БЛА применительно к высокоточным боеприпасам, выстреливаемым ствольной артиллерией. Насколько можно судить по видеоряду с мест событий, имели место случаи боевой работы артиллеристов по стационарным объектам, бронированной и автомобильной технике незаконных вооруженных формирований, когда цель поражалась первым же выстрелом. Официальные источники подтверждают факты применения в Сирии управляемых артиллерийских снарядов типа «Краснополь». В том числе по базам террористов, где хранились ударные беспилотники, предназначенные для налетов на авиабазу ВКС России в Хмеймиме.

Опытный вариант

Несколько лет назад разработчик «Краснополя» – АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Шипунова» (КБП) в одной из своих публикаций по вопросам оборонной техники и техническим средствам противодействия терроризму предложило концепцию автоматизированной огневой системы на базе БЛА, оборудованного ЛДЦ. Концепция совместного использования артиллерийской батареи и компактного беспилотника предполагает, что последний имеет канал подсветки цели лучом оптического квантового генератора, который наводится по сигналам бортовых систем.

Специалисты бюро проработали вариант размещения комплекта целевой аппаратуры массой около 4 кг, включая гиростабилизированную платформу, на борту БЛА «Катран». Данный беспилотник разработки фирмы «Аэрокон» с вышеупомянутым комплектом весил около 40 кг и выступал в качестве опытного образца для испытаний. Серийно он не строился.

Следующий шаг вперед сделал разработчик оптических квантовых генераторов московский НИИ «Поиск». Сотрудники института разработали, собрали и провели тестирование компактного лазерного целеуказателя массой около килограмма. Подобные устройства призваны обеспечить базу для создания следующего поколения ЛДЦ для беспилотных летательных аппаратов.

По результатам этих и других проработок был сделан вывод: за счет автоматизированной огневой системы на базе БЛА будет обеспечиваться оперативное поражение различных целей управляемыми снарядами на большом удалении, фактически на пределе дальности стрельбы.

Выше шла речь только о боеприпасах с коррекцией траектории лазерным лучом. Они получили широкое распространение, однако не являются единственными по типу наведения, которые могут использоваться в связке с БЛА с функциями целеуказания. Вполне возможно также применение радиокомандного наведения и по радиолокационному лучу. Вместе с тем подобные решения сложнее в реализации. Ведь бортовой радиолокатор – дорогое устройство с большим энергопотреблением. Поэтому их носителями выступают довольно крупные БЛА, как, например, турецкий АNKA-S.

Зенитчики и тактика

АNKA-S заметно крупнее BTB2: максимальный вес 1600 кг против 650, размах крыла – 17 м против 12. Оба типа использовались в ходе битвы за Идлиб весной этого года и понесли потери от огня войсковых средств ПВО Сирийской арабской армии. Среди десятков сбитых турецких БЛА было как минимум два типа ANKA. Словом, разработчики ударных беспилотников получили урок: надо стремиться к уменьшению размерности, иначе БЛА становится хорошей мишенью для «Бука», «Квадрата» и им подобных зенитно-ракетных комплексов.

В сравнении с ANKA-S «Орлан-30» более чем в 50 раз легче и гораздо компактнее, поэтому его намного сложнее обнаружить, тем более сбить. К тому же «Орланы» несравнимо дешевле и лучше приспособлены для массового строительства, что с лихвой компенсирует возможные потери. Вместе с тем «Орлан-30» в комплектации с ЛДЦ способен подсветить цель лучом оптического квантового генератора, тем самым обеспечив прямое попадание снаряда или ракеты, выпущенной артиллеристами или вертолетчиками. В случае грамотной реализации эта технология обещает низкий расход электроэнергии, что крайне важно для компактных беспилотников. И что самое главное – практически не дает противнику шанса обнаружить облучение и не оставляет ему времени на контрмеры.

Между тем ударные вертолеты представляют собой довольно крупные летательные аппараты. Поднимаясь на высоты в сотни, а тем более – тысячи метров от земли, они становятся хорошо заметными для радиолокаторов. Поэтому тактика применения армейской авиации предполагает полеты на низкой высоте с учетом рельефа местности. Разрабатывая AH-64 Apache, американцы предполагали, что, действуя на небольшом удалении от линии фронта, он с режима висения будет выполнять короткий по времени «подскок» на высоту, едва достаточную для поиска, обнаружения цели и пуска управляемой ракеты. От ответного огня экипаж спасался, снова снижаясь к самой земле. Действуя подобным образом, вертолетчики значительно уменьшали риск поражения снарядами самоходных зенитных установок «Шилка», «Тунгуска» и др. Найти противоядие смогли, оснастив эти ЗСУ зенитными ракетами в дополнение к скорострельным пушкам.

Армейская авиация может снова обезопасить себя путем взаимодействия с беспилотниками.

Поделиться публикацией