Та система принятия новых образцов техники на вооружение, которая сохранилась с советских времен, делает конкурентноспособной продукцию украинского оборонно-промышленного комплекса за пределами Украины. И в целом упрощать ее нецелесообразно. Однако следует откорректировать с учетом современных реалий некоторые моменты. Об этом в комментарии информагентству «ОПК» сказал директор НПП «Атлон Авиа», член Правления Лиги оборонных предприятий Украины Артем Вьюнник.
По его словам, стандарты советской эпохи, которые до сих пор используют для оценки качества и характеристик изделия в «оборонке», выверены многочисленным количеством специалистов и многолетним опытом применения. И они до сих пор актуальны. Артем Вьюнник считает, что лишь около 5% из общей массы требований ГОСТов не соответствует духу нашего времени и требует современных подходов.
Как объяснил директор НПП «Атлон Авиа», в хрестоматийном смысле принятие образцов на вооружение означает открытие опытно-конструкторской работы (ОКР), в рамках которой предприятие выполняет определенные этапы реализации проекта. При этом ОКР не обязательно открывается с самого первого этапа, если у разработчика уже готов образец и есть конструкторская документация к нему. Собеседник «ОПК» считает, что Министерство обороны к такой ситуации относится с пониманием. Мол, существует масса примеров, когда на процедуру постановки на вооружение заходит такой образец и первоначальные этапы его стандартизации в каком-то смысле пропускаются.
«А вот ключевые позиции, которые предполагает классическая система постановки на вооружение, а это – разработка тактико-технического задания, разработка программы методики испытаний и собственно проведение государственных испытаний, обязательны!
Заменять стройную, серьезную систему постановки образцов на вооружения упрощенной схемой ради того, чтобы быстрее внедрить в ВСУ побольше изделий, которые, возможно, в перспективе окажутся совершенно ненужными и невостребованными, я считаю, нецелесообразно», — такое мнение высказал в интервью информагентству «ОПК» член Правления Лиги оборонных предприятий Украины Артем Вьюнник.
Представитель частного бизнеса в секторе «оборонки» убежден: даже если следовать 345 постановлению Кабинета Министров Украины, пытаясь упростить ситуацию идти по пути подконтрольной эксплуатации, все равно без госиспытаний не обойтись. Артем Вьюнник апеллирует к правительственному документу, в котором прописано, что заказчик принимает решение о принятии на вооружение образца согласно результатам подконтрольной эксплуатации и государственных испытаний.
Но при этом акцентирует внимание на том, что подконтрольная эксплуатация – достаточно специфический механизм, и изначально касалась больше образцов, которые прошли через модернизацию, а не новых.
Анализируя существующую систему «приемки» образцов техники и вооружения, собеседник нашего информагентства вычленил проблему, связанную с появлением за последние годы новых образцов, которые ранее армией не использовались. Например, беспилотные летательные аппараты. Суть проблемы в следующем. Чтобы качественно пройти классический путь постановки на вооружения образца, государственный НИИ ВВТ ВСУ обязан разработать тактико-техническое задание (ТТЗ). Для чего должны быть сформулированы или оперативно-тактические(ОТТ) , или тактико-технические требования (ТТТ).
«И в этом — главный камень преткновения. Профильный НИИ способен выдавать качественные тактико-технические задания и методики, но только в том случае, когда есть серьезно отработанные тактико-технические требования к образцу. Однако у наших уважаемых институтов не хватает опыта работы с новой тематикой, такой как БПЛА. На мой взгляд, сам механизм разработки ОТТ, ТТТ достаточно «консервированный». Было бы хорошо, если бы в процесс вовлекались не только научные учреждения Минобороны, а и учитывалось мнение боевых офицеров, которые владеют тактикой применения образца в реальных условиях эксплуатации. Тогда бы получались качественные требования. После чего НИИ сделал бы супер тактико-техническое задание. А нам, производителям, оставалось бы только в соответствии с ГОСТами разработать образец, а под него – весь комплект рабочей конструкторской и эксплуатационной документации, пройти с ним государственные испытания и довести свое детище до постановки на вооружение», — конкретизировал директор НПП «Атлон Авиа» Артем Вьюнник.
ИА «ОПК»