Боевой вертолет , оснащенный высокоточными управляемыми ракетами и круглосуточной обзорно-прицельной системой с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами для ведения ночного боя — давняя мечта украинских военных. Наряду с современными ракетными комплексами, это один из тех видов оружия, которые меняют поколение армии и оборонного потенциала на стратегическом уровне. Специалисты указывают, что легендарные американские вертолеты AH-64 Apache в обеих иракских кампаниях уничтожили больше бронетехники противника, чем все наземное вооружение вместе взятое, уступив пальму первенства только штурмовику A-10 Thunderbolt II.
Французская история с невеселым концом
Вот почему Украина стремилась приобрести такое оружие для своей армии. С этой целью более десятилетия тому стартовал вполне перспективный украинско-французский проект модернизации боевого Ми-24 до версии Ми-24ПУ2. Модернизация предусматривала замену штатных устаревших советских управляемых ракет «Штурм-В» на новый отечественный комплекс управляемого вооружения «Барьер-В» производства ГП «ГосККБ «Луч», а также установку круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI с тепловизионным и телевизионным каналами производства французской компании Sagem. После реализации проекта армия должна была получить возможность воевать ночью и при любой погоде.
Проект с самого начала двигался тяжело, возможно, потому, что наряду с идеей создания корвета для ВМСУ, был первой пробой организации военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами в интересах украинской армии. Ведь до того времени ВТС сводилось попросту к оружейному экспорту. Второй причиной оказалось скептическое отношение западных оборонных компаний с ВТС с Украиной и вообще идее военного усиления Украины. Так или иначе, после смены власти и создания в 2010 г. ГК «Укроборонпром» проект ВТС с Францией был продолжен, а компании Sagem за интеграцию в Ми-24 круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI было уплачено, как утверждают осведомленные люди, около 23 млн евро. Если честно, значительные деньги, принимая во внимание, что конкурент компании Sagem — Selex, — предлагал установку одного подобного комплекса менее, чем за 1,5 млн евро. В итоге – увы, — дорогостоящий проект не помог Украине улучшить качество перевооружения, а две французские обзорно-прицельные системы до сих пор ожидают своей участи в Конотопе – интегратором модернизации вертолета выступал Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»). Более того, французские системы имеют не военное, а полицейское предназначение. Кто и на каком участке недоработал — уже другая история. Правда, один нюанс стоит отметить: специалисты неофициально указывали, что с 2014 г. к субъективным проблемам проекта добавилось фактически негласное эмбарго с французской стороны на поставку систем военного назначения Украине, ввиду чего часть заказанного Sagem оборудования для вертолета так и не была получена. Хотя наблюдатели за процессом утверждают, что еще в начале 2014 года «Авиакон» все же успел получить из Франции предназначенный для установки на прототип Ми-24ПУ2 экземпляр обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системы Sagem Euroflir 410 в исполнении HOSP410L1 с интегрированным в ее состав лазерным каналом ЛКК-В управления ПТУР «Барьер-В» (изготовитель аппаратуры ЛКК-В — ГП «Изюмский приборостроительный завод»).
Но «Укроборонпром» от модернизации не отступился – уж больно необходимо для ВСУ обзавестись вертолетами с управляемым вооружением для ночного боя. Рассматривались и прорабатывались разные версии. Так, в связи с возникшими проблемами с поставками из Франции украинскими разработчиками в 2015 г. было решено переориентироваться в исполнении части модернизированных элементов борта Ми-24ПУ2 на изделия польской компании PCO S.A.: комплексом PNL 3 «Bielik» и шлемом THL-5NV, используемых на польском ударном вертолёте W-3PL Głuszec. Чтобы сосредоточить внимание читателя на главных аспектах модернизации, автор намеренно опускает ряд предусматриваемых, тоже весьма важных работ: установку новых двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, установку станции оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ для защиты от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения, а также новую электронику, упрощающую управление вертолетом.
Так или иначе, в мае 2016 г. наблюдатели зафиксировали завершение работ над опытным образцом Ми-24ПУ2 и поднять его в воздух для проведения испытаний. Впрочем, были высказаны и сомнения в возможности организации серийной модернизации по варианту Ми-24ПУ2 для вооруженных сил Украины в ближайшем будущем.
Альтернативная версия: «524Р»
Не случайно во все времена украинские инженеры славились во всем мире, а первый в мире вертолет сконструировал и поднял в воздух киевлянин Игорь Сикорский. Так и в этом случае – когда стало ясно, что никто не заинтересован передавать Украине ключевые технологии (как вышло с пресловутой обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системой), — отечественные компании взялись сами решать эту задачу.
Разумеется, взялись не вдруг, не с началом войны. А задолго до нее, причем, используя старый испытанный способ – внешние контракты, в которые традиционно включались ОКРы – опытно-конструкторские работы. Именно такой контракт – на модернизацию Украиной партии из 12 Ми-24 в интересах Азербайджана, — помог открыть счет в решении технических задач. Так вот, за три года, пока выполнялся проект для Азербайджана, ГП «ГосККБ «Луч» практически удалось выполнить опытно-конструкторскую работу по интеграции боевой управляемой ракеты в вертолет – при помощи оборонной компании ЮАР, которая занималась поставками обзорно-прицельных гиростабилизированных оптоэлектронных систем. В результате, в Азербайджане было произведено порядка 30 пусков украинской вертолетной ракетой РК-2В комплекса «Барьер-В», причем максимальная дальность стрельбы была увеличена в два раза. Заказчик был доволен, но довольны были и украинские исполнители, причем не только оплатой оборудования и работ. Главным достижением оказались технические результаты по интеграции новой сверхзвуковой ракеты в вертолет.
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ МАТЕРИАЛА МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЖУРНАЛЕ DEFENSE EXPRESS «ЕКСПОРТ ЗБРОЇ ТА ОБОРОННИЙ КОМПЛЕКС УКРАЇНИ», №3, 2018
Артур Лантан,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения