Не секрет, что воюющая армия постоянно нуждается в боеприпасах, а реальное обеспечение ими потребностей ВС Украины, Национальной гвардии, других силовых структур ставит на повестку дня необходимость скорейшей организации в Украине полного цикла собственного боеприпасного производства.
Одним из ключевых моментов успеха в этом направлении является организация производства отдельных компонентов, прежде всего, баллиститных порохов, взрывчатых веществ и взрывателей. Такое мнение в интервью информагентству «Оборонно-промышленный курьер» высказал президент частной корпорации «Таско» Валерий Васильевич Павлюков.
– Валерий Васильевич, вопрос обеспечения армии воюющей страны боеприпасами относится к числу основных и критически важных. Как, на Ваш взгляд, следует решать проблемы нашей боеприпасной отрасли?
Действительно, сегодня в Украине имеет место критическая ситуация с производством боеприпасов. Основная причина — дефицит важнейших компонентов, баллиститных порохов cовременных мощных взрывчатых веществ и взрывателей, без которых создавать современные боеприпасы практически невозможно, тем более, в условиях войны с сильным и превосходящим противником.
Выход в решении этой проблемы государственной важности один – следует как можно скорее создавать собственные производства названных компонентов на территории Украины. После выделения в декабре 2017 года Министерству Обороны Украины на организацию боеприпасного производства 1,4 млрд гривен такая постановка вопроса вполне реальна. Мы должны быть полностью независимы в этой области.
-Что необходимо делать в первую очередь?
Прежде всего, нам следует организовать производство баллиститных порохов. Оно у нас существовало до войны, но с началом боевых действий на Донбассе было утрачено, т.к. все производственные мощности и специалисты остались на временно оккупированной территории. Правда, в стране остается производство пироксилинового пороха, но даже его приходится запускать заново, т.к. даже имеющиеся мощности в настоящее время не работают. Необходимо учесть, что пироксилиновый порох не может заменить баллистытный в целом ряде изделий.
У нас также отсутствует производство взрывчатых веществ и взрывателей, которые нам приходится импортировать. Кроме порохов также необходимо как можно скорее организовать в Украине собственное производство современных мощных взрывчатых веществ. Имеется в виду достаточно широкая номенклатура бризантных взрывчатых веществ, малочувствительных, высокомощных и т.д. Без них говорить о создании современных боеприпасов также сложно (в настоящее время у нас имеется только тротил). Это — второе критически важное направление боеприпасной отрасли.
Важно отметить некоторые особенности. Прежде всего, такой завод будет представлять собой очень дорогое и фондоемкое производство, связанное с целым рядом специфических ограничений (в т.ч. по экологии), Необходимы большие территории, с множеством ограничений по расположению, а также значительные средства на создание основных фондов – зданий, помещений особой конструкции, которые обеспечивают безопасность работы и т.п.
С учетом нынешних экономических и других реалий в Украине, ни одна частная компания своими силами это производство «не потянет». Хотя, безусловно, могут найтись представители частного бизнеса, желающие заняться и этим направлением. Теоретически, как вариант, производством двух, трехосновных порохов мог бы заниматься и Шосткинский казенный завод «Звезда», старейшее предприятие отрасли. Но в любом случае в это новое производство на территории «Звезда» потребуется вложить достаточно большие средства.
-Реконструкция старого производства обойдется дороже постройки нового предприятия? И сколько потребуется времени на постройку новых заводов?
Новое строить всегда проще, чем реконструировать уже существующее производство. Но тут однозначного ответа быть не может, все надо считать. Мы пока говорим о постройке критически важного для обороноспособности страны завода в военное время. На мой взгляд, это в настоящее время может сделать только государство. Другое дело, кто будет владеть заводом после постройки (МО Украины или Концерн), но сейчас это второстепенный вопрос.
Если приступить к решению вопроса о постройке заводов, по производству пороха и по производству взрывчатых веществ, это потребует как времени, 3-4 года, так и значительных средств. При этом большое значение будет иметь подготовка кадров. Если по тротилу и гексогену специалисты в нашей стране пока имеются, то по баллиститным порохам – нет, они все остались на «той стороне», т.е. на временно оккупированной территории. Значит, нам предстоит готовить новых специалистов.
И строить заводы надо будет под современные взрывчатые вещества, новые технологии и оборудование. И специалистов надо соответственно готовить с прицелом на перспективу, а не только на потребности сегодняшнего дня или даже военного времени. Новые пороха и взрывчатые вещества должны будут соответствовать новым видам боеприпасов, которые также совершенствуются и это надо учитывать.
Важно отметить, что это должно быть не просто высокотехнологичное производство, оно должно опираться на фундаментальные исследования, которые в нашей стране никогда не проводились. Ранее все это решал союзный центр, сегодня мы можем рассчитывать только на себя. Такова реальность.
Проблему представляет также острый дефицит в Министерстве обороны специалистов, способных грамотно формулировать свои требования и критерии, не говоря уже о реализации такого масштабного проекта. Тем не менее, решать вопрос надо и начинать собственное боеприпасное производство в Украине надо, начав с названных выше направлений.
Выход в сложившейся ситуации может быть один -покупать за рубежом лицензии, разработать проект и строить заводы под ключ и с обучением персонала. Иначе у нас ничего не получится. Но здесь тоже не все так просто, как может показаться. Из-за войны на Донбассе по-прежнему действуют ограничения на поставку в Украину, как оружия, так и технологий по производству ВиВТ, в т.ч. боеприпасов и их компонентов. Как ранее уже отмечалось, Украине не продают пороха и многое другое, а зарубежные банки даже блокируют переводы, идущие на закупки оборудования для производства оборонной продукции!
(продолжение интервью можно прочитать в выпуске ИА ОПК 23.01)