«УКРАИНЕ НЕОБХОДИМО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО СДЕРЖИВАНИЯ ВНЕШНЕЙ АГРЕССИИ» — ДИРЕКТОР UADEFENSE ДМ.ЛЮЛИН

В условиях внешней угрозы и гибридной войны, которая длится не первый год, возникает вопрос, что поможет Украине отстоять свою территориальную целостность и защитить свои границы. Вопрос совсем не риторический, напротив, актуальный и болезненный. Опыт передовых стран мира показывает, что ведение боевых действий с применением устаревшего вооружения – это путь к поражению. Будущее за высокотехнологичными решениями, которые, к счастью, у нас в стране есть кому разрабатывать и внедрять. Кто и как это делает? Об этом рассказал гость редакции информационного агентства «ОПК», директор компании UADEFENSE Дмитрий Люлин.

 

В сегменте оборонной промышленности Украины есть как большие предприятия-монстры, например, «Мотор Сич», так и наоборот, маленькие высокотехнологичные компании. Как вы оцениваете потенциал частных компаний в оборонном секторе? 

Украинский рынок в области передовых технологий оборонного и двойного применения за последние 5-10 лет серьезно изменился, и в сферу оборонных разработок пришло большое количество частных компаний.  Если проанализировать государственный оборонный заказ, то доля частных предприятий составляет уже порядка 60%. Но, учитывая сложность и индивидуальный подход в работах с современными технологиями, содержать большой штат частным компаниям нецелесообразно. Чтобы создать продукт высокого качества, необходимо потратить на разработку, тестирование и усовершенствование продукта несколько лет.  Поэтому небольшие компании ищут баланс между развитием высокой квалификации сотрудников, конкурентным ценообразованием и массовым производством.

Что же касается внутреннего заказа, не секрет, что покупательная способность военного ведомства сейчас снижена, несмотря на потребности армии. Поэтому мы делаем продукцию, которая была бы востребована и на рынках иностранных государств. Страны Юго-Восточной Азии и Африки традиционно открыты для нашей страны.

Дмитрий Александрович, расскажите о том, как создавалась компания UADEFENSE? 

UADEFENSE – новая компания на украинском рынке, развивающая современные технологии в области телекоммуникаций, автоматизации и роботизации. Главное конкурентное преимущество компании – это наши люди, специалисты c военным образованием, инженеры, разработчики и бывшие военные, которые объединяют свои усилия для создания качественной продукции.

Нашей ключевой компетенцией является способность быстро адаптироваться и достигать результата за короткий промежуток времени. Значительный сегмент нашей работы – это системы связи и телекоммуникации. Кроме того, у сотрудников нашей компании есть обширный опыт работы на рынке оборонной продукции Украины. Наши специалисты следят за тенденциями и тщательно анализируют зарубежные тренды в области самых востребованных мировых технологий, современной техники и изменений в ведении боевых действий. Приоритетные направления работы компании – это телекоммуникации, сетевые технологии, робототехника и информационные системы.

 

Работая в таком традиционно сложном, технологичном сегменте рынка как автоматизированные системы управления войсками тактического звена.  Как компания позиционирует себя на рынке?

 

Любая система управления – это сложный продукт, который подразумевает не только наличие программного обеспечения и «железа», на котором эти программы работают, но и определенный комплекс дополнительных подсистем. Мы позиционируем себя как разработчики программно-аппаратных комплексов и сложных информационных систем, которые ориентированы на тактический уровень. Наш продукт способен решать базовый набор задач боевых командиров и обеспечивает ситуационную осведомленность командиру батальона и командиру бригады. Также эти системы позволяют решать базовые расчетные задачи.

 

То есть UADEFENSE фактически занимается созданием единого цифрового поля в системе «штаб бригады — подразделение»? Или даже до уровня «расчета — экипажа»? 

 

В общем, да – мы способны полностью «закрыть» уровень автоматизированного управления тактического звена. Мы предлагаем комплексный продукт, а не только создаем программное обеспечение информационной системы и платформы под него. Мы рассматриваем тактическое поле боя как единый организм, который необходимо обеспечить разносторонней информацией для принятия решения командирами разного уровня.

За счет интеграции в такие системы современных технологий и элементов искусственного интеллекта мы выдаем командиру четкие исходные данные – о дислокации и целях противника, о перемещении своих войск, о градации угроз со стороны противника. Командиру, в том числе, выдаются данные об очередности уничтожения тех или иных целей.

Кроме того, с нашими западными партнерами мы в настоящее время занимаемся разработками беспроводных маршрутизаторов, которые обеспечивают связность наших устройств на поле боя. Мир не стоит на месте, и сегодня используются более высокие радиочастотные диапазоны, широкие спектры сигналов, которые обеспечивают потребность по управлению роботизированными платформами, беспилотными летательными аппаратами, а также передачу видео-фото потоков и т.д. Всё это требует мощных сетевых ресурсов и, соответственно, формирует серьезные требования к информационным системам и возможностям передачи данных.

Наше программное обеспечение изначально разрабатывалось для эксплуатации с системами УКВ радиосвязи как одноканальной, так и с применением Mesh технологий. Вследствие этого оно не требовательно к каналам передачи данных. Оперативная обстановка на поле боя передается при наличии канала со скоростью от 9,6 кбит/с. Конечно, что-то мы можем передать и через незащищенный канал Motorola. Но рост требований к обеспечению передачи увеличивающихся объёмов информации подразумевает и рост возможностей оборудования.

 

Ваше предприятие является и разработчиком технологий, и интегратором. Насколько UADEFENSE разработчик, и насколько – интегратор? Используете ли какие-либо иностранные узлы, системы, агрегаты? 

 

Благодаря гибкости разработанных аппаратно-программных модулей мы легко интегрируем нашу программу с другими системами сторонних разработчиков. Этот процесс за годы работы нашей команды максимально упрощен, мы в разное время получили колоссальный опыт, в том числе, в ходе учений, например, сумели достичь совместимости действий с различными беспилотными комплексами и информационными системами других разработчиков. Результативное взаимодействие с зарубежными партнерами позволяет нам интегрировать их образцы и технологии достигая новых качеств совместных решений. На данный момент компания UADEFENSE способна предоставить своим заказчикам комплекс, который может монтироваться на бронебазу, использоваться на стационарном объекте, а также отдельными бойцами в комплексе с различными датчиками и цифровыми камерами. Благодаря модульному принципу сборки мы можем обеспечивать любые требования заказчика.

 

Бытует мнение, что применение автоматизации на поле боя может серьезно улучшить реагирование войск на угрозы. Если брать эти аспекты, то в какой мере использование ваших систем ускорит армию в военном столкновении?

 

Предварительные расчеты показывают, что во время проведения боевых операций на 20-25% улучшается эффективность применений подразделений сухопутных войск. Значительно улучшается время реакции командира, потому что засечки и типы объектов почти мгновенно появляются на цифровой карте с конкретными координатами. Как я уже говорил, у командира появляется уникальная возможность увидеть всю обстановку панорамно: свои войска, перемещения противника, определить возможность своих боевых единиц по радиусу поражения. Командир смотрит по своим подразделениям, выбирая объекты для поражения по степени опасности угроз и важности целей. Сразу задается тип боеприпаса и отправляется команда на поражение. Осуществляется выстрел, затем приходит информация о результатах огневой атаки и состоянии целей противника.

 

В начале нашей беседы вы совершенно верно заметили, что украинский рынок не очень большой. Тем более, руководство армии сегодня уделяет особое внимание импорту иностранных вооружений на данном этапе перевооружения. Тем не менее, вы предлагали свои услуги ВСУ и знают ли в Министерстве обороны о ваших разработках? Или, возможно, какие-то другие силовые структуры могут воспользоваться вашими решениями, например, ГПСУ или НГУ? 

 

Разумеется, мы предлагали Вооружённым Силам нашу продукцию, ведем активную работу с Генеральным штабом ВСУ и Министерством обороны. Но также мы работаем и в направлении экспорта. По определенным направлениям работаем самостоятельно – пока в рамках предварительных переговоров и изучения запросов конкретных региональных рынков. Есть определенные успехи, о которых пока в силу коммерческой тайны не могу сообщить.

 

Какое для вас идеальное соотношение экспорта и внутреннего рынка? 

 

Мы видим большой экспортный потенциал и делаем англоязычную экспортную версию всего спектра своей продукции, в том числе, для демонстраций на выставках и презентациях.

Что касается внутреннего рынка по данной продукции, то он достаточно емкий и мы видим потенциал в работе с Вооруженными Силами Украины. Фактически вся техника, которая есть сейчас, проходит модернизацию или капитальный ремонт и нуждается в таких системах. Важно понимать, что подобные технологии и системы далеко не все страны готовы продавать.

Поэтому для нашей армии, чтобы избавить ее от зависимости в сфере критических технологий, такие системы лучше разрабатывать самостоятельно.

 

Есть ли у вас партнеры или конкуренты внутри Украины?

 

Мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы объединяться с компаниями, которые имеют подобную идеологию развития.

В данной сфере важно совместное создание новых образцов вооружений и оборудования, которые будут сразу взаимодействовать между собой в рамках единого цифрового поля.  Комплексные решения значительно повышают эффективность применения тех или иных образцов техники.

На данный момент у нас есть успешный партнерский опыт в развитии систем наведения, прицелов и БПЛА, и мы не намерены останавливаться.

Конкурентная среда всегда подталкивает к постоянному поиску новых решений и внедрению инноваций.

И когда мы говорим о конкурентоспособности на региональных рынках, мы подразумеваем свою уникальность как компании-разработчика.

 

Выходя на мировой рынок высокотехнологичной продукции, вы сталкиваетесь с конкуренцией со стороны западных компаний? 

 

Если говорить о Европейском рынке, то он достаточно зарегулирован, сложились свои стандарты и, объективно, рассматривать возможность работы на этом рынке можно исключительно в разрезе партнерства с одной из аффилированных компаний, поставляющих свои интеллектуальные решения в оборонный сектор.

Но, работа с бюджетными средствами стран НАТО, в свою очередь, накладывает на такие компании серьезные ограничения по реализации своих продуктов на рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.

Поэтому на этих рынках мы видим потенциал еще и потому, что наши решения функционально и бюджетно привлекательные, и вполне конкурентные для стран, армии которых проводят цифровую трансформацию и внедрение в войска автоматизации процессов управления.

 

А что касается разработки роботизированных платформ? 

 

Мы участвуем в разработках по нескольким проектам в этой сфере. На данный момент наша команда сфокусирована на разработке прототипа системы управления роботом, безопасности управления, а также организацией канала связи. Наша цель — это возможность интегрировать свои решения в платформы любого типа. Такая система управления фактически универсальна и может быть интегрирована в любой другой роботизированный комплекс.

 

 

Например, на параде к 30-тилетию Независимости должен появиться первый боевой робот. Также «Укроборонпром» хочет создать безэкипажную боевую машину. В таких проектах вы были бы готовы принять участие и интегрировать в них элементы искусственного интеллекта, управления?  

 

Безусловно, нам очень интересны подобные проекты. Государственное финансирование играет большую роль, потому что позволяет развивать инженерный и конструкторский потенциал. Кроме того, это путь привлечения тех новых технологий, которые не всегда доступны украинским частным компаниям из-за высокой стоимости. Создание машин, которые исключают потери людей – это то, чем сейчас заняты многие западные компании. Они тратят колоссальные ресурсы на создание подобных систем.

 

На ваш взгляд, если бы военно-политическое руководство Украины сделало акценты именно на новые технологии, развитие автоматизированных систем, робототехники, беспилотной техники, можно было бы совершить некий гипер-прыжок в перевооружении? 

 

Такие сложные вопросы требуют сложных ответов. Мы хорошо знаем высокотехнологичный сектор изнутри и в то же время видим как происходит перевооружение в украинской армии в силу  экономической ситуации. Наша страна может создавать технически сложные системы для различных отраслей, в том числе и продукты для своей обороны. Главное только, чтобы государство проявило заинтересованность в этом процессе.

Пока что процесс перехода на новые технологии в Украине идет тяжело. Но я уверен, что достижение взаимопонимания между производителем и лицами, принимающими решения со стороны заказчика, позволит расставить акценты и сделать правильный выбор в отношении «умных» цифровых систем переводящих процессы управления подразделениями на качественно новый уровень.

Поделиться публикацией