Масштабный процесс перевооружения ВСУ, стартовавший с началом российской агрессии против Украины, является одним из наиболее острых, дискуссионных и неоднозначно освещаемых СМИ элементов деятельности украинской власти – прежде всего, в силу выделяемых из бюджета значительных средств, и связанных с этим рисков коррупции. Или, как минимум, их неэффективного расходования. Даже заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, состоявшееся 24 мая с.г., и посвящённое вопросу переоснащения силовых структур современными средствами связи, не стало исключением – дискуссия оказалась весьма острой, и временами шла на повышенных тонах. Ключевым вопросом оказался следующий: когда все-таки Вооружённые Силы Украины начнут процесс переоснащения на современные и защищенные средства военной связи тактического и оперативно-тактического звеньев?
Вопросы о производителе и цене вопроса, а также о передаче технологий для организации производственной линии на территории Украины, офсете и кредитовании тоже оказались на повестке дня. Однако еще более актуальным оказалась проблема обеспечения национальной безопасности при реализации данного проекта.
Обсуждение начал глава профильного Комитета ВРУ Сергей Пашинский, сразу огласивший, что первый и, по сути, единственный вопрос в повестке дня: ситуация с обеспечением подразделений ВСУ современными средствами связи. Для начала народный депутат предоставил краткую ретроспективу вопроса: «Напомню, что начало российской агрессии наши вооружённые силы встретили в достаточно, скажем так, плохом состоянии, и одной из множества острых проблем были средства связи. Я принимал непосредственное участие в организации нашего сопротивления, и на том этапе связь преимущественно осуществлялась через мобильные телефоны, что российский оккупант начал использовать очень ловко. Тогда, в критической ситуации, когда в бюджете не было денег, фактически под моё честное слово компания MOTOROLA поставила нам средства связи на 100 миллионов долларов без оплаты. Конечно, речь не идёт о военных кодированных средствах связи, но на том этапе это был хоть какой-то выход. Наши Вооружённые Силы сегодня уже не те, что в прошлом, но проблема связи сохраняется». Небезынтересной можно считать фразу нардепа о том, что в борьбу за украинский рынок вступили «премьер-министры и послы некоторых государств».
Затем Пашинский озвучил непосредственную причину заседания Комитета: активное обсуждение вопроса в СМИ. «Я подчёркиваю: все эти вопросы не просто носят характер государственной тайны – это и есть государственная тайна. Однако если есть общественный интерес, мы должны давать прозрачные ответы». Пашинский подчеркнул: планировавшееся выделение государством 100 миллионов долларов на закупку современных средств связи в 2017 году фактически сорвано, и полгода уже упущено. Закончив, нардеп передал слово для доклада заместителю министра обороны Украины Игорю Павловскому.
Генерал сообщил присутствующим, что с 2014 года на основе средств связи MOTOROLA, и имевшихся ранее, удалось построить систему военной связи. На данный момент оборонное ведомство решает вопрос обеспечения современными цифровыми средствами УКВ диапазона связи подразделений до бригадного звена включительно. Что, по словам замминистра, является наиболее сложной задачей. Он проинформировал, что компанией «Спецтехноэкспорт» для обеспечения войск были предложены две компании: израильская ELBIT SYSTEMS и турецкая ASELSAN. Для проведения сравнительных испытаний министерством обороны были закуплены, и поставлены на вооружение двух батальонов ВСУ радиостанции обеих компаний. В вопросе же принятия решения о закупке продукции одной из компании ключевыми критериями, по словам Павловского, являются цена, надёжность поставщика, условия обучения персонала, возможность ремонта, поддержания в эксплуатации, а также возможность в дальнейшем развёртывания производства средств связи в Украине совместно с компанией-победителем в испытаниях.
Больше деталей сообщил начальник Главного управления связи и информационных систем Генштаба ВСУ Владимир Рапко, отметивший, что закупки средств связи КВ диапазона в прошлом удалось решить достаточно легко – их требовалось относительно немного, а половину бесплатно предоставили США. Остальные Украина закупила, благодаря чему удалось обеспечить совместимость связи различных силовых структур. Но с УКВ-радиостанциями проблема куда серьёзнее – потребность в них составляет порядка 100 тыс. единиц. «По цене обеспечить один батальон радиостанциями «ELBIT» или «ASELSAN» стоит столько же, сколько стоит обеспечение трёх механизированных бригад радиостанциями «MOTOROLA»», – заявил Рапко. По словам главного военного связиста, остро стоит вопрос быстрого и единовременного переоснащения подразделений: «За бюджет, выделенный Главному управлению связи, новейшими средствами связи можно переоснастить только батальон. А поскольку у нас их много, то пока мы будем переоснащать, например, сороковой батальон, то, что было в первом батальоне, можно будет выбрасывать, или сдать в музей. Поэтому у нас система связи «гибридная», и соответствует имеющимся ресурсам.
В ходе заседания Комитета стало известно, что, для переведения ВСУ на цифровые защищенные средства связи, адекватные средствам РЭБ РФ, необходимо порядка 32 миллиарда гривен. Согласно Госпрограмме развития вооружений до 2020 года, выделено около 4-х миллиардов, а если без учета спецфонда, то 3 млрд. грн.
Некоторые дополнения в вопрос критериев отбора внёс первый заместитель Секретаря СНБОУ, глава межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортному контролю Олег Гладковский. А именно, согласно озвученной им информации, в рамках тендера также учитывались возможности кредитования, а также передачи технологий и офсета (компенсации со стороны поставщика заказчику продукции в виде субподрядов, встречных торговых или инвестиционных обязательств). Второй критерий стал причиной отказа от участия в тендере половине компаний, которым изначально направили предложение.
Секретарь профильного Комитета, нардеп Иван Винник подчеркнул нарастающее вмешательство и давление в процесс выбора поставщика, и поставил вопрос о конкретной дате начала переоснащения войск, и разнице ценовых предложений компаний-участников тендера.
Довольно неожиданным откровением стало заявления генерала Рапко о том, что Генштаб ВСУ фактически свое решение принял и огласил. В конце 2016 года! А именно, согласно информации связиста, по итогам опытной эксплуатации, согласно выводам специалистов и представителей всех силовых структур, более подходящей по всем критериям – в том числе, и по ценовому – является продукция компании «ASELSAN». Генерал Рапко при этом подчеркнул, что «если приблизительная цена оснащения бригады радиостанциями «ELBIT» составляет около полумиллиарда гривен, то в случае с продукцией «ASELSAN» речь идёт о 367 миллионах». Таким образом, турецкая техника, по словам Рапко, дешевле как минимум на 25%. «В прошлом году я заключил договор о закупке техники «ASELSAN» на механизированную бригаду, но в силу продолжающихся испытаний проплата пока не идёт», — разоткровенничался начальник Войск связи.
Не менее любопытным стала информация, озвученная народным депутатом Дмитрием Тымчуком. А именно, он сообщил о поставках беспилотных авиационных комплексов (БАК) компанией ELBIT SYSTEMS в Грузию незадолго до российско-грузинской войны 2008 года, и крайне высоких потерях этих аппаратов в ходе боевых действий. По словам нардепа, материалы Wikileaks 2012 года, и свидетельства экс-президента Грузии Саакашвили свидетельствовали о передаче кодов шифрования БПЛА израильтянами российской стороне. Депутат поинтересовался мнением представителей спецслужб по этому вопросу – в частности, проводилось ли расследование подобных утверждений при допуске компании «ELBIT» к тендеру. В ответ генерал Павловский парировал, что, мол, спецслужбы оповещены о данной проблеме, и работают над ней. А Сергей Пашинский обратился к присутствующему представителю СБУ с требованием принять эту информацию к сведению, и допросить Михаила Саакашвили относительно фактов сотрудничества «ELBIT» с РФ. Более того, нардеп Юрий Береза дополнил сказанное упоминанием сбитых на Донбассе БАК РФ, подчеркнув наличие в них комплектующих израильского производства как свидетельства активных контактов РФ и Израиля в военной области.
В завершение заседания глава Комитета сделал симптоматичное, несколько политизированное заявление:
«Учитывая колоссальную сумму, а это более миллиарда долларов на связь, – мы должны искать идеальное соотношение цены и качества. Мы должны находить ответы на вопросы безопасности этой связи и гарантию, что мы потом сможем воспроизводить эту связь нашими специалистами с тех технологий, которые мы получим», — начал Пашинский, а публично апеллировал к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, фактически обвинив его в блокировании выполнения программы переоснащения войск современными средствами связи. «Программа сегодня утверждена, но без связи, и попытки премьер-министра сорвать переоснащение армии новыми средствами связи сегодня вызывают удивление».
Какие выводы можно сделать, если отбросить эмоции в ходе заседания профильного Комитета?
К примеру, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак отмечает в комментарии к ситуации следующее: «Во-первых, важнейшая задача в области перевооружения армии и налаживания для этого военно-технического сотрудничества переведена в политическую плоскость. Во-вторых, нет слаженности силовых ведомств и соответствующих структур власти в своевременном изучении рисков и предоставлении качественной информации по обеспечению проекта (напомним, депутат Тымчук апеллировал в первую очередь к СБУ, упомянув необходимость подключения к решению вопроса СВР и ГУР Минобороны – Авт.). В-третьих, позиция и последовательность исполнительной власти в решении данной проблемы свидетельствует о том, что системы перевооружения армии и других военных формирований вообще нет. А ручной режим управления изжил себя и не позволяет решать задачи усиления оборонного потенциала страны. В таких условиях, как кажется, есть смысл уменьшить уровень политизации вопроса, передав бразды правления в руки тех, кто будет на войне пользоваться связью. А именно, Генеральному штабу ВСУ. Потому что другие версии – об этом свидетельствуют текущие события, — будут лишь затягивать процесс. Усиливая риски выставить Украину в дурном свете на международной арене».
Дмитрий Козлов,
директор ИА «Оборонно-промышленный курьер»