РАЗРАБОТКИ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ. УТОЧНЕНИЕ ПЛАНОВ

17 марта 1994 г. министр машиностроения, ВПК и конверсии Украины Дмитрий Черненко подписал вновь разработанную специально созданной межведомственной рабочей группой ведущих специалистов 30 основных предприятий отрасли «Национальную Программу развития судостроения и кораблестроения Украины до 2000 года». Вторая, закрытая часть документа, определяла количество подлежавших постройке новых боевых кораблей и вспомогательных судов.

Помимо достройки в Николаеве РКР пр.1164 («Украина»), предполагались к постройке многоцелевые фрегаты водоизмещением до 4-5 тыс. тонн (дальняя перспектива), многоцелевые корветы водоизмещением до 1,5-2 тыс. тонн (ближняя перспектива, основной корабль ВМС), тральщики, десантные корабли, малые артиллерийские корабли и другие корабли, катера и суда обеспечения. Для них предполагалось разработать ряд образцов вооружения и специальной техники. Важное место занимало создание системы внутри украинской производственной кооперации  с максимальной заменой, что особенно важно, изделий российского производства на отечественные.

Следует сказать о большом вкладе в эту работу директора ГП Исследовательско-проектный центр кораблестроения (ИПКЦ) Юрия Георгиевича Руденко, главного инженера Евгения Алексеевича Борисова, главных конструкторов Анатолия Николаевича Балабушко, Сергея Владимировича Кривко, и целого ряда специалистов организации, по праву считающейся  наиболее авторитетной в области проектирования надводных боевых кораблей в стране. Высокая квалификация специалистов ИПЦК – результат практического опыта по проектированию целого ряда боевых и пограничных кораблей еще во времена бывшего СССР.

Конечно, «Программа» основывалась на чрезмерно оптимистической оценке перспективы и возможностей Украины. Между тем, когда по итогам состоявшегося в 1997 г. раздела Черноморского флота бывшего СССР Украина получила  сразу 138 кораблей и судов (еще 117, подлежавших передаче Украине единиц, оставили России в порядке взаимозачетов), это принесло и новые проблемы. Скромные средства, выделявшиеся на развитие ВМСУ, пошли на ремонт полученных кораблей.

Тем не менее, предприятия отрасли налаживали кооперацию, продолжалось проектирование по отдельным направлениям, включая потенциальную возможность выхода украинской продукции на внешние рынки. В Исследовательско-проектном центре кораблестроения прорабатывался вариант создания на базе пр.1124М нового корвета (главный конструктор А.Балабушко) с оснащением его новым, в т.ч. ударным ракетным оружием и РЛС отечественного производства. Речь шла о возможности строительства серии новых корветов в корпусе 1124М, но уже с украинской «начинкой».

Но если МО Украины было ограничено в средствах на новое кораблестроение, то другое силовое ведомство – Госкомитет по охране государственной границы находился в лучшем положении. Благодаря чему в ИПЦК в начале 90-х гг. было начато проектирование пограничного патрульного корабля по теме «Кордон» (главный конструктор А.Балабушко). Одновременно прорабатывали и его экспортную версию под названием «Дозор».

В 1997 г. ИПЦК завершил разработку вполне современного и отвечавшего всем требованиям заказчика технического проекта  «Кордон» полным водоизмещением в 960 т. После защиты проекта в установленном порядке «Завод имени 61 коммунара» в Николаеве приступил к подготовке производства.

В то же время, для морских пограничников по проекту, разработанному в КБ ФПО «Море» построили серию из 18 новых патрульных катеров пр. 50030 («Калкан»). Большинство катеров построили на ФПО «Море» (г. Феодосия), еще один или два – на частном ССЗ «Лиман» (г. Николаев). Причем николаевская версия (пр.09104 «Калкан-П») при меньшей стоимости отличалась наличием более совершенных средств связи и навигации, а также американских дизелей 3176С Caterpillar взамен прежних танковых. Соответственно, катер получился менее шумным и более комфортным для личного состава. Водоизмещение (т): полное — 8,5. Главные размерения (м): 11,6х3,3х0,6. ГЭУ дизельная в составе двигателя 475К (496 л.с.), движитель-водометный. Скорость полного хода-34 узла. Вооружение: один 7,62-мм или 12,7-мм пулемет и ПЗРК. Экипаж – 2 человека (без учета досмотровой группы).

Одной из важнейших составляющих военного кораблестроения любой страны является возможность реализации своей продукции на внешнем рынке. И Украина здесь не исключение.        Малоизвестный факт: параллельно с работой  по подготовке известного впоследствии  крупного танкового контракта с Пакистаном  ИПЦК совместно с СВТФ «Прогресс» активно прорабатывалась также возможность заключения контракта на постройку фрегата. Украинская делегация провела переговоры с командованием ВМС Пакистана на предмет возможности переоснащения кораблей типа «Amazon» украинскими газотурбинными установками. К сожалению, контакт не получил развития.

Зато Украина активно поставляла на экспорт катера различных проектов, например, типа «Калкан-М». Так, в 2001 г. в ходе визита в Киев президента этой страны С.Ниязова была достигнута договоренность о поставках пограничных катеров Туркмении в обмен на поставки туркменского природного газа. В частности, в эту страну поставили 5 катеров в версии «Калкан-М» с дизелями MTU, построенных на ФПО «Море» в Феодосии.

Кроме того, в Туркменистан поставили один катер типа «Гриф-Т» (шифр «Кондор»). Несколько катеров этого проекта были построены во Вьетнаме в версии с водометными движителями.

В рамках реализации Государственной целевой программы «Обустройство и реконструкция государственной границы» на ФСК «Море» планировалась постройка 8 катеров модифицированной версии пр. 58130 (шифр «Орлан»), доработанного под требования Госпогранслужбы Украины. Украинским морским пограничникам успели передать только головной BG200 «Балаклава», вступивший в строй 11 декабря 2012 г.

BG200 «Балаклава» имеет следующие ТТХ: полное водоизмещение 42,5 т, главные размерения: 26,8х5,1х2,8х1,3(м), ГЭУ дизельная в составе 2-х двигателей MTU 10V2000M93, скорость полного хода 38 узл., экипаж 9 человек.  Вооружение: один 12,7-мм пулемет. Проект разработан КБ ФСК «Море» под руководством главного конструктора В.Алексеева для замены устаревших ПСКА советской постройки пр.1400М (шифр «Гриф»).

Помимо поставки МДКВП пр.12322 типа «Зубр» в Грецию, о чем говорилось выше, украинская промышленность сумела, потеснив российских конкурентов, самостоятельно выйти с этой продукцией также на китайский рынок. В 2010 г. ГК «Укрспецэкспорт» выиграла крупный контракт на поставку 4-х малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 (шифр «Бизон», украинизированная версия МДКВП пр.12322 «Зубр») для правительства Китая на сумму в 315 млн долларов США.

Условиями контракта предусматривалось, что два корабля будут построены в Украине (ФПО «Море»), еще два — в Китае с украинской технической помощью. Все 4 корабля оснащались морскими газотурбинными установками производства ПО «Зоря-Машпроект» (г. Николаев). При этом Китай также получил в свое распоряжение весь комплект технической документации по проекту 958.

Первый МДКВП отправили в Китай в апреле 2013 г., второй – 1 марта 2014 г., буквально накануне аннексии Крыма. Оба построенных на ФПО «Море» МДКВП благополучно прибыли в Китай и поступили на вооружение ВМС НОАК. Одновременно в Китае с украинской технической помощью продолжается постройка двух очередных кораблей. К настоящему времени  первый «Бизон» китайской постройки спущен на воду и готовится к испытаниям, а второй находится в постройке.

В общей сложности, ВМС НОАК намерены иметь в своем составе от 10 до 15 таких кораблей. Украина после передачи техдокументации на МДКВП, пока сохраняет за собой производство для них морских газотурбинных установок. Правда, с учетом строительства в Китае завода по производству морских газовых турбин нельзя исключать того, что китайцы в дальнейшем могут приобрести лицензии и организовать у себя собственное производство.

В 2004-2005 гг. Украина построила и передала Узбекистану два пограничных сторожевых катера типа «Гюрза», предназначенных для оснащения специальных подразделений пограничных войск Узбекистана, ведущих борьбу с наркотрафиком на участке узбекско-афганской границы по р.Аму-Дарья. Разработчик проекта – Исследовательско-проектный центр кораблестроения (ИПЦК), главный конструктор – С.Кривко.

ИПЦК (в настоящее время директор Александр Григорьевич Жолоб) является ведущим украинским специализированным предприятием, имеющим не только большой практический опыт работы в области военного кораблестроения, но и давние производственные связи со специализированными проектными организациями стран НАТО и ведущими мировыми производителями вооружения, радиоэлектроники и морской техники.

Первоначально катера для Узбекистана предполагалось строить на судостроительном заводе им. 61 коммунара (ныне «Николаевский судостроительный завод»), но в последний момент он отказался от участия в  контракте из-за необходимости привлечения под заказ кредитных ресурсов в объеме 3,5-4 млн долл. без правительственных гарантий. В итоге строительство катеров передали киевскому ОАО «Кузица на Рыбальськом».

Особенностью проекта стало оснащение катера армейскими системами вооружения и связи, что позволяет оперативно пополнять запасы с армейских складов без обязательного ухода с позиции на базу. «Гюрза» имеет уникальную конструкцию, оптимизированную для применения именно в условиях Аму-Дарьи. В ней успешно сочетаются малые размерения и высокие тактико-технические характеристики.

«Гюрза» имеет следующие ТТХ: водоизмещение 34 тонны, главные размерения 20х4,77х0,84 (м). Наличие водометного движителя позволяет катеру передвигаться на мелководье без риска повредить гребные винты. Скорость полного хода 55 км/час, экономического – около 20 км/час. Дальность плавания полным ходом составляет  около 400 км, экономическим — до 1 тыс. км. Экипаж: 5 человек. Автономность по запасам провизии – до 7 суток.

Вооружение: 30-мм пушка, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы, ПТУРС. В боекомплект артиллерийского модуля входят 500 снарядов, предусмотрена возможность хранения  на борту дополнительно такого же количества боеприпасов.          В процессе проектирования, с учетом практического опыта применения бронекатеров пр.1205 на Аму-Дарье бронирование катера было значительно усилено в сравнении с первоначальными требованиями.

Контракт на постройку 2-х катеров проекта «Гюрза» был подписан в июне 2003 г., в феврале 2004 г. состоялась закладка головного катера под №01, 2 октября 2004 г. его уже спустили на воду. Испытания прошли  на Киевском  море в районе Канева  и успешно завершились 26 октября.

А уже 29 октября головной катер, получивший название «Джайхун» (древнее название р. Аму-Дарья), на борту украинского транспортного самолета Ан-124 «Руслан» доставили в Термез. Второй катер, названный «Сайхун» (древнее название р. Сыр-Дарья),  прибыл в Термез в конце ноября. В декабре 2004 г. оба катера вошли в состав Речной флотилии Погранвойск Узбекистана.

При закладке катеров, спуске на воду и отправке заказчику присутствовали послы США и Узбекистана в Украине. Финансирование проекта осуществляли США, которые придают большое значение борьбе с наркотрафиком в регионе.

С учетом актуальности вопроса обновления корабельного состава ВМСУ, первым шагом стала закладка 17 мая 2011 г. на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве головного корвета пр. 58250 «Володимир Великий» (проектант – КИПЦК, главный конструктор – С.Кривко).

В рамках утвержденной программы предусматривается постройка серии кораблей из 4-х единиц. Стоимость головного корабля оценивается примерно в 250 млн долл., серийного – до 200 млн долл. С началом российской агрессии против Украины реализацию программы «Корвет» пришлось пересмотреть и 3 августа 2014 г. строительство головного корабля приостановили при технической готовности по корпусу в 43%. Правда, МОУ обещает возобновить финансирование работ по достройке головного корвета. Более того, в конце 2017 г Кабинет Министров Украины утвердил расходы на программу постройки до 2028 года 4-х корветов в объеме 31 млрд. грн.

Уже во время войны с РФ на киевском судостроительном заводе  «Кузница на Рыбальском» были построены и переданы ВМСУ 6 малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 (шифр  «Гюрза-М»). Разработчик проекта – КИПЦК, главный конструктор – С.Кривко.

МБАК имеет следующие ТТХ: водоизмещение 54 т, главные размерения 23,7х4,8х1,06 (м). Главная энергетическая установка дизельная, двухвальная. В составе 2-х двигателей, скорость полного хода 25 узл., экономического – 12. Автономность по запасам провизии 5 суток. Экипаж: 5 человек, в т.ч. один офицер.

Вооружение: 2 боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М», каждый в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1, 30-мм гранатомета, 7,62-мм пулемета КТ, комплекта ПЗРК, а также 2-х  ПТУР «Барьер» з лазерным наведением. Также предусмотрена возможность постановки мин заграждения. При этом катер оснащен навигационной РЛС, оптико-электронной системой наблюдения, датчиками выявления лазерного облучения и интегрированным мостиком, что качественно облегчает управление катером в сложных условиях плавания.

28 декабря 2016 г.  на заводе «Кузница на Рыбальском» заложили два первых десантно-штурмовых катера пр.58181 («Кентавр»), а в дальнейшем здесь же предполагается развернуть постройку ракетных катеров типа «Лань-М». Для вооружения последних разработана и в настоящее время проходит испытания первая отечественная противокорабельная крылатая ракета «Нептун».

Планом воссоздания надводных сил ВМСУ предусмотрено также строительство среднего разведывательного корабля (СРЗК) на базе корпуса одного из недостроенных  рыболовных траулеров, оставшихся на стапелях завода «Кузница на Рыбальском» еще со времен бывшего СССР.

 

                            Владимир Заблоцкий,

член Экспертного совета ЦИАКР

Поделиться публикацией