Есть в компании наработки, позволяющие предлагать государству помощь в создании целостной системы распознавания «свой-чужой». В частности, в Украине уже долгое время не могут решить проблему создания такой системы, которая бы обеспечила уверенную идентификацию принадлежности летательных аппаратов. Эта ОКР начата государственными предприятиями в 2000 году и за 15 лет по разным причинам не была выполнена. В НПЧП «Спарринг-Вист Центр», имея все необходимые научные и производственные мощности, готовые взять на себя роль Главной организации по выполнению опытно-конструкторской разработки бортового ответчика системы госопознавания, завершить ее выполнение в сжатые сроки (за 1,5 — 2 года), и обеспечить серийный выпуск аппаратуры для оснащения летательных аппаратов Воздушных сил ВС Украины. В компании считают, что заинтересованность в этом должна быть и у государства, для которого этот вопрос является крайне актуальным.
Если успехи НПЧП «Спарринг-Вист Центр» в создании электронных изделий могут показаться вполне логичными, поскольку традиционный для компании продукт – средства радиационного контроля, в своей основе имеет именно электронные блоки, то успешная реализация львовcкими инженерами далёкого от микросхем и печатных плат проекта обеспечения силовых структур Украины современными отечественными пиротехническими средствами, на первый взгляд представляется удивительной. На самом деле, если на предприятии работают системно, то даже в далёких от основной специализации сферах можно достичь успеха. Изготовленные еще в советское время складские запасы пиротехнических средств МО Украины и Национальной Гвардии Украины по время выполнения задач АТО практически исчерпались. Поэтому, осознавая все угрозы этой ситуации, в НПЧП «Спарринг-Вист Центр» решили взяться за новое для себя дело.
В компании разработали, и при участии представителей МО Украины провели успешную апробацию отечественных дымовых гранат и сигнальных мин, а затем наладили их серийное производство. В свою очередь, украинские военные получили такие нужные для них средства, сохранившие жизнь многих защитников нашей страны. Сейчас в компании ждут новых заказов от государства и готовы инвестировать в расширение производства пиротехнических средств, и создание новой продукции, в том числе и таких необходимых для наших военных современных боеприпасов. В очередной раз – дело за государством и соответствующих государственными мужами, которые должны обеспечить налаживание в Украине собственного производства максимально широкой номенклатуры средств для нужд обороны. Богатый опыт деятельности НПЧП «Спарринг-Вист Центр» на международном рынке, и активная работа с зарубежными партнерами, позволяют развивать новые направления, обеспечивая себе существенные преимущества перед конкурентами за счет сочетания собственных знаний и умений и наработок партнеров.
Международный Альянс с участием львовской компании может способствовать решению вопроса обеспечения личного состава ВС Украины современными и надежными фильтрующими противогазами и фильтрами к ним, которые соответствуют стандартам НАТО.
Научно-производственное предприятие «Спарринг-Вист Центр» также готово предложить современные противогазы с использованием масок военного и гражданского назначения, соответствующих европейским стандартам.
Противогазы фильтрующие на базе масок типа ОМ-90 и СМ-6 является на сегодня лучшими в Европе по соотношению цена/качество.
Вместе с соответствующим фильтром противогаз военного назначения с использованием маски ОМ-90 защищает лицо пользователя, его глаза и органы дыхания от химических, биологических, радиологических и ядерных веществ в форме газов, паров и твердых или жидких аэрозолей. Данный противогаз адаптирован для применения с приборами ночного видения, тепловизорами и различными оптическими системами.
Военные фильтрующие противогазы с использованием масок ОМ-90 полностью соответствуют требованиям стандартов:
— EN 136 (Class III), EN-148-1 и IEC No.235 / E-010/2010;
— СОУ МЧС 75.2-00013528-002: 2010;
— включены в реестр NATO (NSN No.4240-16-0008232).
Научно-производственное предприятие «Спарринг-Вист Центр» обратилось к высшему военному руководству государства с предложением за собственные средства провести государственные испытания военных противогазов фильтровального типа с использованием масок ОМ-90, с целью постановки их, и фильтров к ним, на вооружение Вооруженных Сил Украины. Хочется надеяться, что украинская армия, имея соответствующий негативный опыт, в очередной раз не окажется безоружной перед потенциальной угрозой применения противником РХБ средств.
Обеспечение безопасности и обороны государства – это дело компромисса между ответственным отношением государства и зрелостью гражданского общества. Это показал опыт первого года противостояния российской агрессии, когда на фоне общей слабости государственной машины, в значительной степени благодаря поддержке граждан, украинская армия смогла выстоять и восстановить способность к сопротивлению и уверенному противодействию сильному врагу. Теперь дело государства – доказать свое ответственное отношение к собственной защите, системно укрепляя обороноспособность нашей страны и привлекая поставщиков современных средств для нужд военных.
НПЧП «Спарринг-Вист Центр» подставил государству плечо в трудные для него времена, вложив свои средства, материальные средства и энергию коллектива в новые разработки для нужд обороны. Теперь дело за государством. При его поддержке в компании могут быстро организовать серийное производство всех вышеперечисленных средств. И здесь государство может помочь отечественному разработчику и производителю, как собственно и себе самому, только одним – обеспечить заказами для нужд украинской армии, и гарантировать стабильное финансирование оборонных нужд. Однако с приоритетами государственных структур – в частности, Министерства обороны – есть сложности. «Думаю, что, учитывая боевые действия на Востоке страны, сформировались несколько иные приоритеты относительно вооружения и военной техники, – заявлял в интервью изданию «Оборонно-промышленный курьер» генеральный директор НПЧП «Спарринг-Вист Центр» Ростислав Смук. – Руководство МОУ почему-то не считает актуальным сегодня закупать приборы для защиты от радиации, химиобиологии… Хотя этим угрожает северный сосед, и со стороны Северной Кореи, Ирана, Ирака есть такая опасность. Стоит также упомянуть о химических атаках в Сирии. Но, к сожалению, наше военное руководство не видит в этом угрозы. В качестве примера, мы поставили на вооружение новые противогазы. Потратили на это два года. Они качественные и закупаются многими странами-членами НАТО. Но в нашем ГОЗ-2018 этого изделия вновь нет. Хотя потребность в противогазах невероятно велика. Единственное, что у нас закупает МОУ – это дымовые гранаты и сигнальные мины. Три года назад мы поставили дымовые гранаты на вооружение, и наладили их серийное производство. Они попали в оборонный заказ на 2018 год. Мне известно о случае, когда наши дымовые гранаты помогли выйти из окружения украинской разведгруппе, фактически спасая жизни военнослужащих. Известно, что немного увеличено количество заказа этих изделий. Но объем ГДОЗ очень незначителен. И если бы мы не сотрудничали с другими силовыми структурами, то не смогли бы удерживать коллектив в 170 человек».
Таким образом, сегодня Министерство обороны не является ключевым даже среди украинских заказчиков предприятия. «Минобороны Украины закупает меньше всех, – описывал ситуацию Р.Смук. «Речь идет о 10%, а то и меньше. Это при том, что продукция ТМ «ЭКОТЕСТ» экспортируется более, чем в 80 стран мира. Наша дилерская сеть представлена в таких странах как Республика Корея, США, Болгария, Великобритания, Австралия, Аргентина, Бразилия, Греция, Италия, Египет, Казахстан, Германия, Канада, Турция, Сербия, Япония. Среди заказчиков продукции ТМ «ЭКОТЕСТ», кроме Минобороны, Национальная гвардия, которая закупила большую партию наших новых противогазов, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, СБУ, МВД Украины, Министерство здравоохранения Украины, Государственная служба охраны, Пограничная служба Республики Казахстан и Пограничная служба Республики Узбекистан».
Низкий уровень заинтересованности отечественных заказчиков – прежде всего, оборонного ведомства – вынуждает предприятие, вопреки собственным приоритетам, делать стратегическую ставку на зарубежного потребителя. «В известной степени экспорт, конечно, спасает, – заявлял гендиректор НПЧП «Спарринг-Вист Центр». – Но военные действия на Востоке страны требуют сосредоточения на помощи нашей армии. Поэтому мы сейчас уменьшили внимание на заграницу и финансово это чувствуем. Тем не менее, стратегическую ставку всё же делаем на иностранного потребителя, потому что в последние годы объемы закупок нашей продукции силовыми структурами в Украине очень незначительны. Четыре года назад мы получили заказ от НАТО через немецкую компанию Bruker (она считается одним из лидеров по производству оборудования для определения химических, биологических и радиоактивных веществ в мире) на разработку полевого прибора радиационной разведки SVG-3. Речь шла о замене всех приборов радиационной разведки SVG-2 в армиях стран Альянса. Мы этот прибор сделали, и сертифицировали его по стандартам MIL (MIL-STD-810 — ряд стандартных параметров для лабораторных испытаний военного стандарта США (United States Military Standard). Сейчас их продается примерно 20 штук в год. Но надеемся, что такое сотрудничество продолжится, и количество изделий будет увеличено, так как этих приборов в странах Альянса работают тысячи. Отмечу, что это был уникальный прецедент. Мы пока едва ли не единственные в Украине, кто исключительно за свои средства создал продукт и сертифицировал его по стандартам НАТО».
Более двух десятилетий со дня провозглашения своей независимости Украина провела в состоянии опасного пацифизма и преступного пренебрежения своей национальной безопасностью. Убаюканная разглагольствованиями политиков о мнимом отсутствии внешних врагов и внутренних сепаратистских вызовов, нерушимости и эффективности сложившегося после Холодной войны механизма обеспечения глобальной стабильности, Украина в 2014 году оказалась безоружной перед лицом прямой военной угрозы, и жестоко поплатилась за свою беспечность. Нечто подобное может произойти и в случае с масштабными техногенными катастрофами. Украина с её обилием потенциально опасных объектов инфраструктуры, и тлеющим на востоке страны конфликтом, однозначно находится в группе риска – не говоря уже о возможности сознательного применения противником РХБ-средств против украинских войск. Остаётся лишь надеяться, что руководство государства изменит свои приоритеты, и перестанет относить подобные угрозы к категории практически невозможных. Ведь последствия могут оказаться роковыми для многих поколений, и не только в Украине. Когда подобное осознание, наконец, произойдёт, процесс переоснащения силовых и гражданских структур современной техникой, к счастью, можно будет ускорить – ведь в Украине уже существует производитель и разработчик современных, признанных в мире средств радиационной, химической и биологической защиты – «Спарринг-Вист Центр». А сегодня предприятие продолжает развиваться, совершенствовать существующую продукцию, и разрабатывать новые образцы, осваивая как новые рынки, так и новые технологические горизонты.