Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) как и наша страна постоянно подвергается испытаниям. Сначала оголтелая конверсия результатом которой стала переквалификация тысяч высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров в челночников, основная масса которых так в оборонку и не вернулась. Разрушение системы профтехобразования, особенно профтехучилищ при оборонных предприятиях и как результат тотальный дефицит квалифицированных рабочих, а средний возраст имеющихся приближается к пенсионной отметке. Постоянные эксперименты с системой управления ОПК, приход в топ менеджмент оборонных предприятий и системы в целом бизнесменов с правильным для бизнеса и совершенно неприемлемым для оборонки мировоззрением. Формирование армии неквалифицированных «кулибиных» пытающихся заработать деньги на войне и безапелляционно требующих упростить систему, отменить стандарты, так как их жесткие требования к военному производству «мешают работать».
Бесспорно, в рамках одного материала сложно осветить все проблемы ОПК и обсудить возможные пути выхода из сложившейся ситуации, тем более что о необходимости кардинального реформирования системы управления ОПК не говорит и не пишет только ленивый. Поэтому попытаемся максимально сжато поговорить о трех, на мой взгляд, достаточно важных проблемах.
Проблема 1. Попытки «соискателей» на право называться разработчиками и производителями вооружений и военной техники вести работы вне поля, определенного стандартами ссылаясь на их «недействительность». На самом деле такие желания базируются в лучшем случае на неспособности выполнить требования стандартов, а в худшем – на полном непонимании системы и ее требований.
Состояние дел.
На сегодняшний день система разработки и постановки на производство вооружения и военной техники в Украине функционирует в соответствии с требованиями советских стандартов серии В-15.
Происходит это в исполнение Закона Украины «Про стандартизацию» от 2014 года. Последний определил правовые основы стандартизации в стране, и в соответствии с которым стандарты серии В-15 используется в статусе национальных, до замены их на вновь разработанные или полной отмены.
Этим же законом определено, что национальным органом стандартизации, является государственное предприятие «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» (госпредприятие) на которое возложены функции признания, отмены и восстановления действия национальных стандартов.
Своим приказом от 2015 года это госпредприятие определило, что действие межгосударственных нормативных документов на вооружение и военную технику, которые разработаны до 1992 года полностью отменяются начиная с 1 января 2019 года. До этого времени должны быть разработаны соответствующие национальные стандарты.
Кроме того, в соответствии с Законом Украины «О стандартизации», Министерство обороны как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в области национальной безопасности в военной сфере, определяет порядок применения национальных стандартов, разработанных для обеспечения потребностей обороны. Как государственный заказчик, опираясь на статью 15 Хозяйственного кодекса Украины, Минобороны в условия контрактов на разработку вооружений и техники, и на поставку продукции военного назначения, включает требования применения стандартов серии В-15, которые являются обязательными для исполнения.
Таким образом, действие стандартов серии В-15, регламентирующих порядок разработки и производства ОВТ на сегодняшний день не прекращено и не приостановлено.
Вопрос разработки национальных стандартов на замену действующих на сегодня советских находится в поле зрения Кабинета министров Украины. Так, Программой деятельности Кабмина, утвержденной в декабря 2014 года, одной из основных задач определена разработка 1500 национальных стандартов, гармонизированных с директивами ЕС. Что должно обеспечить совместимость национальных стандартов с международными соглашениями в области стандартизации без ущерба для обязательных национальных технических требований.
Сложности:
Разработка новых национальных стандартов, во всяком случае, стандартов на замену серии В-15 до 1 января 2019 года, на мой взгляд, является крайне затруднительной из за отсутствия в стране специализированных в области стандартизации научно-исследовательских учреждений. И не предусмотренного на эти цели государственного финансирования.
Для разблокирования ситуации национальный орган стандартизации, скорее всего, продлит действие советских стандартов еще на определенное время, и, думаю, еще не один раз.
Определенным образом процесс ознакомления и следования стандартам серии В-15 всеми желающими осложняется тем фактом, что эти документы носят гриф «секретно». Но, учитывая, что все контракты на разработку и поставку вооружений и военной техники так же не являются открытыми, желающие делать бизнес на оружейной ниве должны позаботиться об открытии на своих предприятиях режимных секретных органов, что потребует соответствия целому ряду требований, и получении соответствующих допусков..
Вывод:
Любой руководитель компании, которая всерьез собирается заниматься разработкой и производством вооружений и военной техники, должен понимать, что стандарты как и воинские уставы написаны кровью. Любая неисправность или конструктивная недоработка, вызвавшая остановку образца на поле боя или сбой в системе оружия, неминуемо приводит к гибели экипажа. Именно стандарты, в частности действующие стандарты серии В-15 обеспечивают требования, исполнение которых минимизирует подобные риски.
Проблема 2. Неспособность исполнить требования стандартов в части обеспечения комплекса испытаний вызывает желание у дилетантов от оборонки максимально «упростить» порядок принятия образцов на вооружение.
А если называть вещи своими именами – это неспособность разрушить барьеры для поступления в Вооруженные силы низкопробной и невозможной для серийного производства и ремонта техники.
Самый свежий пример: поступившие 23 июня с.г. в Министерство обороны предложения про упрощению и «совершенствованию» процедуры принятия на вооружение новых видов вооружения и техники от Ассоциации производителей вооружения и военной техники Украины (легитимность этой организации и перечень входящих в нее членов – тема отдельного разговора)
Состояние дел.
Анализ предложений ассоциации позволяет сделать вывод о том , что люди писавшие этот документ ни дня не работали на оборонном предприятии и, как не прискорбно, даже не читали действующие в настоящий момент стандарты серии В-15.
Несмотря на многие тома стандартов, описывающих порядок разработки, постановки на производство и серийного производства вооружений и военной техники, для человека, не связанного с оборонкой, все можно объяснить достаточно просто. Заказчик (Минобороны) выдает разработчику тактико-техническое задание, которое определяет требования к разрабатываемому образцу. Разработчик должен разработать документацию, которая соответствует тактико-техническому заданию, по этой документации создать опытный образец и представить его на испытания. Заказчик разрабатывает программу и методику испытаний, по которым, собственно, они и проходят. В случае положительных итогов испытаний документации присваивается литера, свидетельствующая, что по этой документации можно организовать серийное производство изделий. Кроме того понятие «документация» – это не только чертежи выполненные в соответствии с требованиями стандартов (единая система конструкторской документации). Так постановлением Кабинета министров Украины в 2013 году определено, что техническая документация – это совокупность документов, необходимых и достаточных для изготовления образца (конструкторская и технологическая документация), и его непосредственного использования по назначению на каждом этапе жизненного цикла (эксплуатационная, ремонтная документация, документация для обучения).
Именно документация и является камнем преткновения для многих желающих заработать на оборонных контрактах. Ведь одно дело «слепить на колене» даже несколько образцов, при ближайшем рассмотрении достаточно отличающихся друг от друга. Совсем другое – представить документацию для серийного производства и эксплуатации образца до его последнего дня. Отсюда и непреодолимое желание упрощать и совершенствовать.
Учитывая острую нехватку в Вооруженных Силах новых высокотехнологических образцов вооружения и техники в начальный период российской агрессии, в 2015 году правительством было принято постановление вводившее порядок поставки вооружения и военной техники во время особого периода, введения чрезвычайного положения и во время проведения антитеррористической операции. Это положение предусматривает предоставления права заказчику принимать решение о принятии образца на вооружение по итогам подконтрольной эксплуатации и проведения определительных ведомственных испытаний.
Но практика показывает, что такое упрощение не сильно помогло компаниям, которые не могут выдать «на гора» необходимый пакет документации. Ведь в случае принятия образца на вооружение предполагается дальнейшее его серийное производство. А производство военной техники на предприятиях всех форм собственности в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины 2009 года контролируется военными представительствами. Причем контроль предусмотрен на всех стадиях производства на соответствие требованиям нормативных документов (стандарты) и технической документации (о нем мы говорили ранее).
Таким образом, в случае отсутствия должным образом отработанной документации никакой речи о серийном производстве, и следовательно, о принятии на вооружение идти не может.
Сложности:
Единственной сложностью в этом плане есть обилие желающих продать военным свой «не доведенный до ума» товар. При получении грамотно мотивированного отказа они обвиняют представителей Минобороны в предательстве и не желании услышать «гениальных» изобретателей и рационализаторов. Позже обрушиваются на головы специалистов с массой предложений по упрощению и оптимизации системы принятия на вооружение. На самом деле ответ на поверхности: экспериментировать со своей жизнью и здоровьем будет только сумасшедший, а ставить эксперименты с жизнью экипажей на испытанных по упрощенным методикам образцах можно…
Вывод:
Вопрос принятия на вооружение новых образцов вооружения и военной техники есть вопрос жизни и смерти людей, которые в будущем сядут в эти машины и пойдут в бой. Любые упрощения и послабления в этом вопросе должно рассматриваться как преступление перед нашими сыновьями.
Проблема 3. Кадровый дефицит
Состояние дел.
Проблема, о которой идет речь имеет глубинные корни и, в некоторой степени, объективную этиологию. Во всяком случае, проблема комплектования оборонных предприятий рабочими профессиями формировалась много лет подряд на фоне разрушительных последствий конверсии и фактической ликвидации стройной системы профтехобразования. А вот замена руководящего состава государственных оборонных предприятий и системы управления государственной частью ОПК на выходцев из бизнеса – проблема лишь последних лет. Знаю, что мои оппоненты вспомнят рекомендации великого Карнеги, с которым я целиком и полностью согласен, но согласен лишь в вопросах менеджмента предприятия с целью получения прибыли. Да, прибыль – это золотая корова бизнеса, но в оборонке, на мой взгляд, несколько иные принципы. Главный критерий эффективности оборонки – это создать максимально дешевое, унифицированное и в то же время максимально эффективное оружие. А вовсе не дорого продать армии оружие сомнительных потребительских свойств и получить максимальную прибыль.
Мои критики, конечно, скажут, что хорошее оружие дешевым не бывает. Но я говорю не о ценах, а об идеологии, а тут наши взгляды с бизнесменами от вооружений кардинально расходятся. А на практике результатом таких бизнес подходов стали приобретение знаменитых британских бронетранспортеров «SAXON», формирование катастрофической многомарочности боевых бронированных машин (более 10 номенклатур ВВТ) что невероятно усложняет процесс подготовки специалистов, обслуживания, ремонта и логистики. И этот список не самых удачных бизнес-проектов можно продолжать. Причина в одном, всем этим руководят хорошие специалисты, но специалисты в вопросах деньги – товар – деньги, а не в вопросах вооружений, их разработки, производства и использования.
Сложности:
Изменить психологию бизнесмена и, наконец, понять что беспокоиться об увеличении прибыли на продажах оружия собственной воюющей армии, по меньшей мере, грешно.
Вывод:
Необходимо кардинально изменить цели в работе ОПК! Не получение прибыли, а минимизация затрат оборонного ведомства при обеспечении адекватной угрозам эффективности систем вооружений поставляемых в войска.
Игорь Одноралов,
заместитель генерального директора корпорации «УкрИннМаш» —
руководитель офиса оборонных проектов
к.т.н., ст. науч.сотрудник