Пока Европа дралась с Россией за влияние на Украину и украинские рынки, с тыла незаметно подкрался Китай, подтвердив правоту известной житейской мудрости о том, что там, где двое дерутся, зачастую выигрывает кто-то третий.
Об этом 15 января сообщил портал politnavigator.net.
Известно, что первоочередной интерес для Китая представляют следующие отрасли украинской экономики: авиастроение, двигателестроение, энергетика, морские порты и агропромышленный комплекс.
Отдельной строкой идет украинский ВПК. Ведь в 2013—2017 годах Китай был вторым после России покупателем изделий украинской «военки». Сегодня же связи с Россией разорваны под предлогом войны на Донбассе, так что китайцы конкурируют разве что с США, также пытающимися контролировать украинские военные заводы через свой менеджмент в Укроборонпроме.
Пожалуй, самая скандальная сделка украинских бизнесменов с китайцами – это история с продажей запорожского предприятия Мотор-Сич, производящего авиационные двигатели. Запорожцы обладают рядом уникальных технологий, в том числе еще позднесоветского происхождения, доступ к которым по итогам сделки собирались получить китайцы.
Сделка по «Мотор Сич» началась еще с 7 июня 2019 года, когда в Антимонопольный комитет Украины было подано совместное заявление от «Укроборонпрома» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei на концентрацию соответственно более 25% и 50% акций «Мотор Сич» с целью совместного управления и контроля над предприятием. Довольно быстро был подписан и основной пакет договоров, который вступил в силу автоматически на основе решения давшего добро антимонопольного ведомства.
Под самый занавес ушедшего 2019 года сделка по Мотор-Сич была окончательно закрыта, что подтвердил и теперь уже бывший собственник предприятия Вячеслав Богуслаев, по словам которого, вместе с покупкой акций китайцы обязались инвестировать в завод в течение двух лет 250 млн долларов.
Еще не утихли страсти по покупке запорожского завода «Мотор Сич», как в прессу попала информация о том, что китайцы подбираются к еще одному мастодонту медленно умирающей в отсутствии рынков сбыта и заказов украинской высокотехнологической индустрии – авиационному госпредприятию «Антонов». Украина едва не продала «Антонов» еще во времена Порошенко, в 2016 году. По тогдашним планам Министерства экономического развития Украины, подтвержденным китайским телеканалом CCTV, «Антонов» подписал договор о сотрудничестве с компанией China Airspase.
Причем, как вскоре выяснилось, Китай тогда интересовало не всё украинское авиапредприятие, а лишь гигантский транспортный самолет Ан-225, включая использование чертежей и спецификации самолета. После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения, на промышленную реализацию которых у украинцев просто нет денег. Сделка по «Антонову», к которой сейчас вернулись обе стороны, отображает огромный интерес китайского бизнеса к Украине, как к тому месту, где можно относительно дешево купить технологии, внедрение которых потом принесет миллиарды.