Итоги выполнения госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) в части военного кораблестроения
В 2018 г военный эксперт М. Шеповаленко ещё за 3 года до завершения ГПВ-2020 подвёл в статье [1] предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения, ремонта, а также модернизации подлодок и кораблей, и пришёл к выводу, что она будет сорвана почти по всем показателям. Статья приведена с сокращениями, наши комментарии выделены полужирным курсивом.
В 2018 г до завершения ГПВ-2020 осталось менее трех лет. Из всех видов ВС, главным получателем средств ГПВ-2020 стал ВМФ: на его долю пришлось 25% всех запланированных расходов. С учетом принятия новой ГПВ-2027, полагая, что за оставшееся время серьёзных изменений в объеме финансирования и заявленных сроках исполнения мероприятий ГПВ-2020 ожидать не приходится (разве что «сдвижки вправо»), представляется целесообразным подвести предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения. Тем более что все достижения, случись они в 2018-2020 годы, будут отнесены уже на счет ГПВ-2027.
Но необходимо сказать, что изначально обнародованный объем кораблестроительной части ГПВ-2020 (до 100 боевых кораблей) в дальнейшем не раз уточнялся: в начале 2013 г С. Шойгу заявил о планируемых к постройке 24 подлодках и 54 боевых кораблях, включая 15 фрегатов и 35 корветов. Также, из кораблестроительной части ГПВ-2020 интерес представляют в первую очередь боевые корабли основных классов, то есть та составляющая ВМФ, которая способна решать задачи не только в ближней (БМЗ), но и в дальней (ДМЗ) морских, а также океанской (ОЗ) зонах.
Новое строительство. Как следует из таблицы 1, в части нового строительства, на которое было выделено 47% из 5 трлн. руб., ассигнованных ВМФ в рамках ГПВ-2020, программа оказалась сорванной практически по всем показателям, за исключением дизель-электрических подлодок и ракетно-артиллерийских кораблей (но последние представлены кораблями 3 ранга, не являющимися кораблями основных классов). В оставшееся до завершения ГПВ-2020 время – чуть менее чем 3 года при благоприятных обстоятельствах (на что рассчитывать не приходится) можно ожидать передачу флоту еще до 7 подлодок (3 атомных ракетных пр.955А, 3 атомных многоцелевых пр.855М, 1 дизель-электрической пр.677) и 19 кораблей (2 фрегатов пр.22350, 4 корветов пр. 20380, 2 корветов пр. 20385, 4 патрульных кораблей пр.22160, 5 МРК пр. 21631, 2 БДК пр.11711). Но и при подобном (маловероятном) раскладе доля исполнения мероприятий программы составит: по подлодкам – 75%, по кораблям – 70%.
Судя по табл. 1, реальное выполнение скорректированной программы ГПВ-2020 должно составить: по подлодкам – 42%, по кораблям – 30%.
Налицо как минимум неэффективное использование бюджетных средств, обусловленное просчетами в планировании работ и контроле их исполнения.
Строительство подлодок и кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (на 1 января 2018 г) приведено в табл. 1.
Таблица 1
Класс/подкласс/проект | Район | Ранг | Поколение | План | Факт | Завод |
Подлодки | 24 | 10 | ||||
Атомные | 16 | 4 | ||||
Ракетные 955/955А (РПКСН) | ОЗ | 1 | 4 | 8 | 3 | СМП |
Многоцелевые 885/885М (МПЛА) | ОЗ | 1 | 4 | 7 | 1 | СМП |
Спец. назначения 09851 | ОЗ | 1 | 4 | 1 | — | СМП |
Дизель-электрические (ДЭПЛ) | 8 | 6 | ||||
677 | БМЗ | 2 | 4 | 2 | — | АВ |
636.3 | БМЗ | 2 | 3+ | 6 | 6 | АВ |
Надводные корабли | 54 | 16 | ||||
Многоцелевые | 38 | 8 | ||||
Фрегаты 22350 | ДМЗ | 1 | 4 | 8 | 1 | СВ |
Фрегаты 11356Р | ДМЗ | 2 | 3+ | 6 | 3 | ПСЗ |
Корветы 20380 | БМЗ | 2 | 4 | 6 | 4 | СВ, АСЗ |
Корветы 20385 | БМЗ | 2 | 4 | 12 | — | СВ |
Корветы 22160 (патрульные корабли) | ДМЗ | 2 | 4 | 6 | — | ЗСЗ |
Ракетно-артиллерийские | 12 | 8 | ||||
Фрегаты 11611К (ракетные корабли) | БМЗ | 2 | 3+ | 1 | 1 | ЗСЗ |
Корветы 21631 (МРК) | БМЗ | 3 | 3+ | 9 | 5 | ЗСЗ |
Корветы 21630 (МАК) | БМЗ | 3 | 3+ | 2 | 2 | ЗСЗ |
Десантные корабли | 4 | — | ||||
УДК Mistral | ДМЗ | 1 | 4 | 2 | — | STX France + БЗ |
БДК 11711 | ДМЗ | 1 | 3+ | 2 | — | ПСЗ |
Примечание: СМП — АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»; АВ — АО «Адмиралтейские верфи»; СВ — ПАО «СЗ «Северная верфь»; АСЗ — ПАО «Амурский судостроительный завод»; ПСЗ — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; ЗСЗ — АО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького»; БЗ — АО «Балтийский завод»
На 2018 г наихудший результат показали ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», наилучший – АО «Адмиралтейские верфи». Средний результат, показанный АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и АО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького», может стать высоким при передаче заказчику до окончания срока ГПВ-2020 указанных кораблей. Возможность трёх отстающих улучшить свой результат к 2020 г остается под большим вопросом. Но не вызывает сомнения, что будут переданы в срок заказчику РПКСН. При этом, неизбежно окажутся «сдвинутыми вправо» контрольные даты по МПЛА.
Главком ВМФ России адмирал В.Королёв охарактеризовал минувшее пятилетие (2013–2017 гг.) как период, в который был «заложен фундамент развития ВМФ по всем направлениям». По количественным показателям, он заявил: «Только за последние 5 лет для ВМФ были построены 64 боевых корабля и катера, в т.ч. 3 РПКСН, 7 многоцелевых подлодок, 14 кораблей и 39 катеров». Число 64 звучит весомо, однако по «боевым кораблям основных классов» (а это корабли, подтверждающие океанский статус ВМФ России) это всего 14 ед. суммарным водоизмещением 127,0 тыс. т. За эти же 5 лет ВМС Китая получили 37 боевых кораблей основных классов суммарным водоизмещением 238,6 тыс. т, а ВМС США – 24 ед. суммарным водоизмещением 372,8 тыс. т.
Несданные ВМФ корабли из числа запланированных ГПВ – это не самая большая беда РФ. Гораздо большая проблема – сроки строительства сданных кораблей. Так, средний срок постройки 3 фрегатов пр. 11356 (Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь») составил 5,3 года, а аналогичный показатель для сравнимых китайских фрегатов типа 054A – 2-2,5 лет, для новых южнокорейских фрегатов типа Incheon (программа FFX) до 2,5 лет, а для австралийских фрегатов типа Anzac (программа SEA 1448) – 3,5 лет. Средний срок постройки 3 корветов пр.20380 (Северная верфь) составил 8 лет, 4-го (Амурский судостроительный завод) – 11,1 года. Сопоставимые с ними корветы ФРГ типа Braunschweig (программа K130) строились по 5,6 года – с учетом решения проблем с редукторами. Французы же на постройку головного корабля серии корветов типа El Fateh (проект Gowind 2500) для ВМС Египта затратили всего 2,5 года.
Известен долгострой по программе фрегатов пр.22350 (Северная верфь): срок постройки головного корабля к 2018 г перевалил за 12 лет, 1-го серийного – за 8 лет. При этом корабли класса российских, сравнимые с ними корейские фрегаты типа Chungmugong Yi Sun-sin (программа KDX II) строились по 2,9 года, испанские фрегаты типа Álvaro de Bazán (программа F100) и норвежские типа Fridtjof Nansen (программа SMP 6088) – 3,1 года, нидерландские фрегаты типа De Zeven Provinciën (программа LCF) – 3,7 года, германские фрегаты типа Sachsen (проект F124) – 4,6 года, французские фрегаты типа Aquitaine (программа FREMM) – 4,7 года.
Особое беспокойство в РФ вызывает программа строительства ракетных и многоцелевых атомных подлодок (Северное машиностроительное предприятие). Если считать головные корабли пр.0955 и 855 исключением, то средний срок постройки серийных подлодок составляет: для двух РПКСН (фактически) – 9,2 года, для двух МПЛА (при условии их сдачи заказчику до конца 2018 и 2019 гг.) – 7,9 года. Если сравнить с последней западной программой строительства ПЛАРБ – французских типа Le Triomphant, то они сопоставимы по срокам постройки с РПКСН: 8,9 года у французов против 9,2 у РФ. В отношении МПЛА картина не столь однозначная: если для британских типа Astute срок постройки 10 лет, то для американских типа Virginia серии Block III – 2,5 года.
Из достижений: средний срок постройки ДЭПЛ пр.636.3 (Адмиралтейские верфи) составил рекордные 2,6 года. А для сопоставимых подлодок – японских типа Oyashio и австралийских типа Collins этот показатель равен 4 и 7,2 года. Средний срок постройки МРК пр.21631 (Зеленодольский судостроительный завод) составил 3 года – столько же, сколько уходит на постройку более крупных китайских корветов типа Bengbu (тип 056).
Позитивным результатом для ВМФ России стало приближение к завершению идущих с 2015 г гос. испытаний созданного АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» ЗРК 3К96-2 «Полимент-Редут» на головном фрегате пр.22350 «Адмирал Горшков». Это открыло возможность оснащения ВМФ России этим ЗРК нового поколения и к ускорению ввода в строй 3-х других строящихся фрегатов пр.22350.
Для ВМФ России частичной компенсацией затягивания постройки в рамках ГПВ-2020 кораблей классов «фрегат» и «корвет» выступает относительно успешно реализуемая программа серийного строительства МРК пр.21631 и 22800, оснащенных КР «Калибр-НК» концерна ВКО «Алмаз-Антей».
МО России законтрактовало строительство на разных судостроительных предприятиях 12 МРК пр.21631 и 18 пр.22800. Из них 5 МРК пр. 21631 уже сдал флоту АО «Зеленодольский судостроительный завод» в 2014–2016 гг., а 6-й испытывается. Ввод в строй этих кораблей позволил осуществить с них неоднократное применение КР «Калибр-НК» по объектам в Сирии.
Головной МРК «Тайфун» нового пр.22800, достраивающийся на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», должен быть передан ВМФ России в 2018 г. Показательно, что оба этих предприятия, ведущих успешную постройку МРК пр.21631 и 22800, не входят в ОСК.
Ремонт и модернизация. Поскольку ВМФ России отстал от флотов развитых в военно-техническом отношении стран мира в вопросе проектирования, постройки, испытания и передачи заказчику боевых кораблей основных классов 4-го поколения, морская часть ГПВ-2020 уделяла особое внимание поддержанию и восстановлению технической готовности уже находящихся в боевом составе флота подлодок и кораблей основных классов 3-го поколения. Даже без учета «восстановления технической готовности с продлением межремонтных сроков», была поставлена задача выполнить средний ремонт с модернизацией минимум 20 подлодок и кораблей основных классов. Фактически же, объем этих работ был больше (см. табл. 2) и иногда именовался «ремонтом по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков и выполнением отд. модернизационных работ».
Ремонт с модернизацией и переоборудование подлодок и кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (на 1 января 2018 г.) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Класс/подкласс/проект | Район | Ранг | Поколение | План | Факт | Завод |
Подлодки | 21 | 9 | ||||
Атомные | 15 | 5 | ||||
Ракетные 677БДРМ (РПКСН) | ОЗ | 1 | 3 | 1 | 1 | ЦСЗ |
Ракетные 677БДР (РПКСН) | ОЗ | 1 | 3 | 1 | 1 | ДВЗ |
Многоцелевые 949А (МПЛА) | ОЗ | 1 | 3 | 6 | 2 | ЦСЗ, ДВЗ |
Многоцелевые 971 (МПЛА) | ОЗ | 1 | 3 | 4 | — | ЦСЗ, ДВЗ, СРЗН |
Многоцелевые 945 (МПЛА) | ОЗ | 1 | 3 | 2 | — | ЦСЗ |
Спец. назначения 09787 | ОЗ | 1 | 3 | 1 | 1 | ЦСЗ |
Дизель-электрические | 6 | 4 | ||||
877 (ДЭПЛ) | БМЗ | 2 | 3 | 6 | 4 | ЦСЗ, КМЗ,
13 СРЗ, АСЗ |
Надводные корабли | 15 | 5 | ||||
Авианесущие | 1 | — | ||||
Тяжёлые крейсера 11435 (ТАВКР) | ОЗ | 1 | 3 | 1 | — | 35 СРЗ |
Ракетно-артиллерийские | 5 | 1 | ||||
Тяжёлые атомные крейсера 11442 | ОЗ | 1 | 3 | 2 | — | СМП |
Крейсера 1164 (РКР) | ОЗ | 1 | 3 | 3 | 1 | ЦСЗ |
Противолодочные | 4 | 1 | ||||
Эсминцы 1155/11551 (БПК) | ОЗ | 1 | 3 | 3 | 1 | 35 СРЗ, ЦСД |
Фрегаты 11540 (СК) | ОЗ | 2 | 3 | 1 | — | |
Десантные корабли | 5 | 3 | ||||
Танкодесантные 1171 (БДК) | ДМЗ | 2 | 3 | 1 | 1 | 13 СРЗ |
Танкодесантные 775 (БДК) | ДМЗ | 2 | 3 | 4 | 2 | 33 СРЗ, ЦСД, ФА |
Примечание: СМП — АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»; ЦСЗ — АО «Центр судоремонта «Звёздочка»; 35 СРЗ — филиал «35 судоремонтный завод» АО «ЦС «Звёздочка»; СРЗН — филиал «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка»; ПСЗ — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; ЦСД — ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод»; ДВЗ — ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»; КМЗ — АО «Кронштадтский морской завод»; 13 СРЗ — ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота»; 33 СРЗ — АО «33 судоремонтный завод»; ФА — «Терем – КРЗ Флотски арсенал – Варна» ЕООД
ГПВ-2020 в части военного судоремонта провалена – и по подлодкам, и по кораблям основных классов.
Судя по табл. 2, реальное выполнение программы ГПВ-2020 должно составить: по подлодкам – 43%, по кораблям – 33%.
Негативные результаты показали АО «Центр судоремонта «Звёздочка» и его филиалы – «35 судоремонтный завод» и «Судоремонтный завод «Нерпа», а также АО «33 судоремонтный завод», позитивные – ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» и АО «Кронштадтский морской завод». Остальные предприятия показывают смешанный результат. Флот стареет – средний возраст кораблей основных классов приблизился к 32 годам, подлодок – к 22 годам, новые корабли ему в срок не передаются, пригодные для ремонта простаивают на заводах, а крайне интенсивное использование боеготовых единиц (часто с превышением межремонтных сроков) переводит их в разряд изношенных.
Несоблюдение сроков выполнения ремонтных и модернизационных работ обусловлено не только увеличением их объема и номенклатуры сверх предусмотренных ремонтной ведомостью в процессе работ по заказам (это ожидаемо в связи с переходом в начале 2000-х годов от действовавшей системы плановых заводских ремонтов к ремонту по техническому состоянию), но и нерациональным (и нецелевым) использованием ограниченных материальных и человеческих ресурсов. На фоне неспешного выполнения ремонтных и модернизационных работ на боевых кораблях основных классов судоремонтные предприятия (Центр судоремонта «Звёздочка» и его филиал «35 судоремонтный завод», Дальневосточный завод «Звезда», Центр судоремонта «Дальзавод») набирают заказов на новое строительство – вспомогательных судов для ВМФ, или гражданских судов для коммерческих заказчиков.
Проблему своевременного выполнения ремонтных и модернизационных работ усугубляют случаи замены предприятия-исполнителя уже после передачи флотом кораблей промышленности: Северо-Восточный ремонтный центр – на головное предприятие Центра судоремонта «Звёздочка» (МПЛА «Братск» и «Самара» пр.971) и Дальневосточный завод «Звезда» (МПЛА «Челябинск» пр.949А), 35-го судоремонтного завода – на 33-й судоремонтный завод (БДК «Оленегорский горняк» пр.775) и Находкинского судоремонтного завода – на Центр судоремонта «Дальзавод» (БДК «Ослябя» пр.775). Наконец, есть такой фактор, как субъективность оценок по ремонтопригодности кораблей и волюнтаризм при принятии решения: одно дело – сверстать план ремонтных и модернизационных работ, но скорректировать его по итогам дефектовки, совсем другое – заключить контракты, передать корабли промышленности, выполнить часть законтрактованного объема работ и затем прийти к выводу о нецелесообразности их завершения (МПЛА «Карп» и «Кострома» пр.945).
Выводы. За время подготовки и реализации ГПВ-2020 в ее морской составляющей сменилось 3 (уже 4) главкома ВМФ: адмиралы В.Высоцкий (2007–2012 гг.), В.Чирков (2012–2016 гг.) и В.Королёв (с 2016 г. по настоящее время (по 2019 г, а с 2019 г – Н. Евменов)). И каждый из главкомов оставил свой след в ГПВ-2020: это видно по их программным заявлениям для СМИ. За это же время 4 раза обновилось руководство АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК): должность её президента занимали Р.Троценко (2010–2012 гг.), А.Дьячков (2012–2013 гг.), В.Шмаков (2013–2014 гг.), А.Рахманов (с 2014 г. по настоящее время). Это тоже не способствовало стабильности в вопросе подготовки и реализации ГПВ-2020 в части, касающейся ВМФ.
Основные проблемы современного российского военного кораблестроения вызваны комплексом причин, которые приведены ниже.
Нестабильность и волюнтаризм военно-технической политики ВМФ. Несмотря на обилие концепций и программ морской части национальной безопасности, у руководства ВМФ России отсутствует единая общность взглядов на основные направления военно-морского строительства в целом и на их реализацию в военно-технической сфере. В этих условиях каждый новый главком ВМФ старается проводить свои личные взгляды на желаемый облик флота в целом и кораблей в частности. В комплексе это порождает нестабильность уже на этапе выработки тактико-технических заданий, постоянную корректировку заданий и проектов, нестабильность серийного строительства. ВМФ и его руководство несут главную ответственность за разнотипность нового корабельного состава.
Слабость судостроительной базы. Судостроительные мощности РФ по многим классам кораблей и судов ограничены или недостаточны для реализации крупномасштабных программ серийного военного кораблестроения, причем дефицит возрастает по мере роста тоннажа и размерений кораблей. На многих судостроительных предприятиях, в т.ч. крупных (Балтийский завод, Адмиралтейские верфи), используются устаревшие технологии судостроения (вроде строительства на открытых наклонных стапелях). Дефицит стапельно-доковых мощностей являлся чертой всего советского судостроения в послевоенный период, причем для РФ он усугубился после 1991 г. потерей крупных николаевских и херсонских судостроительных заводов. Новых мощностей после 1991 г в судостроении РФ введено не было, завод «Звезда» на Дальнем Востоке продолжает строиться, и ориентирован в основном на гражданское судостроение. Положение усугубляется упадком многих предприятий, нехваткой квалифицированных кадров, устарелостью оборудования и технологий. В этих условиях попытки развернуть обширное военное кораблестроение ведут к быстрой перегруженности заводов строительством кораблей и судов разных классов и по нескольким проектам одновременно, что усугубляет производственные проблемы.
Слабость машиностроительной базы судостроения. Россия столкнулась с кризисом в области производства корабельных энергетических установок (ЭУ) в условиях длительного упадка собственного морского дизелестроения (никогда не бывшего на высоком уровне), монопольного производства корабельных газотурбинных ЭУ в Украине и зависимости в производстве атомных ЭУ от кооперации с украинским предприятиями. Попытки частично решить проблемы с корабельными дизелями за счет импорта с Запада оказались дополнительным негативным фактором в условиях введения с 2014 г западных санкций. В результате надводное военное кораблестроение России с 2014 г оказалось парализованным «двигательным кризисом» с прекращением получения всех типов газотурбинных и большей части дизельных корабельных ЭУ. Попытки авральным образом разрешить этот кризис путем ускоренного импортозамещения и налаживания собственного производства потребуют длительного времени и дадут реальный эффект уже за пределами срока действия ГПВ-2020. Пока что по малым боевым кораблям и катерам единственным способом продолжения строительства стал импорт китайских дизелей сомнительного качества.
То же можно сказать и о производстве судового вспомогательного оборудования, тоже либо производимого в России на неконкурентном уровне, либо импортируемого с Запада и попавшего под санкции. Экстренное импортозамещение здесь также приносит пока лишь ограниченные результаты.
Недостаточно эффективная кооперация с разработчиками и производителями систем вооружения. Эта проблема также является хронической для российского ВМФ и судостроительной промышленности на протяжении всего послевоенного периода, ведя к частому отставанию в разработке и производстве корабельных систем вооружения и оборудования от строительства кораблей, для которых эти системы предназначены. В значительной мере причиной является ведомственная разобщенность в советском и российском ОПК и неумение руководства ВМФ и судостроительных объединений и предприятий к выстраиванию эффективной кооперации с разработчиками и производителями систем вооружения и оборудования – в первую очередь «несудостроительного» профиля, с учетом интересов обеих сторон. Еще одной стороной проблемы является нежелание руководства ВМФ осуществлять длительную и затратную отработку систем вооружения и оборудования на береговых или морских стендах, с желанием немедленно продвигать новые комплексы на серийные либо головные корабли – что обрекает их на превращение из боевых кораблей в опытовые суда.
Чрезмерный оптимизм относительно освоения и организации серийного производства систем вооружения нового поколения вообще стал одной из отличительных черт ГПВ-2020 в целом – так, начало серийного производства истребителя 5-го поколения ПАК ФА при 1-ом полете 1-го образца в 2010 г. планировалось уже через 3 года (с 2013 г.), серийное производство перспективных платформ бронетанковой техники «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг» ожидалось уже с 2015 г – через 2 года после планового создания опытных образцов (а на деле лишь в 2015 г удалось построить единичные полумакетные прототипы) и т.д. Это в полной мере затронуло в ГПВ-2020 и планы военного кораблестроения.
Тем не менее, формально морская часть ГПВ-2020 в целом выглядела обоснованной и целесообразной: она ориентировала военных и промышленность на строительство боевых кораблей главным образом БМЗ и лишь отчасти ДМЗ. В сущности, речь велась о программе возрождения флота, ориентированного не столько на военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана, сколько на защиту морских рубежей России. И это было единственно разумным вариантом развития ВМФ на время принятия ГПВ-2020. Однако заложенные в программу военного кораблестроения количественные и качественные показатели существенно превосходили реальные возможности судостроительной и судоремонтной промышленности РФ по производственной инфраструктуре, по техническому оснащению, по кадровому потенциалу, не говоря уже о смежных отраслях – двигателестроении, промышленности вооружений, радиотехнической промышленности и т.п. В связи с этим для выполнения поставленных задач от руководителей отрасли и предприятий требовалось продемонстрировать высочайшее искусство инженерного и финансового менеджмента, что не случилось, за редкими исключениями.
Низкая эффективность менеджмента, во многом обусловленная устаревшими организационно-правовыми формами судостроительной и судоремонтной промышленности РФ. Наверное, на этапе возрождения российского ОПК форма вертикально- и горизонтально-интегрированной отраслевой мегакорпорации, каковой является современная ОСК, была обоснована. Но с течением времени и по мере изменения условий она должна была трансформироваться в нечто более децентрализованное, предполагающее большую самостоятельность и гибкость в реализации производственных программ. Показательно, что большинство провалов в морской части ГПВ-2020 приходится на долю предприятий ОСК. Возможно, все дело в недостаточной конкуренции. Во всех ведущих морских державах мира, за исключением Великобритании и Франции, военное кораблестроение является сферой конкурентной борьбы как минимум двух крупных многопрофильных корпораций. И даже в Великобритании и Франции есть фирмы второго уровня, которые не дают монополистам (BAE Systems Maritime, Naval Group) утратить эффективность.
Статус ОСК как монополии в области военного кораблестроения (в особенности, в части проектирования и строительства боевых кораблей основных классов) должен быть изменен в силу своей неэффективности: в отсутствие конкуренции ОСК действует как во время СССР и вновь предлагает заказчику «флот образцов» с малой серийностью и низкой степенью унификации проектов. И что еще хуже, сосредоточившись на управлении отраслевыми активами, ОСК во многом упустила из-под контроля вопросы взаимодействия со смежниками – разработчиками и изготовителями корабельного оборудования и вооружения. Понимание нетерпимости сложившегося положения в руководстве страной и ее ОПК, похоже, существует, и необходимые меры принимаются: в структуре АО «Холдинговая компания «Ак Барс» формируется, по сути, вторая отечественная судостроительная мегакорпорация. Не исключено, что управляющей компанией нового судостроительного конгломерата станет АО «Корпорация судостроительной промышленности» (КСП), аффилированное с АО «Зеленодольский судостроительный завод». Помимо последнего, под управление КСП перейдут ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи.
В рамках ГПВ-2020, двумя главными получателями средств которой были ВМФ и ВВС, не удалось добиться коренного перелома в оснащенности ВМФ новыми образцами ВВСТ (по состоянию на конец 2017 г, их доля составляет 53%), чего не скажешь о ВВС (72%) и о ВКС в целом (73%). Вряд ли что-то радикально изменится в оставшиеся до 2020 г 3 года. Если целевой показатель в 70% и будет достигнут, то в основном за счет морской составляющей стратегических ядерных сил, малых кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В отношении подлодок и кораблей основных классов ВМФ остаётся вооруженным морской техникой предыдущего (3-го) поколения, не подвергшейся модернизации.
Надежды на качественный скачок в росте возможностей ВМФ в рамках реализации новой ГПВ-2027 представляются призрачными: и не только потому что к этому пока не видно серьезных организационных предпосылок, но и в силу наличия нового получателя средств ГПВ-2027 – СВ. На конец 2017 г. оснащенность СВ новыми образцами ВВСТ составляет всего 45%, и вновь принятая ГПВ-2027 призвана ликвидировать это отставание. Подтверждением переоценки места ВМФ в системе приоритетов национальной безопасности служит его доля в бюджете ГПВ-2027: она составит до 15% всей суммы ассигнований, или 2,9 трлн. руб. Скорее всего, морская часть ГПВ-2027 будет направлена на погашение ранее накопленных долгов по ГПВ-2020 [1].
В 2020 г российский военный эксперт А. Челябинский подтвердил в своей статье [2], что планы строительства ВМФ России, утвержденные ГПВ-2020, оказались с треском провалены по всем классам кораблей, исключая малые корабли 3-го ранга. Но последних в рамках ГПВ-2020 собирались строить мало – лишь несколько малых кораблей класса «река-море» (артиллерийских пр. 21630 и ракетных пр.21631). Упор делался на совсем другие классы кораблей: атомные и дизельные подлодки, корветы и фрегаты новых проектов.
Планы поставки в ВМФ подлодок и боевых кораблей основных классов, согласно ГПВ-2020 и итоги их выполнения приведены в табл. 3
Таблица 3
Класс и проект План на 2020 г Выполнение плана, ед. Выполнение плана, %
Подлодки 40 16 40
РПКСН 10 4 40
пр. 955 3 3 100
пр. 955А 7 1 14
МПЛА 10/8/7 2 20/25/29
пр. 885 1 1 100
пр. 885М 9/7/6 1 11/14/17
ДЭПЛ 20 9-10 45-50
пр. 636.3 6 8 133
пр.677 14 1-2 7-14
Надводные корабли 59 14 24
Фрегаты 14 5 36
пр.11356Р 6 3 50
пр.22350 8 2 25
Корветы 35/19 7 20
пр.20380 12/6 6 50/100
пр.20385 12/6/12/4/2 1
пр.20386 11/1 — —
Десантные корабли 10 2 20
БДК пр.11711 6 2 33
УВКД типа Mistral 4 — —
Итого 99 30 30
Но вскоре стало ясно, что программа получилась чрезмерно оптимистичной.
КБ затянули доводку новой и сложной техники (например, ДЭПЛ пр.677 и ЗРК «Полимент-Редут»). Франция не отдала заказанные УДК типа Mistral, а ставка на украинские и германские двигатели едва не сорвала поставку фрегатов и МРК. Российские кораблестроители постоянно срывали сроки сдачи кораблей, да и в бюджете не хватало средств на реализацию столь масштабной программы.
Когда стало ясно, что планировавшийся ГПВ-2020 к поставке могучий флот из сотни кораблей основных классов уменьшается пятикратно и что программы ремонтов имеющихся в ВМФ РФ боевых единиц срываются в той же пропорции, возник вопрос – что же делать флоту? ВМФ отчаянно нуждался хоть в каких-нибудь кораблях, а малые корабли промышленность РФ ещё могла построить. Поэтому кораблестроительные программы оказались скорректированы в сторону постройки МРК пр.21631 и 22800, патрульных кораблей пр.22160. Но это было вынужденное решение, продиктованное не тактическими соображениями, а необходимостью пополнить состав ВМФ хоть чем-нибудь. Если с корветами и фрегатами не получилось, решение строить малые корабли было правильным. Но и тут, по мнению эксперта, акценты по классам кораблей были расставлены неверно, а к ТТХ кораблей пр.22800 и 22160 есть много вопросов.
Если рассмотреть выполнение планов кораблестроения на 2011-2020 гг., то станет ясно, что отставание по ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН) было меньше, чем по другим единицам флота. Из 10 запланированных к сдаче ВМФ подлодок этого класса на 2020 г в строй вступили 3 РПКСН пр.955 («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»), а также головная подлодка улучшенного пр.955А «Князь Владимир». Но следующий за ним РПКСН «Князь Олег», скорее всего, до конца 2020 г в строй встать не успеет. Итого ВМФ получит 4 РПКСН из 10 запланированных, т.е. выполнение плана – 40%.
Многоцелевых атомных подлодок (МАПЛ) пр.885 и 885М сперва собирались строить 10 ед., потом – 8 и 7, но в составе ВМФ сейчас 1 подлодка пр.885 «Северодвинск», и возможно до конца 2020 г поступит ещё и МАПЛ пр.885М «Казань». Это 20% плана от 10 МАПЛ и до 29% от 7.
Планировалась постройка 20 ДЭПЛ (6 пр.636.3 для ЧФ и 14 новейших пр.677). Может, даже с ВНЭУ, если получится. Но не получилось ни с ВНЭУ, ни с пр.677, по крайней мере, в рамках ГПВ-2020. В итоге было принято решение увеличить серию подлодок пр. 636.3 с 6 до 12, отправив 6 таких подлодок на ТФ. На сегодняшний день в строй вошли все 6 ДЭПЛ, запланированные для ЧФ, и еще 7-я – для ТФ. 8-я подлодка пр.636.3 вероятно пополнит ТФ в 2020 г. Что же до подлодок пр.677, то кроме «Санкт-Петербурга», ВМФ, возможно, получит в 2020 г «Кронштадт». Итого – 9-10 ДЭПЛ из 20, то есть 45-50% плана (самый высокий показатель по ВМФ). Но это было достигнуто за счёт модернизированных подлодок пр.636.3 прошлого поколения.
Из запланированных 14 фрегатов (6 пр.11356 для ЧФ и 8 пр. 22350 для других флотов) в строю 3 фрегата пр.11356 и 2 пр.22350 («Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Итого – до 36% плана.
Из 35 планировавшихся к постройке корветов в строй вступили 5 пр.20380, и. возможно, до конца 2020 г будут поставлены 1 пр.20380 «Ретивый» и 1 пр.20385 «Гремящий» – итого до 7 корветов, или до 20% плана. Надо отметить, что сегодня корветов пр.20380 в строю не 5, а 6, но головной «Стерегущий» был сдан флоту в 2008 г и в ГПВ-2020 не входит.
Зато МРК получено 10 ед. (8 пр.21631 и 2 пр.22800), а в 2020 г планируется получить ещё 5 (1 пр.21631 и 4 пр.22800). Но большим достижением это считать нельзя, т.к. МРК БМЗ не заменят фрегаты и корветы.
Запланированные к поставке в ГПВ-2020 4 французских УДК типа Mistral ВМФ России так и не получили. Из 6 планировавшихся к передаче БДК пр.11711 в строй войдут только 2, если «Петр Моргунов» поставят в 2020 г. Итого – 20% плана десантных кораблей[2].
Всего, планировалось поставить 40 подлодок и 59 надводных кораблей, а поставлено 16 (40% плана) и 14 (24% плана) соответственно, что говорит о приоритете, отданном строительству подлодок.
Всего по ГПВ-2020 планировалось поставить ВМФ 99 подлодок и кораблей основных классов 1-го и 2-го ранга (подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей), способных действовать в ДМЗ и ОЗ, а ВМФ получат максимум 30 ед. (30% плана), плюс, возможно, 25 малых кораблей 3-го ранга (МРК, патрульных и тральщиков), способных действовать в БМЗ. При этом, малые корабли 3-го ранга кораблей 1-го и 2-го рангов заменить не смогут. Но даже если их учесть, то план будет выполнен лишь на 55%, то есть тоже сорван.
И если министр обороны С. Шойгу, отчитываясь по выполнению ГПВ-2020, заявит, что она сдана на 97-98% (как он отчитывался ранее по выполнению годовых гособоронзаказов), значит, программа была очень сильна скорректирована в ходе тщетных попыток её выполнить, а недовыполнение плана поставки кораблей и подлодок скомпенсировано перевыполнением поставки, например, новых автоматов Калашникова АК-12.
Всего же ВМФ России может иметь к концу 2020 г старых и новых ед. (если план 2020 г будет выполнен): 69 подлодок (12 РПКСН, 9 ПЛА с КР, 17 ПЛА М, 8 ПЛА СН, 1 ДЭПЛ СН, 22 ДЭПЛ), 227 кораблей и катеров (1 ТАВКР, 2 ТАРКР, 3 РКР, 4 эсминца, 9 БПК. 5 фрегатов, 6 сторожевых кораблей, 8 корветов, 2 патрульных корабля, 26 МПК, 28 МРК, 23 ракетных катера, 3 МАК, 6 АК, 14 МТЩ, 19 БТЩ, 13 РТЩ, 21 БДК, 2 ДК ВП, 32 десантных катера) [3]. В т.ч. 17 новых подлодок (4 РПКСН, 3 ПЛА с КР, 10 ДЭПЛ) и 34 новых корабля (5 фрегатов, 8 корветов, 2 патрульных корабля, 15 МРК, 4 МТЩ, и 2 БДК). Т е. в ВМФ России в 2020 г может быть 25% новых подлодок (они имеют приоритет) и 15% новых кораблей.
Планы госпрограммы вооружений России до 2027 года в части военного кораблестроения. Планы поставки в ВМФ подлодок и кораблей 1-3 ранга согласно ГПВ-2027 приведены в табл. 4
Таблица 4
Класс и проект В 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 +/итого
Подлодки 12 5 5 4 2 2 — 3 3 19/36
РПКСН 3 1 1 1 1 1 1 1 6/10
пр. 955 3 3
пр. 955А — 1 1 1 1 1 1 1 6/7
МПЛА 1 2 1 1 1 1 1 1 6/9
пр. 885 1 1
пр. 885М 2 1 1 1 1 1 1 6/8
ДЭПЛ 8 2 3 2 1 1 7/17
пр. 636.3 7 1 2 2 4/12
пр.677 1 1 1 1 1 4/5
Надводные корабли 26 11 12 8 10 6 3 3 3 45/82
Фрегаты 4 1 1 1 1 1 1 1 6/11
пр.11356Р 3 3
пр.22350 1 1 1 1 1 1 1 1 7/8
Корветы 6 2 4 1 1 1 7/15
пр.20380 6 1 3 1 1 5/12
пр.20385 1 1 1/2
пр.20386 1 1
Малые рак. корабли 10 5 5 3 5 2 15/30
пр.21631 8 1 1 1 1 3/12
пр.22800 2 4 4 2 4 2 12/18
Тральщики пр.12700 3 1 2 2 1 1 2 8/12
Патрульные корабли 2 1 1 1 2 1 5/8
пр.22160 2 1 1 1 1 3/6
Пр.23550 1 1 2/2
Десантные корабли 1 1 1 1 1 1 4/6
БДК пр.11711 1 1 1 м. 1 м. 2/4
УВКД пр.23900 1 1 2
Итого 38 16 17 12 12 8 3 6 6 64/118
Согласно табл. 4 в 2027 г планируется иметь в ВМФ 118 новых подлодок и кораблей, в т.ч. 36 подлодок (10 РПКСН, 9 МПЛА, 17 ДЭПЛ) и 82 корабля (11 фрегатов, 15 корветов, 30 МРК, 12 тральщиков, 8 патрульных и 6 десантных). Но подлодок, фрегатов, корветов, ПК и десантных кораблей 1-2 ранга там будет всего 76 (т.е. 75% от плана ГПВ-2020). Отсюда – программа ГПВ-2020 может быть выполнена в 2027 г на 75% (и это ещё маловероятно).
Причём, из единиц 1-2 ранга там будет 36 подлодок и 34 корабля.
В 2021-2027 гг. планируется поставить ВМФ 64 новые подлодки и корабля, в т.ч. 19 подлодок (6 РПКСН, 6 МПЛА, 7 ДЭПЛ) и 45 кораблей (6 фрегатов, 7 корветов, 15 МРК, 9 тральщиков, 5 патрульных и 4 десантных). Из единиц 1-2 ранга там будет 19 подлодок и 19 кораблей.
Самым распространённым классом новых кораблей станет МРК ближней морской зоны (30 ед.), тогда как фрегатов будет 11, а корветов – 15.
Ежегодные поставки подлодок и кораблей будут постепенно снижаться с 2021 по 2027 годы (с 17 до 6 ед.) с резким уменьшением в 2025 г.
Подлодки и корабли 1-2 ранга планируется поставлять по 1 ед. каждого проекта в год (значительно реже по 2-3). Годовые поставки кораблей 3-го ранга могут доходить до 6 ед. (с нескольких верфей).
Поставки подлодок и кораблей на все флоты ВМФ и Каспийскую флотилию. Количество новых подлодок и кораблей в 2027 г во флотах ВМФ и Каспийской флотилии (Кфл) приведено в табл. 5.
Таблица 5
Класс и проект СФ БФ ЧФ Кфл ТФ Итого
Подлодки 12 6 18 36
РПКСН 5 5 10
пр. 955 1 2 3
пр. 955А 4 3 7
МПЛА 5 4 9
пр. 885 1 1
пр. 885М 4 4 8
ДЭПЛ 2 6 9 17
пр. 636.3 6 6 12
пр.677 2 3 5
Надводные корабли 14 18 25 3 22 80
Фрегаты 3 5 3 11
пр.11356Р 3 3
пр.22350 3 2 3 8
Корветы 1 4 3 7 (+2) 15
пр.20380 4 2 6 (+2) 12
пр.20385 1 1 2
пр.20386 1 1
Малые рак. корабли 3 11 7 3 6 30
пр.21631 5 4 3 12
пр.22800 3 6 3 6 18
Тральщики пр.12700 3 3 3 3 12
Патрульные корабли 2 6 8
пр.22160 6 6
пр.23550 2 2
Десантные корабли 2 1 3 6
БДК пр.11711 2 2 4
УВКД пр.23900 1 1 2
Итого 26 18 31 3 40 118
Согласно табл. 5 в 2027 г планируется иметь во всех флотах ВМФ и Кфл следующие новые подлодки и корабли:
- СФ: 26 ед.: 12 подлодок (5 РПКСН, 5 МПЛА и 2 ДЭПЛ), 12 НК (3 фрегата, 1 корвет, 3 МРК, 2 ПК, 3 тральщика и 2 БДК);
- БФ: 18 ед.: 18 НК (4 корвета, 11 МРК и 3 тральщика);
- ЧФ: 31 ед.: 6 ДЭПЛ, 25 НК (5 фрегатов, 3 корвета, 7 МРК, 3 тральщика, 6 ПК и 1 УВКД);
- Кфл: 3 ед. (МРК);
- ТФ: 40 ед.: 18 подлодок (5 РПКСН, 4 МПЛА и 9 ДЭПЛ), 22 НК (3 фрегата, 7 корветов, 6 МРК, 3 тральщика, 2 БДК и 1 УВКД).
Отсюда по числу новых подлодок и кораблей общий приоритет будет иметь ТФ (40 ед.), у него же приоритет по подлодкам (18 ед.), корветам (7 ед.) и ДК (3 ед), 2-е место по НК (22 ед.) и фрегатам (3 ед.).
2-й по приоритетности – ЧФ (31 ед.), у которого 1-е место по НК (25 ед.), фрегатам (5 ед.) и ПК (6 ед.) и 2-е место по МРК (7 ед.). Из европейских флотов России этот флот самый приоритетный.
3-й по приоритетности – СФ (26 ед.), у которого 2-е место по подлодкам (12 ед.), фрегатам (3 ед.) и ДК (2 ед.).
4-й по приоритетности – БФ (18 ед.), у которого 1-е место по МРК (11 ед.) и 2-е по корветам (4 ед.).
5-я по приоритетности – Кфл, имеющая всего 3 ед. (МРК).
Но океанские СФ и ТФ имеют стратегический приоритет, т.к. у них будет по 5 новых РПКСН.
Новые подлодки и корабли ВМФ России
Характеристики новые подлодки и корабли ВМФ приведены в табл. 6-9 [4-7]
Таблица 6
Класс подлодки | РПКСН | МПЛА | ДЭПЛ | ДЭПЛ |
Проект | 955/955А | 885/885М | 636.3 | 677 |
Обозначение | Борей/Борей-А | Ясень/Ясень-М | Варшавянка | Лада |
На вооружении, год | 2013/2020 | 2014/2020 | 2014 | 2010 |
Водоизмещение, т | 14720/24000 | 8600/13800 | 2350/3950 | 1765/2650 |
Размерения, м | 170х13,5х10 | 139/130х13х10/9,4 | 73,8х9,9х6,2 | 66,8х7,1х6,6 |
Двигатели, МВт | ЯЭУ ППУ 190 | ЯЭУ ППУ 200 МВт | ДЭЭУ 2000 | ДЭЭУ 200 |
Мощность, л.с. | ПТУ до 50000 | ПТУ 43000 | ЭД 5500 | ЭД 4100 |
Скорость, уз | 15/29 | 16/31 | 17/20 | 10/21 |
Дальность, миль | Не ограничена | Не ограничена | с РДП 7500 (7 уз) | с РДП 6500 |
Глубина, м | 400/480 | 520/600 | 240/300 | 250/300 |
Автономность, суток | 90 | 100 | 45 | 45 |
Экипаж, чел | 107 | 90 | 52 | 35 |
Вооружение: | ||||
БРПЛ | 16 Булава | — | — | — |
ПКР/КР/ПЛУР | — | 8/10х4 Оникс и Циркон; 8/10х5 Калибр-ПЛ | Калибр-ПЛ | Калибр-ПЛ |
Торпедные аппараты | 6х533 мм | 10/8х533 мм | 6х533 мм | 6х533 мм |
Таблица 7
Класс корабля | Фрегат | Фрегат | Корвет | Корвет | Корвет |
Проект | 11356Р | 22350 | 20380 | 20385 | 20386 |
Обозначение | Буревестник | тип Адмирал Горшков | тип Стерегущий | Тип Гремящий | тип Меркурий |
На вооружении, год | 2014 | 2018 | 2008 | 2020 | 2022 |
Водоизмещение, т | 3620/4035 | 4550/5400 | 1800/2250 | 1800/2430 | 2500/3400 |
Размерения, м | 124,8х15,2х
4,2 (7,5) |
135х16,4х4,53
|
104,5х13х
3,7 (7,95) |
106,3х13х
3,7 (7,95) |
109х15х4,3 |
Двигатели | ГГТЭУ | ДГТЭУ | ДЭУ | ДЭУ | ГТЭЭУ |
Мощность, л.с. | 56044 | 65400 | 24000 | 24000 | 55000 |
Скорость, уз | 30 | 29,5 | 27 | 27 | 30 |
Дальность, миль | 4850 (14 уз) | 4500 (14 уз) | 4000 (14) | 4000 (14) | 5000 |
Автономность, суток | 30 | 30 | 15 | 15 | |
Экипаж, чел | 180 (20 МП) | 180-210 | 100 | 100 | 80 |
Вооружение: | |||||
Артиллерия | 1 АУ 100 мм | 1 АУ 130 мм | 1 АУ 100 мм | 1 АУ 100-мм | 1 АУ 100 мм |
Зенитная артиллерия | 2х6-30 мм АУ | 2 ЗРАК Палаш | 2х6-30 мм АУ | 2х6-30 мм
АУ |
2х6-30 мм АУ |
ПКР/КР/ПЛУР | 1х8 УВП
Калибр-НК |
2/3х8 УВП
Калибр-НК Оникс Циркон |
2х4 ПКР Уран | 1х8 УВП
Калибр-НК Оникс Циркон |
2х4 ПКР Уран |
ЗРК | Ураган-Торнадо
3х12 УВП |
Редут
4х8 УВП |
Редут
3х4 УВП |
Редут
4х4 УВП |
Редут
2х8 УВП |
Торпедные аппараты | 2х2-533 мм | 2х4 -324 мм | 2х4 -324 мм | 2х4 -324 мм | 2х4 -324 мм |
Бомбомёты | 1 РБУ-6000 | — | — | — | — |
Вертолёты | 1 Ка-27ПЛ | 1 Ка-27ПЛ | 1 Ка-27ПЛ | 1 Ка-27ПЛ | 1 Ка-27ПЛ |
Таблица 8
Класс корабля | МРК | МРК | ПК | ПК | Тральщик |
Проект | 21631 | 22800 | 22160 | 23550 | 12700 |
Обозначение | Буян-М | Каракурт | типа «Василий Быков» | Арктика | Александрит |
На вооружении, год | 2014 | 2018 | 2018 | 2023 | 2016 |
Водоизмещение, т | /949 | 800/870 | 1500/1800 | /8500 | 800/890 |
Размерения, м | 74,1х11х2,6 | 67х11х4 | 94х14х3,4 (4) | 114х20х6-7 | 61,6х10,3х2,7 (3,1) |
Двигатели | ДЭУ | ДЭУ | ДЭУ | ДЭУ | ДЭУ |
Мощность, л.с. | 17400 | 24000 | 12000 | 20410 | 5000 |
Скорость, уз | 25 | 30 | 25 | 16-18 | 16 |
Дальность, миль | 2500 (12 уз) | 2500 | 6000 (16 уз) | 6000-10000 (10) | 1500 (10) |
Автономность, суток | 10 | 15 | 60 | 60-70 | 10 |
Экипаж, чел | 36 | 39 | 28 (до 80) | 60 (+50) | 44 |
Вооружение: | |||||
Артиллерия | 1 АУ 100 мм | 1 АУ 76 мм | 1 АУ 76 мм | 1 АУ 76 мм | |
Зенитная артиллерия | 1х12-30 мм АУ | 2х6-30 мм АУ/
ЗРАК Панцирь-М |
— | 2х6-30 мм АУ | 1 АУ 30 мм |
ПКР/КР | 1х8 УВП
Калибр-НК |
1х8 УВП
Калибр-НК |
(2х4 Калибр-НК/ 2х4 Уран) | (2х4 Калибр-НК/ 2х4 Уран) | |
ПЗРК | 2 Гибка | 2 Гибка | |||
Вертолёты | — | — | 1 Ка-27ПС | 1 Ка-27ПС |
Таблица 9
Класс корабля | Большой десантный | Универсальный десантный |
Проект | 11711 | 23900 |
Обозначение | типа «Иван Грен» | типа «Иван Рогов» |
На вооружении, г | 2019 | 2026 |
Водоизмещение, т | 5000/6600 | 25000/28000 |
Размерения, м | 135х16,5х3,8 | 220х33х5 |
Скорость, уз | 16-18 | 22 |
Дальность, миль | 3500 | 6000 |
Автономность, сут. | 30 | 60 |
Экипаж, чел. | 100 | 320 |
Полезная нагрузка: | ||
Танки, ед. | 13 | ? |
ББМ, ед. | 36 | 75 |
Десант, чел. | 300 | 900-1000 |
Десантные катера | — | 6-8 пр.11770 или 02510 |
Вертолёты | 2 Ка-29 или 1 Ка-52К | св. 20 верт. (10 Ка-29, 8 Ка-52, 2 Ка-27) |
Вооружение: | ||
Артиллерия | 1 АУ 100-мм | |
Зенитная артиллерия | 1х12-30 мм и 2х6-30 мм АУ | 3 ЗРАК Палаш и 2 Панцирь-М |
РПКСН пр. 955 и 955А – стратегические ракетные атомные подлодки 1 ранга, 4 поколения, ОЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин», строятся на АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш»). В строю уже 3 подлодки пр.955 и 1 – пр. 955А, 1 готовится к испытаниям, 3 строятся и 2 планируется заложить. Есть планы заказать ещё 2 такие подлодки, а всего их число намечено довести до 14 ед.
Сообщалось, что подлодки пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность (?), чем пр.971 и 949А. Также было упрощено обслуживание и содержание.
Подлодка имеет водомётный движитель.
Оборудование: БИУС «Округ», ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» (обнаруживает цели на 200 км, сопровождает св. 30 целей), РЛС «Радиан-У» с антенным постом МРКП-59, цифровые средства связи, инерциальный навигационный комплекс «Симфония-У» с гирокорректором «Скандий» и БЦВМ, АСУ техническими средствами «Булат-Б», унифицированный перископ.
Вооружение: РК Д-30 с 16 БРПЛ Р-30 «Булава» (дальность пуска 8-9,3 тыс. км, несёт 6 РГЧ по 150 кт с КВО 150-350 м) и 6 533-мм торпедных аппаратов (торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., ПЛРК «Водопад» с ПЛУР 83Р и 84Р, мины). Есть 6 ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум» и всплывающая спасательная камера на весь экипаж.
Подлодки пр.955А отличаются от пр.955 более низким уровнем физических полей (лучшей скрытностью), более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть.
Недостаток подлодок пр.955 и 955А: невысокая надёжность БРПЛ «Булава» (лишь 20% пусков были успешными). Это объясняется неустранимыми особенностями изготовления ракет.
МПЛА пр. 885 и 885М – многоцелевые с крылатыми ракетами атомные подлодки 1 ранга, 4 поколения, ОЗ. Они разработаны СПМБМ «Малахит», строятся на «Севмаше». В строю уже 1 подлодка пр.885, 1 пр.885М проходит испытания, 1 готовится к испытаниям, 4 строятся и 2 заложены.
Подлодки пр.885 и 855М, так же, как ДЭПЛ пр.636.3 и 677, имеют малошумный гребной винт.
Оборудование: БИУС «Округ», ГАК МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», защищённая звукоподводная система связи (аналогично аппаратуре «Структура»), РЛС и др. системы, выдвижные телескопические устройства.
Вооружение подлодки пр.885: УВП СМ-346 УКСК ЗР-14В с 8х4 «Оникс»/«Циркон» (32 ПКР), или 8х5 «Калибр-ПЛ» (40 ПКР 3М-54/КР 3М14/ПЛУР 91Р), а также 10 533-мм торпедных аппаратов (30 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., ПЛРК «Водопад» с ПЛУР 83Р и 84Р, мины).
Вооружение подлодки пр.885М: УВП СМ-346 УКСК ЗР-14В с 10х4 «Оникс»/«Циркон» (40 ПКР), или 10х5 «Калибр-ПЛ» (50 ПКР/КР/ПЛУР), а также 8 533-мм торпедных аппаратов (см. выше).
Подлодки пр.885М отличаются от пр.885 меньшими размерами, улучшенным оборудованием и составом вооружения (см. выше).
Недостаток подлодок пр.885 и 885А: очень высокая цена, вдвое выше, чем у подлодок пр.955 и 955А.
ДЭПЛ пр. 636.3 – многоцелевые дизель-электрические подлодки 2 ранга, поколения 3+, БМЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин» на базе экспортной подлодки пр.877ЭКМ «Палтус», строятся на АО «Адмиралтейские верфи». В строю 7 подлодок, 1 готовится к гос. испытаниям, 2 строятся и на 2 заключён контракт.
Оборудование: БИУС «Узел», АСУ корабельными системами «Палладий-М», ГАК МГК-400М «Рубикон-М», РЛС МРК-50 «Каскад», цифровые средства связи, новый навигационный комплекс, унифицированный перископ.
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов (18 торпед 53-65К, ТЭСТ-71М, САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80, ПКР/КР/ПЛУР «Калибр-ПЛ»).
Недостатки: это модернизированный вариант лодок 3 поколения и он морально устарел (не имеет ВНЭУ и др.) Производство их объясняется тем, что нужно было срочно усилить подлодками ЧФ (ввиду планируемого захвата Крыма), затем нужно было усилить ТФ, а новые подлодки пр.677 нельзя было строить из-за множества недостатков. В итоге ВМФ получил подлодки 2-х проектов вместо одного, что противоречило провозглашённой политике стандартизации.
ДЭПЛ пр. 677 – многоцелевые дизель-электрические подлодки 2 ранга, 4 поколения, БМЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин», строятся на АО «Адмиралтейские верфи». Одна подлодка находится в опытной эксплуатации, 1 испытывается, 1 строятся и на 2 заключён контракт.
Оборудование: БИУС «Литий», АСУ корабельными системами «Лиана», ГАК «Лира», РЛС КРМ-66 «Кодак», цифровые средства связи «Дистанция», навигационный комплекс «Аппассионата», унифицированный перископ УПК «Парус-98».
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов (18 торпед САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К, ПКР/КР/ПЛУР «Калибр-ПЛ») [4, 5].
Подлодки пр.677 предполагались строить более дешёвыми и малошумными, чем ДЭПЛ пр.877, и они были предназначены для замены последних на ЧФ и БФ. Всего планировать закупить 20 ДЭПЛ пр. 677, однако испытания показали несоответствие ТТХ лодки техническому заданию, большие проблемы с силовой установкой и гидроакустическим комплексом. Постройку лодок не раз останавливали, а их доводка сильно затянулась. Когда нужно было срочно усилить подлодками ЧФ, а подлодки пр.677 были ещё не доведены, в плане стало 6 ДЭПЛ пр.636.3 и 14 пр.677. Затем, когда нужно было срочно усилить ТФ, в плане стало 12 ДЭПЛ пр.636.3 и 5 пр.677. Разработка ВНЭУ для подлодок пр.677 тоже сильно затянулась. Сообщают о планах создания ВНЭУ в 2023 г, но эти планы уже не раз переносились на будущее.
Юрий Бараш,
член Экспертного Совета ЦИАКР
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеповаленко М. Предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения // http://cast.ru/products/articles/predvaritelnye-itogi-gpv-2020-v-chasti-voennogo-korablestroeniya.html
2. Челябинский А. Куда нам столько РПКСН? // https://topwar.ru/172446-kuda-nam-stolko-rpksn.html
3. Боевые корабли и подлодки РФ // http://russianships.info/today/
4. Подводные лодки // https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/podvodnye-lodki/
5. Подводные лодки ВМФ // http://russianships.info/podlodki/
6. Боевые корабли ВМФ // https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/boevye-korabli-vmf/
7. Боевые корабли ВМФ // http://russianships.info/boevye/
8. Проект 23560: самые мощные эскадренные эсминцы типа «Лидер» // https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-23560/
9. Дронина И. Россия построит крупнейший в мире авианосец // https://nvo.ng.ru/nvo/2020-01-17/1_1077_main.html
10. Сивков К. Праздник со слезами на глазах // https://vpk-news.ru/articles/57975