Казенное предприятие «Научно-производственный комплекс «Искра» уже много лет занимает ведущее место в сфере разработки и производства наземной радиолокационной техники оборонного комплекса Украины. НПК «Искра» стал ключевым предприятием кластера радиолокации, связи и РЭБ. За последние годы предприятие ощутимо увеличило поставки своей продукции в ВСУ. Например, в 2017-2018 годах зафиксирован значительный рост объемов реализации продукции предприятия для нужд Министерства обороны Украины, а по сравнению с 2015 годом он вырос в несколько раз. Это подчеркивает важность продукции компании в Украине.
Кроме того, НПК «Искра» является активным участником военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами, что сделало его стабильным участником мирового рынка вооружений и позволило заметно повысить внешнюю конкурентоспособность. Предприятие продолжает создавать и серийно выпускать радиолокаторы мирового уровня. Наибольшим спросом пользуются мобильный трёхкоординатный радиолокатор обзора воздушного пространства 36Д6М, 80К6К1 для систем противовоздушной обороны и радиолокационный комплекс разведки, целеуказания и корректировки стрельбы для артиллерии. Кроме того, «Искра» инвестирует разработку РЛС нового поколения 90К6.
О том, что предприятию НПК» Искра » удалось на украинском рынке и о том какие сейчас времена переживает, в интервью ИА «ОПК» рассказал директор предприятия Юрий Пащенко.
Юрий Александрович, хотелось бы начать с того, что ГП «Искра» как одно из самых успешных предприятий ГК «Укроборонпром», традиционно в немалых объемах участвовало в государственном оборонном заказе (ГОЗ). Какая ситуация на предприятии сегодня – принимает ли «Искра» участие в ГОЗ, «расписанном» в конце 2019 г.?
Предприятие «Искра» головное в своем направлении в Украине, поэтому оно в течение последних нескольких лет является участником и исполнителем ГОЗ, и почти 100% его объёмов реализации – это ГОЗ. Поэтому предприятие полностью зависит от показателей этого заказа. Что касается 2019 года, то у нас ГОЗ переходящий с 2019 на 2020 год. Это порядка 70% наших объёмов.
Выгодно ли ГП «Искра» выполнять заказы в рамках госгарантий?
У нас нет заказов в рамках госгарантий. Я как руководитель предприятия могу сказать, что мы давали свои предложения Министерству обороны по целому ряду продукции, чтобы работать именно по такой схеме, получить кредит под государственные гарантии и выпустить партию изделий. В этом есть свои плюсы и есть свои минусы. Здесь вопрос о выгодности в общем-то и не стоит, потому что кредитные ставки по кредиту включаются в стоимость, и их компенсирует заказчик – Министерство обороны. Вопрос, насколько это им выгодно. Мы понимаем, что проценты, которые уплачены банку — это те деньги, которые могли бы быть направлены на заказ и изготовление вооружений, которые нужны уже сегодня. Но вместе с тем этот механизм имеет место быть, и мы от него не отказываемся.
Как удается предприятию выживать в такой ситуации? Что представляет собой ГП «Искра» сегодня? Какие направления конструкторских работ и планы развития предприятия, имеет ли место сокращение персонала?
Мы находимся в состоянии развития, мы создаем новые производственные мощности, которых ранее не было на предприятии. Это связано с освоением производства новой техники. Но, как и прежде, мы являемся головным заводом по разработке и изготовлению радаров. Так было всегда, все 60 лет истории существования предприятия. Мы работаем над этим и создаем новые модели. Кроме того, создаем и по заказу Минобороны, и инициативно. Также мы освоили ряд новых направлений для нашего предприятия. Это контрбатарейные радары, серийное производство которых налажено на предприятии, и мы получили заказ от Министерства обороны уже на первые серийные образцы. К тому же, работаем над многофункциональными радарами. Пока что инициативно. Это радар, который совмещает функции и обзорного радара и контрбатарейного. Это сейчас в тренде и имеет очень серьёзные экспортные перспективы. Также мы освоили новое для себя направление – а именно, средства радиоэлектронной борьбы. Такие станции мы производим уже четвертый год, и работаем над их модернизацией. И над созданием новых, современных моделей. А также, с точки зрения, экспорта, эта техника является весьма привлекательной.
Какое, на данный момент, влияние имеет коронавирус на работу предприятия?
Конечно влияет. Например, из 2500 тысяч работников предприятия на работу ходит примерно 1900. 600 человек находиться в отпусках. Это перенесенные плановые отпуска, отпуска, которые взяты «за свой счет». Но, несмотря на это, работоспособность предприятия сохранена. «Искра» работает и выполняет свои задачи. Один — два месяца в таком режиме можно работать.
Как отображается нынешняя задержка в четыре месяца гособоронзаказа на жизни предприятия?
На самом деле – это худший сценарий из всех возможных, которые могли произойти. Это не просто задержка. Это на четыре месяца все производственные мощности оборонной промышленности были не задействованы должным образом. Хорошо, если у кого-то были переходящие контракты, и авансирование в конце 2019 года было произведено. А что делать тем заводам ОПК, у которых нет таких переходящих заказов? Для «Искры» такие переходящие контракты были, но и то они, скорее всего, переходящие за счет совершенно неудовлетворительного финансирования в 2019 году. Министерство обороны было вынужденно их перенести, поскольку их не финансировали в 2019 году. Запуска новой техники под план 2020 года в течение четырех месяцев не производилось. К тому же, отсутствие средств и никакого авансирования. Поэтому говорить о том, что ГОЗ-20 будет выполнен прилично или с плановыми параметрами – пустой разговор! Потому что четыре месяца из 12 уже выпали. Некоторые предприятия вынуждены были уйти в четырехмесячный простой, а это – чистые убытки. И предприятия, которые будут стараться каким-то образом догнать производство своей номенклатуры в 2020 году, пойдут на сверхурочные, а это тоже убытки. Это убытки, потому что в цену эти затраты заказчик не примет. Будет дилемма между убытками и скудными объёмами реализации. Поэтому худший сценарий уже произошел. На мой взгляд, разумного объяснения этому нет.
Можно ли говорить о перспективах государственно-частного партнерства в тематике «Искры»?
«Искра» — казенное, стратегическое предприятие. И я думаю, что никому в управление его отдавать не следует. А осуществить необходимую трансформацию для повышения эффективности работы, конечно – это тот путь, который надо пройти. И к которому надо стремиться. Это сегодня уже веяние времени. Это то, что может привлечь инвестиции. Это то, что активизирует трансфер современных технологий. И то, что выльется в создание новых конкурентных образцов техники. Эту программу надо реализовать.
Каким вы видите порядок реформирования ОПК Украины?
Такие наработки сделаны Концерном, и на сегодняшний день подготовительная работа сделана достаточно фундаментально. Проведен анализ существующей модели управления, анализ потенциальной, предлагаемой к внедрению модели управления. А также разработана концепция реформирования отрасли. Я специально не говорю — концерна «Укроборонпром», — потому что, по большому счету это затронет всю отрасль. С нашим предприятием работают множество заводов негосударственной формы собственности. Это наши партнеры, которые являются поставщиками критической комплектации, и которые являются разработчиками и поставщиками составных частей. Поэтому такая концепция есть, вопрос теперь в ее грамотной реализации в достаточно краткие сроки.
На данный момент развитием автоматизированной станции радиотехнической разведки «Кольчуга» занимается частное НПК СКБ «Таргет», но к сожалению, пока что сделать данную станцию им не удается. Было ли бы вам выгодно выпускать «Кольчуги» на «Искре»?
«Искра» уже в течение нескольких лет дает свои предложения для разработки и постановки на производство новой станции радиотехнической разведки. Станции с новыми качествами, с новыми опциями, которые отсутствуют в любой модификации «Кольчуги». Мы такие предложения даем постоянно, и Минобороны в этот раз нас услышало. Были соответствующие совещания, которые проводил профильный заместитель министра. Подход был системный и грамотный. Наши предложения услышаны. Сегодня Минобороны изучает возможности «Искры» справиться с таким заданием. Мы рассчитываем, что выводы Минобороны будут позитивными, и мы сможем в ближайшем будущем приступить к такой разработке. Мы бы хотели развивать у себя это направление, потому что мы создаем радиолокационную технику в и сантиметровом, и метровом диапазонах. Средства пассивной радиолокации логично дополнили бы нашу номенклатуру.
Беседовал Дмитрий Бадрак, ИА «ОПК»