30 ноября Украина отмечает День радиотехнических войск Воздушных сил Вооруженных сил Украины. Современные конфликты продемонстрировали возрастающую роль средств радиоэлектронной борьбы, и отставание в этой области сегодня представляет собой огромный риск для национальной обороны. О том, почему сегодня Радиотехнические войска являются наиболее модернизированным родом войск, в чём преимущества отечественных РЛС перед зарубежными, проблемах и перспективах украинской радиолокации информагентству «Оборонно-промышленный курьер» рассказал Ведущий научный сотрудник Научного центра Воздушных сил при Харьковском национальном университете Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба Геннадий Камалтынов.
– Как бы вы охарактеризовали общее состояние украинской ПВО сегодня?
– Обо всём спектре задач, которые решает ПВО, я говорить не могу, поскольку 11 лет работал начальником управления радиолокации в научном центре ПВО, то есть занимался сугубо радиолокацией, а с другими сферами был связан только косвенно. На мой субъективный взгляд, Украина сегодня сдаёт позиции по таким отраслям, как авиа- и ракетостроение, но в радиолокации ситуация более оптимистичная. На мой взгляд, ситуация на подъёме, отрасль развивается. Украина остаётся одним из десяти государств, способных производить локаторы по замкнутому циклу. Причём разного назначения, класса, различных диапазонов волн, и этот спектр расширяется. Наша продукция обладает хорошей репутацией в мире. Стоит отметить, что за последние 10 лет Украина продала за рубеж больше локаторов, чем РФ – наш традиционный конкурент на этом рынке.
По ряду направлений и характеристик украинские локаторы сегодня не имеют аналогов в мире. Например, локаторы метрового диапазона волн. Традиционно их разрабатывали только в СССР и в КНР. В Китае сегодня это направление также развивается, но не без помощи украинских специалистов. Также развивается такое перспективное направление, как разработка РЛС контрбатарейной борьбы.
Дело в том, что в радиолокации уже практически всё известно, радикально новых решений нет. Она напоминает конструктор, в котором каждый работает с уже готовыми деталями, стремясь собрать из них новое изделие. Новыми на сегодняшний день являются ряд технологий. Например, использование цифровых цилиндрических активных антенных решёток. Технология безредукторных двигателей, и построение новых приводов на основе частотных преобразователей, отход от сложных редукторных систем. Использование современных цифровых датчиков угла наклона, угла поворота. Переход на твердотельные РЛС. Украина наконец-то активно уходит от ламповой и вакуумной техники, пусть и не во всех диапазонах это сейчас возможно в силу высокой стоимости. Также осуществляется переход на модульное построение на так называемых паллетах – транзисторных усилительных модулях, которые позволяют создавать локаторы разного класса.
– Насколько эти новые разработки востребованы в Украине?
– Стоимость отечественных разработок в 3-4 раза ниже, чем у зарубежных аналогов. И это помимо того, что зарубежные изделия требуют отдельной оплаты технического обслуживания, ремонта и обучения специалистов. В то же время у наших отечественных предприятий в стоимость готового изделия входит весь комплекс услуг.
Поэтому наши изделия востребованы, проблема, как всегда, в финансах. И даже несмотря на нехватку финансирования, радиотехнические войска ВСУ сегодня – наиболее динамично развивающийся род войск, получивший за последние 10 лет наибольшее количество современной техники. В отличие от, например, зенитно-ракетных войск, в которых попытки модернизации, создания отечественных ЗРК – такие программы, как «Славутич» – закончились провалом. Традиционно станции для ЗРВ – многофункциональные, подсвета и наведения – разрабатывались в Новосибирске и Москве. По этой причине, а также в силу высокой стоимости, и зависимости от иностранной элементной, базы Украина пока не в состоянии создавать такие изделия. Например, производство СВЧ элементов у нас либо не освоено, либо утрачено. Ферритовые изделия – вентили, циркуляторы, малошумящие усилители – практически не выпускаются в Украине, только в небольших объёмах. Поэтому отечественный производитель по ферриту в основном ориентируется на продукцию США. Китайские изделия по некоторым параметрам несовершенны. Что касается Украины, то завод в Тетиеве, ранее производивший изделия во всех диапазонах – в основном для бортовых устройств, авионики – теперь выпускает их только в миллиметровом. Да и объёмы крайне малы.
Есть определённые успехи в создании отечественных клистронов. На них пока ещё работают такие РЛС, как 80К6Т, хотя недавно на выставке уже был представлен твердотельный вариант, который работает на транзисторных модулях, расположенных на антенне. При этом, в отличие от многих аналогов, обслуживание этих модулей осуществляется изнури решётки, что повышает надёжность, и удобство эксплуатации.
Есть смысл дополнять украинские метровые РЛС высотомерным каналом. Например, россияне сейчас в опытных образцах, в одной РЛС, в одном комплексе совмещают диапазоны – дециметровый, метровый и сантиметровый. Тем самым повышается функциональность, точность, дальность, помехоустойчивость и живучесть изделия. У нас также ведутся подобные разработки.
– В чём преимущества именно РЛС метрового диапазона?
Украинские РЛС метрового диапазона сегодня закупает Египет, Казахстан, Вьетнам и ряд других стран. У них есть несколько преимуществ. Во-первых, по таким РЛС тяжело вести огонь, потому что при работе они подсвечивают вокруг себя большой участок, и головка самонаведения снаряда захватывает весь этот участок, что снижает точность. Второе – сложно ставить помеху в этом диапазоне. Третье – РЛС метрового диапазона способны обнаруживать самолёты, созданные с применением технологии «стелс», как это произошло с американским F-117 во время войны в Югославии. Потому что с метровыми РЛС технология поглощающих покрытий не работает, либо работает неэффективно.
– Какие ещё направления в этой области Украине необходимо осваивать?
– Переход на международный диапазон волн. В связи с конверсией радиочастотного ресурса диапазон, в котором работали многие станции ПВО, стали гражданскими. Например, диапазон CDMA, в котором работали П-19. Соответствующее решение Кабмина было ещё десять лет назад, но только в прошлом году Министерство обороны отказалось от этого диапазона. И перешло выше – в международный диапазон 1200-1400, предназначенный для радиолокации. Этот диапазон привлекателен тем, что в нём работают гражданские РЛС управления воздушным движением. Близко к нему работают навигационные системы «GPS», «Глонасс» и «Galileo». Там маленькая длина волны, и там, как правило, не создают помеху – габариты затрудняют ещё создание. В этом диапазоне ещё работает земля, там небольшие затухания от гидрометеоров и атмосферы. Там также работают международные системы опознавания, в которые Украина также будет интегрироваться.
– Этот переход уже осуществляется?
– Да, работы в этом направлении ведутся. Понимание важности этого процесса есть. Этот диапазон хорош и тем, что позволяет на одной антенне интегрировать активную первичную, и вторичную РЛС, которая работает в близком диапазоне RBS. Подобные изделия очень востребованы в мире, поскольку в режиме BRS осуществляется управление воздушным движением практически во всём мире. В этом диапазоне некоторые государства стремятся создать свои национальные системы опознавания. Это очень актуальная проблема, и к Украине неоднократно обращались из ряда государств с просьбой разработать для них криптозащищённые системы опознавания в рамках BRS. Другие преимущества – дешевизна по комплектующим, поскольку диапазон очень освоен, и отсутствие необходимости согласования частот.
– Какие сегодня основные проблемы в украинской радиолокации?
– Основные проблемы связаны с производством, в научном сегменте ситуация лучше. Прежде всего, технологическое состояние предприятий. Старение материальных фондов. Утрата производств, способных производить современную элементную базу. Эта отрасль утрачена фактически полностью, и возрождать её в прежнем виде, на мой взгляд, уже нецелесообразно. Сегодня элементная база на рынке доступна, но некоторые технологии получить бывает крайне сложно. В целом, некоторые технологии утрачены, и уже в целом неактуальны, а их современная замена в Украине не освоена.
Другая острая проблема – кадровая. По радиотехническим специальностям в ВУЗах сегодня недобор, конкурса практически нет. В Украине с 1991 года по специальности «Радиолокация и радионавигация» защитилось 5 докторов наук, из которых четверо – мои бывшие подчинённые. А затем эту специальность ликвидировали, и сейчас её не существует. Фактически, радиолокация на самом высоком уровне остаётся наукой энтузиастов. Нет кафедры радиолокации, нет подготовки специалистов среднего звена, способных ремонтировать и обслуживать технику – в частности, военных. То есть, разрушена система средних училищ.
Молодые специалисты есть, и их достаточно много, но они не задерживаются в отрасли, в Украине, стремясь к высоким зарплатам. Нет молодёжи, которая прошла бы все этапы разработки изделия… Нарастает количество ситуаций, когда невозможно изготовить, или хотя бы повторить определённые изделия, в силу отсутствия подготовленных кадров. Но я бы не стал выделять эту проблему сугубо в радиолокации, это общегосударственная проблема с техническими специалистами в целом.
– Какие, на ваш взгляд, перспективы у отрасли?
– При грамотном отношении государства – самые положительные. Отрасль живёт, особенно её научный компонент. Но сегодня нередки прецеденты закупок за границей тех изделий, которые производятся, или могут производиться в Украине. Как правило, причиной тому или банальной лоббирование, или же незнание рынка, собственных, отечественных ресурсов и возможностей.
Также в Украине – пока за спонсорские средства и для зарубежного заказчика – начались разработки РЛС для зенитно-ракетных комплексов.
ИА «ОПК»