В ІНТЕРЕСАХ ЗСУ РОЗРОБЛЯЄТЬСЯ РАКЕТА НОВОГО ПОКОЛІННЯ З АКТИВНОЮ ГСН – ДИРЕКТОР ТОВ «РАДІОНІКС» С. ЗАВ’ЯЛОВ

В інтересах Збройних Сил наразі розробляється ракета нового покоління «повітря-повітря» із назвою «Агат», і саме для неї має бути використана нова головка самонаведення, яку розробляє «Радіонікс» для майбутніх «індійських» Р-27. Крім того, повідомляється, що розробка ракети «Агат» могла бути завершена через «декілька років», а це, серед іншого, суттєво б посилило літаки українських Повітряних сил.

Редакції «ОПК» вдалося поспілкуватися з директором приватної компанії ТОВ «Радіонікс» Станіславом Зав’яловим та більше дізнатися про нюанси створення нових головок самонаведення та перспективи роботи підприємства в цілому.

 

Станислав Борисович, хотелось бы начать с вопроса о вашей новой роботе, об импортозамещении, и непосредственно о ракете Р-27. Вы создали новую головку самонаведения, которую здесь представили. Расскажите немножко: как она создавалась, сколько времени ушло на это?

Ну прежде всего хотелось бы сказать, что история создания этой головки самонаведения относится к контракту трехлетней давности. По сути, толчком для создания новой тепловой матричной головки наведения являлся подписанный «Спецтехноэкспортом» контракт с индийскими Военно-воздушными силами о поставке ракет Р-27 с индексом ЭТ-1. А также необходимость импортозамещения части элементов этой ракеты, которые в свое время производились в Российской Федерации. Перед нами стояла задача импортозамещения и головки самонаведения 36Т, и радиовзрывателя «Стриж» и блока автопилота БУ-72. Сначала было принято решение на уровне Министерства обороны Украины и «Укроборонпрома», в котором было прописано участие компании «Радионикс» в импортозамещении блоков управления БУ-72 и радиовзрывателя. А впоследствии было подписано и совместное решение на импортозамещение и изделия 36Т — тепловой головки самонаведения. Над разработкой этой головки самонаведения работала группа из 40 специалистов. На сегодняшний момент головка самонаведения уже создана и продемонстрирована комиссии, что представляет индийские Военно-воздушные силы. В том числе, с представителями ГК «Укроборонпром», ГАХК «Артем» и специалистами от спецэкспортеров. Она прошла проверку тех параметров, которые были установлены в общей программе испытаний. И головка самонаведения, которая на сегодняшний день представлена, обладает всеми заявленными характеристиками. Более того, часть характеристик существенно превышает заданные параметры.

Что именно вы имеете ввиду?

Особенно это касается характеристик максимальной дальности, то есть на сегодняшний момент мы можем с уверенностью сказать, что такие цели в задней полусфере эта головка может обнаруживать на дальностях около 90 километров, что по сути дела превышает дальность обнаружения оптико-локационной станцией истребителя Су-27, и уж, тем более, истребителя МиГ-29. То есть, созданная система на сегодняшний момент является уникальной. Кроме того, она может служить основой для создания и собственно ракет следующего поколения.

 

 

Дело в том, что реально головка самонаведения российского производства тепловая, речь идет о головке самонаведения 36Т, она имела дальность обнаружения 35-40 километров. То есть, реально эта характеристика превышена в два раза. Также, хочу сказать, что в результате этой работы компания не просто подошла с точки зрения создания системы, но нам по сути дела пришлось создавать и элементную базу. То есть, всю систему микрокриогенного охлаждения компания была вынуждена создать самостоятельно. В этом нам помогли и профильные организации, и профильные институты, в том числе институты Национальной академии наук Украины. Я считаю, что эта работа в конечном итоге завершилась успешно только благодаря такой интеграции с другими разработчиками и другими научными учреждениями.

Ранее в СМИ везде информировалось, что ракета Р-27 на 50% состояла из российских комплектующих. Можно сказать, что вы фактически эти 50% «закрыли»?

Я считаю, что те три изделия которые мы на сегодняшний день выпускаем, не считая активной радиолокационной головки самонаведения, которую мы тоже предлагаем для установки на эту ракету — это 2/3 всей электроники ракеты в общем. По сути дела, кроме этой электроники есть еще несколько узлов, которые точно так же закрываются на сегодняшний момент украинской кооперацией.

Вы сказали, что на эту ракету Р-27 – вы предлагаете и активную головку самонаведения. Это связано с интересом иностранного заказчика или Минобороны Украины?

Дело в том, что на сегодняшний индийский заказчик высказал пожелание рассмотреть вопрос о поставке ракеты Р-27 с активной радиолокационной головкой самонаведения. По этой работе мы уже работаем порядка пяти лет. Эта головка самонаведения на сегодняшний день в том числе используется глубокой модернизации зенитного ракетного комплекса. У нас по этой головке также существует для ракеты Р-27 соответствующие наработки, и нам не потребуется слишком много времени для того, чтобы адаптировать эту головку самонаведения для этой ракеты.

Вы упомянули, что было совместное решение Министерства обороны. Означает ли это, что военное ведомство как-то рассматривает использовать технологию и для Украины, для Вооруженных Сил?

На сегодняшний момент, насколько я знаю, принято решение и выдано поручение представительству Министерству обороны, которое работает на нашем предприятии, о сопровождении практически всех этих работ. То есть, нужно отдать должное, что за последнее время очень существенно изменился подход военного ведомства.

Я правильно понимаю, если мы говорим об интересах уже Украины, то речь идет о ракете «Агат», верно?

Речь идет, наверное, все-таки о ракете «Коралл» разработки КБ «Луч». И для этой ракеты у нас разработана головка «Оникс». А то, что касается по тематике «Агат» — это разработка перспективной ракеты и перспективной головки самонаведения пятого поколения.

То есть, она вполне может появиться в будущем?

Выполнены определенные этапы этой опытно-конструкторской работы, но на сегодняшний момент эта опытно-конструкторская работа приостановлена. Насколько я понимаю, в связи с отсутствием необходимого финансирования.

Вот вы упомянули зенитную ракету, которую делает КБ «Луч». Верно ли будет рассуждать, что идея этой ракеты и вашей головки самонаведения родилась из внешних контрактов, из внешнеэкономической деятельности предприятия или нет?  

Я думаю, что здесь все-таки существует определенный симбиоз: и внешнеэкономических контрактов, и требований Министерства обороны, потому что, насколько я понимаю, зенитная ракета «Коралл» универсальная ракета, которую разрабатывает КБ «Луч». Я, конечно, могу ошибаться, но она проектируется как универсальное средство. То есть, и для зенитно-ракетных комплексов, в том числе и для зенитно-ракетных комплексов морского базирования под строительство судов серии корветов, а также с возможностью применения этой ракеты в том числе и на воздушных платформах, в качестве ракеты «воздух-воздух».

И по головкам самонаведения еще один вопрос. Я слышал, что вам их заказывают и покупают иностранные государства. Это верно?

Это правда. Нам не очень хотелось бы рассказывать о всех наших заказчиках. Но я скажу, что головки самонаведения у нас заказывают очень разные страны. К тому же, заказывают как проектирование головок самонаведения, так и покупают готовые головки самонаведения. В том числе и европейские страны. Что касается активной головки для Р-27 – мы считаем, что, этот вопрос уже исторически задержался с решением, потому что, на наш взгляд, эта головка самонаведения должна была уже давным-давно летать. Мы ее начали проектирование практически 7 лет тому назад. И мы никак не могли при предыдущих правительствах работать по установке этой головки самонаведения. Я считаю, что сейчас немножко поменялась ситуация и поменялся подход к этому вопросу. Думаю, что это положительно. И в конечном итоге активная головка самонаведения дает очень большое преимущество истребителю работать в режиме: «выстрелил-забыл».

Станислав Борисович, вы являетесь руководителем частного предприятия, а раньше в Украине головки самонаведения разрабатывали в ЦКБ «Арсенал» — на государственном предприятии. В чем секрет, как вам удалось выполнить такую сложную задачу?

Дело в том, что в свое время работая с российской корпорацией «Фазотрон НИИР», которая разрабатывала все российские радары для истребителей и в том числе часть этой компании НИИ «Агат» — известный разработчик головок самонаведения – был частью компании «Фазотрон». И волей-неволей мы с этой темой соприкасались. После 2014 года все те разработки, которые мы делали для россиян, были полностью остановлены, и по понятным причинам эту продукцию мы уже никуда не поставляли. Во всяком случае, в Российскую Федерацию. Но у нас возникло желание продолжить работать над этой темой.

А работа с «Лучом» — это фактически государственно-частное партнерство «снизу», будем так говорить?

Это как брак по расчету, можно сказать и так. Хотя по-честному, то на сегодняшний день – пусть меня простят другие разработчики ракетного вооружения, но мы не видим другого серьезного разработчика в Украине, кто бы мог разработать головки самонаведения для ракет «воздух-воздух» и для зенитных ракет.

А для Эфиопии вы уже сделали тоже активную головку самонаведения?

Да, она была сделана вот как раз на базе головки «Алиса». Это именно вариант головки, которую мы разрабатывали для ракеты Р-27. И на базе вот этой головки самонаведения мы сделали головку для зенитной ракеты.

 

Фактически это был первый шаг?

Да. Просто получилось так, что для этого заказчика мы разработали быстрее, нежели, для нашего Министерства обороны. Потому что, ну, оно как-то не проявляло должного интереса к этому.

А корректно рассуждать, что «Коралл» ракета, которая родилась из модернизации С-125 «Печора»?

Нет, это совершенно разные проекты. Работа по проекту «Коралл», с нашей точки зрения, – это совершенно новый проект, с совершенно разными комплектациями. В общем-то там практически ничего старого нет.

Хотелось бы перейти к блоку вопросов касающихся радиоэлектронной борьбы. Расскажите пожалуйста, как создавался комплекс «Омут»?

История создания комплекса «Омут» берет начало еще в 2007-2008 годах, то есть, по сути дела, это совпадает с моментом создания компании «Радионикс». Тогда речь шла о том, что б мы участвовали в работе по созданию отдельных элементов: усилителей мощности, частотных модуляторов для системы радиоэлектронной защиты, которая называлась «Сателлит/Сателлит-М». Вопрос в том, что, создавая тот комплекс, мы были как бы младшими в кооперации. Но уже тогда понимали, что комплекс обладал целым рядом недостатков.  Закончив работу по комплексу «Сателлит-М», мы постепенно где-то за два года переосмыслив наше видение разработки систем РЭБ начали разработку собственного комплекса. При этом она шла поэтапно, она существенным образом изменялась от этапа к этапу. То есть, расширялся диапазон, увеличивалось количество каналов ответных помех, разрабатывались новые алгоритмы, в том числе и алгоритмы цифрового запоминания частоты. По сути дела, комплекс постоянно преобразовывался. В результате вот на сегодняшний момент мы уже представляем комплекс. По нашему мнению, он соответствует лучшим образцам техники, которая на сегодняшний день существует в мире. Во всяком случае это комплекс, который может на равных конкурировать с российскими комплексами – такими, например, как Л-265 «Хибины». И на сегодняшний день мы проходим этап подготовки к летно-конструкторским испытаниям комплекса; мы надеемся, что в конечном итоге получим соответствующие выводы комиссии, чтобы в последствии перейти к этапу опытно-конструкторской работы и предложить нашим Вооруженным силам практически законченное видение комплекса РЭБ.

 

Комплекс РЭБ «Омут», разработки компании «Радионикс»

 

То есть фактически комплекс РЭБ может попасть в одну из модернизаций самолетов?

Я думаю, что если эта модернизация будет, то на сегодняшний момент не существует альтернативы. Потому что глупо думать, что хоть какая-то страна, например, тот же Израиль или та же Америка, или какие-то европейские страны продадут нам системы РЭБ. Этого не будет никогда. Даже если продут «железо», никогда не продадутся технологии. Я на сегодняшний момент абсолютно уверен, что единственной возможностью оборудования наших самолетов системами РЭБ является создание собственного комплекса.

Если сказать о ее действии простыми словами, то в чем состоит его задача?

Прежде всего это имитационный комплекс, который работает на уровне сигналов, которые соответствуют излучаемым переотражаемым сигналам от цели. То есть, речь идет о создании имитационных целей. В результате, скажем так, создается картина огромного количества целей и по сути дела пилот истребителя или оператор ЗРК не может полностью разобраться в том, что это – цель истинная, а это – цель имитированная. Но в случае, если все-таки реальный захват цели происходит и цель берется на сопровождение или там сопровождается в режиме сопровождения «на проходе», то осуществляется увод цели либо по угловым координатам, либо по дальностным координатам, либо используются комбинированные способы увода.

А экспортный потенциал у этого комплекса есть?

Проблема заключается вот в чем: для того, чтобы этот комплекс установить на каких-либо самолетах, необходима доработка, причем существенная доработка борта самолета. Это и пульты управления, это и связи самого комплекса. Естественно, комплекс имеет вполне определенное энергопотребление, это тоже необходимо согласовывать. И, естественно, если мы его устанавливаем где-то на самолеты, допустим российского производства, понятно, что мы имеем в общем-то со стороны производителя однозначно негативную реакцию на подобного рода установку. На сегодняшний момент мы реально можем говорить пока что только о внутреннем потреблении данного комплекса.

        Вы получили уже лицензию на собственную внешнеэкономическую деятельность. Скажите, первый момент, вам это легко далось? Были какие-то определенные препятствия? Пользуетесь ли вы сейчас этой лицензией?

Лицензией мы, естественно, пользуемся и будем пользоваться. Ну и я скажу откровенно: мы бы, наверное, никогда не предлагали никаких усилий к получению собственной лицензии на внешнеэкономическую деятельность, если бы со стороны спецэкспортеров эта работа с компанией «Радионикс» была бы ответственной и справедливой. Потому что вот за все время мы уже не один раз считали, что только комиссионных мы заплатили спецэкспортерам за 15 лет более 14 млн. То есть 1 млн долларов мы платили каждый год. Вопрос в том, что в качестве каких-то инвестиций или в качестве каких-то программах мы не получили ни копейки. Поэтому наше отношение в спецэкспортерам соответствующим образом вот этим определено.

Ну а разработки вы ведете за свои деньги?

В 90% случаев мы ведем разработки за собственные оборотные средства.

На выставке «Зброя та безпека 2021» вы представили бортовой комплекс самолета. Можете рассказать о нем подробнее?

Здесь представлен стендовый комплект. В 40-футовом контейнере размещен весь прицельный комплекс истребителя МиГ-29.

Для чего создавался этот стендовый комплект?

Прежде всего преследовались две цели. Первая цель – это создание полнофункциональной системы управления вооружением, которую можно отрабатывать, включая на излучение, принимая сигнал. То есть, реально лоцируя реальные цели. При том отрабатывается модернизация этого комплекса, модернизированные блоки, соответственно все режимы этого комплекса. Оценивается дальность обнаружения цели, захват. Весь комплекс тех параметров, которые необходимы при исследовании радиолокационных систем.

Вторе – это использование этого комплекса в качестве системы для оценки средств радиоэлектронной борьбы. Систему «Омут» мы непосредственно оцениваем следующим образом: то есть мы включаем эту систему – и она ставит помехи непосредственно вот этому бортовому радару. При этом мы видим, насколько эффективны те помехи, которые создает система «Омут» и «Омут-КМ».

 

А созданная вами бортовая аппаратура – она сейчас используется в модернизации самолетов МиГ-29?

Дело в том, что по первому этапу мы непосредственно поставляем серийно нашим авиаремонтным предприятиям каждый год по несколько модернизационных комплектов для истребителей Миг-29 и Су-27.

На данный момент предприятие активный участник модернизации?

Да, на сегодняшний момент это одна из тех работ, за которые нам не стыдно.  На сегодняшний момент те изделия, которые мы поставляем, работают исправно.

Наблюдая за работой вообще всего оборонного комплекса Украины, мы немножко грешим тем, что мы проверяем, действительно ли так, что-то родилось из экспортных контрактов. Вот в свое время была поставлена партия истребителей Азербайджану, и там происходила определенная модернизация. Можно сказать, какая связь?

Дело в том, что собственно азербайджанская модернизация делалась нашим коллективом. Да, начиналась она еще во времена, когда часть компании работала на предприятии «Фазотрон-Украина». То есть, в тот момент, когда мы еще работали с нашими московскими коллегами. А продолжилась она уже непосредственно, когда была создана компания «Радионикс». Она на себя забрала часть этих работ. Но тут надо действительно отдать должное: по сути дела, на сегодняшний момент я могу сказать, что 90% тех изделий, которые мы производим и в том числе поставляем Министерству обороны – это изделия, которые изведены в рамках контрактов с инозаказчиками, и по сути дела, благодаря их деньгам.

А кроме Азербайджана можете назвать каких-то заказчиков еще?

Эфиопия заказывала, и мы делали модернизацию Су-27, например, именно под контракт с Эфиопией. Также могу сказать, что более 200 комплектов вместе с заводом «Новатор» мы поставляли в Китай. Несколько десятков комплектов мы поставляли в Индию. У нас достаточно большая серьезная география. Часть поставляли и поставляем в том числе и Соединенным Штатам, и Польше.

 «Радионикс» — это сегодня одна из таких мощных высокотехнологических частных компаний. Можно ли сказать, сколько персонала сейчас в «Радиониксе», сколько инженеров?

Компания состоит из трех основных частей. Две производственные площадки и одна площадка – разработчики. В общем более 250 человек. Были времена лучше, когда количество людей доводилось до 300, но это все зависит от выполняемых контрактов.

Вопрос кадров – он для вас проблемный? Дефицит есть?

Это не просто проблемный вопрос, это, наверное, архипроблемный вопрос. Вопрос подготовки кадров, вопрос удержания кадров. Потому что действительно на сегодняшний день нужно очень четко понимать, что на подготовку специалистов уходит огромное количество времени. Но очень многие специалисты изначально позиционируют себя как «временщики», будем так говорить. Есть многие люди, которые действительно работают и изначально позиционируют, что они хотят работать очень долгое время и как бы связывать свои перспективы самореализации с компанией. Ну а есть люди, которые просто набираются опыта.

Поделиться публикацией