ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ УКРАИНЫ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Часть 1

17 марта 1994 г. министр машиностроения, ВПК и конверсии Украины Д.Черненко подписал вновь разработанную специально созданной межведомственной рабочей группой ведущих специалистов 30 основных предприятий отрасли «Национальную Программу развития судостроения и кораблестроения Украины до 2000 года».

«Программа» представляла собой капитальный труд, состоящий из двух частей, посвященный вопросам развития судостроения (1-я часть) и кораблестроения (2-я часть). Во 2-й, закрытой части документа, рассматривались вопросы военного кораблестроения, оценивались потребности ВМСУ в новых кораблях и на основании прогнозных оценок развития обстановки в Черноморском регионе определялось количество подлежавших постройке новых боевых кораблей и вспомогательных судов.

Помимо достройки в Николаеве РКР пр.1164 («Украина»), предполагались к постройке многоцелевые фрегаты водоизмещением до 4-5 тыс. тонн (дальняя перспектива), многоцелевые корветы водоизмещением до 1,5-2 тыс. тонн (ближняя перспектива, основной корабль ВМС), тральщики, десантные корабли, малые артиллерийские корабли и другие корабли, катера и суда обеспечения.

Для них предполагалось разработать ряд образцов вооружения и специальной техники. Важное место занимало создание системы внутри украинской производственной кооперации  с максимальной заменой, что особенно важно,  изделий российского производства на отечественные.

Если оценивать разработку этого безусловно важного документа с позиций современности, то, по большому счету, «Программа» основывалась на чрезмерно оптимистической оценке перспективы и возможностей Украины. По словам одного из экспертов, ее можно считать образцом раннего украинского романтизма первой половины 90-х гг. По ряду объективных и субъективных причин, главным образом, экономического порядка, эта «Программа» так и не была принята.

Между тем, когда по итогам состоявшегося в 1997 г. раздела Черноморского флота бывшего СССР Украина получила  сразу 138 кораблей и судов (еще 117, подлежавших передаче Украине единиц, оставили России в порядке взаимозачетов), это принесло и новые проблемы.

Все, очень скромные средства, выделявшиеся на ВМСУ, пошли на ремонт полученных кораблей, передававшихся нам зачастую разукомплектованными, без ЗИП и с умышленными повреждениями, например, оборудования и кабельных трасс.

В таких условиях говорить о новом кораблестроении было сложно. Тем не менее, по мере возможности предприятия отрасли налаживали кооперацию, продолжалось проектирование по отдельным направлениям, включая потенциальную возможность выхода украинской продукции на внешние рынки.

Так, в Исследовательско-проектном центре кораблестроения (ИПЦК) прорабатывался вариант создания на базе пр.1124М нового корвета (главный конструктор А.Балабушко) с оснащением его новым, в т.ч. ударным ракетным оружием и РЛС отечественного производства. Речь шла о возможности строительства серии новых корветов в корпусе 1124М, но уже с украинской «начинкой». Но поскольку это все требовало времени, возникла идея построить корабль переходного типа. Такой корабль под названием «Запорізька Січ» (заводской №  С-014) даже предлагалось заложить на том же заводе после сдачи корвета «Тернопіль». К сожалению, корабль не был заложен.

Но если МО Украины было ограничено в средствах на новое кораблестроение, то другое силовое ведомство – Госкомитет по охране государственной границы находился в лучшем положении, благодаря чему в ИПЦК в начале 90-х гг. было начато проектирование пограничного патрульного корабля по теме «Кордон» (главный конструктор А.Балабушко). Одновременно прорабатывали и его экспортную версию под названием «Дозор».

В 1997 г. ИПЦК завершил разработку вполне современного и отвечавшего всем требованиям заказчика технического проекта  «Кордон» полным водоизмещением в 960 т. После защиты проекта в установленном порядке «Завод имени 61 коммунара» в Николаеве приступил к подготовке производства. К сожалению, из-за резкого сокращения финансирования  постройку отменили.

В то же время, для морских пограничников по проекту, разработанному в КБ ФПО «Море» построили серию из 18 новых патрульных катеров пр. 50030 («Калкан»). Большинство катеров построили на ФПО «Море» (г. Феодосия), еще один или два – на частном ССЗ «Лиман» (г. Николаев). Причем николаевская версия (пр.09104 «Калкан-П») при меньшей стоимости отличалась наличием более совершенных средств связи и навигации, а также американских дизелей 3176С Caterpillar взамен прежних танковых. Соответственно, катер получился менее шумным и более комфортным для личного состава. Водоизмещение (т): полное — 8,5. Главные размерения (м): 11,6х3,3х0,6. ГЭУ дизельная в составе двигателя 475К (496 л.с.), движитель-водометный. Скорость полного хода-34 узла. Вооружение: один 7,62-мм или 12,7-мм пулемет и ПЗРК. Экипаж – 2 человека (без учета досмотровой группы).

 

Одной из важнейших составляющих военного кораблестроения любой страны является возможность реализации своей продукции на внешнем рынке. И Украина здесь не исключение.        Малоизвестный факт: параллельно с работой  по подготовке известного впоследствии  крупного танкового контракта с Пакистаном  ИПЦК совместно с СВТФ «Прогресс» активно прорабатывалась также возможность заключения контракта на постройку фрегата. Но если танки можно было показать и испытать в любых условиях, корабль существовал пока только на бумаге. Здесь мы проиграли китайцам.

Одновременно украинская делегация посетила военно-морскую базу Карачи и провела переговоры с командованием ВМС Пакистана на предмет возможности переоснащения кораблей типа «Amazon» украинскими газотурбинными установками. К сожалению, контакт не получил развития.

Зато Украина активно поставляла на экспорт катера различных проектов, например, типа «Калкан-М». Так, в 2001 г. в ходе визита в Киев президента этой страны С.Ниязова была достигнута договоренность о поставках пограничных катеров Туркмении в обмен на поставки туркменского природного газа. В частности, в эту страну поставили 5 катеров в версии «Калкан-М» с дизелями MTU, построенных на ФПО «Море» в Феодосии.

Кроме того, в Туркменистан поставили один (по другим данным — два) катер типа «Гриф-Т» (шифр «Кондор»). Несколько катеров этого проекта были построены во Вьетнаме в версии с водометными движителями.

В рамках реализации Государственной целевой программы «Обустройство и реконструкция государственной границы» на ФСК «Море» планировалась постройка 8 катеров модифицированной версии пр. 58130 (шифр «Орлан»), доработанного под требования Госпогранслужбы Украины. Правда, до аннексии Крыма реализовать программу не успели. Украинским морским пограничникам успели передать только головной BG200 «Балаклава», вступивший в строй 11 декабря 2012 г.

BG200 «Балаклава» имеет следующие ТТХ: полное водоизмещение 42,5 т, главные размерения: 26,8х5,1х2,8х1,3(м), ГЭУ дизельная в составе 2-х двигателей MTU 10V2000M93, скорость полного хода 38 узл, экипаж 9 человек.  Вооружение: один 12,7-мм пулемет. Проект разработан КБ ФСК «Море» под руководством главного конструктора В.Алексеева для замены устаревших ПСКА советской постройки пр.1400М (шифр «Гриф»).

Помимо поставки МДКВП пр.12322 типа «Зубр» в Грецию, о чем говорилось выше, украинская промышленность сумела, потеснив российских конкурентов, самостоятельно выйти с этой продукцией также на китайский рынок. В 2010 г. ГК «Укрспецэкспорт» выиграла крупный контракт на поставку 4-х малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 (шифр «Бизон», украинизированная версия МДКВП пр.12322 «Зубр») для правительства Китая на сумму в 315 млн долларов США.

Условиями контракта предусматривалось, что два корабля будут построены в Украине (ФПО «Море»), еще два — в Китае с украинской технической помощью. Все 4 корабля оснащались морскими газотурбинными установками производства ПО «Зоря-Машпроект» (г. Николаев). При этом Китай также получил в свое распоряжение весь комплект технической документации по проекту 958.

Первый МДКВП отправили в Китай в апреле 2013 г., второй – 1 марта 2014 г., буквально накануне аннексии Крыма. Оба построенных на ФПО «Море» МДКВП благополучно прибыли в Китай и поступили на вооружение ВМС НОАК. Одновременно в Китае с украинской технической помощью продолжается постройка двух очередных кораблей. К настоящему времени  первый «Бизон» китайской постройки спущен на воду и готовится к испытаниям, а второй находится в постройке.

В общей сложности, ВМС НОАК намерены иметь в своем составе от 10 до 15 таких кораблей. Украина после передачи техдокументации на МДКВП, пока сохраняет за собой производство для них морских газотурбинных установок. Правда, с учетом строительства в Китае завода по производству морских газовых турбин нельзя исключать того, что китайцы в дальнейшем могут приобрести лицензии и организовать у себя собственное производство.

В 2004-2005 гг. Украина построила и передала Узбекистану два пограничных сторожевых катера типа «Гюрза», предназначенных для оснащения специальных подразделений пограничных войск Узбекистана, ведущих борьбу с наркотрафиком на участке узбекско-афганской границы по р.Аму-Дарья. Разработчик проекта – Исследовательско-проектный Центр кораблестроения (ИПЦК), главный конструктор – С.Кривко.

 

                   Владимир Заблоцкий,

Специально для «ОПК»

Поделиться публикацией