У нас произошел полный обвал экспортных программ. И притом резкий. Я не готов сказать, что это тенденции рынка. Мы могли упасть с объёмов продаж от 30-40 млн до 10-15 млн, но не упасть до нуля. Я считаю, что работа спецэкспортерами провалена.
Об этом заявил директор КП «НПК «Искра» Юрий Пащенко в интервью Security talks.
«Мы пытаемся эту историю исправить. «Искра» претендует на получение статуса спецэкспортера. И получения права продавать свою технику, но здесь есть интересный парадокс – мы не можем получить эти полномочия уже в течении года. Мы год подаем документы, а нам их под разным предлогом возвращают. Сейчас мы уже не знаем причин. Уже месяц наши документы находятся в кабинете министра Минэкономразвития. Мы не можем понять, почему этот вопрос не выноситься на заседание Кабмина. Мы рассчитываем на то, что «Искра» получит такие полномочия», добавил он.
Также Ю. Пащенко заявил, что рассчитывает, что корпорация (радиолокационная, одна из шести, которые будут созданы на базе ГК «Укроборонпром» — «ОПК») будет иметь изначально такие полномочия, и внешнеэкономическая деятельность по нашей номенклатуре и нашей компетенции будет сосредоточена как раз в корпорации.
Что касается существующих спецэкспортеров, то мы планируем работать с ними дружно, на основе взаимоуважения. «Если принесут контракты или убедят, что в той или иной стране работать лучше, то мы с удовольствием выслушаем эти аргументы и примем. Но сидеть и ждать обещаний в течение трех лет… При этом мы затраты на маркетинг с подачи спецэкспортеров увеличили практически в 10 раз. Но результата практически нет никакого. С этим мы мириться не можем», — заявил он.
Директор предприятия также сказал, что каждая из шести госкорпораций, которые будут созданы на базе «Укроборонпрома», будут претендовать на права внешнеэкономической деятельности.
На вопрос нужны ли будут спецэкспортеры в их нынешнем виде, Ю.Пащенко ответил следующее: «Я думаю, что ДК «Укроборонпром» изучит эту ситуацию и примет правильное решение. Одно я знаю точно. Ограничивать эти корпорации в праве самостоятельной внешнеэкономической деятельности – будет грубейшей ошибкой. Каким образом корпорация может реализовать доведенные и утвержденные ей финансовые показатели? Если с одной стороны гособоронзаказ, Минобороны, где часто можно увидеть неожиданные сюрпризы. Мы, например, в 2019 году получили в 2,3 раза меньше заказа, чем было согласовано с Минобороны. Такие стресс-тренинги может выдержать далеко не каждое предприятие».
«С другой стороны, как мы можем строить свою экспортную политику, не имея возможности элементарно провести переговоры. Конечно, имея высокую ответственность, мы должны, отвечая за взятые на себя обязательства, иметь рычаги и инструменты их реализации. Что касается спецэкспортеров, то для них появляется конкурентная среда, а монополия заканчивается. Я думаю, их опыт и знания, наработки будут переоценены, и они получат новую жизнь, бодрящий импульс. А нам нужны только новые контракты. И все», — подытожил Ю. Пащенко.
Также, директор НПК «Искра» добавил, что украинские предприятия должны иметь функцию выполнения иностранных контрактов, например, в области разработок новой техники, но не передавая имеющихся новых технологий.