РЛС «МАЛАХИТ» ОТ ХК «УКРСПЕЦТЕХНИКА»

РЛС «Малахит» — воплощение самых современных достижений отечественных специалистов, и первая украинская станция метрового диапазона. Радиолокационная станция «Малахит» была принята на вооружение ВСУ в январе 2012 года. РЛС находятся на боевом дежурстве круглосуточно, обеспечивая стабильную работу с выявления и сопровождения целей, цифровой обработки и автоматической передачи данных о них. На службе наших подразделений «Малахит» работает и в зоне проведения операции Объединённых сил.

Эта радиолокационная станция является результатом более чем двадцатилетней плодотворной работы сотрудников «Укрспецтехники». Успешная модернизация РЛС П-18, выполненная компанией «Укрспецтехника» в 2000-х, продемонстрировала возможности и потенциал возрождённого коллектива разработчиков, ранее составлявших основу кадровой мощи знаменитого советского НПО «КВАНТ». Благополучно справившись с задачей модернизации, конструкторское бюро «Укрспецтехники» было готово к разработке на основе П-18 уже полностью новой, первой отечественной РЛС метрового диапазона. Этой станцией стал «Малахит».

«По словам генерального конструктора «Укрспецтехники» Светланы Кошевой, тактико-техническое задание по новому проекту было разработано группой специалистов ОАО «ХК« Укрспецтехника», и согласовано с ЦНДИВТ. Минуя этапы эскизного и технического проектов, в течении 2010-го года была разработана конструкторская документация, и изготовлен опытный образец РЛС «Малахит». К работе были привлечены отечественные соисполнители – шасси изготовил «КрАЗ», а  кунги производили в Черкассах. Основные электронные компоненты – иностранного производства, технологии и капитал – собственная предпринимательская база и оборотные средства «Укрспецтехники».

Одним из важных недостатков модернизированной прежде РЛС П-18, по мнению экспертов, оставалось ее размещение на четырех единицах автотехники. Обычная РЛС П-18 размещена на двух автомобилях Урал-375 или 4320 и двух прицепах. «Укрспецтехника» в своей разработке реализовала размещение в более компактной форме.

Новая РЛС «Малахит» была размещена уже на одном автомобиле и на одном прицепе. На шасси отечественного автомобиля КрАЗ-63221 разместили антенно-мачтовое устройство (АМУ), две малошумящие дизель-генераторные установки импортного производства (в качестве автономного источника питания), а на прицепе – аппаратная кабина.

Таким образом был решён вопрос безопасности для военнослужащих, которые работают с данным видом РЛС. Ведь противник в первую очередь постарается уничтожить излучающую антенну. Следовательно, под удар попадает и персонал. Поэтому целесообразнее, чтобы антенна находилась на определенном расстоянии от аппаратной кабины.

Специалисты «Укрспецтехники» предусмотрели и возможность «выносного» варианта. В этом случае полотно антенны может размещаться на полуприцепе на определенном расстоянии от аппаратной кабины. Такая модификация станции обеспечивает повышение живучести военнослужащих в составе экипажа РЛС «Малахит» и позволяет размещать антенную систему с опорно-поворотным оборудованием не только на отечественных автомобилях КрАЗ, а и на других грузовиках похожего типа.

Следует отметить, что станцией можно управлять не только непосредственно с автомобиля, а и на расстоянии от него. Разработчики предусмотрительно создали выносное рабочее место управления, которое может находиться на расстоянии километра от РЛС. Таким образом персонал находится в относительной безопасности и может избежать выявления своей позиции, авианалета или артиллерийского удара.

АМУ компактно размещается в середине фургона на шасси автомобиля КрАЗ. При прибытии на боевые позиции автомобиль устанавливается на трех опорах, разгружая подвеску, и горизонтируется. Мачта АМУ  выдвигается из задних дверей фургона, при необходимости наращивается на требуемую длину, антенна собирается в горизонтальном положении и при помощи специальных механизмов принимает вертикальное положение.

На ХV Международной специализированной выставке «Зброя та безпека-2018» холдинговая компания «Укрспецтехника» представила быстроразворачиваемую антенну для РЛС «Малахит». Разработчикам удалось сохранить конфигурацию антенны «Малахита», которая, в свою очередь, вдохновлена конструкцией П-18 – поскольку данная антенна, по мнению создателей, обладает прекрасными характеристиками, в своё время была отлично просчитана, и не нуждается в доработках. Высота новой антенны стала фиксированной – 6.35 м, в отличие от обычной антенны П-18 и «Малахита», где высота меняется с 6.35 до 9.35. Изменяемая высота, по словам специалистов «Укрспецтехники», только усложняет и удорожает конструкцию, не обеспечивая существенного повышения эффективности.

Аппаратная кабина содержит два рабочих места для операторов РЛС,  шкаф с аппаратурой и место для отдыха. Для создания комфортных условий пребывания персонала, кабина оборудована системой кондиционирования.

Основными направлениями разработки РЛС «Малахит» были: введение цифровой обработки сигналов, первичной и вторичной обработки радиолокационной информации, установку аппаратуры компенсации активных шумовых помех, цифровой системы сопровождения движущихся целей, автоматической передачи данных отдаленным потребителям информации, определение радиальной скорости воздушных целей, а также использование транзисторного передатчика.

РЛС Малахит способна автоматически передавать данные по сопровождаемым целям потребителям радиолокационной информации при использовании в составе подразделений радиолокационной разведки РТВ и ЗРВ в условиях интенсивных отражений от подстилающей поверхности и наземных предметов, действия организованных активных, пассивных и комбинированных помех, целей, выполненных по технологии «Стелс».

Система цифровой обработки и отображения реализована на базе промышленных компьютеров и видеомониторов автоматизированных рабочих мест и обеспечивает:

— обнаружение и кодировку принятых эхо-сигналов с формированием отметок целей и отображением их на экране цветного монитора;

— селекцию движущихся целей на фоне естественных и организованных пассивных помех;

— управление режимами работы РЛС;

— автоматический контроль работоспособности РЛС и отображение результатов контроля;

— режим имитации для тренировки личного состава;

— создание формуляров целей с определением азимута, дальности, скорости, высоты (при сопряжении с ПРВ) и государственной  принадлежности (при сопряжении с НРЗ);

— формирование и отображение траекторий с определением параметров движения целей на основе полученных отметок;

— автоматическую передачу на автоматизированный командный пункт данных о траекториях движения целей на каждом обзоре с помощью канала АПД;

— сопряжение с радиовысотомером типа ПРВ-16А;

— сопряжение с запросчиком типа «Пароль» или «Кремний».

«Одним из главных достижений в этом изделии стало уменьшение габаритов РЛС, и достижение ее экономичности», – считает Кошевая. «Новые дизельные установки потребляют почти в три раза меньше топлива, чем это было в старой компоновке. Ранее для П-18, которая выступила идейной предшественницей «Малахита», использовались бензиновые автомобили Урал, расход топлива которых составлял 1 л. на 1 км. Мы же взяли за основу автомобиль КрАЗ, с многотопливным турбодизелем, и дизельные агрегаты питания. Это позволяет в случае необходимости производить маневр имеющимися средствами».

С тех пор ХК «Укрспецтехника» изготовило около 40 единиц «Малахита», 30 из которых были поставлены в Вооружённые силы Украины. Во многом благодаря этим современным станциям сегодня радиотехнические войска Воздушных сил Вооруженных сил Украины, по мнению ведущего научного сотрудника Научного центра Воздушных сил при Харьковском национальном университете Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба Геннадия Камалтынова, являются наиболее модернизированным родом войск в Украине.

Тактико-технические характеристики радиолокационной станции «Малахит»:

— Максимальная дальность обнаружения истребителя типа МиГ — 400 км.

— Количество целей, которые автоматически выявляются с формированием трасс и передачей данных потребителю за один обзор зоны действия — 256.

— Номинальная импульсная мощность зондирующих сигналов — 8 кВт.

— Время развертывания (свертывания) — 53 мин. (с расчетом из 5 человек).

— Расстояние до вынесенного пункта управления функционирования РЛС — 1000 м.

Поделиться публикацией