НА СТРАЖЕ НЕЙТРАЛИТЕТА: ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ АВСТРИИ И ШВЕЙЦАРИИ. Часть 2

В 2000 г ВС Швейцарии мирного времени имели 3,47 тыс. кадровых военнослужащих, но в случае войны могли быть развёрнуты до 354,7 тыс. чел. Сейчас ВС имеют 3,35 тыс. кадровых, а в случае войны могут иметь после развёртывания 147,6 тыс. чел. (планируется уменьшить до 100 тыс. чел.)
В ВС Швейцарии территориально-милиционный принцип комплектования реализован в максимальной степени – вообще отсутствуют боевые формирования, укомплектованные личным составом. Это обуславливается тем, что руководство страны считало уровень военной угрозы чрезвычайно низким (ниже, чем в Австрии, не говоря уже о Швеции и Финляндии), а внезапное нападение – невозможным. Швейцарию со всех сторон окружают дружественные державы. Но в последние годы уровень военной опасности и угрозы вырос по причине усиления ВС России и её агрессивной политики. Ландшафт страны благоприятствует обороне: есть природный горный «редут», укреплённый оборонительными сооружениями. При этом в учебных центрах ведётся регулярная и качественная подготовка резервистов. ВС оснащены относительно современным западным вооружением. Этому способствует развитая экономика, наличие ОПК, высокий ВВП и военные расходы.

ВС Швейцарии соответствуют возможностям страны, но частично уже не отвечают требованиям оборонной достаточности. В частности, возросла угроза с воздуха. Чтобы исправить эту ситуацию, увеличены военные расходы, планируется приобрести современные западные истребители (возможно, того же типа, что и в Австрии), а также современные ЗРС и БЛА.
Основные тенденции и общие черты в оборонном строительстве Австрии и Швейцарии.
Австрии и Швейцария гибко реагировали на изменение уровня военной опасности и угрозы. Например, Австрия с 2000 г до 2018 г уменьшила численность регулярных ВС в 1,6 раз (с 35,5 тыс. чел. до 22,4 тыс. чел.), а Швейцария планирует иметь численность ВС после мобилизации меньше на 40%.
За этот период число общевойсковых бригад СВ Австрии и Швейцарии уменьшилось в 2,5-4,7 раз (в Австрии с 5 до 2, в Швейцарии с 14 до 3). Также значительно уменьшилось количество основного вооружения ВС: танков, БМП и БТР, артиллерийских систем и боевых самолётов (см. табл. 3).

Таблица 3
Показатель Финляндия Швеция Австрия Швейцария
ВВП в 2000 г, млрд. долл. 123 230 198 246
ВВП в 2017 г, млрд. долл. 251 541 409 681
ВБ в 2000 г, млрд. долл. 1,7 4,5 1,7 3,2
ВБ 2017 г, млрд. долл. 3,19 5,96 3 4,83
ВБ/ВВП в 2000 г, %. 1,4 1,95 0,86 1,3
ВБ/ВВП в 2017 г, % 1,3 1,1 0,7 0,7
Танки в 2000 г 230 537 568 556
Танки в 2018 г 160 129 56 134
БМП и БТР в 2000 г 1063 (273 БМП) 1856 (1210 БМП) 533 (- БМП) 1538 (435 БМП)
БМП и БТР в 2018 г 809 (196 БМП) 1100 (354 БМП) 190 (112 БМП) 1100 (186 БМП)
Артилл. системы в 2000 г 1917 (90 СГ) 1050 (24 СГ) 562 (189 СГ) 1308 (558 СГ)
Артилл. системы в 2018 г 777 (40 СГ) 92 (8 СГ) 120 (30 СГ) 133 (133 СГ)
Боевые самолёты в 2000 г 84 250 52 154
Боевые самолёты в 2018 г 61 97 15 85
Единицы ВВТ в 2000 г 3294 3693 1715 3556
Единицы ВВТ в 2018 г 1807 1418 381 1452

В ВС Австрии-Швейцарии число танков уменьшилось в 10-4,3 раза, БМП и БТР в 2,8-1,4 раз, артиллерийских систем св. 100-мм в 4,7-9,8 раз, боевых самолётов в 3,5-1,8 раз. При этом видно, что сокращения активнее велись в Австрии, которая формально имеет больший уровень военной угрозы со стороны России. Но у Австрии меньше ВВП и соответственно – военный бюджет. Также тут сыграла роль жёсткая оборонительная специфика ВС Швейцарии, традиционно готовящихся к отражению угрозы отовсюду. Одновременно в ВС этих стран шёл процесс перевооружения на более современное и эффективное ВВТ. Относительно меньшее снижение числа ББМ, как и появление на вооружении бронеавтомобилей объясняется активной миротворческой деятельностью, в которую вовлечены эти страны.

ВС Австрии и Швейцарии имеют такие общие отличительные признаки:
1. Территориально-милиционная система комплектования и содержание в мирное время частично скадрированных формирований в Австрии и полностью скадрированных – в Швейцарии, при постоянной и качественной подготовке резервистов и обеспечении развёртывания за малое время крупных ВС, а также многочисленных территориальных войск.
2. Оснащение ВС современным вооружением, в т.ч. национального производства, которое по эффективности не уступает вооружению развитых стран НАТО. Ранее были попытки создавать и иметь в ВС специальные «оборонительные» образцы вооружения (например, легкие танки/истребители танков SK-105 Kurassier в Австрии). Сейчас от этого отказались и покупают (или строят по лицензии) лучшее мировое вооружение многоцелевого назначения (танки Leopard 2, истребители Typhoon и F/А-18С/D), или производят высокотехнологическое вооружение собственной либо совместной разработки (в Австрии – БМП Ulan и БТР Pandur, в Швейцарии – БТР Piranha и ЗУ GDF-005).

3. Оборонительный характер структуры ВС и их направленность на действия в пределах национальной территории (в последнее время – участие в миротворческих операциях). В СВ – это комбинация мотопехотных формирований на колёсных БТР, предназначенных для стационарной и мобильной обороны и механизированных формирований на гусеничных БМП, танках и СГ, предназначенных для мобильной обороны и контратак, а также небольших формирований ВДВ и спецназа (в последние годы в Австрии появились миротворческие пехотные формирования на БА MRAP); в ВВС – формирования многоцелевых истребителей. Структура ВС приближена к принятой в НАТО.

4. В связи с агрессией ВС России против Украины в 2014 г, Австрия и Швейцарии начали принимать меры для усиления своих оборонительных возможностей и ВС: в обеих странах увеличены военные бюджеты, Австрия закупает БТР, планирует нарастить численность ВС и закупить новые многоцелевые истребители; Швейцария планирует закупить новые многоцелевые истребители, ЗРС и БЛА .

Военно-техническое сотрудничество между Австрией и Швейцарией проявляется в том, что на вооружение их ВС принимаются лучшие образцы ВВТ, производимые в этих странах. Например, швейцарские лёгкие транспортные самолёты РС-6, учебные самолёты РС-7 и 35-мм ЗУ GDF-005 закупали в Австрии.
Стремление Австрии и Швейцарии к стандартизации вооружения их ВС проявляется также в закупке ВВТ одинаковых типов. Например, танков Leopard 2, самоходных гаубиц М109, самолётов РС-6/7 и ЗУ GDF-005. Также эти страны закупали шведское вооружение (Австрия – ПТРК Bill 2 и учебно-боевые самолёты SAAB 105OE, Швейцария – БМП CV9030).

Оценка военной угрозы ВС России для Австрии и Швейцарии будет представлена в теоретическом плане.
Сейчас уровень гипотетической военной угрозы нейтральным странам со стороны России, исходя из географического фактора, следующий: 1-й у Финляндии (граничит с РФ по суше и морю, возможны атаки с суши, моря и воздуха), 2-й у Швеции (граничит с РФ по морю, возможны атаки с моря и воздуха), 3-й и 4-й у Австрии и Швейцарии (не граничат с РФ по суше и морю, возможны атаки с воздуха). Австрия ближе у России, чем Швейцария, но Австрия и Швейцария находятся рядом и невелики, поэтому данный фактор не имеет большого значения.
Так же уровень этой угрозы понимает руководство нейтральных стран, тратя на ВС соответствующую долю ВВП: Финляндия – 1,3%, Швеция – 1,1%, Австрия и Швейцария – по 0,7% (см. табл. 3).

Первая по военным расходам Швеция (2-й по географическому фактору уровень военной угрозы и 2-я страна по ВВП, наличие ВМС), 2-я Швейцария (жёсткая оборонительная специфика ВС и 1-я страна по ВВП), 3-я Финляндия (1-й по географическому фактору уровень военной угрозы и 4-я страна по ВВП), 4-я Австрия (3-й по географическому фактору уровень военной угрозы и 3-я страна по ВВП).
Первая по количеству единиц вооружения Финляндия (1807 ед. без учёта ВМС), 2-я Швейцария (1452 ед.), 3-я Швеция (1418 ед., но без учёта ВМС, а с ними 2-я), 4-я Австрия (381 ед.).
Первая по наименьшему сокращению вооружений Финляндия (в 1,82 раза), 2-я Швейцария (в 2,45 раз), 3-я Швеция (в 2,6 раз) и 4-я Австрия (в 4,5 раз).

И наконец, Австрия, видимо, рассчитывает в своей оборонной политике на военную помощь союзников по ЕС и партнёров из числа стран НАТО, а Швейцария – только на свои силы.
Итого уровень военной угрозы нейтральным странам со стороны ВС России по совокупности прямых и косвенных признаков предполагается: 1-й у Финляндии, 2-й у Швеции, 3-й у Швейцарии и 4-й у Австрии.
Оценка возможностей ВС России по нападению на Австрию и Швейцарию. В реальности вероятность нападения России на Австрию и Швейцарию крайне мала. Во-первых, захват этих стран руководству РФ не нужен, его вполне устраивает их нейтралитет. А попытка их захватить создаст для России огромные военные проблемы (большие потери в ВС, 2 партизанские войны и др.).

Для того, чтобы армии СВ России достигли границы Австрии с целью на неё напасть, они должны предварительно захватить Украину, а затем Венгрию или Словакию. Для достижения границы Швейцарии они должны захватить ещё и Австрию. Это очень тяжёлая и опасная задача, особенно учитывая, что Венгрия и Словакия – члены НАТО. Поэтому данный вариант действий РФ отпадает.
Теоретически ВС России, имеющие большие ВДВ, могут высадить крупные воздушные десанты в Австрии и Швейцарии. ВДВ РФ имеют 2 воздушно-десантные дивизии (ВДД), 2 десантно-штурмовые дивизии (ДШД) и 4 десантно-штурмовые бригады (ДШбр). В сумме это 33,85 тыс. чел., 78 танков, 1784 ББМ (в т.ч. 24 БМТВ), 379 артиллерийских систем (АС), в т.ч.:
• 76-я ДШД (Псков): 5,93 тыс. чел., 13 танков, 356 ББМ (15 БМТВ), 82 АС.
• 7-я ДШД (Новороссийск): 6,04 тыс. чел., 13 танков, 341 ББМ, 66 АС.
• 98-я ВДД (Иваново): 5,8 тыс. чел., 327 ББМ (9 БМТВ), 66 АС.
• 106-я ВДД (Тула): 5,76 тыс. чел., 323 ББМ, 66 АС.
• 31-я ОДШбр (Ульяновск): 2,62 тыс. чел., 13 танков, 164 ББМ, 36 АС.
• 56-я ОДШбр (Камышин): 2,7 тыс. чел., 13 танков, 107 ББМ, 24 АС.
• 83-я ОДШбр (Уссурийск): 2,5 тыс. чел., 13 танков, 136 ББМ, 18 АС.
• 11-я ОДШбр (Сосновый бор): 2,5 тыс. чел., 13 танков, 30 ББМ, 12 АС.
Из этих соединений можно создать крупные, подготовленные и высокомобильные (по воздуху и земле) группы войск для высадки в Австрии и Швейцарии. Но они будут оснащены, в основном, облегчённым вооружением (в т.ч. лёгкими ББМ), иметь мало танков и слабые средства ПВО, не обладать РСЗО и 152-мм артиллерией. Российская фронтовая и армейская авиация не смогут оказать им поддержку с воздуха на такой дальности (от аэродромов Крыма до Вены 1560 км, а до Берна 2160 км).

Однако главным ограничением при воздушной переброске соединений ВДВ станет недостаточное число тяжёлых военно-транспортных самолётов (100-119 Ил-76МД и 9-23 Ан-124), которые могут перебросить одним рейсом лишь до двух десантных полков со штатным вооружением. Придётся привлекать самолёты гражданской авиации. А после высадки десантов необходимо будет обеспечить их снабжение. Кроме того, на такой дальности транспортные самолёты не смогут прикрываться истребителями сопровождения.
Российские самолёты с десантом должны будут пролететь к Австрии над Украиной, Словакией или Венгрией (при возможном противодействии их ПВО и истребителей). В случае десанта в Швейцарию, им придётся пролететь и над Австрией. А в Австрии и Швейцарии их может встретить до 100 истребителей ВВС этих стран (15 Typhoon, 31 F/A-18C/D, 54 F-5E/F). Можно прогнозировать потерю 20-30 российских самолётов, что серьёзно ослабит части десанта. То есть, перед высадкой воздушных десантов ВС России должны будут уничтожить ВВС Австрии и Швейцарии, а это почти невыполнимая задача, поскольку истребители данных стран будут находиться в укрытиях (в т.ч. скальных).

При этом, лишь командование дальней авиации (КДА) ВКС России может наносить по Австрии и Швейцарии удары с воздуха на такой дальности. КДА имеет 120-150 бомбардировщиков, в т.ч. 66-76 стратегических ракетоносцев (16 Ту-160 и Ту-160М1, 50-60 Ту-95МС/МСМ с 592-672 крылатыми ракетами (КР) Х-555 и Х-101), а также 54-74 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 с бомбами. Но до уничтожения ВВС Австрии и Швейцарии удары, вероятно, будут наносить лишь КР. Кроме того, использовать КР «Калибр-ПЛ/НК» сможет Черноморский флот (ЧФ) из акватории Черного и Средиземного морей. В ЧФ 6 подлодок пр.636,3, 3 сторожевых корабля пр.11356 и малый ракетный корабль (МРК) пр. 21631, которые в сумме несут 56 КР. До 2020 г ЧФ получит ещё 3 МРК, и число КР увеличится до 80 ед. Исходя из этого, истребители и системы ПВО Австрии и Швейцарии должны быть приспособлены для борьбы с КР воздушного и морского базирования.
Что касается боевой подготовки и морально-волевых качеств пилотов ВВС, например, Швейцарии, то вспоминается участие их предшественников во II-й Мировой войне. Те сбили или принудили к посадке много самолётов Германии, США и Великобритании, случайно залетевших в воздушное пространство Швейцарии. В 1940 г швейцарские пилоты на истребителях Bf.109E (перед войной в Германии было закуплено 80 ед.) сбили 11 немецких самолётов, потеряв всего 3 своих. С середины войны швейцарские истребители посадили на своих аэродромах св. 100 бомбардировщиков США и Великобритании, которые были интернированы вместе экипажами (до 940 чел.), а несколько самолётов союзников было сбито. Причиной этого были ошибочные бомбёжки в Швейцарии союзной авиации, которые сопровождались серьёзными жертвами среди мирного населения [15].
Сейчас же швейцарские пилоты имеют годовой налёт 200-250 часов (российские – до 100), а в их морально-волевых качествах нет сомнений. Россия, скорее всего, не будет нападать на Австрию и Швейцарию. Но в случае, например, широкомасштабной войны в Европе между Россией и странами НАТО, самолёты и крылатые ракеты обеих воюющих сторон смогут залетать в воздушное пространство Австрии и Швейцарии, как залетали самолёты Германии, США и Великобритании в воздушное пространство Швейцарии во II-й Мировой войне.
Но вернёмся к оценке теоретической возможности высадки десантов ВДВ России в Австрии и Швейцарии. Как было указано выше, эти ВДВ имеют 33,85 тыс. чел., 78 танков, 1784 ББМ и 379 артсистем, Будем условно считать, что на перелёте они не понесут потерь (хотя это невозможно).
ВС Австрии и Швейцарии мирного времени в сумме имеют 43,35 тыс. чел. (после развёртывания – 202,6 тыс. чел.), 190 танков, 1290 ББМ и 253 артсистемы.
То есть, Австрия и Швейцария имеют превосходство по численности ВС мирного времени в 1,3 раза (после развёртывания – в 6 раз) и по числу танков в 2,4 раза, а ВС России превосходят по числу ББМ в 1,4 раза (хотя они у неё лёгкие) и артсистем – в 1,5 раз (хотя они до 122-мм калибра). При таком соотношении сил и средств, высадка в Австрии и Швейцарии ВДВ России явилась бы безумной авантюрой, не имеющей шансов на успех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Нейтральные стран Центральной Европы Австрия и Швейцария расположены в центре Европы и во многом похожи, у них нет выхода к морю (и ВМС), они имеют общую границу и поддерживают тесные связи. От России Австрию отделяют Украина, Словакия и Венгрия, а Швейцарию – Украина, Словакия, Венгрия и Австрия.
АВСТРИЯ в 1955 г законодательно провозгласила вечный нейтралитет, отказ от участия в военных союзах и запрет на размещение военных баз на своей территории. Но в 90-е годы Австрия начала переосмысливать свой постоянный нейтралитет, открыв воздушное пространство страны для полётов самолётов, задействованных в войне в Персидском заливе в 1991 г и во время операции НАТО против Сербии в 1999 г. В 1995 г Австрия вступила в ЕС и активно участвует в структуре его безопасности, что противоречит её нейтралитету. Также в 1995 г страна присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и участвовала в миротворческой миссии в Боснии. В 1996 г усилились дискуссии о вступления Австрии в НАТО. Некоторые партии выступают за сближение с НАТО, но другие партии и большинство населения поддерживают политику нейтралитета. С 2017 г после вето Турции сотрудничество с НАТО ведётся на двухсторонней основе.
Сейчас политика Австрии в области обороны основана на Стратегии национальной безопасности 2013 г, Стратегии обороны 2014 г и Военной стратегии 2015 г. Она включает поддержание военного потенциала для сохранения суверенитета и территориальной целостности Австрии, обеспечения помощи ВС гражданским властям и участия в миссиях по урегулированию кризисов за рубежом. Для операций по реагированию на кризисные ситуации предполагается иметь минимум 1100 военнослужащих. Обзор 2016 г программы реформы ВС показал, что возможности ВС значительно снизились, но число военнослужащих, назначенных в международные миссии не изменилось, усиливая нагрузку на ВС. Миграция, терроризм и миротворческие операции угрожали обороноспособности ВС. Первоначальный план предусматривал сокращение вооружений и личного состава, но в обзоре утверждалось, что сокращение личного состава должно прекратиться и что средства должны быть направлены на улучшение боевой подготовки и увеличение количества учений, усиление управления и разведки.
Новый план обороны включает структурные изменения в МО, а также командования и управления на оперативном и тактическом уровне с 2017 г. В результате Австрия планирует увеличить возможности быстрого реагирования и развернуть 3 новых егерских батальона. Кроме того, бригады СВ будут специализироваться для быстрого реагирования, механизированных, воздушно-мобильных и горных операций. Австрия объявила, что прекратит использование самолета Typhoon в 2020-2023 годах, что потребует закупки новых истребителей.
Австрия – экономически развитая держава, её ВВП в 2017 г достиг 409 млрд. долл., военный бюджет – 3 млрд. долл. Население насчитывает 8,754 млн. чел.. Площадь страны 83,88 тыс. кв. км, длина границы 2496 км. Местность в восточной части Австрии открытая равнинная, частично холмистая и лесистая, в западной части – лесная и гористая с природным «горным редутом». На северо-востоке страны есть крупная река – Дунай. Леса занимают 38% территории. Австрия граничит с 6-ю странами НАТО – ФРГ, Чехией, Словакией, Венгрией, Словенией и Италией, а также с Лихтенштейном и нейтральной Швейцарией (т.е. с дружественными ей державами, с которыми она тесно связана экономически). Уровень военной угрозы достаточно низкий.
ВС Австрии в мирное время имеют 22,4 тыс. чел., время службы рекрутов 6 месяцев, 30 суток для добровольцев резерва; 120-150 суток дополнительно для офицеров, унтер-офицеров и специалистов. Численность ВС во время войны составит 55 тыс. чел. Резервы включают 152,2 тыс. чел. (в т.ч. организованный – 25,5 тыс. чел.); призывается 7,5 тыс. резервистов в год.
Изменение обстановки в Европе из-за наплыва мигрантов, роста терроризма и войны в Украине заставило руководство Австрии изменить подходы к вопросам обороны и военного строительства. С 1990 г до 2015 г военный бюджет уменьшился с 0,99% ВВП до 0,55%. В 2016 г новый министр обороны потребовал пересмотра вопросов национальной безопасности, и ВС Австрии начали курс на реорганизацию. Переход к новой организации произошёл в 2016-2017 годах.
Целью реформирования ВС является повышение их готовности к реагированию на кризисные ситуации внутри страны и за рубежом. Для этого бывшие пехотные и механизированные части СВ получили специализацию. Проведена реорганизация органов военного управления и передислокация частей. Боевая готовность войск и быстрое применение сил гарантируется опорой на военнослужащих контрактной службы.
Согласно новому подходу ВС Австрии предназначены для выполнения следующих задач: оборона страны; защита жителей; оказание помощи властям и населению при природных катастрофах и несчастных случаях; оказание помощи за рубежом в рамках участия в международных организациях. Численность ВС в перспективе определена в 47 тыс. чел., из них: 14 тыс. чел. – военнослужащие ВС, 8 тыс. чел. – гражданские служащие и 25 тыс.чел – личный состав милиции.
СВ имеют 12,2 тыс. чел. Командованию СВ подчинены силы кризисного реагирования, территориальные командования, училище СВ и базы за рубежом.
В силы кризисного реагирования включены: Командование быстрого развёртывания для операций на городской местности в стране и за рубежом (8 б-нов: штабной, 2 пехотных, разведывательный, инженерный, защиты от ОПМ, МТО), Горное командование для операций в горах (3 б-на: штабной, горный, инженерный), 4-я «тяжёлая» мотопехотная бригада объединяет механизированные части (5 б-нов: штабной, танковый, 2 механизированных на БМП, МТО, а также и разведывательный/артиллерийский д-н), 7 «лёгкая» пехотная бригада для операций по стабилизации за рубежом (5 б-нов: штабной, 2 мотопехотных на БТР, инженерный, МТО, а также разведывательный/артиллерийский д-н).
Территориальные силы новой организации включают 9 военно-территориальных командований (по 2 б-на: пехотный и милиции). В ходе реорганизации ВС сформированы 5 новых пехотных б-нов.
СВ имеют 56 танков, 190 ББМ (112 БМП и 78 БТР), 120 АС св. 100-мм (30 СГ, 90 миномётов).
ВВС имеют 2,8 тыс. чел. Годовой налёт лётчиков истребителей составляет 110 часов. Новое отд. командование ВВС, состоит из двух командований (контроля воздушного пространства и авиационной поддержки), а также школы пилотов и войск ПВО.
Командование контроля воздушного пространства обеспечивает ПВО страны и включает эскадру из 3-х эскадрилий (2 истребительные и учебно-боевую), 2 зенитных д-на и б-н РЛС.
Командование авиационной поддержки объединяет транспортную, учебную и вертолетную авиацию, и включает 9 эскадрилий (2 транспортные с самолетами. 2 учебные с самолетами и вертолетами и 5 вертолетных, в т.ч. 3 транспортных, разведки и связи).
ВВС имеют 15 многоцелевых истребителей, 11 транспортных и 30 учебных самолётов, 66 вертолётов, ПЗРК и 24 ЗУ.
Политика вооружений. Австрия приобретала вооружение для СВ, в основном, за рубежом и частично у своего ОПК. Были закуплены за границей немецкие танки и БА MRAP, американские СГ и шведские ПТРК. В Австрии производились БМП, БТР и миномёты.
Оснащение ВВС осуществлялось путём приобретения европейских истребителей, американских и швейцарских транспортных самолётов, швейцарских и шведских учебных самолётов, французских и американских вертолётов, французских ПЗРК и швейцарских ЗУ.
ШВЕЙЦАРИЯ с 1815 г является постоянно нейтральной страной. Это запрещает ей вступать в военные союзы, которые могут втянуть державу в вооружённые конфликты, а также предусматривает отказ от войн, за исключением самообороны. За время реализации политики постоянного вооружённого нейтралитета Швейцарии удалось избежать участия в двух мировых войнах, а также укрепить собственный международный авторитет, путём осуществления посреднических усилий между странами. Принцип нейтралитета поддерживает 95% населения.
Швейцария – экономически высокоразвитая держава, её ВВП в 2017 г достиг 681 млрд. долл., военный бюджет – 4,83 млрд. дол. Население насчитывает 8,236 млн. чел. Площадь страны 41,29 тыс. кв. км, а длина сухопутной границы 1852 км. Местность в северной половине Швейцарии открытая равнинная, частично холмистая и лесистая, в южной половине – лесисто-горная (леса занимают 24% территории страны).
Южная часть Швейцарии имеет горный «редут», который является укрепрайоном, куда должна отступить армия страны при вторжении превосходящего врага. Он представлял собой комплекс крепостей и укреплений, которые обороняли альпийские проходы между Германией и Италией. «Редут» был неприступен и не позволял агрессору пересечь Альпы, он должен был сдержать любое вторжение. Концепция «редута» является неотъёмлемой частью военной стратегии страны, благодаря которой она избежала участия во II-й Мировой войне. Швейцария сохранила этот же подход к обороне от агрессии и во времена Холодной войны. Он стал важной частью швейцарской доктрины нейтралитета.
Сейчас Швейцария граничит с дружественными ей странами НАТО (ФРГ, Францией, Италией), а также с нейтральной Австрией, и поддерживает с ними тесные связи. Уровень военной угрозы очень низкий. Одна из причин этого – Швейцария является одним из самых крупных мировых банковских центров.
ВС комплектуются на 95% путём призыва и ориентированы на территориальную оборону и ограниченное участие в международных операциях по поддержанию мира. Согласно Военной доктрине 2017 г, Швейцария учитывает отдаленную военную угрозу, но считает, что сейчас потенциальные угрозы для неё – шпионаж, кибернетические атаки, операции внешнего влияния и саботаж, а также действия негосударственных групп. Швейцарское правительство планирует уменьшать размеры своих развёрнутых ВС на 40% (до 100 тыс. чел.). Но эти меньшие ВС должны получить дополнительное вооружение. Этот план развития ВС был утвержден в 2016 г и он делает акцент на улучшении боеготовности, обучения и вооружения; внедрение его ожидается в 2018-2021 годах. Согласно планам по замене боевых самолетов и систем ПВО, 8,35 млрд. долл. будет инвестировано в защиту воздушного пространства (поставки намечены в 2025-2030 годах). Также до 2030 г будет продлён срок службы истребителей F/A-18. Для финансирования этих программ военный бюджет планируется увеличить на 1,4%.
Строительство ВС Швейцарии осуществляется на основе закона о воинской обязанности и милиционной системы комплектования.
Объединённые ВС в мирное время имеют 20,95 тыс. чел. (в т.ч. 3,35 тыс. регулярных военнослужащих). Военная служба включает подготовку в рекрутских школах в течение 18, 21 и 25 недель в возрасте 19-20 лет, которые проходят затем 7, 6 или 5 учебных курсов (3 недели каждый) в 10-летний период в возрасте между 20-ю и 30-ю годами. Резервы имеют 144, 27 тыс. чел. (СВ – 93,1 тыс. чел., ВВС – 22,87 тыс. чел., организация тыла ВС – 13,7 тыс. чел., организация обеспечения командования – 14,6 тыс. чел.) Гражданская оборона имеет 74 тыс. чел. (в т.ч. 55 тыс. резервистов).
Командующему ВС и Генштабу подчиняются 4 командования (оперативное, обеспечения управления, тылового обеспечения и учебное).
Оперативное командование имеет службу военной разведки, в него входит 4 командования (СВ, ВВС, военной полиции и специальных сил), а также 4 территориальные дивизии.
Командование СВ будут иметь после мобилизации 93,1 тыс. чел. За исключением военной полиции и специальных сил все части кадрированные. В командовании СВ 3 механизированные бригады: 1-я и 11-я (по 6 б-нов: штабной, 2 механизированных, танковый, разведывательный, инженерный, а также артиллерийский д-н) и 4-я (4 б-на: штабной, 2 разведывательных, понтонно-мостовой, а также и 2 артиллерийских д-на). Организация 1-й и 11-й бригад – как у механизированных бригад СВ стран НАТО, а у 4-й бригады – как у артиллерийской бригады.
Территориальные дивизии включают: 1-я (8 б-нов: штабной, 4 мотопехотных, горный, 2 инженерных, в т.ч. 1 аварийного реагирования), координационный центр спасения, ледовая патрульная команда; 2-я (7 б-нов: штабной, 4 мотопехотных на БТР, 2 инженерных, в т.ч. 1 аварийного реагирования), координационный центр спасения; 3-я (7 б-нов: штабной, 4 горных, 2 инженерных, в т.ч. 1 аварийного реагирования), координационный центр спасения; 4-я (7 б-нов: штабной, 2 мотопехотных на БТР, 2 горных, 2 инженерных, в т.ч. 1 аварийного реагирования), координационный центр спасения. В территориальной дивизии 7-8 б-нов (штабной, 4-5 мотопехотных или горных, 2 инженерных) и по организации они больше похожи на бригады.
Командование ВВС предназначено для защиты воздушного пространства страны, прикрытия важных центров и объектов инфраструктуры, районов дислокации и развертывания группировок СВ, ведения разведки, высадки десантов, воздушных перебросок личного состава и грузов, а также для перевозки высших должностных лиц государства.
Командование ВВС после мобилизации будут иметь 22,87 тыс. чел. и 85 боевых самолётов. Всего в наличии 17 эскадрилий (7 истребителей, 1 транспортных самолётов, 3 учебных, 6 транспортных вертолётов и 1 БЛА). Годовой налёт пилотов 200-250 час.
В состав командования ВВС входит: оперативный центр с транспортным крылом; 4-я авиабаза (пилотажная группа, часть учебной эскадрильи; 7-я авиабаза (пилотажная группа, эскадрильи транспортная и БЛА); 2-я авиабаза (2 транспортных вертолётных крыла – 4 эскадрильи); 11-я авиабаза (транспортное вертолётное крыло – 2 эскадрильи; истребительное крыло – 3 эскадрильи); 13-я авиабаза (истребительное крыло – 2 эскадрильи). 14-я авиабаза (истребительное крыло – 1 эскадрилья); 30-я учебная бригада обеспечения и управления (2 эскадрильи связи и эскадрилья мобильных РЛС); 33-я учебная бригада ПВО (2 ЗРК, 3 д-на ПЗРК и 3 д-на ЗУ).
Командование военной полиции включает оперативное командование, службу безопасности, службу поиска и защиты, центр компетенции и 4 б-на военной полиции, а Командование специальных сил – 3 б-на (штабной и 2 гренадёрских), а также инструкторский центр.
Командование обеспечения управления включает бригаду обеспечения управления, имеющую 13 б-нов (обеспечения управления, 3 штабных, электронной разведки, обеспечения, связи ВВС, 4 связи и 2 РЭБ).
Командование тылового обеспечения имеет медицинское командование и включает бригаду тылового обеспечения, имеющую 14 б-нов (управления движением/транспортный, 5 тылового обеспечения, обеспечения/резервный, 4 госпитальных, 2 медицинского обеспечения и строительный).
Учебное командование имеет командование учебного центра ВС и включает университет высшего военного образования (в т.ч. военную академию и 3 школы: генерального штаба, центральную и унтер-офицеров), управление личного состава с командованием рекрутов и 5 учебных центров: пехотный (с горным центром компетенции, пехотным б-ном и музыкальным центром), танковый/артиллерийский, ПВО, инженерный/спасательный/защиты от ОМП (с центром компетенции защиты от ОМП (военная лаборатория и б-н защиты от ОМП), спасательным б-ном и спортивным центром), а также тылового обеспечения с ветеринарным центром компетенции и ветеринарным отрядом.
Швейцария приобретала вооружение для ВС, в основном, за рубежом и частично у своего ОПК. Для СВ были закуплены шведские БМП, американские БТР, ПТРК и ПЗРК. По лицензии строились немецкие танки и американские СГ. В Швейцарии производились национальные БТР, БРМ и миномёты.
Оснащение ВВС осуществлялось аналогично, путём приобретения американских истребителей, транспортных самолётов и ПЗРК, а также канадских транспортных самолётов, французских транспортных самолётов и вертолётов, европейских вертолётов, английских ЗРК, швейцарских транспортных и учебных самолётов, ЗУ. По лицензии выпускались израильские БЛА.
Основные тенденции и общие черты в оборонном строительстве Австрии и Швейцарии состоят в том, что эти страны гибко реагировали на изменение уровня военной опасности и угрозы. Например, Австрия с 2000 г до 2018 г уменьшила численность регулярных ВС в 1,6 раз, а Швейцария планирует иметь численность ВС после мобилизации в 1,8 раз меньше, чем сейчас. С 2000 г до 2018 г число общевойсковых бригад СВ Австрии и Швейцарии сократилось в 2,5-4,7 раз и значительно уменьшилось количество основного вооружения ВС.
В ВС Австрии-Швейцарии число танков уменьшилось в 10-4,3 раза, ББМ в 2,8-1,4 раз, артсистем св. 100-мм в 4,7-9,8 раз, боевых самолётов в 3,5-1,8 раз. Отсюда видно, что сокращения активнее велись в Австрии, которая формально имеет больший уровень военной угрозы со стороны России. Но у Австрии меньше ВВП и соответственно – военный бюджет. Также тут сыграла роль жёсткая оборонительная специфика ВС Швейцарии. Одновременно ВС этих стран перевооружались на более современное и эффективное ВВТ. Относительно меньшее снижение числа ББМ объясняется активной миротворческой деятельностью этих стран.
ВС Австрии и Швейцарии имеют такие общие отличительные признаки:
• Территориально-милиционная система комплектования и содержание в мирное время частично скадрированных формирований в Австрии и полностью скадрированных – в Швейцарии при постоянной и качественной подготовке резервистов и обеспечении развёртывания за малое время крупных ВС, а также многочисленных территориальных войск.
• Оснащение ВС современным вооружением, в т.ч. национального производства, которое по эффективности не уступает вооружению развитых стран НАТО. Ранее были попытки создавать и иметь в ВС специальные «оборонительные» виды вооружения (например, легкие танки SK-105 в Австрии). Сейчас от этого отказались и покупают (или строят по лицензии) лучшее мировое многоцелевое ВВТ (танки Leopard 2, истребители Typhoon и F/А-18С/D), или производят совершенное вооружение собственной либо совместной разработки (в Австрии – БМП Ulan и БТР Pandur, в Швейцарии – БТР Piranha и ЗУ GDF-005).
• Оборонительный характер структуры ВС и их направленность на действия в пределах национальной территории (в последнее время – участие в миротворческих операциях). СВ имеют мотопехотные и горные бригады на колёсных БТР, механизированных бригады на гусеничных БМП, танках и СГ, а также подразделений ВДВ и спецназа (в последние годы в Австрии появились миротворческие пехотные подразделения на БА MRAP); в ВВС – части многоцелевых истребителей. Структура ВС приближена к принятой в НАТО.
• В связи с агрессией ВС России против Украины в 2014 г, Австрия и Швейцарии начали принимать меры для усиления своих оборонительных возможностей и ВС: в обеих странах увеличены военные бюджеты, Австрия закупает БТР, планирует нарастить численность ВС и закупить многоцелевые истребители; Швейцария – закупить многоцелевые истребители, ЗРС и БЛА .
ВТС между Австрией и Швейцарией проявляется в том, что на вооружение их ВС принимаются лучшие образцы вооружения, производимые в этих странах. Стремление этих стран к стандартизации вооружения их ВС проявляется в закупке ВВТ одинаковых типов.
Уровень военной угрозы нейтральным странам со стороны ВС России по совокупности прямых и косвенных признаков предполагается: 1-й у Финляндии, 2-й у Швеции, 3-й у Швейцарии и 4-й у Австрии.
Оценка возможностей ВС России по нападению на Австрию и Швейцарию. Вероятность нападения России на Австрию и Швейцарию крайне мала. Во-первых, захват этих стран руководству РФ не нужен, его вполне устраивает их нейтралитет. А попытка их захвата создаст для России огромные военные проблемы (большие потери в ВС, две партизанские войны и др.).
Для того, чтобы армии СВ России достигли границы Австрии с целью на неё напасть, они должны предварительно захватить Украину, Венгрию или Словакию. Для достижения границы Швейцарии они должны захватить ещё и Австрию. Это очень тяжёлая и опасная задача, особенно учитывая, что Венгрия и Словакия – члены НАТО. Поэтому данный вариант действий РФ, вероятно, отпадает.
Теоретически ВС России, имеющие большие ВДВ, могут высадить крупные воздушные десанты в Австрии и Швейцарии. ВДВ РФ имеют 2 ВДД, 2 ДШД и 4 ДШбр. Всего это 33,85 тыс. чел., 78 танков, 1784 ББМ и 379 артсистем.
Из этих соединений можно создать крупные, подготовленные и высокомобильные (по воздуху и земле) группы войск для высадки в Австрии и Швейцарии. Но они будут оснащены, в основном, облегчённым вооружением, иметь мало танков и слабые средства ПВО, не обладать РСЗО и 152-мм артиллерией. На такой дальности российская фронтовая и армейская авиация не смогут оказать им поддержку с воздуха. Однако главным ограничением будет недостаточное число тяжёлых военно-транспортных самолётов (109-142 ед.), которые могут перебросить одним рейсом лишь два десантных полка. Придётся привлекать самолёты гражданской авиации. А после высадки десантов необходимо будет обеспечить их снабжение. Кроме того, на такой дальности транспортные самолёты не смогут прикрываться истребителями сопровождения.
Российские самолёты с десантом должны будут пролететь к Австрии над Украиной, Словакией или Венгрией (при возможном противодействии). В случае десанта в Швейцарию, им придётся пролететь и над Австрией. А в Австрии и Швейцарии их может встретить до 100 истребителей ВВС этих стран. Можно прогнозировать потерю 20-30 российских самолётов, что серьёзно ослабит части десанта. То есть, перед высадкой воздушных десантов ВС России должны будут уничтожить ВВС Австрии и Швейцарии, а это почти невыполнимая задача, поскольку истребители данных стран будут находиться в укрытиях.
При этом, лишь дальняя авиация ВКС России может наносить по Австрии и Швейцарии удары с воздуха на такой дальности. Россия имеет 120-150 бомбардировщиков, в т.ч. 66-76 стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС с 592-672 крылатыми ракетами Х-555 и Х-101, а также 54-74 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 с бомбами. Но до уничтожения ВВС Австрии и Швейцарии, удары, вероятно, смогут наноситься лишь крылатыми ракетами. Кроме того, использовать крылатые ракеты «Калибр» сможет Черноморский флот, имеющий 6 подлодок пр.636,3, 3 сторожевых корабля пр.11356 и МРК пр. 21631, которые в сумме несут 56 КР. До 2020 г ЧФ получит ещё 3 МРК и число КР увеличится до 80 ед. Отсюда, истребители и системы ПВО Австрии и Швейцарии должны быть приспособлены для борьбы с крылатыми ракетами.
Сейчас австрийские пилоты имеют годовой налёт 110-160 часов, швейцарские – 200-250 (а российские – до 100). Россия, видимо, не будет нападать на Австрию и Швейцарию. Но в случае, например, широкомасштабной войны в Европе между Россией и странами НАТО, самолёты и крылатые ракеты обеих воюющих сторон смогут залетать в воздушное пространство Австрии и Швейцарии, как залетали самолёты Германии, США и Великобритании в воздушное пространство Швейцарии во II-й Мировой войне.
Но предположим, что при перелёте над Украиной, Словакией или Венгрией самолёты РФ с десантом не понесут потерь, а ВС России смогут подавить истребители Австрии и Швейцарии (например, диверсиями спецназа на авиабазах), а затем высадить в этих странах десанты ВДВ.
ВС Австрии и Швейцарии мирного времени в сумме имеют 43,35 тыс. чел. (после развёртывания – 202,6 тыс. чел.), 190 танков, 1290 ББМ и 253 артсистемы. То есть, Австрия и Швейцария имеют превосходство по численности ВС мирного времени в 1,3 раза (после развёртывания – в 6 раз) и по числу танков в 2,4 раза, а ВС России превосходят по числу ББМ в 1,4 раза (хотя они у неё лёгкие) и артсистем – в 1,5 раз (хотя они до 122-мм калибра). При таком соотношении сил и средств, высадка в Австрии и Швейцарии десантов ВДВ России представляется безумной авантюрой, не имеющей шансов на успех. Поэтому вероятность такой высадки очень близка к нулю.
В итоге надо подчеркнуть, что уровень военной угрозы Австрии и Швейцарии со стороны ВС России чрезвычайно низкий. Наиболее вероятно, что военная угроза Австрии и Швейцарии может реализоваться только в случае войны между Россией и странами НАТО в форме случайно залетевших на территорию Австрии и Швейцарии крылатых ракет и боевых самолётов (причём, не только российских, но и стран НАТО). Поэтому Австрия и Швейцария видимо и сократили свои ВС до минимума, но вместе с тем намерены закупить новые боевые самолёты и системы ПВО.
Австрия и Швейцария, несмотря на ряд общих черт в оборонной политике, имеют существенное различие. Австрия, в случае гипотетического нападения, рассчитывает не только на себя, но и на военную помощь союзников по ЕС и партнёров из числа стран НАТО, а Швейцария рассчитывает только на свои силы.
Но обе эти страны продолжают иметь в основе своей оборонной политике не столько вооружение (хотя они закупают самое современное, и их экономические возможности это позволяют), а свой народ, граждан своих стран, которые всегда готовы выступить на их защиту. Причём они будут защищать не столько свой высокий жизненный уровень – они будут защищать Родину!

Юрий Бараш,
член Экспертного Совета ЦИАКР

Поделиться публикацией