ИТОГИ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТОЕНИЯ В РОССИИ: ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОВАЛ. Часть 1

Итоги выполнения госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) в части военного кораблестроения

В 2018 г военный эксперт М. Шеповаленко ещё за 3 года до завершения ГПВ-2020 подвёл в статье [1] предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения, ремонта, а также модернизации подлодок и кораблей, и пришёл к выводу, что она будет сорвана почти по всем показателям. Статья приведена с сокращениями, наши комментарии выделены полужирным курсивом.

В 2018 г до завершения ГПВ-2020 осталось менее трех лет. Из всех видов ВС, главным получателем средств ГПВ-2020 стал ВМФ: на его долю пришлось 25% всех запланированных расходов. С учетом принятия новой ГПВ-2027, полагая, что за оставшееся время серьёзных изменений в объеме финансирования и заявленных сроках исполнения мероприятий ГПВ-2020 ожидать не приходится (разве что «сдвижки вправо»), представляется целесообразным подвести предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения. Тем более что все достижения, случись они в 2018-2020 годы, будут отнесены уже на счет ГПВ-2027.

Но необходимо сказать, что изначально обнародованный объем кораблестроительной части ГПВ-2020 (до 100 боевых кораблей) в дальнейшем не раз уточнялся: в начале 2013 г С. Шойгу заявил о планируемых к постройке 24 подлодках и 54 боевых кораблях, включая 15 фрегатов и 35 корветов. Также, из кораблестроительной части ГПВ-2020 интерес представляют в первую очередь боевые корабли основных классов, то есть та составляющая ВМФ, которая способна решать задачи не только в ближней (БМЗ), но и в дальней (ДМЗ) морских, а также океанской (ОЗ) зонах.

Новое строительство. Как следует из таблицы 1, в части нового строительства, на которое было выделено 47% из 5 трлн. руб., ассигнованных ВМФ в рамках ГПВ-2020, программа оказалась сорванной практически по всем показателям, за исключением дизель-электрических подлодок и ракетно-артиллерийских кораблей (но последние представлены кораблями 3 ранга, не являющимися кораблями основных классов). В оставшееся до завершения ГПВ-2020 время – чуть менее чем 3 года при благоприятных обстоятельствах (на что рассчитывать не приходится) можно ожидать передачу флоту еще до 7 подлодок (3 атомных ракетных пр.955А, 3 атомных многоцелевых пр.855М, 1 дизель-электрической пр.677) и 19 кораблей (2 фрегатов пр.22350, 4 корветов пр. 20380, 2 корветов пр. 20385, 4 патрульных кораблей пр.22160, 5 МРК пр. 21631, 2 БДК пр.11711). Но и при подобном (маловероятном) раскладе доля исполнения мероприятий программы составит: по подлодкам – 75%, по кораблям – 70%.

Судя по табл. 1, реальное выполнение скорректированной программы ГПВ-2020 должно составить: по подлодкам – 42%, по кораблям – 30%.

Налицо как минимум неэффективное использование бюджетных средств, обусловленное просчетами в планировании работ и контроле их исполнения.

Строительство подлодок и кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (на 1 января 2018 г) приведено в табл. 1.

Таблица 1

Класс/подкласс/проект Район Ранг Поколение План Факт Завод
Подлодки 24 10
Атомные 16 4
Ракетные 955/955А (РПКСН) ОЗ 1 4 8 3 СМП
Многоцелевые 885/885М (МПЛА) ОЗ 1 4 7 1 СМП
Спец. назначения 09851 ОЗ 1 4 1 СМП
Дизель-электрические (ДЭПЛ) 8 6
677 БМЗ 2 4 2 АВ
636.3 БМЗ 2 3+ 6 6 АВ
Надводные корабли 54 16
Многоцелевые 38 8
Фрегаты 22350 ДМЗ 1 4 8 1 СВ
Фрегаты 11356Р ДМЗ 2 3+ 6 3 ПСЗ
Корветы 20380 БМЗ 2 4 6 4 СВ, АСЗ
Корветы 20385 БМЗ 2 4 12 СВ
Корветы 22160 (патрульные корабли) ДМЗ 2 4 6 ЗСЗ
Ракетно-артиллерийские 12 8
Фрегаты 11611К (ракетные корабли) БМЗ 2 3+ 1 1 ЗСЗ
Корветы 21631 (МРК) БМЗ 3 3+ 9 5 ЗСЗ
Корветы 21630 (МАК) БМЗ 3 3+ 2 2 ЗСЗ
Десантные корабли 4
УДК Mistral ДМЗ 1 4 2 STX France + БЗ
БДК 11711 ДМЗ 1 3+ 2 ПСЗ

Примечание: СМП — АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»; АВ — АО «Адмиралтейские верфи»; СВ — ПАО «СЗ «Северная верфь»; АСЗ — ПАО «Амурский судостроительный завод»; ПСЗ — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; ЗСЗ — АО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького»; БЗ — АО «Балтийский завод»

 

На 2018 г наихудший результат показали ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», наилучший – АО «Адмиралтейские верфи». Средний результат, показанный АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и АО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького», может стать высоким при передаче заказчику до окончания срока ГПВ-2020 указанных кораблей. Возможность трёх отстающих улучшить свой результат к 2020 г остается под большим вопросом. Но не вызывает сомнения, что будут переданы в срок заказчику РПКСН. При этом, неизбежно окажутся «сдвинутыми вправо» контрольные даты по МПЛА.

Главком ВМФ России адмирал В.Королёв охарактеризовал минувшее пятилетие (2013–2017 гг.) как период, в который был «заложен фундамент развития ВМФ по всем направлениям». По количественным показателям, он заявил: «Только за последние 5 лет для ВМФ были построены 64 боевых корабля и катера, в т.ч. 3 РПКСН, 7 многоцелевых подлодок, 14 кораблей и 39 катеров». Число 64 звучит весомо, однако по «боевым кораблям основных классов» (а это корабли, подтверждающие океанский статус ВМФ России) это всего 14 ед. суммарным водоизмещением 127,0 тыс. т. За эти же 5 лет ВМС Китая получили 37 боевых кораблей основных классов суммарным водоизмещением 238,6 тыс. т, а ВМС США – 24 ед. суммарным водоизмещением 372,8 тыс. т.

Несданные ВМФ корабли из числа запланированных ГПВ – это не самая большая беда РФ. Гораздо большая проблема – сроки строительства сданных кораблей. Так, средний срок постройки 3 фрегатов пр. 11356 (Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь») составил 5,3 года, а аналогичный показатель для сравнимых китайских фрегатов типа 054A – 2-2,5 лет, для новых южнокорейских фрегатов типа Incheon (программа FFX) до 2,5 лет, а для австралийских фрегатов типа Anzac (программа SEA 1448) – 3,5 лет. Средний срок постройки 3 корветов пр.20380 (Северная верфь) составил 8 лет, 4-го (Амурский судостроительный завод) – 11,1 года. Сопоставимые с ними корветы ФРГ типа Braunschweig (программа K130) строились по 5,6 года – с учетом решения проблем с редукторами. Французы же на постройку головного корабля серии корветов типа El Fateh (проект Gowind 2500) для ВМС Египта затратили всего 2,5 года.

Известен долгострой по программе фрегатов пр.22350 (Северная верфь): срок постройки головного корабля к 2018 г перевалил за 12 лет, 1-го серийного – за 8 лет. При этом корабли класса российских, сравнимые с ними корейские фрегаты типа Chungmugong Yi Sun-sin (программа KDX II) строились по 2,9 года, испанские фрегаты типа Álvaro de Bazán (программа F100) и норвежские типа Fridtjof Nansen (программа SMP 6088) – 3,1 года, нидерландские фрегаты типа De Zeven Provinciën (программа LCF) – 3,7 года, германские фрегаты типа Sachsen (проект F124) – 4,6 года, французские фрегаты типа Aquitaine (программа FREMM) – 4,7 года.

Особое беспокойство в РФ вызывает программа строительства ракетных и многоцелевых атомных подлодок (Северное машиностроительное предприятие). Если считать головные корабли пр.0955 и 855 исключением, то средний срок постройки серийных подлодок составляет: для двух РПКСН (фактически) – 9,2 года, для двух МПЛА (при условии их сдачи заказчику до конца 2018 и 2019 гг.) – 7,9 года. Если сравнить с последней западной программой строительства ПЛАРБ – французских типа Le Triomphant, то они сопоставимы по срокам постройки с РПКСН: 8,9 года у французов против 9,2 у РФ. В отношении МПЛА картина не столь однозначная: если для британских типа Astute срок постройки 10 лет, то для американских типа Virginia серии Block III – 2,5 года.

Из достижений: средний срок постройки ДЭПЛ пр.636.3 (Адмиралтейские верфи) составил рекордные 2,6 года. А для сопоставимых подлодок – японских типа Oyashio и австралийских типа Collins этот показатель равен 4 и 7,2 года. Средний срок постройки МРК пр.21631 (Зеленодольский судостроительный завод) составил 3 года – столько же, сколько уходит на постройку более крупных китайских корветов типа Bengbu (тип 056).

Позитивным результатом для ВМФ России стало приближение к завершению идущих с 2015 г гос. испытаний созданного АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» ЗРК 3К96-2 «Полимент-Редут» на головном фрегате пр.22350 «Адмирал Горшков». Это открыло возможность оснащения ВМФ России этим ЗРК нового поколения и к ускорению ввода в строй 3-х других строящихся фрегатов пр.22350.

Для ВМФ России частичной компенсацией затягивания постройки в рамках ГПВ-2020 кораблей классов «фрегат» и «корвет» выступает относительно успешно реализуемая программа серийного строительства МРК пр.21631 и 22800, оснащенных КР «Калибр-НК» концерна ВКО «Алмаз-Антей».

МО России законтрактовало строительство на разных судостроительных предприятиях 12 МРК пр.21631 и 18 пр.22800. Из них 5 МРК пр. 21631 уже сдал флоту АО «Зеленодольский судостроительный завод» в 2014–2016 гг., а 6-й испытывается. Ввод в строй этих кораблей позволил осуществить с них неоднократное применение КР «Калибр-НК» по объектам в Сирии.

Головной МРК «Тайфун» нового пр.22800, достраивающийся на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», должен быть передан ВМФ России в 2018 г. Показательно, что оба этих предприятия, ведущих успешную постройку МРК пр.21631 и 22800, не входят в ОСК.

Ремонт и модернизация. Поскольку ВМФ России отстал от флотов развитых в военно-техническом отношении стран мира в вопросе проектирования, постройки, испытания и передачи заказчику боевых кораблей основных классов 4-го поколения, морская часть ГПВ-2020 уделяла особое внимание поддержанию и восстановлению технической готовности уже находящихся в боевом составе флота подлодок и кораблей основных классов 3-го поколения. Даже без учета «восстановления технической готовности с продлением межремонтных сроков», была поставлена задача выполнить средний ремонт с модернизацией  минимум 20 подлодок и кораблей основных классов. Фактически же, объем этих работ был больше (см. табл. 2) и иногда именовался «ремонтом по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков и выполнением отд. модернизационных работ».

Ремонт с модернизацией и переоборудование подлодок и кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (на 1 января 2018 г.) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Класс/подкласс/проект Район Ранг Поколение План Факт Завод
Подлодки 21 9
Атомные 15 5
Ракетные 677БДРМ (РПКСН) ОЗ 1 3 1 1 ЦСЗ
Ракетные 677БДР (РПКСН) ОЗ 1 3 1 1 ДВЗ
Многоцелевые 949А (МПЛА) ОЗ 1 3 6 2 ЦСЗ, ДВЗ
Многоцелевые 971 (МПЛА) ОЗ 1 3 4 ЦСЗ, ДВЗ, СРЗН
Многоцелевые 945 (МПЛА) ОЗ 1 3 2 ЦСЗ
Спец. назначения 09787 ОЗ 1 3 1 1 ЦСЗ
Дизель-электрические 6 4
877 (ДЭПЛ) БМЗ 2 3 6 4 ЦСЗ, КМЗ,

13 СРЗ, АСЗ

Надводные корабли 15 5
Авианесущие 1
Тяжёлые крейсера 11435 (ТАВКР) ОЗ 1 3 1 35 СРЗ
Ракетно-артиллерийские 5 1
Тяжёлые атомные крейсера 11442 ОЗ 1 3 2 СМП
Крейсера 1164 (РКР) ОЗ 1 3 3 1 ЦСЗ
Противолодочные 4 1
Эсминцы 1155/11551 (БПК) ОЗ 1 3 3 1 35 СРЗ, ЦСД
Фрегаты 11540 (СК) ОЗ 2 3 1
Десантные корабли 5 3
Танкодесантные 1171 (БДК) ДМЗ 2 3 1 1 13 СРЗ
Танкодесантные 775 (БДК) ДМЗ 2 3 4 2 33 СРЗ, ЦСД, ФА

Примечание:  СМП — АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»; ЦСЗ — АО «Центр судоремонта «Звёздочка»; 35 СРЗ — филиал «35 судоремонтный завод» АО «ЦС «Звёздочка»; СРЗН — филиал «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка»; ПСЗ — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; ЦСД — ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод»; ДВЗ — ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»;     КМЗ — АО «Кронштадтский морской завод»; 13 СРЗ — ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота»; 33 СРЗ — АО «33 судоремонтный завод»; ФА — «Терем – КРЗ Флотски арсенал – Варна» ЕООД

 

ГПВ-2020 в части военного судоремонта провалена – и по подлодкам, и по кораблям основных классов.

Судя по табл. 2, реальное выполнение программы ГПВ-2020 должно составить: по подлодкам – 43%, по кораблям – 33%.

Негативные результаты показали АО «Центр судоремонта «Звёздочка» и его филиалы – «35 судоремонтный завод» и «Судоремонтный завод «Нерпа», а также АО «33 судоремонтный завод», позитивные – ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» и АО «Кронштадтский морской завод». Остальные предприятия показывают смешанный результат. Флот стареет – средний возраст кораблей основных классов приблизился к 32 годам, подлодок – к 22 годам, новые корабли ему в срок не передаются, пригодные для ремонта простаивают на заводах, а крайне интенсивное использование боеготовых единиц (часто с превышением межремонтных сроков) переводит их в разряд изношенных.

Несоблюдение сроков выполнения ремонтных и модернизационных работ обусловлено не только увеличением их объема и номенклатуры сверх предусмотренных ремонтной ведомостью в процессе работ по заказам (это ожидаемо в связи с переходом в начале 2000-х годов от действовавшей системы плановых заводских ремонтов к ремонту по техническому состоянию), но и нерациональным (и нецелевым) использованием ограниченных материальных и человеческих ресурсов. На фоне неспешного выполнения ремонтных и модернизационных работ на боевых кораблях основных классов судоремонтные предприятия (Центр судоремонта «Звёздочка» и его филиал «35 судоремонтный завод», Дальневосточный завод «Звезда», Центр судоремонта «Дальзавод») набирают заказов на новое строительство – вспомогательных судов для ВМФ, или гражданских судов для коммерческих заказчиков.

Проблему своевременного выполнения ремонтных и модернизационных работ усугубляют случаи замены предприятия-исполнителя уже после передачи флотом кораблей промышленности: Северо-Восточный ремонтный центр – на головное предприятие Центра судоремонта «Звёздочка» (МПЛА «Братск» и «Самара» пр.971) и Дальневосточный завод «Звезда» (МПЛА «Челябинск» пр.949А), 35-го судоремонтного завода – на 33-й судоремонтный завод (БДК «Оленегорский горняк» пр.775) и Находкинского судоремонтного завода – на Центр судоремонта «Дальзавод» (БДК «Ослябя» пр.775). Наконец, есть такой фактор, как субъективность оценок по ремонтопригодности кораблей и  волюнтаризм при принятии решения: одно дело – сверстать план ремонтных и модернизационных работ, но скорректировать его по итогам дефектовки, совсем другое – заключить контракты, передать корабли промышленности, выполнить часть законтрактованного объема работ и затем прийти к выводу о нецелесообразности их завершения (МПЛА «Карп» и «Кострома» пр.945).

Выводы. За время подготовки и реализации ГПВ-2020 в ее морской составляющей сменилось 3 (уже 4) главкома ВМФ: адмиралы В.Высоцкий (2007–2012 гг.), В.Чирков (2012–2016 гг.) и В.Королёв (с 2016 г. по настоящее время (по 2019 г, а с 2019 г – Н. Евменов)). И каждый из главкомов оставил свой след в ГПВ-2020: это видно по их программным заявлениям для СМИ. За это же время 4 раза обновилось руководство АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК): должность её президента занимали Р.Троценко (2010–2012 гг.), А.Дьячков (2012–2013 гг.), В.Шмаков (2013–2014 гг.), А.Рахманов (с 2014 г. по настоящее время). Это тоже не способствовало стабильности в вопросе подготовки и реализации ГПВ-2020 в части, касающейся ВМФ.

Основные проблемы современного российского военного кораблестроения вызваны комплексом причин, которые приведены ниже.

Нестабильность и волюнтаризм военно-технической политики ВМФ. Несмотря на обилие концепций и программ морской части национальной безопасности, у руководства ВМФ России отсутствует единая общность взглядов на основные направления военно-морского строительства в целом и на их реализацию в военно-технической сфере. В этих условиях каждый новый главком ВМФ старается проводить свои личные взгляды на желаемый облик флота в целом и кораблей в частности. В комплексе это порождает нестабильность уже на этапе выработки тактико-технических заданий, постоянную корректировку заданий и проектов, нестабильность серийного строительства. ВМФ и его руководство несут главную ответственность за разнотипность нового корабельного состава.

Слабость судостроительной базы. Судостроительные мощности РФ по многим классам кораблей и судов ограничены или недостаточны для реализации крупномасштабных программ серийного военного кораблестроения, причем дефицит возрастает по мере роста тоннажа и размерений кораблей. На многих судостроительных предприятиях, в т.ч. крупных (Балтийский завод, Адмиралтейские верфи), используются устаревшие технологии судостроения (вроде строительства на открытых наклонных стапелях). Дефицит стапельно-доковых мощностей являлся чертой всего советского судостроения в послевоенный период, причем для РФ он усугубился после 1991 г. потерей крупных николаевских и херсонских судостроительных заводов. Новых мощностей после 1991 г в судостроении РФ введено не было, завод «Звезда» на Дальнем Востоке продолжает строиться, и ориентирован в основном на гражданское судостроение. Положение усугубляется упадком многих предприятий, нехваткой квалифицированных кадров, устарелостью оборудования и технологий. В этих условиях попытки развернуть обширное военное кораблестроение ведут к быстрой перегруженности заводов строительством кораблей и судов разных классов и по нескольким проектам одновременно, что усугубляет производственные проблемы.

Слабость машиностроительной базы судостроения. Россия столкнулась с кризисом в области производства корабельных энергетических установок (ЭУ) в условиях длительного упадка собственного морского дизелестроения (никогда не бывшего на высоком уровне), монопольного производства корабельных газотурбинных ЭУ в Украине и зависимости в производстве атомных ЭУ от кооперации с украинским предприятиями. Попытки частично решить проблемы с корабельными дизелями за счет импорта с Запада оказались дополнительным негативным фактором в условиях введения с 2014 г западных санкций. В результате надводное военное кораблестроение России с 2014 г оказалось парализованным «двигательным кризисом» с прекращением получения всех типов газотурбинных и большей части дизельных корабельных ЭУ. Попытки авральным образом разрешить этот кризис путем ускоренного импортозамещения и налаживания собственного производства потребуют длительного времени и дадут реальный эффект уже за пределами срока действия ГПВ-2020. Пока что по малым боевым кораблям и катерам единственным способом продолжения строительства стал импорт китайских дизелей сомнительного качества.

То же можно сказать и о производстве судового вспомогательного оборудования, тоже либо производимого в России на неконкурентном уровне, либо импортируемого с Запада и попавшего под санкции. Экстренное импортозамещение здесь также приносит пока лишь ограниченные результаты.

Недостаточно эффективная кооперация с разработчиками и производителями систем вооружения. Эта проблема также является хронической для российского ВМФ и судостроительной промышленности на протяжении всего послевоенного периода, ведя к частому отставанию в разработке и производстве корабельных систем вооружения и оборудования от строительства кораблей, для которых эти системы предназначены. В значительной мере причиной является  ведомственная разобщенность в советском и российском ОПК и неумение руководства ВМФ и судостроительных объединений и предприятий к выстраиванию эффективной кооперации с разработчиками и производителями систем вооружения и оборудования – в первую очередь «несудостроительного» профиля, с учетом интересов обеих сторон. Еще одной стороной проблемы является нежелание руководства ВМФ осуществлять длительную и затратную отработку систем вооружения и оборудования на береговых или морских стендах, с желанием немедленно продвигать новые комплексы на серийные либо головные корабли – что обрекает их на превращение из боевых кораблей в опытовые суда.

Чрезмерный оптимизм относительно освоения и организации серийного производства систем вооружения нового поколения вообще стал одной из отличительных черт ГПВ-2020 в целом – так, начало серийного производства истребителя 5-го поколения ПАК ФА при 1-ом полете 1-го образца в 2010 г. планировалось уже через 3 года (с 2013 г.), серийное производство перспективных платформ бронетанковой техники «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг» ожидалось уже с 2015 г – через 2 года после планового создания опытных образцов (а на деле лишь в 2015 г удалось построить единичные полумакетные прототипы) и т.д. Это в полной мере затронуло в ГПВ-2020 и планы военного кораблестроения.

Тем не менее, формально морская часть ГПВ-2020 в целом выглядела  обоснованной и целесообразной: она ориентировала военных и промышленность на строительство боевых кораблей главным образом БМЗ и лишь отчасти ДМЗ. В сущности, речь велась о программе возрождения флота, ориентированного не столько на военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана, сколько на защиту морских рубежей России. И это было единственно разумным вариантом развития ВМФ на время принятия ГПВ-2020. Однако заложенные в программу военного кораблестроения количественные и качественные показатели существенно превосходили реальные возможности судостроительной и судоремонтной промышленности РФ по производственной инфраструктуре, по техническому оснащению, по кадровому потенциалу, не говоря уже о смежных отраслях – двигателестроении, промышленности вооружений, радиотехнической промышленности и т.п. В связи с этим для выполнения поставленных задач от руководителей отрасли и предприятий требовалось продемонстрировать высочайшее искусство инженерного и финансового менеджмента, что не случилось, за редкими исключениями.

Низкая эффективность менеджмента, во многом обусловленная устаревшими организационно-правовыми формами судостроительной и судоремонтной промышленности РФ. Наверное, на этапе возрождения российского ОПК форма вертикально- и горизонтально-интегрированной отраслевой мегакорпорации, каковой является современная ОСК, была обоснована. Но с течением времени и по мере изменения условий она должна была  трансформироваться в нечто более децентрализованное, предполагающее большую самостоятельность и гибкость в реализации производственных программ. Показательно, что большинство провалов в морской части ГПВ-2020 приходится на долю предприятий ОСК. Возможно, все дело в недостаточной конкуренции. Во всех ведущих морских державах мира, за исключением Великобритании и Франции, военное кораблестроение является сферой конкурентной борьбы как минимум двух крупных многопрофильных корпораций. И даже в Великобритании и Франции есть фирмы второго уровня, которые не дают монополистам (BAE Systems Maritime, Naval Group) утратить эффективность.

Статус ОСК как монополии в области военного кораблестроения (в особенности, в части проектирования и строительства боевых кораблей основных классов) должен быть изменен в силу своей неэффективности: в отсутствие конкуренции ОСК действует как во время СССР и вновь предлагает заказчику «флот образцов» с малой серийностью и низкой степенью унификации проектов. И что еще хуже, сосредоточившись на управлении отраслевыми активами, ОСК во многом упустила из-под контроля вопросы взаимодействия со смежниками – разработчиками и изготовителями корабельного оборудования и вооружения. Понимание нетерпимости сложившегося положения в руководстве страной и ее ОПК, похоже, существует, и необходимые меры принимаются: в структуре АО «Холдинговая компания «Ак Барс» формируется, по сути, вторая отечественная судостроительная мегакорпорация. Не исключено, что управляющей компанией нового судостроительного конгломерата станет АО «Корпорация судостроительной промышленности» (КСП), аффилированное с АО «Зеленодольский судостроительный завод». Помимо последнего, под управление КСП перейдут ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи.

В рамках ГПВ-2020, двумя главными получателями средств которой были ВМФ и ВВС, не удалось добиться коренного перелома в оснащенности ВМФ новыми образцами ВВСТ (по состоянию на конец 2017 г, их доля составляет 53%), чего не скажешь о ВВС (72%) и о ВКС в целом (73%). Вряд ли что-то радикально изменится в оставшиеся до 2020 г 3 года. Если целевой показатель в 70% и будет достигнут, то в основном за счет морской составляющей стратегических ядерных сил, малых кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В отношении подлодок и кораблей основных классов ВМФ остаётся вооруженным морской техникой предыдущего (3-го) поколения, не подвергшейся модернизации.

Надежды на качественный скачок в росте возможностей ВМФ в рамках реализации новой ГПВ-2027 представляются призрачными: и не только потому что к этому пока не видно серьезных организационных предпосылок, но и в силу наличия нового получателя средств ГПВ-2027 – СВ. На конец 2017 г. оснащенность СВ новыми образцами ВВСТ составляет всего 45%, и вновь принятая ГПВ-2027 призвана ликвидировать это отставание. Подтверждением переоценки места ВМФ в системе приоритетов национальной безопасности служит его доля в бюджете ГПВ-2027: она составит до 15% всей суммы ассигнований, или 2,9 трлн. руб. Скорее всего, морская часть ГПВ-2027 будет направлена на погашение ранее накопленных долгов по ГПВ-2020 [1].

В 2020 г российский военный эксперт А. Челябинский подтвердил в своей статье [2], что планы строительства ВМФ России, утвержденные ГПВ-2020, оказались с треском провалены по всем классам кораблей, исключая малые корабли 3-го ранга. Но последних в рамках ГПВ-2020 собирались строить мало – лишь несколько малых кораблей класса «река-море» (артиллерийских пр. 21630 и ракетных пр.21631). Упор делался на совсем другие классы кораблей: атомные и дизельные подлодки, корветы и фрегаты новых проектов.

Планы поставки в ВМФ подлодок и боевых кораблей основных классов, согласно ГПВ-2020 и итоги их выполнения приведены в табл. 3

 

Таблица 3
Класс и проект План на 2020 г Выполнение плана, ед. Выполнение плана, %
Подлодки 40 16 40
РПКСН 10 4 40
пр. 955 3 3 100
пр. 955А 7 1 14
МПЛА 10/8/7 2 20/25/29
пр. 885 1 1 100
пр. 885М 9/7/6 1 11/14/17
ДЭПЛ 20 9-10 45-50
пр. 636.3 6 8 133
пр.677 14 1-2 7-14
Надводные корабли 59 14 24
Фрегаты 14 5 36
пр.11356Р 6 3 50
пр.22350 8 2 25
Корветы 35/19 7 20
пр.20380 12/6 6 50/100
пр.20385 12/6/12/4/2 1
пр.20386 11/1 — —
Десантные корабли 10 2 20
БДК пр.11711 6 2 33
УВКД типа Mistral 4 — —
Итого 99 30 30

 

Но вскоре стало ясно, что программа получилась чрезмерно оптимистичной.

КБ затянули доводку новой и сложной техники (например, ДЭПЛ пр.677 и ЗРК «Полимент-Редут»). Франция не отдала заказанные УДК типа Mistral, а ставка на украинские и германские двигатели едва не сорвала поставку фрегатов и МРК. Российские кораблестроители постоянно срывали сроки сдачи кораблей, да и в бюджете не хватало средств на реализацию столь масштабной программы.

Когда стало ясно, что планировавшийся ГПВ-2020 к поставке могучий флот из сотни кораблей основных классов уменьшается пятикратно и что программы ремонтов имеющихся в ВМФ РФ боевых единиц срываются в той же пропорции, возник вопрос – что же делать флоту? ВМФ отчаянно нуждался хоть в каких-нибудь кораблях, а малые корабли промышленность РФ ещё могла построить. Поэтому кораблестроительные программы оказались скорректированы в сторону постройки МРК пр.21631 и 22800, патрульных кораблей пр.22160. Но это было вынужденное решение, продиктованное не тактическими соображениями, а необходимостью пополнить состав ВМФ хоть чем-нибудь. Если с корветами и фрегатами не получилось, решение строить малые корабли было правильным. Но и тут, по мнению эксперта, акценты по классам кораблей были расставлены неверно, а к ТТХ кораблей пр.22800 и 22160 есть много вопросов.

Если рассмотреть выполнение планов кораблестроения на 2011-2020 гг., то станет ясно, что отставание по ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН) было меньше, чем по другим единицам флота. Из 10 запланированных к сдаче ВМФ подлодок этого класса на 2020 г в строй вступили 3 РПКСН пр.955 («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»), а также головная подлодка улучшенного пр.955А «Князь Владимир». Но следующий за ним РПКСН «Князь Олег», скорее всего, до конца 2020 г в строй встать не успеет. Итого ВМФ получит 4 РПКСН из 10 запланированных, т.е. выполнение плана – 40%.

Многоцелевых атомных подлодок (МАПЛ) пр.885 и 885М сперва собирались строить 10 ед., потом – 8 и 7, но в составе ВМФ сейчас 1 подлодка пр.885 «Северодвинск», и возможно до конца 2020 г поступит ещё и МАПЛ пр.885М «Казань». Это 20% плана от 10 МАПЛ и до 29% от 7.

Планировалась постройка 20 ДЭПЛ (6 пр.636.3 для ЧФ и 14 новейших пр.677). Может, даже с ВНЭУ, если получится. Но не получилось ни с ВНЭУ, ни с пр.677, по крайней мере, в рамках ГПВ-2020. В итоге было принято решение увеличить серию подлодок пр. 636.3 с 6 до 12, отправив 6 таких подлодок на ТФ. На сегодняшний день в строй вошли все 6 ДЭПЛ, запланированные для ЧФ, и еще 7-я – для ТФ. 8-я подлодка пр.636.3 вероятно пополнит ТФ в 2020 г. Что же до подлодок пр.677, то кроме «Санкт-Петербурга», ВМФ, возможно, получит в 2020 г «Кронштадт». Итого – 9-10 ДЭПЛ из 20, то есть 45-50% плана (самый высокий показатель по ВМФ). Но это было достигнуто за счёт модернизированных подлодок пр.636.3 прошлого поколения.

Из запланированных 14 фрегатов (6 пр.11356 для ЧФ и 8 пр. 22350 для других флотов) в строю 3 фрегата пр.11356 и 2 пр.22350 («Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Итого – до 36% плана.

Из 35 планировавшихся к постройке корветов в строй вступили 5 пр.20380, и. возможно, до конца 2020 г будут поставлены 1 пр.20380  «Ретивый» и 1 пр.20385 «Гремящий» – итого до 7 корветов, или до 20% плана. Надо отметить, что сегодня корветов пр.20380 в строю не 5, а 6, но головной «Стерегущий» был сдан флоту в 2008 г и в ГПВ-2020 не входит.

Зато МРК получено 10 ед. (8 пр.21631 и 2 пр.22800), а в 2020 г планируется получить ещё 5 (1 пр.21631 и 4 пр.22800). Но большим достижением это считать нельзя, т.к. МРК БМЗ не заменят фрегаты и корветы.

Запланированные к поставке в ГПВ-2020 4 французских УДК типа Mistral ВМФ России так и не получили. Из 6 планировавшихся к передаче БДК пр.11711 в строй войдут только 2, если «Петр Моргунов» поставят в 2020 г. Итого – 20% плана десантных кораблей[2].

Всего, планировалось поставить 40 подлодок и 59 надводных кораблей, а поставлено 16 (40% плана) и 14 (24% плана) соответственно, что говорит о приоритете, отданном  строительству подлодок.

Всего по ГПВ-2020 планировалось поставить ВМФ 99 подлодок и кораблей основных классов 1-го и 2-го ранга (подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей), способных действовать в ДМЗ и ОЗ, а ВМФ получат максимум 30 ед. (30% плана), плюс, возможно, 25 малых кораблей 3-го ранга (МРК, патрульных и тральщиков), способных действовать в БМЗ. При этом, малые корабли 3-го ранга кораблей  1-го и 2-го рангов заменить не смогут. Но даже если их учесть, то план будет выполнен лишь на 55%, то есть тоже сорван.

И если министр обороны С. Шойгу, отчитываясь по выполнению ГПВ-2020, заявит, что она сдана на 97-98% (как он отчитывался ранее по выполнению годовых гособоронзаказов), значит, программа была очень сильна скорректирована в ходе тщетных попыток её выполнить, а недовыполнение плана поставки кораблей и подлодок скомпенсировано перевыполнением поставки, например, новых автоматов Калашникова АК-12.

Всего же ВМФ России может иметь к концу 2020 г старых и новых ед. (если план 2020 г будет выполнен): 69 подлодок (12 РПКСН, 9 ПЛА с КР, 17 ПЛА М, 8 ПЛА СН, 1 ДЭПЛ СН, 22 ДЭПЛ), 227 кораблей и катеров (1 ТАВКР, 2 ТАРКР, 3 РКР, 4 эсминца, 9 БПК. 5 фрегатов, 6 сторожевых кораблей, 8 корветов, 2 патрульных корабля, 26 МПК, 28 МРК, 23 ракетных катера, 3 МАК, 6 АК, 14 МТЩ, 19 БТЩ, 13 РТЩ, 21 БДК, 2 ДК ВП, 32 десантных катера) [3]. В т.ч. 17 новых подлодок (4 РПКСН, 3 ПЛА с КР, 10 ДЭПЛ) и 34 новых корабля (5 фрегатов, 8 корветов, 2 патрульных корабля, 15 МРК, 4 МТЩ, и 2 БДК). Т е. в ВМФ России в 2020 г может быть 25% новых подлодок (они имеют приоритет) и 15% новых кораблей.

Планы госпрограммы вооружений России до 2027 года в части военного кораблестроения. Планы поставки в ВМФ подлодок и кораблей 1-3 ранга согласно ГПВ-2027 приведены в табл. 4

 

 

Таблица 4
Класс и проект В 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 +/итого
Подлодки 12 5 5 4 2 2 — 3 3 19/36
РПКСН 3 1 1 1 1 1 1 1 6/10
пр. 955 3 3
пр. 955А — 1 1 1 1 1 1 1 6/7
МПЛА 1 2 1 1 1 1 1 1 6/9
пр. 885 1 1
пр. 885М 2 1 1 1 1 1 1 6/8
ДЭПЛ 8 2 3 2 1 1 7/17
пр. 636.3 7 1 2 2 4/12
пр.677 1 1 1 1 1 4/5
Надводные корабли 26 11 12 8 10 6 3 3 3 45/82
Фрегаты 4 1 1 1 1 1 1 1 6/11
пр.11356Р 3 3
пр.22350 1 1 1 1 1 1 1 1 7/8
Корветы 6 2 4 1 1 1 7/15
пр.20380 6 1 3 1 1 5/12
пр.20385 1 1 1/2
пр.20386 1 1
Малые рак. корабли 10 5 5 3 5 2 15/30
пр.21631 8 1 1 1 1 3/12
пр.22800 2 4 4 2 4 2 12/18
Тральщики пр.12700 3 1 2 2 1 1 2 8/12
Патрульные корабли 2 1 1 1 2 1 5/8
пр.22160 2 1 1 1 1 3/6
Пр.23550 1 1 2/2
Десантные корабли 1 1 1 1 1 1 4/6
БДК пр.11711 1 1 1 м. 1 м. 2/4
УВКД пр.23900 1 1 2
Итого 38 16 17 12 12 8 3 6 6 64/118

 

Согласно табл. 4 в 2027 г планируется иметь в ВМФ 118 новых подлодок и кораблей, в т.ч. 36 подлодок (10 РПКСН, 9 МПЛА, 17 ДЭПЛ) и 82 корабля (11 фрегатов, 15 корветов, 30 МРК, 12 тральщиков, 8 патрульных и 6 десантных). Но подлодок, фрегатов, корветов, ПК и десантных кораблей 1-2 ранга там будет всего 76 (т.е. 75% от плана ГПВ-2020). Отсюда – программа ГПВ-2020 может быть выполнена в 2027 г на 75% (и это ещё маловероятно).

Причём, из единиц 1-2 ранга там будет 36 подлодок и 34 корабля.

В 2021-2027 гг. планируется поставить ВМФ 64 новые подлодки и корабля, в т.ч. 19 подлодок (6 РПКСН, 6 МПЛА, 7 ДЭПЛ) и 45 кораблей (6 фрегатов, 7 корветов, 15 МРК, 9 тральщиков, 5 патрульных и 4 десантных). Из единиц 1-2 ранга там будет 19 подлодок и 19 кораблей.

Самым распространённым классом новых кораблей станет МРК ближней морской зоны (30 ед.), тогда как фрегатов будет 11, а корветов – 15.

Ежегодные поставки подлодок и кораблей будут постепенно снижаться с 2021 по 2027 годы (с 17 до 6 ед.) с резким уменьшением в 2025 г.

Подлодки и корабли 1-2 ранга планируется поставлять по 1 ед. каждого проекта в год (значительно реже по 2-3). Годовые поставки кораблей 3-го ранга могут доходить до 6 ед. (с нескольких верфей).

Поставки подлодок и кораблей на все флоты ВМФ и Каспийскую флотилию. Количество новых подлодок и  кораблей в 2027 г во флотах ВМФ и Каспийской флотилии (Кфл) приведено в табл. 5.

 

Таблица 5
Класс и проект СФ БФ ЧФ Кфл ТФ Итого
Подлодки 12 6 18 36
РПКСН 5 5 10
пр. 955 1 2 3
пр. 955А 4 3 7
МПЛА 5 4 9
пр. 885 1 1
пр. 885М 4 4 8
ДЭПЛ 2 6 9 17
пр. 636.3 6 6 12
пр.677 2 3 5
Надводные корабли 14 18 25 3 22 80
Фрегаты 3 5 3 11
пр.11356Р 3 3
пр.22350 3 2 3 8
Корветы 1 4 3 7 (+2) 15
пр.20380 4 2 6 (+2) 12
пр.20385 1 1 2
пр.20386 1 1
Малые рак. корабли 3 11 7 3 6 30
пр.21631 5 4 3 12
пр.22800 3 6 3 6 18
Тральщики пр.12700 3 3 3 3 12
Патрульные корабли 2 6 8
пр.22160 6 6
пр.23550 2 2
Десантные корабли 2 1 3 6
БДК пр.11711 2 2 4
УВКД пр.23900 1 1 2
Итого 26 18 31 3 40 118

 

 

Согласно табл. 5 в 2027 г планируется иметь во всех флотах ВМФ и Кфл следующие новые подлодки и корабли:

  • СФ: 26 ед.: 12 подлодок (5 РПКСН, 5 МПЛА и 2 ДЭПЛ), 12 НК (3 фрегата, 1 корвет, 3 МРК, 2 ПК, 3 тральщика и 2 БДК);
  • БФ: 18 ед.: 18 НК (4 корвета, 11 МРК и 3 тральщика);
  • ЧФ: 31 ед.: 6 ДЭПЛ, 25 НК (5 фрегатов, 3 корвета, 7 МРК, 3 тральщика, 6 ПК и 1 УВКД);
  • Кфл: 3 ед. (МРК);
  • ТФ: 40 ед.: 18 подлодок (5 РПКСН, 4 МПЛА и 9 ДЭПЛ), 22 НК (3 фрегата, 7 корветов, 6 МРК, 3 тральщика, 2 БДК и 1 УВКД).

Отсюда по числу новых подлодок и кораблей общий приоритет будет иметь ТФ (40 ед.), у него же приоритет по подлодкам (18 ед.), корветам (7 ед.) и ДК (3 ед), 2-е место по НК (22 ед.) и фрегатам (3 ед.).

2-й по приоритетности – ЧФ (31 ед.), у которого 1-е место по НК (25 ед.),  фрегатам (5 ед.) и ПК (6 ед.) и  2-е место по МРК (7 ед.). Из европейских флотов России этот флот самый приоритетный.

3-й по приоритетности – СФ (26 ед.), у которого 2-е место по подлодкам (12 ед.), фрегатам (3 ед.) и ДК (2 ед.).

4-й по приоритетности – БФ (18 ед.), у которого 1-е место по МРК (11 ед.) и 2-е по корветам (4 ед.).

5-я по приоритетности – Кфл, имеющая всего 3 ед. (МРК).

Но океанские СФ и ТФ имеют стратегический приоритет, т.к. у них будет по 5 новых РПКСН.

 

Новые подлодки и корабли ВМФ России

Характеристики новые подлодки и корабли ВМФ приведены в табл. 6-9 [4-7]

Таблица 6

Класс  подлодки РПКСН МПЛА ДЭПЛ ДЭПЛ
Проект 955/955А 885/885М 636.3 677
Обозначение Борей/Борей-А Ясень/Ясень-М Варшавянка Лада
На вооружении, год 2013/2020 2014/2020 2014 2010
Водоизмещение, т 14720/24000 8600/13800 2350/3950 1765/2650
Размерения, м 170х13,5х10 139/130х13х10/9,4 73,8х9,9х6,2 66,8х7,1х6,6
Двигатели, МВт ЯЭУ ППУ 190 ЯЭУ ППУ 200 МВт ДЭЭУ 2000 ДЭЭУ 200
Мощность, л.с. ПТУ до 50000 ПТУ 43000 ЭД 5500 ЭД 4100
Скорость, уз 15/29 16/31 17/20 10/21
Дальность, миль Не ограничена Не ограничена с РДП 7500 (7 уз) с РДП 6500
Глубина, м 400/480 520/600 240/300 250/300
Автономность, суток 90 100 45 45
Экипаж, чел 107 90 52 35
Вооружение:
БРПЛ 16 Булава
ПКР/КР/ПЛУР 8/10х4 Оникс  и Циркон; 8/10х5 Калибр-ПЛ Калибр-ПЛ Калибр-ПЛ
Торпедные аппараты 6х533 мм 10/8х533 мм 6х533 мм 6х533 мм

Таблица 7

Класс  корабля Фрегат Фрегат Корвет Корвет Корвет
Проект 11356Р 22350 20380 20385 20386
Обозначение Буревестник тип Адмирал Горшков тип Стерегущий Тип Гремящий тип Меркурий
На вооружении, год 2014 2018 2008 2020 2022
Водоизмещение, т 3620/4035 4550/5400 1800/2250 1800/2430 2500/3400
Размерения, м 124,8х15,2х

4,2 (7,5)

135х16,4х4,53

 

104,5х13х

3,7 (7,95)

106,3х13х

3,7 (7,95)

109х15х4,3
Двигатели ГГТЭУ ДГТЭУ ДЭУ ДЭУ ГТЭЭУ
Мощность, л.с. 56044 65400 24000 24000 55000
Скорость, уз 30 29,5 27 27 30
Дальность, миль 4850 (14 уз) 4500 (14 уз) 4000 (14) 4000 (14) 5000
Автономность, суток 30 30 15 15
Экипаж, чел 180 (20 МП) 180-210 100 100 80
Вооружение:
Артиллерия 1 АУ 100 мм 1 АУ 130 мм 1 АУ 100 мм 1 АУ 100-мм 1 АУ 100 мм
Зенитная артиллерия 2х6-30 мм АУ 2 ЗРАК Палаш 2х6-30 мм АУ 2х6-30 мм

АУ

2х6-30 мм АУ
ПКР/КР/ПЛУР 1х8 УВП

Калибр-НК

2/3х8 УВП

Калибр-НК

Оникс

Циркон

2х4 ПКР Уран 1х8 УВП

Калибр-НК

Оникс

Циркон

2х4 ПКР Уран
ЗРК Ураган-Торнадо

3х12 УВП

Редут

4х8 УВП

Редут

3х4 УВП

Редут

4х4 УВП

Редут

2х8 УВП

Торпедные аппараты 2х2-533 мм 2х4 -324 мм 2х4 -324 мм 2х4 -324 мм 2х4 -324 мм
Бомбомёты 1 РБУ-6000
Вертолёты 1 Ка-27ПЛ 1 Ка-27ПЛ 1 Ка-27ПЛ 1 Ка-27ПЛ 1 Ка-27ПЛ

Таблица 8

Класс  корабля МРК МРК ПК ПК Тральщик
Проект 21631 22800 22160 23550 12700
Обозначение Буян-М Каракурт типа «Василий Быков» Арктика Александрит
На вооружении, год 2014 2018 2018 2023 2016
Водоизмещение, т /949 800/870 1500/1800 /8500 800/890
Размерения, м 74,1х11х2,6 67х11х4 94х14х3,4 (4) 114х20х6-7 61,6х10,3х2,7 (3,1)
Двигатели ДЭУ ДЭУ ДЭУ ДЭУ ДЭУ
Мощность, л.с. 17400 24000 12000 20410 5000
Скорость, уз 25 30 25 16-18 16
Дальность, миль 2500 (12 уз) 2500 6000 (16 уз) 6000-10000 (10) 1500 (10)
Автономность, суток 10 15 60 60-70 10
Экипаж, чел 36 39 28 (до 80) 60 (+50) 44
Вооружение:
Артиллерия 1 АУ 100 мм 1 АУ 76 мм 1 АУ 76 мм 1 АУ 76 мм
Зенитная артиллерия 1х12-30 мм АУ 2х6-30 мм АУ/

ЗРАК Панцирь-М

2х6-30 мм АУ 1 АУ 30 мм
ПКР/КР 1х8 УВП

Калибр-НК

1х8 УВП

Калибр-НК

(2х4 Калибр-НК/ 2х4 Уран) (2х4 Калибр-НК/ 2х4 Уран)
ПЗРК 2 Гибка 2 Гибка
Вертолёты 1 Ка-27ПС 1 Ка-27ПС

Таблица 9

Класс  корабля Большой десантный Универсальный десантный
Проект 11711 23900
Обозначение типа «Иван Грен» типа «Иван Рогов»
На вооружении, г 2019 2026
Водоизмещение, т 5000/6600 25000/28000
Размерения, м 135х16,5х3,8 220х33х5
Скорость, уз 16-18 22
Дальность, миль 3500 6000
Автономность, сут. 30 60
Экипаж, чел. 100 320
Полезная нагрузка:
Танки, ед. 13 ?
ББМ, ед. 36 75
Десант, чел. 300 900-1000
Десантные катера 6-8 пр.11770 или 02510
Вертолёты 2 Ка-29 или 1 Ка-52К св. 20 верт. (10 Ка-29, 8 Ка-52, 2 Ка-27)
Вооружение:
Артиллерия 1 АУ 100-мм
Зенитная артиллерия 1х12-30 мм и 2х6-30 мм АУ 3 ЗРАК Палаш и 2 Панцирь-М

 

РПКСН пр. 955 и 955А – стратегические ракетные атомные подлодки 1 ранга, 4 поколения, ОЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин», строятся на АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш»). В строю уже 3 подлодки пр.955 и 1 – пр. 955А, 1 готовится к испытаниям, 3 строятся и 2 планируется заложить. Есть планы заказать ещё 2 такие подлодки, а всего их число намечено довести до 14 ед.

Сообщалось, что подлодки пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность (?), чем  пр.971 и 949А. Также было упрощено обслуживание и содержание.

Подлодка имеет водомётный движитель.

Оборудование: БИУС «Округ», ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей»  (обнаруживает цели на 200 км, сопровождает св. 30 целей), РЛС «Радиан-У» с антенным постом МРКП-59, цифровые средства связи, инерциальный навигационный комплекс «Симфония-У» с гирокорректором «Скандий» и БЦВМ, АСУ техническими средствами «Булат-Б», унифицированный перископ.

Вооружение: РК Д-30 с 16 БРПЛ Р-30 «Булава» (дальность пуска 8-9,3 тыс. км, несёт 6 РГЧ по 150 кт с КВО 150-350 м) и 6 533-мм торпедных аппаратов (торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., ПЛРК «Водопад» с ПЛУР 83Р и 84Р, мины). Есть 6 ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум» и всплывающая спасательная камера на весь экипаж.

Подлодки пр.955А отличаются от пр.955 более низким уровнем физических полей (лучшей скрытностью), более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть.

Недостаток подлодок пр.955 и 955А: невысокая надёжность БРПЛ «Булава» (лишь 20% пусков были успешными). Это объясняется неустранимыми особенностями изготовления ракет.

МПЛА пр. 885 и 885М многоцелевые с крылатыми ракетами атомные подлодки 1 ранга, 4 поколения, ОЗ. Они разработаны СПМБМ «Малахит», строятся на  «Севмаше». В строю уже 1 подлодка пр.885, 1 пр.885М проходит испытания, 1 готовится к испытаниям, 4 строятся и 2 заложены.

Подлодки пр.885 и 855М, так же, как ДЭПЛ пр.636.3 и 677, имеют малошумный гребной винт.

Оборудование: БИУС «Округ», ГАК МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», защищённая звукоподводная система связи (аналогично аппаратуре «Структура»), РЛС и др. системы, выдвижные телескопические устройства.

Вооружение подлодки пр.885: УВП СМ-346 УКСК ЗР-14В с 8х4 «Оникс»/«Циркон» (32 ПКР), или 8х5 «Калибр-ПЛ»  (40 ПКР 3М-54/КР 3М14/ПЛУР 91Р), а также 10 533-мм торпедных аппаратов (30 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., ПЛРК «Водопад» с ПЛУР 83Р и 84Р, мины).

Вооружение подлодки пр.885М: УВП СМ-346 УКСК ЗР-14В с 10х4 «Оникс»/«Циркон» (40 ПКР), или 10х5 «Калибр-ПЛ» (50 ПКР/КР/ПЛУР), а также 8 533-мм торпедных аппаратов (см. выше).

Подлодки пр.885М отличаются от пр.885 меньшими размерами, улучшенным оборудованием и составом вооружения (см. выше).

Недостаток подлодок пр.885 и 885А: очень высокая цена, вдвое выше, чем у подлодок пр.955 и 955А.

ДЭПЛ пр. 636.3 – многоцелевые дизель-электрические подлодки 2 ранга, поколения 3+, БМЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин» на базе экспортной подлодки пр.877ЭКМ «Палтус», строятся на АО «Адмиралтейские верфи». В строю 7 подлодок, 1 готовится к гос. испытаниям, 2 строятся и на 2 заключён контракт.

Оборудование: БИУС «Узел», АСУ корабельными системами «Палладий-М», ГАК МГК-400М «Рубикон-М», РЛС МРК-50 «Каскад», цифровые средства связи, новый навигационный комплекс, унифицированный перископ.

Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов (18 торпед 53-65К, ТЭСТ-71М, САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80, ПКР/КР/ПЛУР «Калибр-ПЛ»).

Недостатки: это модернизированный вариант лодок 3 поколения и он морально устарел (не имеет ВНЭУ и др.) Производство их объясняется тем, что нужно было срочно усилить подлодками ЧФ (ввиду планируемого захвата Крыма), затем нужно было усилить ТФ, а новые подлодки пр.677 нельзя было строить из-за множества недостатков. В итоге ВМФ получил подлодки 2-х проектов вместо одного, что противоречило провозглашённой политике стандартизации.

ДЭПЛ пр. 677 – многоцелевые дизель-электрические подлодки 2 ранга, 4 поколения, БМЗ. Они разработаны ЦКБ МТ «Рубин», строятся на АО «Адмиралтейские верфи». Одна подлодка находится в опытной эксплуатации, 1 испытывается, 1 строятся и на 2 заключён контракт.

Оборудование: БИУС «Литий», АСУ корабельными системами «Лиана», ГАК «Лира», РЛС КРМ-66 «Кодак», цифровые средства связи «Дистанция»,  навигационный комплекс «Аппассионата», унифицированный перископ УПК «Парус-98».

Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов (18 торпед САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К, ПКР/КР/ПЛУР «Калибр-ПЛ») [4, 5].

Подлодки пр.677 предполагались строить более дешёвыми и малошумными, чем ДЭПЛ пр.877, и они были предназначены для замены последних на ЧФ и БФ. Всего планировать закупить 20 ДЭПЛ пр. 677, однако испытания показали несоответствие ТТХ лодки техническому заданию, большие проблемы с силовой установкой и гидроакустическим комплексом. Постройку лодок не раз останавливали, а их доводка сильно затянулась. Когда нужно было срочно усилить подлодками ЧФ, а подлодки пр.677 были ещё не доведены, в плане стало 6 ДЭПЛ пр.636.3 и 14 пр.677. Затем, когда  нужно было срочно усилить ТФ, в плане стало 12 ДЭПЛ пр.636.3 и 5 пр.677. Разработка ВНЭУ для подлодок пр.677 тоже сильно затянулась. Сообщают о планах создания ВНЭУ в 2023 г, но эти планы уже не раз переносились на будущее.

 

Юрий Бараш,

 член Экспертного Совета ЦИАКР

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шеповаленко М. Предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения // http://cast.ru/products/articles/predvaritelnye-itogi-gpv-2020-v-chasti-voennogo-korablestroeniya.html
2. Челябинский А. Куда нам столько РПКСН? // https://topwar.ru/172446-kuda-nam-stolko-rpksn.html
3. Боевые корабли и подлодки РФ // http://russianships.info/today/
4. Подводные лодки // https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/podvodnye-lodki/
5. Подводные лодки ВМФ // http://russianships.info/podlodki/
6. Боевые корабли ВМФ // https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/boevye-korabli-vmf/
7. Боевые корабли ВМФ // http://russianships.info/boevye/
8. Проект 23560: самые мощные эскадренные эсминцы типа «Лидер» // https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-23560/
9. Дронина И. Россия построит крупнейший в мире авианосец // https://nvo.ng.ru/nvo/2020-01-17/1_1077_main.html
10. Сивков К. Праздник со слезами на глазах // https://vpk-news.ru/articles/57975

Поделиться публикацией