Предыдущий опыт авиамоделирования уберег команду НПП «Атлон Авиа» от многих ошибок, которые делали на этапе становления компании-новички. Однако в приобретенном ранее профессионализме был и отрицательный момент. «Многие критики и клиенты на первом этапе сравнивали наши образцы с авиамоделями. Проводили параллели по качеству, и по функционалу, но самое болезненное, – по цене. Это было через год после создания нашей компании, и тогда мы делали уже совсем иные образцы, чем те, что создавали в рамках хобби. И в плане полета, и в плане надежности, целевой нагрузки…», — вспоминает главный конструктор компании Павел Мельниченко.
В 2015 году, как только Министерство обороны Украины подписало первый контракт на поставку беспилотных авиационных комплексов в войска, «доброжелатели» забили тревогу, мол, МОУ закупает у «Атлон Авиа» модели, красная цена которых триста долларов. Дело в том, что первые образцы своего изделия киевляне собрали на основе американского хабийного самолета компании Рейндж Видео, стоимостью в 300 долл. «Атлон Авиа» и не скрывает, что прототипом его «Фурии» послужила платформа от самолета RVJ. Но продукт быстро и динамично развивался, и каждая последующая версия кардинально отличалась от предыдущей.
«Постепенно исправляли моменты, которые не удовлетворяли нас в хабийной модели. Вначале заменили крылья. Затем сделали новый фюзеляж. Потом вынуждены были переделать из-за перегрева мотоустановку, так как хабийный самолет не рассчитан на три часа полета. Передели целевую нагрузку модуля видеонаблюдения. К тому моменту перешли уже на новый автопилот. Кроме того американский самолет – цельнопенопластовый, наш – из композитных материалов. А это уже другая технология, другая живучесть изделия. За полтора года нашей работы фактически ничего не осталось от первоначального варианта RVJ. Правда, внешне «Фурия» осталась похожа на своего прародителя», — объясняет главный конструктор НПП «Атлон Авиа».
Тогда на сигнал бдительных конкурентов отреагировали в СНБО, поручив Минобороны разобраться в ситуации. И украинский производитель для заказчика сделал специальный сравнительный отчет по двум самолетам, доказав безосновательными обвинения в плагиате. Более того разработку частной украинской компании одобрил сам директор Рендж Видео. Он лично выступил инициатором встречи с Артемом Вьюнником, во время которой поблагодарил за такую комплексную модернизацию изначальной версии их самолета и предложил дальнейшее сотрудничество.
Когда же в очередной раз в интернете появилось видео «Фурии» с информацией, где команду «Атлон Авиа» снова пытались уличить в неком плагиате, то сам владелец компании Рендж Видео в комментариях написал: «Фурия» — гуд! Так держать! Молодцы!». И это было исчерпывающим ответом на все обвинения оппонентов…
После испытаний в Чернигове НПП «Атлон Авиа» стало тесно сотрудничать с МОУ. Частные производители беспилотников понимали, что серьезная работа на внутреннем рынке не может быть связана исключительно с ресурсами волонтерского движения. Летом 2014 года в компании уже задумывались над правильной стратегией развития и продвижения продукта, чтобы работать с заказчиками в лице Минобороны и других силовых структур. А для этого надо было пройти ряд установленных процедур, подготовить соответствующую документацию. В отличие от большинства аутсайдеров, эта обязательная бюрократическая составляющая не испугала «Атлон Авиа». Позже директор компании Артем Вьюнник утверждал, что свод существующих правил и норм — «это не совсем бюрократия, и не всегда бюрократия». Такой вывод основывался на собственном опыте и понимании важности рабочей конструкторской и технологической документации. Подходя к делу профессионально и системно, без грамотно поставленных процессов по конструированию не обойтись. Это обязательный мостик между, так сказать, творцами изделия и заказчиком, некая адаптация творческого языка изобретателя к четким техническим правилам покупателей.
«Как сказал мне тогда один уважаемый человек из департамента Минобороны, разница между производителями может быть только в том, что одно предприятие способно сделать два одинаковых изделия, а второе – нет. Предприятие, работающее с военным ведомством, не имеет права позволить себе находиться во второй категории», — убежден А.Вьюнник.
Многие частные компании сошли с дистанции по дороге к заветному
заказчику, потому что восприняли военную приемку как враждебную, непреодолимую для них преграду на пути. Только за неполные четыре года сотрудничества НПП «Атлон Авиа» с Минобороны сменилось три состава военпредов. О них производители БАК «Фурия» отзываются как о хороших учителях, к которым прислушивались и у которых перенимали опыт.
***
Первый контракт с военным ведомством на поставку беспилотного летательного аппарата А1-С киевское частное научно-производственное предприятие выполняло через посредника – ГХВП «Спецтехноэкспорт». Компания вынуждена была обратиться к их услугам, так как тогда еще не имела доступ к «секретке», и не могла напрямую подписывать контракт с Минобороны. По словам Артема Вьюнника, договор со «Спецтехноэкспортом» заключили, не раздумывая, потому что в то время там работали Мельников и Гладуш – «люди, которые изначально нас несмышленых взяли за руку, и помогли разобраться в их достаточно закрытом оружейном мире, и встать на правильный путь»…
Летом 2015-го «Атлон Авиа» поставил ВСУ первые пять комплексов А1-С. Однако Минобороны было не первым госзаказчиком частной компании. Дебютные поставки своих беспилотных авиационных комплексов она осуществила еще осенью 2014-го в интересах Национальной гвардии Украины (НГУ). Позже украинского частного производителя БАК вновь пригласили НГУ, чтобы оговорить условия новых поставок. Но «непрофессиональное» поведение офицера, занимающегося этим вопросом и, намеки на «непрозрачные схемы» оставили НГУ без изделий производства НПП «Атлон Авиа». В этом еще раз проявилась принципиальная позиция менеджмента частной компании вести бизнес исключительно по честным правилам, в рамках закона.
В 2017 г. киевская частная компания поставила по госконтракту для Службы безопасности Украины два беспилотных комплекса, заменив на борту средства оптической разведки специальными средствами. Образец был выполнен в рамках совместной разработки специалистов «Атлон Авиа» с институтом СБУ и Департаментом оперативно-технических средств.
И все же, в приоритете разработчиков и производителей украинской «Фурии» работа в рамках гособоронзаказа в интересах военного ведомства. Первый опыт, первая работа с военной приемкой, первые РКМ (расчетно-калькуляционные материалы) запомнятся надолго. Несмотря на то, что «Спецтехноэксорт» фактически являлся контрактером у Минобороны, а «Атлон Авиа» по договору должен был просто сделать и отдать ему изделия, команда подрядчика старалась все делать самостоятельно, как будто имела прямой контракт. «И это было отчасти осознанно, — признается Вьюнник. — Хотелось самим понять и разобраться, как работает система. Тогда появилась уверенность, что готовы сами делать РСО и напрямую работать с МОУ. Я честно сказал Павлу Мельнику, что эта первая и разовая наша с ними сделка на внутреннем рынке. Надо отдать должное, он воспринял мои слова адекватно, без обид».
Получив РСО, компания «Атлон Авиа» подписала второй контракт с МОУ на поставку «Фурий» и выполнила его в 2017 году в предусмотренные сроки… Параллельно производители беспилотного авиационного комплекса постоянно занимались его модернизацией. Это своего рода фирменная фишка частного производителя, который стремился отдавать заказчику кардинально лучший продукт, чем оговаривали изначально. Такую тактику частный производитель беспилотников применял на начальном этапе. Однако жесткие штрафные санкции, предусмотренные за отклонения от курса выполнения контракта МОУ, заставили его откорректировать стратегию продвижения продукции на рынке. В 2017-м творческий полет конструкторской мысли и желание постоянно модернизировать свое детище чуть не поставил частное научно-производственное предприятие на грань выживания…
А годом ранее за киевским НПП «Атлон Авиа» в профессиональных кругах и СМИ уже закрепился статус отечественного лидера в разработке и серийном производстве беспилотных авиационных комплексов поля боя. В том же 2016 г. компания представила заказчику глубоко модернизированную версию комплекса «Фурия» с индексом А1-СМ, которая прошла ведомственные испытания и была опробована артиллеристами в зоне боевых действий. Модернизированная версия получила высокие оценки военных. Отмечалось, что она по функциональным возможностям не уступает ведущим комплексам зарубежного производства. БАК А1-СМ «Фурия» способен обеспечить как автоматическое определение координат целей, так и их автоматическое сопровождение.
При дальнейшем усовершенствовании модификации А1-С разработчики «Фурии» учли пожелание артиллеристов и командования Ракетных войск и артиллерии ВСУ, которые те озвучили после подконтрольной эксплуатации БАК в артбригадах. На основе опыта боевого применения изделия специалисты «Атлон Авиа» разработали новые технические решения, которые воплотили в комплексе А1-СМ «Фурия». В частности, носовая часть модернизованной версии летательного аппарата оснащена новой оптической системой, которая способна «видеть» в горизонтальной плоскости 360 градусов. А в ее крыло встроен фотоаппарат, который ведёт непрерывную съёмку.
Новый комплекс получил и специализированное программное обеспечение, которое упростило и ускорило действия корректировщиков, обеспечивая более эффективное поражение целей и повышая живучесть наших артподразделений. Два рабочих места – пилота и корректировщика стали узкоспециализированными. А1-СМ «Фурия» имеет основной и резервный каналы управления. Оба они цифровые и защищенные. За годы эксплуатации БАК в зоне АТО они продемонстрировали высокую надежность. При этом канал передачи данных в модернизированной «Фурии» остался аналоговым, а команда разработчиков продолжает искать новые решения в этом направлении.
Модернизированный образец прошел определяющие ведомственные испытания в интересах ВСУ по методике ЦНИИ ВВТ ВСУ. По так называемому «интегральному показателю» комплекс А1-СМ «Фурия» получила наивысший балл среди БАК отечественного производства. И уже в рамках гособоронзаказа в 2016 и 2017 годах НПП «Атлон Авиа» поставляло ВСУ этот модернизированный продукт.
В компании прекрасно понимали, что нет пределу совершенству, и, подписав очередной контракт на поставку МОУ модели А1-СМ «Фурия» на 2018 год буквально усилием воли отказалась от дальнейшего ее глобального улучшения. Генеральный конструктор Павел Мельниченко тогда констатировал: «На данный момент – это уже стабильный продукт, который будет актуален еще лет пять точно. Что будет завтра – неизвестно. Поэтому делать изделие на долгосрочную перспективу было бы неразумно».
Готовясь к выполнению третьего заказа в рамках ГОЗ-2018, в компании приняли решение не гоняться за большими объемными контрактами. Такую позицию объяснили тем, что ресурсов для большой серии еще недостаточно, к тому же необходимо время для разработки нового продукта и доведения его до испытаний уже к концу 2018-го.
***
В сфере обеспечения ВСУ современными БПЛА военное ведомство изначально сделало акцент на БАК, которые по масштабу задач классифицируют как «поля боя» и тактические. В районе АТО они предназначались для выполнения задач разведки, корректировки огня артиллерии и оценки результатов огневых ударов. Постепенно в механизированных и артиллерийских бригадах ВСУ, выполняющих боевые задачи на востоке Украины, создаются специальные подразделения, оснащенные БАК «поля боя» отечественного производства, такими, как А1-С «Фурия», Spectator-М, «Мара-2М», «Аист-100», польским БАК Fly Eye и т.д,
Конструкторы, программисты, инженеры НПП «Атлон Авиа», создавая продукт, стремились найти универсальные решения под конкретную задачу. Их «Фурия» может быть использована в разведке, но сам производитель позиционирует образец как БАК для артиллерии. Такая ориентация изделия диктует специализацию управления, программного обеспечения, систем наблюдения и т.д. Для проектирования БАК в интересах ВСУ необходимо придерживаться четких характеристик под конкретные технические задания, считают в компании.
В «Атлон Авиа» считают: для того, чтобы сделать настоящий БАК для нужд ВСУ, нужно самим стать артиллеристами, разведчиками и проникнуться их духом, задачами, тактикой. Например, понять, что такое артбатарея на марше: как она разворачивается, какие у нее позиции, куда направлен огонь… И только после этого можно сделать качественное изделие, необходимое именно артиллерии.
Вопрос качества производимых изделий всегда был приоритетным для компании. Директор НПП «Атлон Авиа» Артем Вьюнник на всех совещаниях и конференциях, где обсуждались проблемы организации жизнедеятельности частных предприятий ОПК и их взаимоотношений с госструктурами, в частности, с Минобороны как основным заказчиком в рамках гособоронзаказа, всегда имел свое мнение, часто отличающееся от большинства. Он стоял на позициях профессионального менеджмента: главное сделать не быстро, а качественно. Он против отмены ГОСТов, и аргументируя свою позицию следующим образом: «Нужно отдать должное выстроенной системе ГОСТов, военной приемке, испытательных центров, ЦНИИ ВВТ ВСУ, ГНИЦ… Она просто не позволяет некачественному изделию попасть в войска. И никакая коррупция не в силах на это повлиять».
БАК А1-СМ «Фурия» готовится к госиспытаниям, которые открывает новую страницу в биографии ее производителя. Принятие на вооружение в ВСУ дает предприятию возможность долгосрочного планирования, связанного с эксплуатацией, позволит создавать под это штаты по управлению БАК в воинских частях, выделять ресурсы на ремонт «Фурии», на обучение персонала и т.д. Принятие на вооружения образца на 99% закрывает эксплуатационную часть вопроса.
НПП «Атлон Авиа» среди отечественных производителей БАК в определенном смысле стал первопроходцем всех необходимых процедур по дороге к стабильному партнерству с Минобороны в части ГОЗ. Не исключено, что частная компания станет пионером и в прохождении госиспытаний БАК. Хотя совместные решения по испытаниям подписаны с несколькими производителями.
После представления образца БАК на выставке в Стамбуле (май 2017 г.), разработчика начали атаковать потенциальные заказчики из Пакистана. За продвижение на пакистанском рынке уже взялся украинский спецэкспортер – СВТФ «Прогресс».
Отвечая на вопрос «Defense Express» о шансах украинских производителей отвоевать свой сегмент на международном рынке беспилотных систем, директор НПП «Атлон Авиа» Артем Вьюнник отметил, что ничего невозможного нет, если четко разобраться, какие именно детали играют ключевую роль. Несмотря на высокую конкуренцию, у Украины есть определённые преимущества. Сегодня не во все страны ведущие производители БАК могут продавать свои решения по тем или иным причинам. И не каждый покупатель готов платить большие деньги за продукт именитых американских или израильских производителей. И вот на стыках желаний, цен и возможностей появляется место для украинских компаний… По мнению Вьюнника, не очень дорогие, но достаточно серьёзные по функциональности комплексы наших производителей могут быть востребованы в странах, куда развитые государства не готовы, или не могут поставлять свой продукт.
На своей базе компания может производить полсотни беспилотных авиационных комплексов в год. В НПП «Атлон Авиа» непрестанно думают о будущем компании и вкладывают в ее развитие. Продолжать функционировать на высоких оборотах команде частного НПП помогает понимание того, что в условиях рынка и жесткой конкуренции только действие и поиск новых решений способны удержать их компанию в полете. Потому параллельно команда «Атлон Авиа» разрабатывает новый продукт — высокоточный барражирующий боеприпас с оптическим каналом наведения. А также продолжает искать решения для расширения функционала использования БАК за счет установки на борт специальных средств. Таких, например, как датчики радиационного контроля. Эту идею, предложенную производителем таких дозиметров — львовской компанией «Спарринг Вист» в киевском НПП «Атлон Авиа» считают весьма перспективной.
Ольга Ваулина,
ИА «ОПК»