Экс-секретарь СНБО Украины Владимир Горбулин (1995-1999) недоумевает по поводу текущей ситуации с наличием в публичной и медийной плоскости различных позиций Президента и секретаря Совбеза по ключевым вопросам национальной безопасности государства.
«Мне не очень нравится сегодня ситуация, когда почему-то разделяются позиции президента и секретаря СНБО», — сказал он в ходе презентации нового Украинского института исследований безопасности (УИБД) 11 июня в Киеве, передает ИНТЕРФАКС-УКРАИНА.
«Президент – глава СНБО, а секретарь СНБО — это лицо, которое организует всю работу СНБО», — напомнил Горбулин, стоявший у истоков создания Совбеза в качестве главного аналитического центра страны по подготовке государственных решений.
«Это должен быть «единый кулак», — подчеркнул он, добавив: «Тогда не будет бесконечных «фэнтази», которые мы наблюдаем каждый день по телевизору, по радио, и в других системах коммуникаций».
Говоря о своем видении первоочередных приоритетов сектора нацбезопасности и обороны страны в текущей ситуации, экс-секретарь СНБО выделил в их числе неотложное проведение комплексного оборонного обзора, включая аудит национального ОПК. По его словам, эта задача ставилась «на повестку дня» оборонного сектора с 2007 года, но до сих пор так и не нашла решения.
«Мы до сих пор в стране не знаем весь потенциал наших оборонных предприятий», — пояснил он, добавив: «И конечно, это уже «на устах у всех»: необходимо провести аудит госконцерна «Укроборонпром».
«Для этого безотлагательно должна быть разработана методика для проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны. Это позволит нам получить четкое представление о технологической и производственной базе и определить начальные условия для запуска системы перевооружения ВС страны как конечной задачи», — уточнил он.
Еще одним безотлагательным приоритетом оборонного сектора Горбулин назвал «оперативный аудит» действующих документов стратегического оборонного планирования государства: Военной доктрины, Стратегии национальной безопасности, Стратегического оборонного бюллетеня. Кроме того, «некоторой коррекции», по его словам, требует принятый в 2018 году новый рамочный закон «О национальной безопасности Украины», в котором не нашли отражения целый ряд «перекрестков нацбезопасности», отметил он.
«Сегодня ОПК не имеет хозяина. Попытки МЭРТ создать у себя департамент, который бы руководил всем объемом оборонных предприятий, и самое главное, выстраивал политику и определял первоочередные задачи и соответствующее финансирование, практически не находят решения через создание межведомственной комиссии (при СНБО-ИФ), которой сегодня руководит замглавы МЭРТ», — заявил Горбулин.
В соответствии с принятым Верховной Радой в июне 2011 года законом Украины, сегодня МЭРТ в качестве уполномоченного правительством органа совместно с госконцерном «Укроборонпром» обеспечивает управление объектами госсобственности в ОПК.
С 2016 года на МЭРТ возложены функции госзаказчика по созданию новых и наращиванию имеющихся производственных мощностей в ОПК. В марте 2018 года указом президента замминистра МЭРТ Юрий Бровченко назначен главой межведомственной комиссии по вопросам ОПК при СНБО.
В июне 2018 года Верховная Рада отклонила предложения закрепить в новом базовом законе «О национальной безопасности Украины» создание в системе центральной исполнительной власти специального органа по вопросам ОПК. Вместе с тем, ст. 23 раздела IV принятого базового закона, предусматривает создание в системе органов сектора безопасности и обороны центрального органа исполнительной власти (ЦИОВ), который обеспечивает формирование и реализацию государственной оборонно-промышленной политики. 24 апреля Кабинет министров на своем заседании принял решение о наделении МЭРТ полномочиями ЦОИВ по вопросам формирования и реализации госполитики в ОПК.
Решением прошедшего 6 марта заседания СНБО по вопросам реформирования ОПК, закрепленного указом президента N 79/2019 от 15 марта, Кабинету министров поручено обеспечить в месячный срок, в том числе, проведение аудита «Укроборонпрома» с привлечением международных экспертов, а также расширение состава членов Набсовета госконцерна за счет представителей стран-партнеров.
В оборонном секторе акцентировали, что проведению аудита «Укроборонпрома» в условиях военного времени в стране, должны предшествовать всесторонний анализ и исключение рисков для долгосрочных интересов национальной безопасности Украины.