В начале российско-украинской войны на Донбассе на вооружении украинской армии находились беспилотные авиационные комплексы тактической разведки ВР-2 «Стриж» с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Ту-141 и ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143, разработанные в СССР в 70-80-х годах прошлого столетия. В 2014 году их еще активно применяли украинские защитники в зоне проведения антитеррористической операции. Однако уже в 2015-м после того, как противник развернул в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей современные системы ПВО и РЭБ, установив над этими территориями бесполетную зону, украинским силам пришлось отказаться от использования в районе АТО не только боевой авиации, но и морально и технически устаревших беспилотных комплексов.
В то время добровольческие батальоны и подразделения ВСУ на передовой испытывали острую потребность в современных авиационных беспилотных аппаратах и комплексах. На вызовы войны быстро отреагировали волонтеры и частный бизнес. В Украине первые частные компании, которые занимались проектированием и сборкой образцов беспилотной авиации для нужд армии, появились в 2014-2015 годах.
Спрос войны рождал предложения. И не только в среде профессиональных и маститых конструкторов и производителей военной техники и спецсредств. Но и в кругу энтузиастов-любителей. Именно такие люди стояли у истоков украинской военной беспилотной авиации и явились разработчиками и производителями первого отечественного беспилотного авиационного комплекса, предназначенного для нужд артиллерии. Беспилотный авиационный комплекса (БАК) авторства ООО «НПП «Атлон Авиа», в последствии получил название «Фурия». Его модификация А1-СМ «Фурия» образца 2017 года была узко специализирована на выполнение задач разведки в интересах артиллерии и корректировки огня, и не имела аналоговых конкурентов, по крайней мере, на внутреннем рынке.
История создания «Фурии» началась с любви к авиамоделизму задолго до войны. Говорят, мужчины не взрослеют, просто со временем их игрушки становятся дороже. Благодаря своему хобби в мирное время компаньоны, впоследствии основавшие НПП «Атлон Авиа», одними из первых в Украине спроектировали и наладили выпуск беспилотных комплексов поля боя для нужд ВСУ, и первыми создали БАК для артиллерии…
Бывшие выпускники Киевского политехнического института (с 1996 года Национальный технический университет «КПИ им. Игоря Сикорского») Константин Тычинский, Алексей Гогин, Павел Мельниченко все свободное время посвящали моделированию. И не подозревали, что это увлечение превратится в профессиональную деятельность, подвигнет их к созданию частной компании, которая будет выполнять заказы в интересах Министерства обороны Украины, СБУ и Нацгвардии.
Алексей Гогин и Павел Мельниченко были связаны с радиоэлектроникой. Алексей занимался звукозаписью, работал диджеем на радио, Павел руководил IT-компанией. С 2005-го начали «собирать самолетики». Авиамоделизм давал понимание и практическое применение полученным теоретическим знаниям. Создание моделей от идеи до первого полета оказался не просто увлекательным занятием, но и полезным. В последующем знание нюансов и участия в процессах замкнутого цикла производства летательного аппарата окажутся неоценимыми. И они, профессионалы-любители с широким пониманием вопроса создадут узкоспециализированный беспилотный авиационный комплекс.
Идея создания беспилотника появилась у любителей-авиамоделистов еще в 2007-2008 годах. Но тогда не было понимания, кому и как этот продукт предлагать. Да и кто купит образец за полмиллиона долларов? На тот момент планировали сборку образца на основе иностранных комплектующих, что и сформировало такую стоимость изделия. Но начинать проект без уверенности, что на него найдется покупатель, не рискнули.
Реализовать задуманное получилось после знакомства с Артемом Вьюнником, предпринимателем и профессиональным менеджером. Именно с ним ассоциируется все, что связано с НПП «Атлон Авиа» и беспилотным авиационным комплексом «Фурия» в публичной плоскости.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Ольга Ваулина,
ОПК