СОЗДАНИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОГО ЩИТА. СТАВКИ НА ГККБ «ЛУЧ»

В 2011 году Олег Коростелев стал ответственным за будущее неба Украины. А именно, постановлением Кабмина он был определен главным конструктором и по зенитным ракетным комплексам. «Мы никогда не отбирали ни у кого работу, мы просто делали то, что нам поручали», — прокомментировал Олег Коростелев решение правительства несколько лет спустя.

Зенитные ракетные войска (ЗРВ) — основа противовоздушной обороны и главная огневая сила в общей системе ПВО Украины. Любопытно, что по количественному составу Украина пока еще обладает крупнейшим арсеналом зенитных ракетных средств на европейском театре военных действий, уступая лишь России. После распада СССР она унаследовала значительную часть противовоздушного потенциала бывших советских ВС. В арсенале 8-й отдельной армии Войск ПВО, вооружение которой сегодня и составляет противовоздушною основу Воздушных Сил Украины, были как новейшие для своего времени зенитные ракетные системы и комплексы, так и устаревшие образцы: С-300ПС, С-300ПТ, С-300В1, «Бук», С-200В, С-125М1, С-75М3, «Куб», «Круг». Кроме того, на вооружении были ЗАК С-60 и КС-19. Использование этой группировки позволяло вести эффективные боевые действия за счет комплексного применения вооружения различного назначения.
Изначально ракетные средства противовоздушной обороны находились в ведении Войск ПВО Украины. Однако при реорганизации армии Украины в трехвидовую структуру, в период 2004-2005 гг. Военно-Воздушные силы и Войска Противовоздушной обороны были объединены в один вид. Ныне ЗРВ входят в состав Воздушных сил —  наряду с авиацией и частями радиотехнических войск. Однако с 1991 г. Украина новых ЗРК не закупала, а их количество в боевом составе постоянно уменьшалось. Стратегия «усыхания» мотивировалась избыточным наследством. В 1997 г. Министерством обороны была утверждена Программа строительства и развития Войск ПВО Украины, в основу которой, как утверждали ее разработчики, была положена идеология создания ПВО страны и ВС с учетом военно-политической обстановки, финансово-экономических возможностей Украины и современных требований к обороне государства. На практике это воплотилось в вывод из боевого состава ЗРВ таких ЗРК как С-75, С-125, «Круг», «Куб». Сокращение также проводилось за счет переформатирования зенитных ракетных полков С-300П в состав из трех дивизионов вместо шести. Также ЗРК «Бук» из Сухопутных войск были переданы в подчинение командующего ЗРВ Войск ПВО.

За период с 1991 по 2006 г. общее количество дивизионов в составе ЗРВ ПВО Украины уменьшилось с максимальной численности 232 дивизиона (в 1996 г.) до 57. Курс дальнейших реформ для частей ПВО был определен утвержденной в 2006 г. начальником Генерального штаба Программой развития Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины на 2006 — 2011 гг. С 2006 г. численность дивизионов до 2012 г. в составе ЗРВ оставалась практически неизменной (за исключением продажи одного дивизиона «Буков» в Грузию).

Сегодня щит над Украиной поддерживается зенитными ракетными системами и комплексами советской разработки дальнего действия, а также средней и малой дальности: ЗРС С-200В (по натовской классификации SA-5 Gammon), С-300В1 (SA-12A Gladiator), ЗРК С-300ПТ (SA-10A Grumble), С-300ПС (SA-10B Grumble) и «Бук-М1» (SA-11 Gadfly). Кроме ЗРВ Воздушных сил, собственными средствами противовоздушной обороны обладают и Сухопутные силы, где эксплуатируются ЗРК ближнего действия. Это «Оса-АКМ», «Стрела-10М», зенитный пушечный ракетный комплекс «Тунгуска», «Шилка» (ЗСУ-23-4), а также переносные ЗРК «Игла-1».

Однако к 2012 г. «возраст» наиболее старого зенитного ракетного комплекса в составе ЗРВ Воздушных сил Украины превысил 40 лет. А самому «молодому» ЗРК – более 20 лет. Учитывая темпы развития средств воздушного нападения, радиоэлектронного противодействия и систем подавления ПВО противника, например, тот же ЗРК С-200В уже сегодня можно считать морально устаревшим. Украинские ЗРК С-300ПС так же чем дальше, тем все с большой натяжкой могут считаться подходящим оружием для скоротечного противовоздушного боя. Гарантийный срок службы этого комплекса до капитального ремонта был определен в 25 лет, а произведены они в 1982–1990 гг. Остродефицитных запасных частей к этому ЗРК, который уже давно не производится,  у наших военных уже нет. Поэтому де-факто все основные отечественные образцы зенитных ракетных систем, комплексов и ракет к ним предела прочности уже не имеют.

В таких условиях Олег Коростелев приступил к формированию своей концепции модернизации системы ПВО Украины. Он считает, что необходимо обеспечить несколько уровней защиты неба.

Первый – использованием ЗРК малой дальности до 7 км.

Второй уровень – средней дальности, тоже на базе уже отработанного технического решения, — модернизации ракеты ЗРК «Печора». Уже в течение нескольких лет ГККБ «Луч» в составе отечественной команды участвует в крупном международном проекте по модернизации всей системы ПВО одной из африканских стран. И со своей частью Коростелев справился превосходно – пуски ракет в конце 2017 г. подтвердили способность модернизированного ЗРК поражать цели на дальности до 50 км (кстати, баллистическая дальность такой ракеты 90 км). Принимая во внимание, что Украина имеет громадное количество ракет к этому ЗРК, реализация такого проекта позволила бы существенно усилить ВС ВСУ. Десятки ракет уже отправлены заказчику, так что опыт производства позволит довольно быстро переориентироваться на обеспечение интересов ВСУ. К этому не лишним будет дополнение, что смежник в упомянутом проекте – компания «Радионикс», — уже сделала активную головку самонаведения, а также порт для радио коррекции, так что технологичность ракеты возрастает буквально уже по ходу ее совершенствования.

Позиция разработчиков определяется несколькими важнейшими аспектами, влияющими на продвижение проекта: важна невысокая стоимость разработки, важен быстрый темп создания ракеты. А некоторые заделы, как то появление в распоряжении украинских инженеров активной головки самонаведения (ГСН), могут внедряться по ходу. Активная ГСН может позволить поражать разные цели одновременно. Такая ракета, кстати, тоже должна быть унифицированной. Исполненная как авиационное оружие («воздух — воздух»), она позволит поражать цели на дальности 125 км, в качестве штурмового оружия («воздух — поверхность») – на 110 км. Есть для такого комплекса и многофункциональный локатор наведения – 80К6М, разработанный и выпускаемый запорожской «Искрой».

«Украине не стоит распыляться в количестве разных комплексов, как это было в СССР, нужно двигаться четко и направлено, фокусируя усилия на создании унифицированных ЗРК, то есть, для использования на наземных и на морских платформах», — говорит О.Коростелев.

Если планы конструктора и политическая воля людей у власти пересекутся в одной точке на ГККБ «Луч», вскоре можно будет говорить о создании отечественной школы конструкторов систем ПВО. Собственно говоря, опыт уже есть – конструкторская школа легких боевых машин была создана в Украине, что называется, с нуля. А на ГККБ «Луч» знают: не боги горшки обжигают.

Материал из книги ЦИАКР

«Конструкторы украинского оружия»

Поделиться публикацией