Одним из ключевых моментов успеха в деле создания в Украине боеприпасного производства является организация производства отдельных компонентов, прежде всего, баллиститных порохов, взрывчатых веществ и взрывателей. Без названных компонентов создавать современные боеприпасы практически невозможно, тем более, в условиях фактической войны с сильным и превосходящим противником.
Выход в решении этой проблемы государственной важности один – следует как можно скорее создавать собственные производства названных компонентов на территории Украины. В свете последних сообщений о выделении в декабре 2017 года Министерству обороны Украины именно на организацию боеприпасного производства 1,4 млрд грн такая постановка вопроса вполне реальна.
Такое мнение на днях высказал президент компании «Таско» Валерий Павлюков. По его словам, в Украине имеет место критическая ситуация собственно с производством боеприпасов из-за дефицита важнейших компонентов для производства современных боеприпасов.
С началом войны на Донбассе все производство баллиститных порохов и специалисты остались на временно оккупированной территории, отсутствует производство взрывчатых веществ и взрывателей, которые нам приходится импортировать. Даже производство пироксилинового пороха в Украине приходится запускать заново, т.к. даже имеющиеся мощности в настоящее время не работают.
Кроме порохов также необходимо как можно скорее организовать в Украине производство собственных взрывчатых веществ. Без современных взрывчатых веществ говорить о создании современных боеприпасов сложно (в настоящее время у нас имеется только тротил). Отсюда — второе критически важное направление боеприпасной отрасли: важность и необходимость скорейшей организации собственного производства достаточно широкой номенклатуры бризантных взрывчатых веществ, малочувствительных, высокомощных и т.д.
Следует отметить некоторые особенности такого производства, которые надо будет учесть. Прежде всего, такой завод будет представлять собой очень дорогое и фондоемкое производство, связанное с целым рядом особенностей и ограничений, в т.ч. по экологии, которое по силам только государству. Например, нужны значительные средства на создание основных фондов – зданий, помещений особой конструкции, которые обеспечивают безопасность работы. Необходимы большие территории, с множеством ограничений по расположению.
С учетом нынешних экономических и других реалий в Украине, ни одна частная компания своими силами это производство «не потянет». Хотя, безусловно, могут найтись представители частного бизнеса, желающие заняться и этим направлением. Теоретически, как вариант, производством двух-, трехосновных порохов мог бы заниматься и Шосткинский казенный завод «Звезда», старейшее предприятие отрасли. Однако и в таком случае в новое производство потребуется вложить достаточно большие средства.
Но мы говорим пока о постройке критически важного для обороноспособности страны завода в военное время, поэтому государству это сделать проще. Другое дело, кто будет владеть заводом потом, но сейчас это второстепенный вопрос. Хотя уже сегодня в Министерстве обороны имеет место острый дефицит специалистов, способных хотя бы грамотно сформулировать свои требования и критерии, не говоря уже о реализации такого масштабного проекта. Тем не менее, начинать собственное боеприпасное производство в Украине следует с названных двух важнейших направлений.
Если приступить к решению вопроса о постройке указанных двух заводов, по производству пороха и по производству взрывчатых веществ, это потребует как времени, не менее 3-х лет, так и значительных средств. При этом большое значение будет иметь подготовка кадров. Если по тротилу и гексогену специалисты пока имеются, то по баллиститным порохам – нет, они все остались на «той стороне», т.е. на временно оккупированной территории.
И строить заводы надо будет под современные взрывчатые вещества, новые технологии и оборудование. И специалистов надо соответственно готовить с прицелом на перспективу, а не только на потребности сегодняшнего дня или даже военного времени. Новые пороха и взрывчатые вещества должны будут соответствовать новым видам боеприпасов, которые также совершенствуются и это надо учитывать.
Важно отметить, что это должно быть не просто и не столько высокотехнологичное производство, сколько производство, опирающееся на фундаментальные исследования, которые в нашей стране никогда не проводились. Ранее все это решал союзный центр, сегодня мы можем рассчитывать только на себя. Такова реальность.
Выход в сложившейся ситуации может быть один — покупать за рубежом лицензии, разработать проект и строить заводы под ключ и с обучением персонала. Иначе у нас ничего не получится. Но здесь тоже не все так просто, как может показаться. Из-за войны на Донбассе по-прежнему действуют ограничения на поставку в Украину, как оружия, так и технологий по производству ВВТ, в т.ч. боеприпасов и их компонентов. Как ранее уже отмечалось, Украине не продают пороха и многое другое, а зарубежные банки блокируют переводы, идущие на закупки оборудования для производства оборонной продукции!
Еще одним важным компонентом являются взрыватели, производство которых относится к числу высокоточных, сравнимых с часовым. И его тоже предстоит организовать, правда, это можно сделать на существующих мощностях того же Минобороны. Это механическое производство, состоящее из целого ряда высокоточных станков с ЧПУ и агрегатных станков.
Во времена бывшего СССР на территории Украины такого производства не существовало. Правда, в Черкассах в конце 80-х годов начали строительство завода, но после развала СССР, к сожалению, все прекратилось, и завод достроить не удалось. Наличие собственного производства взрывателей позволит не только отказаться от закупок по импорту, но и обеспечить всю линейку выпускаемых сегодня и перспективных боеприпасов.
Безусловно, инициатива должна исходить от МО Украины, как распорядителя выделенных средств и потенциального государственного заказчика на будущую продукцию. Предварительно МОУ следует посоветоваться со специалистами-боеприпасниками. В Украине остается пока единственный в своем роде отечественный НИИ, занимающийся этой проблемой. Это Шосткинский ГНИИХП (Государственный НИИ химических продуктов).
Этот институт ещё на заре украинской государственности был определён как основное учреждение по боеприпасному направлению, он занимается разработкой технологий, изготовлением опытных образцов и небольших серий продукции – как таковое финансирование ГНИИХП давно прекращено, ресурсы поступают только от заказов Министерства обороны, предприятий ГК «Укроборонпром» и негосударственной формы собственности.
При распаде Союза мы приложили немало усилий для сохранения этого института и его уникальных кадров. Поэтому военные должны как минимум пригласить ГНИИХП и начать с ним работать. Именно этот НИИ должен стать законодателем мод в боеприпасном производстве. Иначе мы рискуем. Пока же военные только в основном штрафуют институт по разным поводам.
С точки зрения организации – СНБОУ должен контролировать процесс на государственном уровне. На него же следует возложить спрос с исполнителя по всем позициям реализации проектов строительства новых заводов. Между тем, это достаточно сложная задача, если учесть, что потенциальных продавцов, желающих продать Украине лицензию на производство современных порохов и взрывчатых веществ, еще только предстоит найти.
К тому же, таких желающих пока не особенно много. Например, в Европе это непросто, во-первых, далеко не все страны располагают тем, что мы ищем, а во-вторых, даже располагающие нужным товаром по тем или иным причинам почти наверняка не пойдут нам навстречу. Остаются США, Китай и некоторые другие страны. В общем, здесь еще предстоит найти и партнера, и договариваться с ним по существу.
По мнению президента «ТАСКО», в целом упадок боеприпасной отрасли – проблема мирового порядка, вызванная в т.ч. и затяжным относительно мирным периодом по окончании «холодной войны». Она захватила не только Украину, но и многих наших соседей по региону.
Следует учитывать и опыт некоторых соседних стран – Болгарии, Польши, Румынии. Например, болгары сразу пошли по рыночному пути. У них изначально было неплохое боеприпасное и оружейное производство. Мощное производство было и в Румынии – в сравнении с Украиной, Болгарией и Польшей. Но после краха бывшего Варшавского договора ситуация сложилась по-разному – в Болгарии производство развивается, а в Румынии производство взрывчатых веществ, порохов, взрывателей практически утрачено.
Все дело в том, что в отличие от государственного регулирования и ограничений для частных производителей в Румынии (и в Украине), в Болгарии весь бывший ВПК перешел в собственность частных компаний, получил свободный выход на внешние рынки и продолжает успешно функционировать. Предприятия работают через службу экспортного контроля, и рынок развивается и не только в основном сохранились, но и развиваются.
В последнее время отмечена активность в ряде стран в части создания собственного производства боеприпасов, их элементов, порохов и т.д. Более того, представители некоторых стран бывшего Варшавского договора обращаются за этим даже в Украину и эту возможность надо использовать. А это значит, нам следует создавать производство в Украине, как за государственный счёт, так и за счет частных предприятий или в рамках развития государственно-частного партнёрства и в конце концов дать возможность предприятиям всех форм собственности выхода на внешние рынки.
Владимир Заблоцкий