ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ РЛС П-18 «МАЛАХИТ»

Появление таких сложных устройств, как радар, было обусловлено приближением Второй мировой войны, которая стала своего рода катализатором для многих передовых технологий ХХ века.

Над проблемой создания эффективного радара работали коллективы специалистов всего мира. Однако первая в мире система радиолокационной защиты была построена в Великобритании в 1938 году. В нее входило более 20-ти станций, размещенных по побережью в одну линию. Система получила название «Chain Home». Радиолокаторы этой системы работали на частоте 20-30 МГц (длина волны 10-13 метров). Дальность обнаружения 200 км.

Эта система практически остановила авиа-вторжение Германии на Британские острова. Она давала преимущество британским ПВО во времени, а это более 20-30 минут, за которые они успевали поднять в воздух свои истребители-перехватчики и привести в боевую готовность зенитную артиллерию.

Сам термин «Радар» английского происхождения и обозначает «radio detection and ranging» — радиообнаружение и измерение дальности.

В Германии к началу Второй мировой войны была построена разветвленная, много эшелонированная система ПВО, основу которой составляла радары «Freya». Эта РЛС работала в диапазоне 125 МГц , дальность обнаружения – 130 км, таких РЛС метрового диапазона было изготовлено более 1000 единиц.

РЛС «Freya» выполняла роль ведения воздушной разведки. Координаты обнаруженных целей передавались на другие РЛС «Würzburg» (Вюрцбург) для наведения перехватчиков.

Что касается СССР, то в начале войны система оповещения ПВО  возлагалась в основном на наблюдательные посты ВНОС, полагавшихся на визуальное и звуковое наблюдение. Позже появились радиолокационные станции РУС-1 и РУС-2 метрового диапазона с длинной волны 4 метра и дальностью обнаружения – 150 км

С участием этих локаторов был предотвращен массовый налет немецкой авиации на Москву в 1942 году, а опытный образец РЛС  РУС-1 был установлен на корабле «Молотов» и нес боевое дежурство в районе Севастополя. С помощью этого радара было обнаружено свыше 9000 единиц авиации противника.

Дальнейшее развитие РЛС метрового диапазона в СССР получили в послевоенные годы. Не трудно догадаться, что было толчком к столь бурному и стремительному развитию радиолокации в этот период. В мае 1946 года в СССР прибыло более 150-ти немецких специалистов в области радиолокации. В КБ-1, сейчас – Главное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» трудились немецкие специалисты под руководством доктора Ф. Лонге вплоть до 1953 года.

Не будем обсуждать, какую роль они сыграли в развитии радиолокации в СССР, но факт остается фактом. Работы этой группы были строго засекречены и поэтому остается загадкой, имеют ли  советские РЛС того периода немецкие корни и являлось ли для них донором германская РЛС « Freya».

К разработке РЛС метрового диапазона волн приступили в Нижнем Новгороде и уже в 1950 году были созданы РЛС П-8, П-10, П-12, а в последующем и П-18, которых до 1990 года было выпущено более 10 тысяч комплектов.

В 1960 году научно-технический скачек в радиолокации позволил разработать РЛС «Оборона-14», которая входила в состав зенитно-ракетного комплекса С-200.

В 1970 году прошла Государственные испытания и принята на вооружение РТВ ПВО радиолокационная станция «Небо».

В 1971 году была принята на вооружение РЛС П-18, которая была создана на основе РЛС П-12МП.

П-18 «Терек» — индекс ГРАУ-1РЛ131, по классификации НАТО – «Spoon Rest D» — мобильная двух координатная РЛС кругового обзора, метрового диапазона волн.

В 60-70е годы было выпущено большое количество различных РЛС метрового диапазона, которые в большей своей части были сосредоточены на западном направлении границ СССР. Поэтому и не удивительно, что после распада Российской империи, одним из самых массовых РЛС, состоящих на вооружении РТВ МО Украины были и остаются радары метрового диапазона волн.

Их традиционно отличает высокая надежность, технологичность производства и ремонтопригодность, относительно невысокая стоимость и стабильные характеристики при длительной работе в различных климатических условиях.

Основным преимуществом метрового диапазона является возможность определять воздушные цели, изготовленные с применением технологии «Стелс», а так же малая интенсивность отражения от гидраметеообразований, что практически исключает зависимость технических характеристик РЛС от погодных условий.

Авиация пятого поколения США, Китая, России и других государств предполагает применение новых поглощающих покрытий, выбор оптимальных форм фюзеляжа, которые позволяют значительно уменьшить эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) самолета, делают его невидимым для средств РТВ.

Первое испытание самолетов-невидимок были проведены еще в 1936 году. Поверхность самолета покрывалась специальным солнце отражаемым материалом.

Во время полета обшивка воздушного судна создавала оптический эффект его полного исчезновения в воздухе. Самолеты были невидимыми только для наблюдателей, но радары могли беспрепятственно их фиксировать.

Применение современных технологий « стелс» решают задачу становиться невидимками, но будут эффективны только против РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона и мало результативны в метровом диапазоне волн. Это подтвердилось во время военного конфликта в Югославии в 1999 году, когда самолет-невидимка F-117A был обнаружен РЛС метрового диапазона и уничтожен ЗРК С-125.

Хотя и в этом случае находятся скептики, которые утверждают, что самолет-невидимка был обнаружен и сбит, благодаря аппаратуре телевизионно-оптического визирования «Карат-2».

Не будем оспаривать эту легенду, но и для такого способа обнаружения и наведения, нужна информация от РЛС дальнего обнаружения.

В противном случае обнаружение цели с помощью аппаратуры «Карат-2»   будет напоминать поиски иголки в стоге сена.

С тех пор РЛС П-18 неоднократно подвергалась модернизации и усовершенствованию. Этим процессом успешно занимался коллектив АТ «ХК «Укрспецтехника» которая по собственной инициативе и за свои оборотные средства разработала и изготовила новую современную РЛС последнего поколения, метрового диапазона «Малахит».

Станция успешно прошла Государственные испытания и в 2012 году была принята на вооружение МО Украины.

Даже если предположить, что «прабабушкой» современной РЛС П-18 могла быть немецкая РЛС «Freya», это не в коем случае не уменьшает роль советских ученых в развитии радиолокации в послевоенные годы.

Что же касается РЛС «Малахит», то тут огромную роль в её создании сыграла легенда научного мира в области радиолокации её Генеральный конструктор Светлана Кошевая. Личные знания и опыт позволили ей создать новую, современную РЛС, которая отвечает требованиям международных стандартов и внесена в реестр НАТО.

В настоящее время РЛС «Малахит» составляет основу РТВ Военно-воздушных Сил Украины, и отлично зарекомендовала себя в условиях ведения боевых действий с Российской Федерацией.

Радиолокационная станция получилась функциональной, надежной и эффективной при обнаружении воздушных, надводных целей, и БПЛА.

РЛС «Малахит» может комплектоваться автоматически раскладывающимся антенно-мачтовым устройством (АМУ), что дает возможность в течение 10-15 минут привести РЛС с походного положения в боевое, а, значит, повысить ее мобильность и живучесть.

Эти свойства военной техники в современной войне могут быть определяющими.

Достоинства РЛС «Малахит»

— цифровое формирование и обработка сигналов, применение современных высокоэффективных алгоритмов;

— эффективное обнаружение воздушных объектов, изготовленных по технологии «Стелс»;

— высокая дальность обнаружения и точность определения координат;

— возможность обнаружения надводных целей и БПЛА;

— повышенная помехозащищенность и надежность;

— все задачи решаются в автоматическом режиме, включая режимы обнаружения, сопровождения и передачи информации;

— высокая степень защищенности от высокоточного оружия;

— использование международных протоколов в программном обеспечении, что дает возможность сопрягаться и интегрироваться в любые АСУ ПВО;

-возможность дистанционного включения и управления РЛС с КП;

В настоящее время на вооружении Военно-воздушных Сил Украины находится более пятидесяти комплектов РЛС «Малахит». В Государственный оборонный заказ на 2021 год вошла поставка новых РЛС «Малахит». Потребность в таких РЛС на сегодняшний день очень большая и ограничивается лишь финансовыми возможностями государства.

Будет ли совершенствоваться РЛС «Малахит», или она достигла своего потолка? Конечно будет, есть еще много не решенных вопросов над которыми постоянно работает коллектив ХК «Укрспецтехника». В дальнейшем РЛС «Малахит» будет размещена на одном автомобильном шасси, где будет находиться аппаратная кабина, агрегаты электропитания и автоматически раскладывающиеся АМУ. К возможности добавиться определение эшелона высоты воздушных целей.

Актуальными ли будут РЛС метрового диапазона в будущем? Несомненно.

Военная авиация завтрашнего дня будет применять все меры и технологии для того, чтобы добиться незаметности для средств радиолокационного обнаружения. Меняя форму самолета и используя разные материалы в его конструкции, можно значительно снизить возможность обнаружения летательного аппарата.

Следует отметить, что добиться обнаружения таких целей с помощью РЛС, которые работают в сантиметровом и дециметровом диапазоне не получится. Только РЛС метрового диапазона, длина волны которых соизмерима с размерами летательных аппаратов может обнаружить такую цель.

Мы верим, что у РЛС «Малахит» ещё не исчерпан весь потенциал и её будущее предопределено дальнейшим развитием авиации.

Можно смело утверждать,  что  РЛС «Малахит» впереди ждёт долгая жизнь.

Михаил Прохоренко 

заместитель генерального директора ХК «Укрспецтехника»

Поделиться публикацией