(Выступление к открытию Украинского института исследований безопасности, 11 июня, Укринформ, Киев)
С окончанием президентской кампании и вступлением в полномочия нового президента страна вошла в новый виток напряженных и ответственных будней. Переформатирование власти – это всегда новые вызовы для государства. Наряду с ними существуют и замороженные риски, доставшиеся в наследство от предшественников.
Экспертная среда чутко реагирует ситуацию, ощущая свою ответственность в части содействия власти в разрешении узловых проблем. Именно для этой цели ряд неправительственных организаций и аналитических центров объединились в Украинский институт исследований безопасности, намереваясь создать в стране объединенный центр аналитической мысли. Претендуя занять место одного из авторитетных отечественных think tanks, Институт намерен приглашать к взаимодействию и совместной работе значительное количество национальных и западных экспертов, занимающихся проблематикой безопасности Украины.
Хочу подчеркнуть, что мы за конструктивный дискурс, затрагивающий самые чувствительные струны государственной души – область безопасности.
Попробуем в связи с изложенным обозначить ключевые риски и наше видение их решений.
Во-первых, необходимо в кратчайшие сроки провести оборонный обзор, а также обзор оборонной промышленности, включая аудит госконцерна «Укроборонпром». Безотлагательно должна быть разработана методика для проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны. Это позволит получить четкое представление о технологической и производственной базе, создать условия для запуска системы перевооружения сил обороны.
Во-вторых, необходим оперативный и качественный аудит документов в области безопасности: Военной доктрины, Стратегии национальной безопасности, Стратегического оборонного бюллетеня. Некоторой коррекции требует и рамочный Закон Украины о национальной безопасности.
Для решения этих задач предлагается создать при Совете нацбезопасности и обороны экспертную группу, в которой непременно должны принимать участие и негосударственные эксперты, включая представителей созданного нами Института. Кстати, и Закон Украины о национальной безопасности прямо предписывает организацию демократического гражданского контроля через соответствующие гражданские институции.
Такая конструктивная активность власти позволила бы незамедлительно приступить к реализации ряда задач, которые много лет ждали своего часа. О чем идет речь?
Первое. Украине необходимо изменить парадигму развития ВСУ, оставив, наконец, в прошлом советскую модель. Для этого необходима реалистичная программа создания в Украине профессиональной армии. Украине под силу сделать из бумажной армии цифровую, реализовать задачи создания и внедрения Единой автоматизированной системы управления ВСУ, оснащения сил обороны устойчивой закрытой связью и современными системами РЭБ. В этой же плоскости лежит задача создания эффективной государственной системы ПВО, а также ракетного щита, дальнейшее развитие Сил специального назначения, создание (наконец!) нормального разведывательного сообщества. И в центр этой системы нужно поместить не столько «результат любой ценой», сколько жизнь солдата, сержанта, офицера. В дальнейшем, по мере реализации программы создания профессиональной армии Украина придет к ее оснащению сложными современными системами вооружения – ударными беспилотными авиационными комплексами, робототехникой, оружием на новых физических принципах.
Второе. Украине необходим эффективно работающий и динамично развивающийся ОПК, без которого невозможно наладить результативную систему перевооружения армии. Развитие ОПК возможно только за счет формирования рациональной оборонно-промышленной политики с акцентом на вовлечение частного капитала и иностранных инвестиций.
Как это сделать?
Начать с простых вещей: отказа от РКМ (расчетно-калькуляционных материалов, кроме предприятий – монополистов), изменения идеологии ценообразования (предусматривающей получение предприятиями прибыли и обеспечение собственного развиваться), изменения идеологии работы Управления военных представительств (военной приемки, которая вместо контроля качества оружия контролирует расходы предприятий), наконец, полной либерализации украинского рынка военной и специальной продукции. Последнее позволит прийти иностранному инвестору, который до сегодняшнего не желал вовлекать себя в риски на украинском рынке, связанные с фактически нулевой прибылью в рамках выполнения гособоронзаказа и крайними сложностями организации экспорта вооружений в третьи страны (полная зависимость не только от государственных органов, но и субъектов хозяйствования, то есть, конкурентов).
К более сложным, но не менее необходимым задачам для новой власти относится следующее. Создание отдельного Министерства для реализации оборонно-промышленной политики государства, формирования системы госгарантий для предприятий и изменения иезуитских ставок при кредитовании оборонных предприятий. Необходимо принятие ряда законов, которые, например, сделают невозможным закупки иностранной военной продукции, если имеются свои разработки.
Заметим, все перечисленное относится к области административных решений, которые требуют политической воли лидера.
Еще один крайне важный аспект деятельности новой власти. Речь о развитии двусторонних отношений с США при наращивании конструктивного взаимодействия с НАТО, что может и должно стать стержнем внешнеполитических усилий Киева. Стержневая задача двусторонних отношений с США – ставки на получение критических технологий при втягивании западных компаний в работу на украинском рынке. Создание наукоемких СП, приобретение лицензий, совместная работа на рынках третьих стран при взаимообмене технологиями и научными достижениями. Если суметь заякорить в Украине американский бизнес, это станет не меньшим предохранителем от военной опасности, чем получение от США ЗРС «Patriot».
Разумеется, обозначенное является далеко не полным перечнем вызовов для нового президента и его команды. Но это те точки роста в развитии государства, которые могут существенно изменить геополитическую обстановку вокруг Украины, превращая страну в зону стабильности и результативности. В целом новой команде предстоит решение грандиозной задачи на мировой арене: Киев должен убедить западный мир, и в первую очередь, Вашингтон, в том, что Украина для Запада является активом, а не пассивом. Что может превратиться в вооруженную и надежно защищенную витрину Запада. Хочу заверить, что участие в разработках упомянутых документов команды нашего Института может сделать их более качественными и всесторонне аргументированными.
Владимир Горбулин,
первый вице-президент НАН Украины,
глава Наблюдательного совета Украинского института исследований безопасности,
секретарь СНБОУ (1995-1999 гг),
академик