ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ УКРАИНЫ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Часть 2

ИПЦК (директор Ю.Руденко, затем Е.Борисов, а в настоящее время – А.Жолоб) является ведущим украинским специализированным предприятием, имеющим не только большой практический опыт работы в области военного кораблестроения, но и давние производственные связи со специализированными проектными организациями стран НАТО и ведущими мировыми производителями вооружения, радиоэлектроники и морской техники.

Первоначально катера для Узбекистана предполагалось строить на судостроительном заводе им. 61 коммунара (ныне «Николаевский судостроительный завод»), но в последний момент он отказался от участия в  контракте из-за необходимости привлечения под заказ кредитных ресурсов в объеме 3,5-4 млн долл. без правительственных гарантий. В итоге строительство катеров передали киевскому ОАО «Ленінська кузня» (ныне ПАТ «Кузница на Рыбальском»).

Особенностью проекта стало оснащение катера армейскими системами вооружения и связи, что позволяет оперативно пополнять запасы с армейских складов без обязательного ухода с позиции на базу. «Гюрза» имеет уникальную конструкцию, оптимизированную для применения именно в условиях Аму-Дарьи. В ней успешно сочетаются малые размерения и высокие тактико-технические характеристики.

«Гюрза» имеет следующие ТТХ: водоизмещение 34 тонны, главные размерения 20х4,77х0,84 (м). Наличие водометного движителя позволяет катеру передвигаться на мелководье без риска повредить гребные винты. Скорость полного хода 55 км/час, экономического – около 20 км/час. Дальность плавания полным ходом составляет  около 400 км, экономическим — до 1 тыс. км. Экипаж: 5 человек. Автономность по запасам провизии – до 7 суток.

Вооружение: 30-мм пушка, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы, ПТУРС. В боекомплект артиллерийского модуля входят 500 снарядов, предусмотрена возможность хранения  на борту дополнительно такого же количества боеприпасов.          В процессе проектирования, с учетом практического опыта применения бронекатеров пр.1205 на Аму-Дарье бронирование катера было значительно усилено в сравнении с первоначальными требованиями.

Контракт на постройку 2-х катеров проекта «Гюрза» был подписан в июне 2003 г., в феврале 2004 г. состоялась закладка головного катера под №01, 2 октября 2004 г. его уже спустили на воду. Испытания прошли  на Киевском  море в районе Канева  и успешно завершились 26 октября.

А уже 29 октября головной катер, получивший название «Джайхун» (древнее название р. Аму-Дарья), на борту украинского транспортного самолета Ан-124 «Руслан» доставили в Термез. Второй катер, названный «Сайхун» (древнее название р. Сыр-Дарья),  прибыл в Термез в конце ноября. В декабре 2004 г. оба катера вошли в состав Речной флотилии Погранвойск Узбекистана.

При закладке катеров, спуске на воду и отправке заказчику присутствовали послы США и Узбекистана в Украине. Финансирование проекта осуществляли США, которые придают большое значение борьбе с наркотрафиком в регионе.

С учетом актуальности вопроса обновления корабельного состава ВМСУ, первым шагом стала закладка 17 мая 2011 г. на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве головного корвета пр. 58250 «Володимир Великий» (проектант – КИПЦК, главный конструктор – С.Кривко).

В рамках утвержденной программы предусматривается постройка серии кораблей из 4-х единиц. Стоимость головного корабля оценивается примерно в 250 млн долл., серийного – до 200 млн долл. С началом российской агрессии против Украины реализацию программы «Корвет» пришлось пересмотреть и 3 августа 2014 г. строительство головного корабля приостановили при технической готовности по корпусу в 43%. Правда, МОУ обещает возобновить финансирование работ по достройке головного корвета. Более того, в конце 2017 г Кабинет Министров Украины утвердил расходы на программу постройки до 2028 года 4-х корветов в объеме 31 млрд грн.

Уже во время войны с РФ на киевском судостроительном заводе  «Кузница на Рыбальськом» были построены и переданы ВМСУ 6 малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 (шифр  «Гюрза-М»). Разработчик проекта – КИПЦК, главный конструктор – С.Кривко.

МБАК имеет следующие ТТХ: водоизмещение 54 т, главные размерения 23,7х4,8х1,06 (м). Главная энергетическая установка дизельная, двухвальная. В составе 2-х двигателей, скорость полного хода 25 узл., экономического – 12. Автономность по запасам провизии 5 суток. Эипаж: 5 человек, в т.ч. один офицер. Вооружение: 2 боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М», каждый в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1, 30-мм гранатомета, 7,62-мм пулемета КТ, комплекта ПЗРК, а также 2-х  ПТУР «Барьер» з лазерным наведением. Также предусмотрена возможность постановки мин заграждения. При этом катер оснащен навигационной РЛС, оптико-электронной системой наблюдения, датчиками выявления лазерного облучения и интегрированным мостиком, что качественно обзегчает управление катером в сложных условиях плавания.

28 декабря 2016 г.  на заводе «Кузница на Рыбальськом» заложили 2 первых десантно-штурмовых катера пр.58181 («Кентавр»), а в дальнейшем здесь же предполагается развернуть постройку ракетных катеров типа «Лань-М». Для вооружения последних в настоящее время разрабатывается первая отечественная противокорабельная крылатая ракета «Нептун».

Планом воссоздания надводных сил ВМСУ предусмотрено также строительство среднего разведывательного корабля (СРЗК) на базе корпуса одного из недостроенных  рыболовных траулеров, оставшихся на стапелях завода «Кузница на Рыбальськом» еще со времен бывшего СССР.

 

                            Владимир Заблоцкий,

Специально для «ОПК»

Поделиться публикацией