Первое отечественное радиоэлектронное ружье для борьбы с БПЛА было представлено предприятием АО «ХК «Укрспецтехника» на выставке «Оружие и безопасность» в 2017 году. В это время прошла презентация антидроновой системы INASAVAR – разработки турецкой компании «Aselsan». Обе системы изготовлены в виде ружья и предназначены для борьбы с коммерческими дронами. В среде разработчиков продукции военного назначения нет практики критиковать конкурентов, и я этого делать не буду. В конце концов, любой товар имеет своего потребителя и, он вправе его оценивать и выбирать. Поскольку, эти технические изделия ориентированы для военных целей – решать МО Украины, из какого «ружья» стрелять.
Давно аксиомой является факт, что реклама является двигателем торговли, и тут сообразительности, и выдумки турецким «сказочникам» не занимать. Рекламируя свою продукцию, они утверждают, что диапазон частот, в которых осуществляется подавление от 400-3000 МГц, 5600-5900 МГц, заявленные показатели отличные, но есть и другая сторона медали. Это очень широкий диапазон и определить, в каком диапазоне осуществляется управление БПЛА без средств радиоэлектронной разведки, которого нет у «ружья», не представляется возможным.
Возникает вопрос — как оператору узнать, какой частотой пользоваться для постановки помехи? Этот вопрос я задавал менеджеру компании «Aselsan», который представлял «ружье» на выставке. Вразумительного ответа не получил. Как и не получил ответа на вопрос, почему «ружье» имеет одну антенну, а диапазон рабочих частот такой широкий. Значит, меняя диапазон подавления надо менять и антенну? Удобно ли это? Ответ понятен.
Не исключаю, что в заданном широком диапазоне частот подавления могут использоваться конкретные несущие частоты, наиболее часто используемые разработчиками БПЛА. Но не надо забывать, что за окном ХХI век – время высоких технологий и Internet, любой человек, мало-мальски, знакомый с радиоэлектроникой, сможет внести незначительные изменения в рабочий диапазон, сдвинув его на несколько мегагерц. И что тогда? Из такого «ружья» не выстрелить даже по воробьям, не говоря уже о подавлении команд управления и телеметрии БПЛА. Я не буду говорить о применении ППРЧ или перестройки частоты при осуществлении радиосвязи. Если, все же, предположить, что оператор должен поставить помеху БПЛА, то дальность подавления будет не более 800 м, что ограничено малой мощностью излучения и незначительным потенциалом батареи. Нужна ли такая дальность подавления для использования в военных целях? Однозначно – нет. Возможно, для охраны жилого здания? Да, это игрушка, и проку для военных от нее никакого.
Многочисленные испытания средств борьбы с БПЛА, в том числе комплекса РЭБ «Анклав», производства АО «ХК «Укрспецтехника», показали, что бороться с БПЛА нужно на дальних подступах к охраняемым объектам. Если БПЛА обнаружен над военным объектом, то надо вспомнить выражение: «Поздно, Сара, пить боржоми …», он уже смог выполнить свою задачу. Тем более, если это БПЛА — «камикадзе», для точечного поражения цели или бомбометания.
Изучив опыт применения средств РЭБ в борьбе с дронами, в зоне ведения боевых действий и тактику использования БПЛА, можно выделить следующие характерные особенности:
— переход на запасные частоты и режим ППРЧ;
— применение режима радиомолчания;
— переход на инерциональные системы управления полетом при потере радиосвязи;
— использование БПЛА — «камикадзе»;
— тактика применения группового налета (2-3 БПЛА) и т.д.
Компания АО «ХК «Укрспецтехника» пришла к выводу, что наиболее эффективным способом борьбы с коммерческими дронами и БПЛА поле боя является подавление каналов навигации GPS/GLONASS. Это легло в основу создания радиоэлектронного ружья, в котором критериями эффективности являются:
Дальность подавления – до 5 км;
Возможность применения антенн кругового действия, с помощью которых над объектом создается невидимый купол радиусом до 3 км.
Это позволяет бороться с групповым налетом БПЛА. Время непрерывной работы от встроенного аккумулятора — до 8 час. Время готовности боевого применения – 15 сек.
В отсутствие каналов навигации, БПЛА не в состоянии в полном объеме выполнить поставленную задачу. Большинство БПЛА, попадая в зону подавления, включают режим автоматического возврата в точку старта, и уходят «домой», не выполнив задачу. Часть дронов теряет стабилизацию, и хаотично дрейфуют под воздействием воздушных потоков, пока не встретятся с деревьями, зданиями, либо землей. Уверенно можно сказать, что 80% успеха в нейтрализации БПЛА – это подавление их каналов навигации. Применение радиоэлектронного ружья не раз демонстрировалось. Последний раз на полигоне «Широкий лан», в ходе проведения военных бригадных мероприятий. Командиры бригад были искренне удивлены его эффективностью. Не меньше их удивил тот факт, что это изделие отечественного производства. Один из командиров, на мой взгляд, сделал очень поэтичное сравнение, сославшись на слова известной песни «Черный ворон». Он сказал, что у военных вошло в привычку, подняв голову, все время смотреть в облака, и отличать птиц от беспилотника на уровне подсознания. Вороны не только похожи на БПЛА внешне – и те, и другие являются предвестниками беды, о которой поется в песне. Обидно, говорит, что у нас в Украине есть такое замечательное средство борьбы с БПЛА, а на передовой его нет.
Показ радиоэлектронного ружья командирам крупных подразделений вызвал бурю эмоций, как положительных, так и негативных. «Почему такое эффективное средство не применяется на передовой?», – спрашивали многие. Это решило бы многие вопросы и спасло не одну человеческую жизнь. Были такие командиры, которые интересовались, как, с помощью волонтеров, это «ружье» можно приобрести. Дико слышать, что на пятый год войны, военные полагаются на волонтеров, на их оперативность, а не на довольствующие органы ВС Украины.
Я постарался объективно оценить боевые возможности «малых средств» борьбы с БПЛА, теперь выбор за МО Украины – из какого «ружья» стрелять?
Михаил Прохоренко,
заместитель генерального директора ХК «Укрспецтехника»